Классный час" Конституция - основной закон"
классный час (4 класс)

Ирха Маргарита Викторовна

Познакомила детей с основными статьями Конституции Р.Ф, конкурсы "Правовой сундучок", игра да или нет, посмотрели мультфильм. какие права были нарушены у сказочных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya_-_osnovnoy_zakon.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конституция РФ –

основной закон нашего государств

Цель: в интересной и занимательной форме познакомить детей с основным законом нашего государства – Конституцией РФ.

Задачи:                                                                                                                                       - уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;                                 - закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка;                                                        - вырабатывать навыки коллективной работы, развивать умение высказывать свое мнение;                                                                                         - воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Учитель:- У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 12 декабря  1993 году, когда была принята Конституция нашей страны.   А что же такое Конституция?

Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позже, а пока послушайте легенду:

«Давным- давно было два государства – Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В гос-ве Можно все разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь ругаться – ругайся, хочешь  оскорблять – оскорбляй, т. е. все можно. В государстве Нельзя  жители  жили совсем иначе: нельзя грабить, нельзя грубить, нельзя не платить налоги, нельзя веселиться,…т.е. все нельзя. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя.  Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Люди стали жить в нищете, потому что всё,  что они имели у них отнимали более сильные и наглые. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению создать новое государство  Законие. В нем были,  установили законы, которые должны были соблюдать все жители. В государстве появился порядок  и все стали жить счастливо».

- Ребята, а в каком из этих трёх государств хотели бы жить вы? Почему?

- В начале занятия я задала вопрос «Что такое Конституция?» Конституция РФ — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны.

              1.   Уже много лет назад,

                Как нам люди говорят,

                Был в стране придуман Он

                Конституции Закон,

                И с тех пор за годом год

                Его чествует народ.

            2.С  Конституцией дружить —

            Значит, по закону жить,

            И работать, и учиться,

            И общаться и жениться!

 — Сначала Конституцию придумали и записали учёные.

 Потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому.

 Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу). Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место на избирательный участок и заявить, проголосовать, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция.

 Что сказано в нашей Конституции?

 — В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным.  Это значит, что государство  должно делать все, чтобы жизнь наших людей,  нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше.

 — Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.

 — В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.

Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. В 70 статье Конституции говорится, что у России тоже есть государственные символы.

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

-Где мы можем его видеть?

Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. 

Белый цвет в нашей стране – это цвет бескрайних снегов, белоствольных берез, облаков в небе, ромашек на лугу. Белый цвет может означать мир, совесть, чистоту.

Синий цвет – это цвет неба, воды в реках, озерах и морях. Синий цвет символизирует правду, благородство и верность.

Красный цвет – это цвет солнца и огня. Он символизирует доблесть и отвагу.

(Изготовить флаг РФ)

Герб России Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава. Над головой орла золотая корона. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.

Гимн - торжественная песня. Её  исполняют на государственных праздниках, на спортивных соревнованиях. Когда поют гимн, все должны встать, а мужчины снимают головные уборы.  (Звучит гимн)

Президент РФ – гарант Конституции.

-Как звать нашего президента?

-Послушайте стихотворение и скажите  о каких ваших правах в нем  говорится.

 

                            1.    Права есть у взрослого и у ребенка:

                                   Играть и учиться, мечтать и трудиться,

                                   Помочь старику и погладить котенка,

                                   И чистой водой на рассвете умыться.

 

                                2.  Ребенок имеет право на счастье,

                                    А также в доме укрыться в ненастье.

                                    Ребенок имеет право гулять

  И воздухом чистым всей грудью дышать.  

                                3.   Ребенок должен быть красивым,

                                     Весёлым, сильным и счастливым.

                                     Поэтому хочу сказать:

                                     Ребенок должен отдыхать!                                                           

(право на образование, право на отдых, на труд, на заботу и счастье, право на жилище, право на чистую окружающую среду…)

Учитель:  Есть в Конституции Закон

                  Известен  должен быть вам он

                  Всех детей учить  должны

                  Детям знания нужны.

 Каждый гражданин страны имеет право на образование: он может учиться в школе, в техникуме, лицее, училище, институте.   Есть у нас право на свободу говорить на родном языке. Ваш родной язык какой? Русский!    Писатель Лев Толстой назвал его великим и могучим.  И  вы не только говорить, но и научились  читать .

 Давайте почитаем важные и разные русские слова.

