Классный час "Конституция -основной закон России"
классный час (1 класс) на тему
Классный час направлен на воспитание уважительного отношения к символам своего государства и формирование чувства гордости за свою страну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_konstitutsiya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Десятовская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка классного часа
«Конституция – основной закон государства»
Автор: Смирнова Наталья Анатольевна ,
учитель начальных классов
МБОУ «Десятовская ООШ»
Конспект классного часа в начальной школе по теме «Конституция – основной закон государства»
с применением компьютерной презентации
Цель: гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;
объяснить основные обществоведческие понятия;
развивать познавательный интерес к своей Родине;
воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
воспитывать патриотические чувства;
формировать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: презентационное оборудование; Конституция России
Ход мероприятия.
- Эмоциональный настрой
Учитель:
- Сегодня начнём наш разговор с чтения стихотворения Сергея Васильева «Что мы Родиной зовём?»
(Слайды 2-4).
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
Учитель:
- Как называется наша Родина?
- Почему к Москве у нас особое отношение?
(Москва – главный город нашей страны. Москва – столица России.)
Слайды (5).
Работа со словарём.
Учитель:
- Что обозначает слово «символ» (слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал)
- Какие символы государства вы знаете?
Слайд 6
Учитель:
- Определите о каких символах идёт речь.
1. Какой символ главный в стране?
- Государственный флаг означает единство страны.
- Под каким номером на слайде изображён флаг России? (Слайд 7).
- Опишите российский флаг.
Ученики:
-Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.
Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.
Учитель:
2. Это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Что представляет собой Государственный герб России? (Слайд 8).
Ученики:
- Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
- Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.
- На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.
Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Учитель:
3. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине.
У каждого государства есть свой государственный гимн.
Ученик:
-Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
-При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
(Слайд 9).
Слушаем гимн России.
Учитель:
- Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
- Что такое Конституция?
Слайд (10).
Учитель: А знаете ли вы, что слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства.
- Конституция – это основной закон государства.
- В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.
В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
- Какой праздник отмечается в нашей стране 12 декабря? Слайд (11)
(День Конституции. 12 декабря 1993 года была прията Конституция,
по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации)
(Учащимся показывается Конституция).
Работа со словарём.
Учитель:
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?
- Наша страна называется Россия, но её полное название
Российская Федерация.
- А что значит слово «федерация» (Федерация – это договор, союз)
Учитель:
- Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.
- В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Об этом записано в Конституции.
- Прочитайте тезисы из Конституции.
(Слайд 12).
Статья 19.
- Все равны перед законом и судом.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
- Мужчины и женщины имеют равные права.
Учитель:
-В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.
Работа со словарём.
-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?
(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
Беседа.
Учитель:
-Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в нашей Конституции.
- Какими правами вы пользуетесь?
- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?
(Слайд 13)
Права и свободы граждан | Обязанности граждан |
Право на жизнь Право на личную неприкосновенность Право на свободное передвижение Право на жилище и его неприкосновенность Право на труд Право на отдых Право на образование Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Свобода мысли и слова Свобода творчества Свобода информации Свобода совести, свобода вероисповеданий Право на получение юридической помощи Право на получение социальной помощи Право избирать и быть избранным Равенство прав и свобод | Обязанность защищать Родину Обязанность соблюдать законы Обязанность сохранять природу и окружающую среду Обязанность платить налоги |
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Учитель:
- Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,
а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.
В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека понесёт наказание предусмотренное законом.
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
5.Итог.
Учитель:
-Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.
Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.
- Я предлагаю закончить наше занятие песней «Моя Россия».
(Учащиеся исполняют песню). (Слайд14-21 ).
Использованная литература:
- Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
- Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.
- Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД» Русское слово – РС», 2002.
- Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом «Литера», 2006.
- Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ривина Е.К. Греб и флаг России. – М.6 АРКТИ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)
С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1. знать, что такое Конституция РФ, пр...
Технологическая карта урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:02.05.2022г....
Классный час "Основной закон страны"
Каждый гражданин России должен соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы её граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и о...