Формы и методы работы со слабоуспевающими в начальной школе.
статья
Статья посвящена изучению причин неуспеваемости и подборе форм и методов работы со слабоуспевающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_formy_i_metody_raboty_so_slabouspevayushchimi_v_nachalnoy_shkole.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Смирнова Ольга Витальевна. Учитель начальных классов, МАОУ гимназия № 49
Тема: Формы и методы работы со слабоуспевающими в начальной школе.
Аннотация: Статья посвящена изучению причин неуспеваемости и подборе форм и методов работы со слабоуспевающими.
Ключевые слова: индивидуальность, возрастные особенности, неуспеваемость, психолого-педагогическая коррекция, признаки, причины, профилактика.
Актуальность: На сегодняшний день проблема неуспеваемости чрезвычайно актуальна. Отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями за отведенное время, предусмотренными учебной программой, по которой происходит обучение.
Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям и к учебе. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учителю и учению. В результате они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, часто бросают школу и переходят в ряды так называемых «трудных» подростков.
Цель: Выяснить какими формами и методами добиться успеха с неуспевающими детьми
Задачи: Дать определение термину неуспеваемость
Рассмотреть факторы, причины, влияющие на возникновение неуспеваемости младших школьников. Типы неуспевающих школьников.
Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.
Изучить рекомендации при работе со слабоуспевающими учениками.
Введение
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Неуспеваемость – это несоответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания.
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Вышеуказанные средства, оказываются малоэффективны, вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. Причины могут быть различны.
Изучив работу Е.Ю. Балашовой, наш современник, профессор МГУ им. Ломоносова, кандидат психологических наук, я рассмотрела причины, которые она выделяет. Она утверждает, что говоря о причинах школьной неуспеваемости, о трудностях в обучении, стоит выделять биологические причины, т.е. это факторы, которые вызывают сбои в работе ряда систем организма и в частности головного мозга, и средовые причины, т.е. как определенные воздействия среды могут провоцировать, приводить к возникновению трудностей в обучении. Под средой Балашова подразумевает именно социально-предметную.
Основные биологические причины:
· Наследственные факторы;
· Осложнения вследствие особенностей протекания беременности и родов;
· Соматические заболевания в раннем возрасте;
· Индивидуальные особенности мозговой организации психических функций;
Разберем причину, связанную с протеканием беременности, родов и раннего развития ребенка. Балашова Е.Ю. подчеркивает, что рассматриваются только «нормальные дети», без каких-либо серьезных травм или отклонений, но испытывающие трудности в адаптации и в обучении. По данным медицинской статистики, сегодня все чаще появляются на свет дети посредством кесарево сечения. Это чревато определенными опасностями, а именно, вследствие быстрых родов, мозг ребенка не успевает адаптироваться к окружающей среде, резкий перепад давления в дальнейшем может негативно сказаться на том, как будет развиваться психика ребенка. У таких детей, часто на первом году жизни обнаруживают гипертонус (повышение мышечного тонуса). Это легко снимается средствами лечебной физкультуры, но все же, позже, в младшем школьном возрасте появляется проявление синдрома двигательной возбудимости и гиперактивности или повышенная истощаемость, а именно несформированность внимания. Все эти явления они у ребенка оказываются некой проблемной сферой.
Серьезные трудности в обучении могут создавать, если ребенок в раннем детстве, болеет какими-либо тяжелыми соматическими заболеваниями.Такие заболевания дают определенный синдром интоксикации организма (проблемы с выводом токсинов из организма).Здесь можно заметить, как биологическая причина плавно переходит в последствия психологические. Часто больной ребенок изолирован от сверстников, он не так интенсивно общается с миром как здоровые дети, испытывает гиперопеку со стороны родственников. Именно она может вызывать трудности социализации в дальнейшем.
Следует упомянуть плохую экологию, при которой у детей могут возникнуть определенные проблемы в успешном психическом развитии. Балашова Е.Ю. приводит в пример Чернобыльскую катастрофу, которая произошла в середине 80-х годов. Один из результатов, которые были обнаружены, оказался то, что некоторые зоны мозга запаздывают в своем формировании, что в дальнейшем может негативно сказаться в усвоении школьных навыков, письма, чтения, концентрации внимания и т.д.
В наши дни повышается процент левшей в популяции . Если раньше (10-20 лет назад) на класс, состоящий из 25ти человек, приходилось 1-2 левшей, то сейчас на ту же аудиторию их приходится 5-6. Это зачастую связано с тем, что с раннего возраста ребенка перестали переучивать. Левша - человек, у которого ведущую роль во многих психических процессах играет правое полушарие мозга, которое отвечает за процессы адаптации, в частности адаптации к стрессам. Если представить себе, как будущая мама постоянно, в силу особенностей нашей жизни, испытывает различные стрессы, ее организм вырабатывает гормоны стресса, а ребенок составляет с ее организмом единое целое, то не исключено, что многие из современных левшей они таковыми становятся еще внутриутробного развития. За счет волнения матери, правое полушарие мозга ребенка интенсивно начинает функционировать. И уже заведомо оно формируется как ведущее. В этой гипотезе есть логика, и возможно, этим и объясняется высокий процент левшей в популяции.
