Классный час для уч-ся 2 класса "Конституция - основной закон государства"
классный час (2 класс) по теме

Анохина Юлия Леонидовна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:                                                                                                                                                                                                          - популяризация знаний о Конституции Российской Федерации;                                                                                                                                                                                                                                 - воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к закону;                                                                                                                                                                                                                                                   - знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями;                                                                                                                                                                                                                           - формирование уважения к заложенным в Конституции базовым общечеловеческим  и российским ценностям, основам построения правового государства.

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, исследовательско-практические, творческие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konstitutsiya.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации. До 01.11.

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА.

«КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:                                                                                                                                             - популяризация знаний о Конституции Российской Федерации;                                                                                                                                       - воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к закону;                                                                                               - знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями;                                                                                                                                                                    - формирование уважения к заложенным в Конституции базовым общечеловеческим  и российским ценностям, основам построения правового государства.

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, исследовательско-практические, творческие.

ОБОРУДОВАНИЕ:                                                                                                                                     -  смарт-доска и проектор;                                                                                                                              - Конституция России;                                                                                                                     - таблица «Права и обязанности граждан России»;                                                                      - «Толковый словарь»;                                                                                                                        - рисунки учащихся «Дети о Конституции»;                                                                                                          - рисунки учащихся «Семейные традиции»;                                                                                                                                                 - фотографии  по теме «Моя Россия» ;                                                                                         - изображения герба и флага России;                                                                                                                               - диск с записью гимна Российской Федерации;                                                                                       - диагностические индивидуальные листы;                                                                                          - фотопортрет Президента РФ и председателя Правительства РФ;                                                                                                                     - слайдовая презентация фотографий о России (Кремль, Красная площадь, здание Госдумы, здание Правительства РФ, здание Конституционного суда в г. Санкт-Петербург).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: за 3 недели до проведения мероприятия учащиеся класса участвовали в V Всероссийском конкурсе социальных рисунков «Семейные традиции», в IV Всероссийском конкурсе социальных фоторабот «Моя Россия» Центра Гражданского образования «Восхождение» г. Казань и в Региональном конкурсе рисунков и плакатов «Конституция глазами детей» г. Якутска. Конкурсные работы были использованы в ходе проведения мероприятия. Класс второй год участвует в социальном проекте «Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся» по комплекту А. А. Логиновой и А. Я. Данилюк, эпизод исследования использован при актуализации знаний учащихся по теме «Символы России».

                               

                                ХОД ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА.

                         I.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.                                    

       Мы живем в большой и красивой стране и по праву гордимся бескрайними просторами зеленых лесов, полями золотой пшеницы, синими морями, великолепными живописными горами, старинными городами. Гордимся прекрасным народным творчеством, духовными традициями, добрым и гостеприимным народом, историей прошлого и настоящего нашей страны, гордимся нашей столицей – городом Москва (фотоиллюстрация г. Москва). Наша страна большая и разная. Мы любим её, с гордостью произносим: «Моя Россия!». Но для каждого Россия, Родина ассоциируется с разным: для кого-то с семьей, родителями, родственниками, друзьями, соседями, местной властью, Президентом; для других Россия – это красота лесов и полей, церквей и мечетей, родного города или села, народных традиций и праздников, религиозных обрядов и обычаев; для третьих Отечество ассоциируется с великой историей, геройскими подвигами земляков, трудовыми и спортивными достижениями современников; для четвертых Родина – это его школа, одноклассники, учителя... (Всё это запечатлено на фотографиях участников Всероссийского конкурса фотографий «Моя Россия». Таким образом, допускается самая широкая гамма образов России, нашей Родины. Фото должно трогать, восхищать, влюблять, удивлять, рождать сочувствие, радость, сопереживание, гордость, милосердие и другие чувства, фотография не должна оставить равнодушным зрителя, она должна чем-то «зацепить».)

                  И, конечно же, мы любим и чтим три символа России: Государственный герб, флаг и гимн. Эти три символа мы с вами очень подробно изучали на уроках окружающего мира, рисования, музыки. Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине.  Разговор пойдет о Конституции. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем.

           Ваши знания вы покажете мне с помощью индивидуальных диагностических карточек. (Раздать карточки. Самостоятельная работа – 6 мин.)

                                     

                           II. МОНИТОРИНГ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И

                                СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.       

