В помощь классному руководителю Самоуправление в школе, методика организации
методическая разработка

Волынкина Елена Александровна

Самоуправление в школе, методика организации //Автор-составитель: Волынкина Е.А. –  Хилково, 2018.

Настоящее пособие содержит материалы по организации школьного самоуправления  в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматривается методика организации школьного  самоуправления в форме детской республики «Хиландия».

Адресуется учителям общеобразовательных учреждений, классным руководителям.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Хилково муниципального района Красноярский Самарской области

В помощь классному руководителю

Самоуправление в школе, методика организации

         Автор-составитель:

учитель начальных классов                 Волынкина Е.А.

Хилково 2018

Самоуправление в школе, методика организации //Автор-составитель: Волынкина Е.А. –  Хилково, 2018.

Настоящее пособие содержит материалы по организации школьного самоуправления  в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматривается методика организации школьного  самоуправления в форме детской республики «Хиландия».

Адресуется учителям общеобразовательных учреждений, классным руководителям.

Содержание

              Введение

  1. Что такое школьное самоуправление?
  2. Положение об органе школьного самоуправления ГБОУ СОШ с. Хилково
  3. Положение о Совете обучающихся
  4. Структура школьного самоуправления
  5. Кодекс чести обучающихся детской республики «Хиландия»

        6. Детское    объединения    младших школьников "Город Мира"

         7.Роль педагогов и родителей в  самоуправлении

Я верю, что все проблемы – проблемы человечества – находят свое главное разрешение в воспитании.

Р. Тагор

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей таким образом, чтобы личность каждого ребенка развивалась, формировала модели поведения, ценности, чувства, как в процессе совместной деятельности с людьми,  так и в ходе общения с ними.

Организация воспитательной работы в любом детском учреждении всегда была и остается важной сферой деятельности педагогов.

 Воспитательная   деятельность, общение с детьми, помимо занятий, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Такая деятельность важна для самого педагога, так как помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения. Кроме того, такое общение позволяет пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, часто делают педагога и ребенка друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как методически грамотно организовать такую работу.

I.Что значит самоуправление

Современная школа – это развивающееся учебное заведение, в котором апробируются и реализуются многие воспитательные программы и проекты. Воспитательная система школы, в которой особое внимание уделено детям для приобретения ими жизненного опыта, стала определенной точкой роста для школы, ресурсом, где могут раскрываться необходимые для творчества возможности. С 2004 года   занимаюсь вопросами самоуправления как системообразующим элементом школьной воспитательной системы, с одной стороны, с другой – как первичного результата деятельности. Самоуправление -  один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса.  Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Мое  понимание места школьного самоуправления в структуре ОО основано на следующих положениях:

- закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление -  даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в Положении об ученическом самоуправлении.

II. Положение об органе ученического самоуправления.

1. Общие положения.

      1.1. Настоящее положение разработано на основании

 -Закона РФ  «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года  (ст.26, п.6.1.);

- Устава ГБОУ СОШ с. Хилково;

- Указа Президента РФ «О национальной  стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденный  Президентом РФ от 01.06.2012 г. № 761);

- Указа Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;

- Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, г. Москва.

1.2.  Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности ученического коллектива, характеризующейся активным участием школьников в решении задач, стоящих перед школой.

1.3. Ученическое самоуправление создается для достижения двух взаимосвязанных целей:

а) развития коллегиальных, демократических форм управления школой;

б) подготовки обучающихся к реализации организаторских функций будущей жизни.

1.5. Вид самоуправления – частично определяется рядом вопросов, в обсуждении и решении которых обучающиеся принимают участие с правом голоса. Частичное самоуправление допускает участие школьников с правом голоса в обсуждении и решении четко очерченного круга вопросов, выделенных в введении самоуправления.

1.6. Круг вопросов, находящихся в компетенции ученического самоуправления:

 -участие в формировании воспитательного пространства школы;

-защита прав и интересов обучающихся;

     - тьюторская поддержка школьникам, испытывающим затруднения в освоении учебного материала;

- сохранение традиций школы;

- организация дежурств во время уроков, перемен и внеклассных мероприятий;

- организация встреч и дискуссий с интересными людьми (представителями различных профессий, выпускниками и т.д.);

- развитие информационной сети школы.

1.7. Формами активного участия школьников в решении стоящих перед школой задач является: работа в органах самоуправления,  работа в Совете по профилактике правонарушений.

1.8. Проект положения об ученическом самоуправлении школы    составляет Совет обучающихся совместно с зам. директора по   воспитательной работе. После согласования на  Педагогическим Совете школы положение утверждает директор школы.

1.9. Ученическое самоуправление  действует  на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

2. Цели и задачи Ученического самоуправления

      2.1. Целями деятельности Ученического самоуправления  являются:

        - развитие социальной активности обучающихся и содействие воспитательной деятельности в образовательной организации посредством усиления роли школьников в решении вопросов школы.

    2.2. Задачами деятельности школьного совета являются:

1. Приобщение к базовой национальной ценности «Социальная солидарность» посредством участия в социальных и гражданских акциях.

2. Приобщение  к базовой национальной ценности «Природа» посредством участия в экологических проектах, воспитания рационального отношения в природным богатствам.

        3. Приобщение  к базовой национальной ценности «Семья» посредством участия в совместных мероприятиях с родителями, бабушками и дедушками, старшими и младшими родственниками.

        4. Приобщение  к базовой национальной ценности «Патриотизм» посредством участия в совместных мероприятиях с родителями, бабушками и дедушками, старшими и младшими родственниками.

        5. Приобщение  к базовой национальной ценности «Гражданственность» посредством участия в  мероприятиях, направленных на  формирование активной гражданской позиции школьника.