Основные средовые причины:
· Педагогическая запущенность;
· Гипероперка;
· Бедность предметной среды, окружающей ребенка;
· Недостаточное упражнение психических функций на этапе дошкольного развития;
· Незнание и непонимание индивидуальных особенностей структуры и динамики психического развития ребенка;
Считалось, что педагогически запущенные дети - это те дети, которые, не получают должного внимания педагогов и родителей. К традиционному пониманию педагогической запущенности добавились новые нюансы. Часто с ребенком интенсивно занимаются, устраивают дополнительные занятия. Тем не менее, часто это не дает результата, а иногда и усугубляет проблему. Это происходит из-за того, что педагог не учитывает индивидуальных особенностей школьника. Часто родители, и учителя мало себе представляют трудности ребенка-левши. В детском возрасте у левшей достаточно плохо закрепляются разные навыки, навыки при не упражнении могут просто умирать. Ребенку-левше надо периодически повторять, возобновлять в памяти, проверять, не угасает ли этот навык. Все эти операции нуждаются в упражнении. Современная культура преподносит нам много каверзных подарков: некоторые предметы, замена старых на новые. Например, часы со стрелками заменяются часами-табло, декоративными часами или замена ботинок на шнуровке ботинками на липучках. Глобальное изменение в нашем мире -замена чернильных ручек на шариковые. Все эти нововведения несомненно отразились и в учебном процессе: заторможенность мыслительных процессов, неразвитость мелкой моторики рук, некаллиграфический почерк.
Гиперопека негативно влияет на успеваемость школьника. Ребенок часто плохо пишет контрольные работы в классе, хотя домашнее задание всегда выполнено исправно (с помощью мамы). Если постоянно помогать ребенку в обучении, то в нем будет проявляться заторможенность функции контроля. Родители на первых парах конечно должны помогать ребенку, но потом постепенно передавать этот контроль ему. Чтобы он учился у себя находить ошибки.
Еще один пример гиперопеки - неупражнения функций. Часто, имея дело с младшими школьниками, задаешь ему какой-либо вопрос и слышишь в ответ: «я забыл». Это связано с неупражнениями функций. То, что делается традиционно, во благо, ради удовольствия может повлечь за собой неоднозначные психологические последствия.
Для младшего школьника до сих пор его успешность в учебе ряд лет является очень значимым моментом. Если ребенок испытывает трудности в обучении, у него часто формируется заниженная самооценка. Проводился тест, просили оценить детей по росту и по привлекательности, результаты показали, что неуспевающим ученикам приписывали низкий рост и некрасивый облик. Это говорит о том, что у неуспевающего ребенка может сложиться некий отрицательный имидж и в глазах других в собственных глазах тоже.
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, может нравиться общение с друзьями, но они смотрят на школу как на «тюрьму». Школа, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. Когда дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут стараться лучше понимать друг друга, видеть, что они могут друг для друга сделать, помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
П. П. Блонский, русский советский философ, педагог и психолог, составляя общую типологию школьников, выделил типы неуспевающих школьников.
Тип «плохой работник». Его легко определить последующим признакам:
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит,
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы),
3) не подмечает своих неудач и трудностей,
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу,
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно,
6) индифферентно относится к результатам работы. Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости.
Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.
Среди психологических причин неуспеваемости выделяются следующие: несформированность приемов учебной деятельности;
недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).
Ребенок, поступивший в школу, и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти правильные приемы работы. Любое действие, которое предстоит освоить в школе, может быть выполнено разными способами, но не все эти способы эффективны.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
не способен устанавливать причинно-следственные связи;
не может организовать свое время;
не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
отвлекаемость;
подвижность;
неусидчивость;
утомляемость;
истощаемость;
медленный темп работы;
конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий в учебной деятельности.
Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов, значит, предотвратить неуспеваемость.
Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока.
Для интеллектуального развития можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально-развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.
В уроки можно включать различные игры на превращение слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. Примером может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа.
Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.
На занятиях очень важно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания.
Большую помощь в организации индивидуальной работы оказывают карточки, перфокарты, памятки, карточки-помогайки, алгоритмы по всем изучаемым темам уроков русского языка, математики, окружающего мира. Использование карточек повышает не только интерес детей к работе на уроке, но и помогает систематически учитывать уровень знаний школьника, характер их затруднений в изучении учебного материала.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками:
- При работе в виде опроса «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; учить и разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
- В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
- Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
- По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
- Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
- Обобщение – главная составляющая любой методики.
- Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
- Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
- Иметь обратную связь с родителями.
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что предупредить и преодолеть неуспеваемость младших школьников можно. Для этого учитель должен правильно выявить и проанализировать причины неуспеваемости, определить возможности их устранения в процессе учебной деятельности. Необходимо использовать методы, формы и приемы, которые мотивируют и стимулируют деятельность неуспевающих, которые направлены на повышение уровня успеваемости. Также необходимо использовать индивидуальный подход к учащимся во время учебных и внеучебных занятий и только тогда можно будет надеяться на положительные результаты по преодолению неуспеваемости младших школьников с особыми образовательными потребностями.
Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89. - 1997. - 224 с.
2. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. - М.: Генезис, 2010. - 124 с.
3. Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: 1929. - 57 с.
4. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения. - М.: 1961. - 13 с.
5. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость - М.: Народное образование, 1963. - 37 с.
6. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: 1954. - 102 с.
7. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 1993. - 79 с.
8. Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. - М.: Наука, 1990. - 141 с.
9. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
10. Мурачковский А.И. Типы неуспевающих школьников. - Советская педагогика: 1965, №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания
Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...
"Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы на уроке в начальной школе"
Данная презентация содержит теоретический материал по заявленной теме....
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика...
Формы и методы работы с родителями в начальной школе.
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обу...
Формы и методы работы с неуспевающими учащимися начальной школы.
Статья содержит причины неуспеваемости учащихся начальной школы и ее профилактику....
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качест...
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...