(Коллективное чтение слов: планета Земля,  Россия, Родина, Москва, мама, мир, дружба, права, обязанности, народ, герой, здоровье, любовь, доброта, счастье.)

Урок для школьников  — труд. А что же тогда в школе отдых? (ответы детей) Конечно перемена – перерыв для отдыха между уроками

Право на отдых также прописано в Конституции РФ.

Каждый из вас  когда вырастет имеет право самостоятельно выбрать  профессию по душе. Конституция гарантирует право защиты от безработицы. Но что для этого нужно? Достаточно ли одного вашего желания?

Сейчас я предлагаю вам  послушать вашего  одноклассника,  

 - Расскажи, пожалуйста, нам отрывок из стихотворения:

                                  -Я б детей лечить пошел,

                                   пусть меня научат.

                                   Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

                                  - Здравствуйте, дети!

                                   Кто у вас болен?

                                   Как живете, как животик?

                                   Погляжу из очков кончики язычков.

                                   -Вам бы очень хорошо проглотить порошок

                                   и микстуру ложечкой пить понемножечку.

 - Кем вы  мечтаете стать, когда вырастете?

- Записано в Конституции и право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В К. РФ указано, что человек имеет право на свободное передвижение и выбор места своего пребывания.

-Как вы это понимаете?  

Да, в Конституции есть не только наши права,  то есть что мы можем делать, но и наши обязанности, что мы делать должны. В Конституции записаны и другие наши обязанности.

Давайте перечислим главные из них. ( Дети по очереди перечисляют.)

1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.

2. Уважать права и свободу других граждан.

3.Сохранять природу и окружающий мир.

4. Беречь памятники истории и культуры.

5. Платить налоги и сборы

6.Защищать свою страну, свое Отечество.

 Главная обязанность наших мужчин – служба в армии. Об этом мечтают многие мальчишки. 

     Записано в Конституции  еще одно право – право на жилище. Каждый должен иметь кров над головой.  Много людей строят себе новые красивые дома. Сейчас мы построим свой дом «Построй дом».

   Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю вопрос. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? (принуждение  к бесплатному физическому труду)

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы  назовете с каким правом связана эта ситуация.

 1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.)

 2. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.)

 3. Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»).

4. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

 5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование)

. 6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

 7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).

8. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

9. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно).

Учитель:    -   Подходит к концу наше занятие.  С чем мы сегодня знакомились?

-  Наша Родина сможет процветать только тогда,  когда у нас будет мир, дружба между народами, желание трудиться и защищать Родину, когда люди будут знать и соблюдать свои права и обязанности.

Пусть граждане Закон свой уважают

И счастливо живут на свете вместе!

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Конституцию страны.

Это все мы знать должны!                      

 

                   

Конкурс: «Правовой сундучок»

- У меня в руках сундучок, здесь находятся предметы, которые имеют отношение к разным правам человека. Вам нужно догадаться, что это за права.                  

  ( Дети поочередно выходят и вытаскивают предмет из сундучка, рассказывают какое отношение он имеет к праву, закрепленному Конституцией РФ)

Предметы из сундучка:

1) Свидетельство о рождении.

Ответ: это документ, который закрепляет наше право на имя с момента нашего рождения.      

2) Сердце (копилка в виде сердца или другой предмет той же формы).

Ответ: право на любовь и заботу родителей.

3) «Букварь».

Ответ: право на образование.

4) Домик.

Ответ: право на жилище.

5) Игрушка

Ответ: право на отдых.

6) Аптечка (бинт, фонендоскоп)

Ответ: право на здоровье и медицинскую помощь.

7) Машина (игрушечная)

Ответ: право на свободу передвижения и выбора места пребывания.

9) Замок

8) Микрофон

Ответ: право высказывать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные законы бесконфликтного существования (классный час)

Основные законы бесконфликтного  существования(классный час)...

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...

Классный час: "Конституция РФ - основной закон государства".

Цель:  познакомить учащихся  с основным законом страны – Конституцией РФ; закреплять знания о государственной символике России; формировать представление о правах и обязанностях школьника; р...

Классный час "Конституция РФ - основной закон страны. Символы России"

Цель — формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.Задачи :- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Осно...

Классный час "Конституция -основной закон России"

Классный час направлен на воспитание уважительного отношения к символам своего государства и формирование чувства гордости за свою страну....

Классный час "Конституция-основной закон страны"

Презентация "Конституция-основной закон страны"...