Познавательный час "Права ребенка" в 3 классах
план-конспект занятия (3 класс)

Потапова Дина Яковлевна

Цели и задачи: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; понятиями «декларация», «конвенция»; привлечь внимание к законам, раскрыть их влияние на все стороны жизни человека; познакомить с важнейшими нормами поведения в общественных местах; помочь юным гражданам научиться оценивать свои поступки.

 

Оборудование: книжная выставка «Права ребенка», проектор, презентация «Права детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klassy_poznavatelnyy_chas.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный час "Права ребенка" в 3 классах

Цели и задачи: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; понятиями «декларация», «конвенция»; привлечь внимание к законам, раскрыть их влияние на все стороны жизни человека; познакомить с важнейшими нормами поведения в общественных местах; помочь юным гражданам научиться оценивать свои поступки.

Оборудование: книжная выставка «Права ребенка», проектор, презентация «Права детей»

Ход мероприятия

Слайд №1

Здравствуйте, юные друзья! Давным-давно, как только на Земле появились люди, их стали терзать вопросы:

•Что они могут делать и чего не могут?

•Что они обязаны делать и чего не обязаны?

•На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы их жизнь превратилась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров. В конце концов им удалось решить ряд из них, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

Слайд №2

Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление)– международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Она включает законы, которые требуют обязательного исполнения. Принята Декларация 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В ней говорится, что люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.

Как вы думаете, а у детей права есть?

Конечно, есть. Ведь  дети – это люди особые. Во-первых, пока ребенок растет, ему нужны условия не только для достойной жизни, но и для полноценного развития. Во-вторых, не став совершеннолетним, ребенок не распоряжается полностью своей жизнью и судьбой – этим занимаются взрослые, а значит, ребенка надо оградить от вреда, который может быть нанесен взрослыми. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от неприятностей. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная организация – ООН.

Слайд №3

Что же это за организация?

В 1945 году закончилась Вторая мировая война, которая унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел, деревень. Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решить мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

Слайд №4

Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав человека (1959) и в Конвенции о правах ребенка(1989).

Слайд №5

Конвенция  - (от лат. conventio- договор, соглашение) - международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств. В ней государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. В Конвенции  о правах ребенка – 54 статьи. В них описаны все стороны жизни ребенка. Сюда включены как права, присущие всем людям, так и особые, «детские» права. О правах ребенка полезно знать каждому из вас, чтобы уметь защищать себя и других. Поэтому мы хотим познакомить вас с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

О каких же правах идет речь в Конвенции?

Слайд №6

Главное право каждого человека – право на жизнь.

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Давайте вспомним знаменитую сказку английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях и поразмышляем.

Чтение отрывка из сказки «Алиса в Зазеркалье»«

- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Нет, растерянно сказала Алиса.

- Конечно, не знаю, не знаю,- пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете делать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

- Ничего не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «- Эй!», или еще как-нибудь».

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь? (ответы детей)

Вопросы к размышлению:

1.Согласны ли вы с тем, что если все дети одинаковы, то им надо вместо имен давать номера?

2.Согласны ли вы, что дети должны обращаться друг к другу по кличкам и прозвищам?

Имя дается человеку при рождении. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. Родители придумывают имя ребенку, и эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Это первый документ ребенка!

Для чего же нужно имя? (ответы детей)

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Уважаемого человека всегда называют по имени-отчеству. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

Слайд №7

В Конвенции прав ребенка есть статья, которая звучит так: «Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя».

Ребята, как вы думаете, нужен ли каждому из нас дом? (ответы детей)

Конечно, иметь свой дом очень важно, так как это место, где человеку тепло, уютно, где его понимают. Все вы читали русские народные сказки, поэтому вам не составит труда вспомнить, как называлось жилище русского крестьянина. (ответы детей)

Правильно, изба. Часто действия сказок происходят прямо в избе. Вспомните: великий богатырь Илья Муромец просидел на печи 33 года.

Вопросы к размышлению:

1.Согласны ли вы, что на достойное жилище имеют право только дети строителей?

2.Посмотрите на рисунок и скажите, украшают ли стены дворца надписи, сделанные ребятами? Слайд №8

Слайд №9

В Конвенции прав ребенка записано: Каждый ребенок имеет право на достойное жилище. Согласно статье 25 Конституции, жилище неприкосновенно.

