Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
статья
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
по теме:
«Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одно из них - метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываю критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»)
Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. На сегодняшний день в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Я осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Поэтому ведущим методом в моей работе является деятельностный метод .
Обучать деятельности – это, значит,
-делать учение мотивированным,
-учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность),
- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективней, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.
Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Я считаю, правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы - важнейшее условие поддержания внимания учащихся начальных классов.
Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.
Сложностью на уроках является мобилизация внимания учащихся при повторении пройденного. Для учеников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение - тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя - сделать повторение интересным и полезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались.
Существуют психологические проблемы организации внимания на уроках у младших школьников. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом этапе урока нужны наглядные средства.
Значение наглядности в учебном процессе рассматривается в связи с методическими задачами, которые ставятся перед средствами наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса.
Значение наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, развивает внимание, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.
При использовании наглядных пособий учителю необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальны особенности учащихся.
Наглядность соответствует особенностям мышления детей, способствует лучшей организации внимания младших школьников на уроках.
Таким образом, использование наглядных пособий - рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль; вносит разнообразие в учебный процесс; дает учащимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.
Применение технических средств обучения приводит к повышению качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу.
Технические средства необходимы для повышения качества обучения и помогают учителю решать следующие задачи:
дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствовать повышению качества обучения;
повысить наглядность Использование наглядных и игровых методов, использование технических средств и других способов организации и развития внимания.
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. На уроках учителя многие грамматические упражнения заменяют играми, поскольку у детей в этом возрасте это основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул к изучению языка.
Понятно, что в младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности - игровой на учебную, и учебная деятельность становится ведущей, но особенно игра сохраняет своё значение.
Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Игры способствуют и выполнению важных методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими материала;
тренировке учащихся в выборе нужного варианта.
Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Игровая деятельность на уроках обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает внимание. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
обучения и, как следствие этого, сделать доступными для учащихся такой материал, который при обычных способах изложения недоступен или малодоступен. Пятиминутный фильм может сделать доступным для учащихся объективно сложенный учебный материал;
повысить темп изложения материала;
удовлетворить наиболее полно запросы и естественную любознательность учащихся;
облегчить труд учителя и учащихся.
Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Ребята с удовольствием разучивают песни. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда дети устали.
Одним из эффективных средств является использование стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и другим людям. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.
Младшие школьники любят сказки. Они без труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои. На уроке дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляют своих героев, играют в игры, поют и танцуют с симпатичными сказочными героями.
Известно, что тяжело работать в последние учебные дни перед каникулами или в праздничные дни. Ещё тяжелее учиться ребятам в такие дни. Здесь придут на помощь необычные уроки: "рисовальные". Такие уроки нужно сделать необычными, запоминающимися и полезными. "Рисовальный" урок посвящён какой-то определённой теме, празднику. Можно предложить детям передать содержание стихов, сказок,песен в рисунках.
Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать красками, фломастерами. Это развивает творческое воображение. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют формированию творческой активности.
В настоящее время проблемы здоровья детей стали особенно актуальны в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей.
В школах используется большое количество инновационных технологий, вариативных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из – за этого , уплотнения сетки учебных занятий и растет доля умственной нагрузки.
В следствие этого, нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Одним из таких средств, считается применение в школах здоровьесберегающих технологий.
Общее свойство многих педагогических технологий состоит в применении программ обучения, индивидуализированных по содержанию, по темпам учебно - познавательной деятельности школьников, методам работы с разными детьми.
Говоря о бесстрессовой среде для ребенка в школе, хочется немного вспомнить об особенностях ученика младших классов. Особое внимание обратим на самых маленьких учеников – первоклассников.
Если при изучении учебного материала ребенок остается без опоры на то, что знал и умел прежде, то в собственных глазах он станет ничего не знающим и не умеющим, беззащитным.
От того, как происходит обучение, существенно зависит и состояние здоровья ребенка.
Известно, что именно затруднения в изучении материала часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущей к снижению возможностей детского организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья.
Исходя из этих факторов, у меня сформировалось предпочтение к определенным формам работы на уроке, которые приносят стабильно хорошие результаты в учебной деятельности, а главное, помогают учащимся без стресса, в доступной форме усваивать учебный материал.
На своих уроках использую индивидуальную, групповую работу и работу в парах, так как на мой взгляд , именно эти формы работы соответствуют бесстрессовой среде на уроке.