         3-балльная система оценивания. Максимальное количество баллов исследования – 18. Обработка результатов: в совместной работе с учащимися обсуждаются правильные ответы ко всем заданиям, сопровождая анализ дополнительной информацией о государственных символах.

 3 балла – очень хорошее знание государственной символики                                                       2 балла – хорошее знание                                                                                                                   1 балл – недостаточное знание                                                                                                                      0 баллов – не справился с заданием.

                          Оценка результатов мини-исследования:

Очень хорошее знание государственной символики предполагает знание второклассниками основных понятий, принципов гражданственности и патриотизма, названия государства, в котором он живет, государственного языка, изображения герба своей Родины, а также смысловой нагрузки этого государственного атрибута. Учащийся имеет представление об истоках слова «Родина». У ребенка хорошо сформирован соответствующий терминологический аппарат.  

Хорошее знание предполагает знание второклассником название государства, в котором он живет, государственного языка, герба своей страны, возможны неточности в воспроизведении значения и смысла данного гос. символа. Ребенок может испытывать затруднения в обобщении понятий символов страны, не может подобрать достаточное кол-во слов, близких к понятию «Родина». У него недостаточно сформирован терминологический аппарат.

Недостаточное знание гос. символики предполагает отсутствие знания названия своей страны и гос. языка. Ребенок не знает точно, кто изображен на гербе, путается в указании значения и смысла данного символа. У него нет представления об обобщенном понятии гос. символики. Он затрудняется в нахождении слов, близких по значению к слову «Родина».  Такой уровень знаний указывает на отсутствие интереса либо на низкую информированность ребенка в данной области. Необходимо обратить особое внимание на причину низких результатов у учащегося.

                     

                                       УПРАЖНЕНИЕ № 1. «Символы нашей Родины»

1.Как называется наша страна? Запиши свой ответ._______________________        

2.Внимательно прочитай слова в рамочках и список слов ниже. Соедини линией слово в рамочке с его значением в списке слов.                                                         Найди общее значение для всех трех слов в рамочках и обведи его цветным карандашом.  

ГИМН                                                         ГЕРБ                                                  ФЛАГ

Символ

Эмблема

Значок

Песня

Рисунок

Знамя

3.Вспомни, какое животное изображено на гербе России. Обведи его карандашом.

       1.             2.           3.           4.

                      УПРАЖНЕНИЕ № 2. «Что я знаю о государственных символах?»

1.Какой язык является государственным (общим для всей страны) в Российской Федерации? Запиши свой ответ.__________________________

2.Герб – символ государства. Как ты думаешь, какие слова характеризуют герб России? Отметь галочкой эти слова.

мягкость                                                единство                                                                                                           сила                                                         дружелюбие                                                                                                              уют                             ГЕРБ                     государство                                                                             наследство                                            страна                                                                               власть                                                     независимость                                                                                                     ядро                                                        сотрудничество  

3. Родина – слово, обозначающее страну, в которой родился человек и гражданином которой он является. Подумай, от какого слова произошло слово «Родина». Какие однокоренные слова к нему ты знаешь? Продолжи ряд слов.

Родина, родной, ________________________________________

                           III.ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ.  

                  Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Каждый гражданин должен знать и уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление символов – это оскорбление Государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и написано в Конституции. Обратимся к Толковому словарю. В переводе с латинского языка это слово обозначает «устройство», т.е. как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но основной закон и правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к этому закону это слово пишется с большой буквы. (Учащимся показывается Конституция РФ.)

               Наша Конституция была принята 12 декабря 1993г. Этот день стал всенародным праздником. Вот так она начинается:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.»

           Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?

        В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»? Обратимся вновь к Толковому словарю.  Слово обозначает «договор, союз». Наша страна называется Россия, большинство ее населения – русские. А слово Федерация обозначает, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области и округа, но все они по доброй воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.  Вот как об этом написано в 19 статье Конституции РФ:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.»

         Вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство. А как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия? В Толковом словаре сказано, что это слово обозначает «народ» и «власть», т.е. «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. А как это происходит? Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения правительства.

         Кто такой президент? Какими полномочиями он наделен? Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Президент страны – это глава государства, он избирается сроком на 6 лет. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени России, подписывает договоры и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ.  В 81 статье Конституции сказано, что «президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий РФ не менее 10 лет.» Кто является президентом России в настоящее время? (Демонстрируется фотопортрет президента России В. В. Путина).