Ребята, а как вы думаете, почему каждому ребенку необходимо учиться? (ответы детей)

Слайд №10

Конвенция прав ребенка и это предусмотрела. В ней есть статья, которая гласит: Каждый ребенок имеет право на образование.

В какой сказке женщина неопределенного возраста замышляет похищение ребенка и использует для этого птиц? (Баба-Яга из русской народной сказки «Гуси-лебеди».)

Слайд №11

В Конвенции прав ребенка записано: Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен с матерью.

В какой сказке девочку заставляли работать от зари до зари и запрещали участвовать в играх и забавах сестер?  ( Золушку из одноименной сказки Ш. Перро.)

Как вы думаете, были ли нарушены права Золушки? Какие?

Слайд №12

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Давайте посмотрим, какие у вас еще есть права.

Слайд №13

А теперь я предлагаю вашему вниманию фрагмент из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело».  Главную роль Лены Бессольцевой исполняет Кристина Орбакайте.  

Сюжет следующий: в провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины. Девочку встречают с неприязнью и дают ей кличку Чучело. Только Дима Сомов оказывает ей поддержку.  Ребята всем классом прогуливают урок литературы, пойдя в кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго готовились. Ребята решили найти виновного и наказать, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней и даже жестоко избивают.   (Показ сюжета. Слайд №14)

Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, изображающего девочку.

Скажите, какое у вас общее впечатление после просмотренных фрагментов из фильма? (Жалко главную героиню). Рассмотрим данную ситуацию с юридической точки зрения. В соответствии с Конвенцией о правах и обязанностях ребенка, какие права Лены Бессольцевой были нарушены? Право на жизнь, на существование (Железная Кнопка предложила сжечь предателя), на имя (дали ей кличку Чучело), нарушена статья 19 (ребята решили использовать в качестве мести физическую и психологическую форму расправы, оскорбления).

А теперь давайте ответим на «правовые» вопросы по мотивам произведений известных российских и зарубежных писателей.

Слайды №15, 16

Литературно-правовая викторина

1.Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? ( Конвенцией признается право ребенка на свободу выбора и собственное мнение).

2.Имеет ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими животными, равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

3.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка»).

4.В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

5.Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова? (Барон Мюнхгаузен, Капитан Врунгель).

Однако у детей есть не только права, но и обязанности, которые надо выполнять.

Слайд №17 Веди себя тихо в общественных местах!

Слайд №18 Не мусори в общественных местах!

Слайд №19 Делай вовремя прививки, чтобы не болеть!

Слайд №20 Не притворяйся больным, когда ты здоров!

Слайд №21 Не делай ложных вызовов врачей «скорой помощи»!

Слайд №22 Сначала подумай, потом сделай!

Слайд №23 Не обижай никого вокруг!

Слайд №24 Решай споры словами, а не кулаками!

Слайд №25 Не дразнись и не обзывайся!

Слайд №26 Не груби окружающим!

Слайд №27 Не играй дома в шумные игры, когда кто-то из близких отдыхает!

Слайд №28 Не балуйся с телефоном!

Заключение: Наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важный тему – права человека. Зачем нам эти права? Как вы думаете? Есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по РПС (развитие познавательных способностей) 3 класс

Календарно-тематическое планирование по РПС (развитие познавательных способностей) 3 класс...

Занятия по развитию познавательных способностей. 3 класс.

Представлен ряд  презентаций  для проведения занятий по развитию познавательных способностей в 3 классе....

Познавательные вопросы,4 класс.

Познавательные вопросы выполнены в виде тестаExcel. Отвечая. на вопросы, ученик имеет возможность сразу увидеть свою оценку....

Программа развивающих занятий по развитию познавательной деятельности (2 класс)

Программа разработана по материалам программ коррекции и развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста Шевляковой И.Н.Программа предназначена для коррекции развития познаватель...

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 3 класс

В целях развития логического мышления учащимся пред­лагаются задачи, при решении которых им необходимо само­стоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить де­дуктивные умозаключения.Способн...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 2 класс", автор педагог-психолог Потапова Н. В.

Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий, приложения....