Вернемся снова к первокласснику. До того, как ребенок пришел в школу, ведущей деятельностью была игровая. Дошкольник практически всегда имел общество сверстников - партнеров по игре.
Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу - новизна притягивает. Однако в процессе обучения они лишены общения со сверстниками (запрещено разговаривать друг с другом, взаимопомощь называется подсказкой и списыванием).
Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.
Парную форму работы использую для увеличения активности учащихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому.
Заканчивают дети парную работу, крепко взявшись за руки , и поднимают их вверх.
Ещё одной эффективной формой работы является групповая работа, которая также используется на различных этапах урока (проверка домашнего задания, закрепление изученного, объяснение нового материала, проверка качества выполнения заданий), на уроках различного типа, в исследовательской и проектной деятельности.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире . Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
О некоторых из методов, применяемых в моей практике, говорится в данной статье.
Динамично помогают начать урок такие методы, как, “Улыбнемся друг другу”, “Поздоровайся локтями”. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – “физминутки”, танцевальные разминки и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.
В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель этого урока.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
И. М. Верзилин говорил «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий».
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.
Приведу несколько примеров, которые позволяют мне справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад.
На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.
На уроках математики при проведении уроков – соревнований использую интерактивную доску. Для привлечения внимания и активности учащихся в начале урока провожу устный счёт с элементами игры «Запиши только ответ». Примеры записываю в два столбика по вариантам. После того, как дети записали ответы, с помощью анимации на интерактивной доске проводят самопроверку или взаимопроверку. Такой вид работы ученикам нравится, так как они выступают в роли учителя. При выполнении устных вычислений демонстрирую схемы, ребусы.
Учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда по теме, записи слов, подчеркивании орфограмм, выделении частей слова, нахождении грамматической основы и второстепенных членов предложения.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» предлагаю детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.
Применение проектно - исследовательской деятельности на уроке окружающего мира позволяет развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. При подборе темы проекта ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.
Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета».
Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Дидактическая игра
Дидактическая игра является одной из уникальных форм – это условная занимательная деятельность, направленнная на формирование знаний, умений и навыков. Дидактические игры — вид учебных занятий, которые организуются в виде учебных игр, реализуют ряд принципов игрового и активного обучения, отличающихся наличием правил игровой деятельности, фиксированной структуры и систем оценивания.
Отличительной особенностью данных игр является наличие игровой ситуации, используемой обычно в качестве основы метода. В игре деятельность участников формализована: существуют правила, жесткая система оценивания, а также предусмотрен порядок действий или регламент. Дидактическая игра — это такая коллективная и целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и свое поведение ориентируют на выигрыш.
Мини-соревнования
Мини-соревнования хорошо проводить как разминку. Главная их цель: проверить знания учащихся по изучаемой теме. Дух состязательства заставляет включиться в работу каждого ученика, потому что от работы каждого зависит то, чья команда победит.
Учащимся каждой команды нужно не просто решить задания, но и проверить все ли выполнили верно, а тем ученикам, у которых возникли затруднения, более сильные ученики оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все задачи.
Кодирование задания также привлекают интерес учащихся: на доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Ученики решают задания, выбирают верный ответ и открывают букву-код, соответствующую верному ответу. В результате ученики получают зашифрованное слово.
Однако следует заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес и успеваемость заметно понижается. В общей системе место нетрадиционных уроков должно определяться самим учителем в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей самого учителя.
Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Так, например, изучая тему по окружающему миру «Разнообразие растений на Земле», полезно обратиться к детям с вопросом «Хотите больше узнать о растениях нашей страны? Давайте найдём информацию в интернете, вместе составим презентацию». Благодаря презентациям, те учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Выше перечисленные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий.
Такие формы работы на уроках дают большие возможности для работы с детьми различных уровней развития, не ущемляя их личности и не нанося морального вреда, развивает творческие возможности детей.
Используя их на уроках можно не только развивать ребенка, но и сохранить его здоровье и желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках в начальной школе.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...
Статья на тему "Коллективные формы работы на уроках в начальной школе".
В начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учи...
Статья Групповые формы работы на уроке в начальной школе
Даная статья поможет учителю при подготовке к парной и групповой форме работы на уроке, которая соответствует коммуникативно-деятельному подходу в обучении и позволяет активно вовлекать каждого ученик...
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качест...
Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."
Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."...
Обобщение опыта по теме: «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...