           Госдума - это законодательная власть, т.е. принимающая законы. Она избирается, как и президент. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 указывается, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в ГД и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.

           А вот Правительство – это исполнительная власть. Правительство старается исполнить те законы, которые приняла Госдума для того, чтобы в стране было все необходимое для нормальной жизни. Кто возглавляет Правительство? (Демонстрируется фотопортрет председателя Правительства Д. А. Медведева). Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует и судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?

           Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции РФ.        

                                          IV. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. Но мы, как граждане России тоже имеем права и обязанности. Как вы думаете, какие? Но сначала давайте разберемся, что такое «права» и «обязанности».  Право – это законная возможность что-нибудь делать, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом их различие. Давайте попробуем составить таблицу «Права и обязанности граждан России» в рисунках. Мы участвовали во Всероссийском конкурсе рисунков «Моя Конституция», с помощью этого иллюстративного материала мы и покажем наглядно в чем состоят права и обязанности граждан РФ.

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

Право на жизнь

Обязанность защищать Родину

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на труд

Право на отдых

Право на образование

   

           Это далеко не все права и обязанности граждан нашей страны. Давайте продолжим составлять таблицу, но уже на смарт- доске. (Учитель читает права и объясняет смысл понятий).

ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Право на защиту своей чести и достоинства

Обязанность соблюдать законы

Право на личную неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на жилище и его неприкосновенность

Забота о детях, их воспитании

Право на свободное передвижение

Свобода совести и вероисповедания

Свобода мысли слова

Право избирать и быть избранным

Право на получение социальной помощи

Право на получение юридической помощи

Свобода информации

Свобода творчества

            

        Обратите внимание на последнюю строчку нашей таблицы. Она касается не только ваших родителей, но и вас. Т.к. вы пока только дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и родителями. Всегда помните, что забота о детях это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Но сегодня в мире много брошенных детей. Они не виноваты, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как и любого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка. (Представление рисунков, участвовавших во Всероссийском конкурсе «Семейные традиции». Объяснение, что такое «традиции», рассказ учителя о том, как важно сохранять семейные традиции.)

  В каждой семье существуют традиции: отмечать дни рождения всех членов семьи за праздничным столом с тортом и свечами, в сентябре поехать всей семьей в лес за грибами, на Пасху обязательно приготовить своими руками и испечь кулич, на 9 мая поехать к деду и поздравить его с Днем Победы, все важные дела решать на «семейном совете», на 8 марта папе и сыну приготовить праздничный ужин для мамы, каждое лето ездить всей семьей на море, на Новый год после боя курантов выходить во двор кататься на горке, весной сделать с папой скворечник и закликать птиц, на Масленицу обязательно испечь целую гору блинов и другие. (Каждый ребенок нарисовал свою семью счастливой, и этот образ закрепится в подсознании детей. Став взрослыми, они будут трансформировать этот образ на свою семью.)

                                  V. ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ.

  Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь. Вы постепенно всему научитесь и сможете по достоинству оценить ту страну, в которой вы родились. Вы – будущее нашей России. Вам ее строить, беречь ее богатства и умножать славу.

            Сегодня вы узнали много нового о Конституции нашей страны, об устройстве государственной системы, о правах и обязанностях граждан. Наш классный час подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Предлагаю закончить наше мероприятие, исполнив гимн РФ. (Звучит фонограмма гимна. Ребята встают и подпевают, держа правую ладонь на правой стороне груди.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...

Классный час: "Конституция РФ - основной закон государства".

Цель:  познакомить учащихся  с основным законом страны – Конституцией РФ; закреплять знания о государственной символике России; формировать представление о правах и обязанностях школьника; р...

Классный час «Конституция – основной закон государства ».

Классный час «Конституция – основной закон государства »....

Классный час на тему: «Конституция – Основной закон государства»

Классный час - урок знаний на тему: «Конституция – Основной закон государства»...

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства».

Цель мероприятия - гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.  Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познава...

Классный час «Конституция основной закон государства»

Классный час «Конституция основной закон государства» пройдет в рамках недели патриотического воспитания с 07-12 декабря. Закон направлен на воспитание школьников на основе социокуль...

Классный час "Конституция – основной закон государства"

Знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями....