Беседа Тема: "Холокост - уроки истории, которые нельзя забыть" 27.01 2021
план-конспект занятия (3 класс)

Федотова Яна Александровна

 Сценарий  беседы к Всемирному Дню памяти жертв Холокоста. Данное занятие способствует формированию толерантного отношения к окружающим людям независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.Воспитанию чувства сострадания, осуждение зла и насилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа

Тема: «Холокост - уроки истории, которые нельзя забыть»


Цель: познакомить учащихся с историей Холокоста.
Задачи:

- ознакомление учащихся с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

- формирование толерантного сознания;

- формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

- воспитание у учащихся понимания опасности распространения фашизма.

Оборудование:

- презентация, просмотр буктрейлера «Мальчик в полосатой пижаме»

Ход занятия.

- Здравствуйте, дорогие ребята.

- Обратите внимание, пожалуйста на доску.

(на доске – «История – учительница жизни»).

- Как вы понимаете слова этой поговорки? Объясните, почему необходимо изучать историю? Мы вернёмся к этой поговорке в конце урока.

  Сегодня мы с вами рассмотрим один, но очень страшный пример жестокого обращения людей к «другим» людям.

  Наш урок сегодня будет посвящен Дню памяти жертв Холокоста. 27 января Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально

принят на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005

 года. Давайте познакомимся с греческим словом Холокост. Именно этим словом

называют то трагическое время, которое не справедливо унесло жизни огромного

количества народа.

  - Что такое Холокост?

  Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος - «всесожжение»): в узком

смысле-это преследование и массовое уничтожение евреев. Холокост также

известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение».

  Это было целенаправленное уничтожение целой расы. И для нацистов, не было,

каких - то рамок, или чувств. Они относились к убийству детей, женщин, стариков,

мужчин, просто как к своей работе. Подтверждение тому, что холокост был,

являются документы, фотографии.

Хотелось бы вам напомнить о школьнице Тане Савичевой, жительницы Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады. Вот несколько страничек этого дневника:

Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941 год» (Жена – это сестра Тани)

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год» (Лёка – это брат Тани)

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год»

«Дядя Лёша, 10 мая в 4 дня 1942 года»

«Мама, 13 мая в 7:30 утра 1942 год»

«Умерли все»

«Осталось одна Таня» (Зачитывает ученик 4 класса).

  Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли… Ленинград находился в блокаде более двух лет.

 - До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк Родилась она в 1929 году. В 13 лет девочка начала вести дневник, ставший одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня ее дневник переведен на пятьдесят языков, в том числе и на русский.. Анна оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение двух лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны.

Звучит музыка А. Айги «Одиночество»

Говорят погибшие. Без точек.           Каллагова Амина

И без запятых. Почти без слов

Из концлагерей. Из одиночек.

Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

Из кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой.

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака    Козаев Александр         

Расписалась жизнь – пока была.

Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар.

Маунтхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого:

В эти мне отпущенные дни

Вымолвить хоть слово, хоть полслова,

Но из тех что унесли они.


Исторические факты
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.
1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. Немецкие войска уничтожали всё на своём пути.
  В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
  9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Бухенвальд и Дахау. Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.
  Евреев обязали носить особые знаки на одежде, отличительные знаки на одежде или повязки с шестиконечными звездами желтого цвета(заранее приготовленные треугольники, чтобы выложить звезду).; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы…

Два треугольника – звезда.                  – Макиев Азамат.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,

Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.          
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.          –Бирагов Мирон.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды Давида,
Горькие слёзы еврейской обиды.            

- Сначала всех арестованных отправляли в гетто.

- А знаете ли вы, что такое Гетто?

Это в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти.
Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте. В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган.
 Немцы начали создавать концентрационные лагеря. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть.

  В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать   еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В», от которого люди погибали. Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей.
  По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим.
  14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков.За все время существования этого лагеря здесь были убиты 1,5 мил. Освобождение советскими войсками 27 января этого лагеря установлен ООН как Международный день памяти жертв холокоста. Сейчас это музей, который включен в список Всемирного наследия Юнеско.
Бабий Яр
Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Их заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей  евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции.
 Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены.  Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост». Просмотр отрывка из фильма «Мальчик в полосатой пижаме».

  Ребята, давайте теперь вспомним нашу поговорку «История – учительница жизни» и скажите, надо ли возвращаться к данной теме? Неужели у нас в современности мало проблем? (к данной теме необходимо возвращаться. Необходимо помнить такие явления, чтобы не повторять таких ошибок в будущем. История наш учитель, и если мы учтем ошибки прошлого, возможно сможем избежать их).
Итог занятия.
Вопросы.
1. Что такое Холокост?
2. Какой народ больше всего пострадал?
3. Как понимаете, что такое «гетто» «Концлагерь»?
4. Что надо помнить людям, чтобы такая страшная история никогда не повторилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слова, к которым нельзя поставить вопрос"

Реализация технологии проблемного обучения в начальной школеУрок  русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»Р.Н. Бунеев, Е.В. БунееваТема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль» (...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

Цель данного урока: дать понятие о междометиях (без определения), познакомить с их особенностями, научить отличать от других частей речи. На уроке рассматриваются некоторые приемы по развитию самооцен...

урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

данная разработка урока может быть полезной  учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...

План урока по Русскому языку 2 класс Школа 2100. Тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос

Файл содержит план урока по Русскому языку во 2 классе, ОС Школа 2100, учебник Бунеевых. Тема: "Слова, к которым нельзя задать вопрос. Предлоги, междометия". План предполагает использование интерактив...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...