Лекторий для родителей
классный час (3 класс)
Проблемы развития внимания у обучающихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лекторий для родителей | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Калужской области «Козельская школа - интернат»
(ГКОУ КО)
Лекторий для родителей
«Внимание и внимательность, как основа успешной деятельности детей»
Цель: показать родителям важность развития познавательных процессов, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников. Объяснить как влияют проблемы развития детского внимания на успешность в обучении.; ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания детей.
Вопросы для обсуждения: значение внимания для результативности учебной деятельности; приёмы развития внимания ребёнка дома.
Предварительная работа: анализ работы учащихся в ходе проведения внеклассных мероприятий, выполнения домашнего задания в ГПД, тестирования, подготовка упражнений и заданий на внимание.
Ход собрания
1 Введение.
Внимание среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.
Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: “...внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в зависимости от возраста.
Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.
Выделяют основные свойства внимания:
- переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
- объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно небольшой промежуток времени;
- распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов;
- устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
- концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.
Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом. Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.
Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания:
- непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
- произвольное (или волевое) - сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда, когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
- послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более глубоко и разносторонне.
Внимание такое обычно поддерживается активной умственной деятельностью ученика.
На каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с маленькими школьниками на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, то есть непроизвольное внимание не исключается полностью. Нельзя строить повседневную работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких учеников, но и для взрослых. Значит, надо ориентироваться на третий вид внимания, который поддерживается интересом на послепроизвольное. У детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое “приучение” должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.
Уважаемые родители!
Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью воспитательной и учебной деятельности ваших детей. Во многом эти результаты напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным.
Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
2. Анализ результатов учебной деятельности учащихся, заданий на внимание.
- Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки)
- Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (трава – трва)
- Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания
- Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
3. Упражнения по развитию произвольного внимания.
Цикл упражнений на развитие внимания
Упражнение 1. Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку поиграть в зашифрованные слова. При этом слова шифровать самим и предложить сделать это ребенку.
Упражнение 2. Ребёнку можно предложить поиграть в игру "Найди отличия на картинке"
Упражнение 3. Корректурная проба. Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу: решить кроссворд по определенной теме.
Упражнение 4. В рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВЧМЕВНГМШЬ (газета, дом)
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)
ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна)
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (берёза, книга)
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАООСТВ (пенал, лес)
Упражнение 5. Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Упражнение 6. Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:
БЫЛАЗИМАЗИМОЙ ХОЛДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 7. Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:
Упражнение 8. Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 18, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
Упражнение 9. Ребёнку предлагается задание в виде примеров, в которых он должен найти определенное количество.
Упражнение 10. Решение задач:
На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Упражнение 11. Ребенок должен проанализировать список для покупок в магазине, с приобретенными покупками.
например: мясо, мыло, спички - масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
Задания на внимание
- Нарисуй предметы так, как они расположены на карточке.(карточки прилагаются)
- Подчеркни слово, в котором есть звук «_»
- Дорисуй недостающие элементы в рисунке (лицо, дом, животное)
- Реши примеры на вычитание и сложение в определенном порядке:
- 1 примеры с однозначными числами.
- 2. примеры с двузначными
- Выполнение письменного задания, в котором нужно правильно изменить окончания:
- Подведение итогов
Классный руководитель раздаёт памятки про развитию внимания учащихся и комментирует их.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, любую возможность.
- Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей "Детская агрессивность"
Проведение родительского собрания в виде лектория о "Детской агрессивности"...
Лекторий для родителей "Семейное чтение"
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в нач...
Лекторий для родителей "Как помочь первокласснику учиться?"
Беседа для родителей, особенно актуальная в период адаптации первоклассников к обучению в школе....
Лекторий для родителей на тему: "Не хочу делать уроки!"
Материал для проведения родительского собрания в начальной школе...
Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"
Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования....
Лекторий для родителей
Тема: Развитие внимания у младших школьников.Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школ...
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей
Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....