        6. Приобщение  к базовой национальной ценности «Труд и творчество» посредством участия в  мероприятиях, направленных на  воспитание  обучающихся уважительного отношения к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

        7. Приобщение  к базовой национальной ценности «Человечество» посредством участия в  мероприятиях, направленных на  укрепление межнациональных отношений, уважение к традициям разных конфессий, сотрудничество между народами разных национальностей.

        

3. Функции Ученического самоуправления

Ученическое самоуправление:

3.1. Привлекает обучающихся к решению вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию обучающихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

3.2. Формулирует мнение учащихся школы по вопросам, рассматриваемым в  Ученическом самоуправлении.

3.3. Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации, привлекает обучающихся к организации воспитательной работы школы.

3.4. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов обучающихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся, укреплению дисциплины и порядка.

3.5. Информирует обучающихся о деятельности  школьного самоуправления, содействует организации программ и проектов КСМ на территории школы.

4. Права Ученического самоуправления

Ученическое самоуправление имеет право:

4.1. Проводить на территории школы собрания (конференции), в том числе закрытые,  не реже 1 раза в полугодие.

4.2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде школьного совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.

4.3. Направлять в Администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы.

4.4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения.

4.5. Получать от Администрации школы информацию по вопросам жизни школы.

4.6. Представлять интересы учеников в Администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы.

4.7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями Администрации не реже 1 раза в четверть.

4.8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы.

4.9. Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся.

4.10. Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой.

4.11. Организовывать работу общественных приёмных Совета профилактики, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед Администрацией школы, другими органами и организациями.

4.12. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать обучающихся, Администрацию школы и другие органы о принятых решениях;

4.13. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении общешкольных мероприятий.

4.14. Вносить в Администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы.

4.15. Вносить в Администрацию школы предложения о поощрении и наказании обучающихся, а при рассмотрении Администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения.

4.16. Опротестовывать решения Администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы.

4.17. Опротестовывать решения Администрации школы, касающиеся обучающихся, принятые без учёта предложений Ученического самоуправления.

4.18. Создавать печатные органы.

4.19. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений.

4.20. Направлять представителей Совета обучающихся

 на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся.

4.21. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с Администрацией.

4.22. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями.

4.23. Вносить предложения в план воспитательной работы школы.

4.24. Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы.

4.25. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях районного уровня и выше.

4.26. Организовывать выборы Совета обучающихся.

4.27. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы

5. Порядок формирования и структура школьной организации Детская республика «Хиландия»

5.1. Высшим законодательным органом ученического самоуправления является  Общее собрание обучающихся (Конференция), которое формирует Совет обучающихся. Совет обучающихся возглавляет председатель.

5.2. Деятельность Совета обучающихся ученического самоуправления регламентирована Положением о Совете обучающихся.

5.3. Совет обучающихся собирается 1 раз в четверть и по необходимости. Выборы  в Совет обучающихся проводятся в начале учебного года (сентябрь).

Круг вопросов находящихся в компетенции Совета обучающихся:

- представляет интересы своего классного коллектива;

- выносит законопроекты, предложения, инициативы;

- рассматривает и утверждает предложения и решения президента;

- устанавливает сроки выборов президента и сроки проведения избирательной кампании.

5.4 В Совет обучающихся  входят обучающихся, желающие работать в том направлении, за которое отвечает Центр.

5.5. Совет обучающихся состоит из  7 – ми  центров. В них входят представители отделов от городов - классов, которые избираются на классном собрании.

5.6. Каждый центр отвечает за работу различных направлений.

5.7. Центр возглавляет обучающийся, которого назначает Совет обучающихся.

Центр Образования и науки:

- организация и проведение олимпиад, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, викторин, дискуссий, сбор и информация по их итогам;

- контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся;

- изучение рейтинга успеваемости по классам.

Центр СМИ:

- создание  радиоинформационной сети школы;

- сбор и передача информации субъектам школы;

- организация оформительской деятельности;

- организация фото – видеосъемок;

- проведение социологических опросов, анализ их результатов;

- выпуск школьной газеты «Сорока».

 Центр  спорта и здоровья:

- профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни;

- организация и контроль за правильным использованием спортивных сооружений, инвентаря, их сохранностью;

- контроль за соблюдением санитарного состояния школы и на ее территории.

Центр юстиции и правопорядка:

- организация дежурства по школе;

- контроль за выполнением правил поведения для учащихся;

- организация дежурств во время проведения праздников, мероприятий, дискотек;

- работа по профилактике правонарушений.

Центр культуры:

- организация и проведение творческих мероприятий, школ актива;

- создание творческого банка данных «и это все о нас»;

- разработка сценариев;

- консультирование по созданию коллективных и индивидуальных  проектов.

Центр труда и порядка:

- планирует и организует работу по  сохранению и преобразованию городов и территорий республики;

- организует дежурство по школе;

- организует волонтерскую работу.

Центр финансов

- организация социально–экономических мероприятий;

- проведение мероприятий по ознакомлению учащихся с нормативными документами, регулирующими деятельность школы и контроль над выполнением норм и правил.

        5.8. Каждый класс является городом республики,  имеет свое название.

 6. Порядок формирования школьного   объединения младших школьников "Город Мира "

6.1. Детское  объединение младших школьников " Город Мира " входит в состав детской республики «Хиландия» и действует в соответствии с документами:

- Конституция РФ;

- Конвенция о правах ребенка;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Закон  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Устав школы.

Цель:

- Формирование социально  - активной  личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Задачи:

 - Содействовать становлению активной жизненной позиции школьников, осознанию личной ответственности и гражданского долга.

- Помочь обучающимся стать достойными Гражданами своего Отечества, уважающими его законы, традиции, историю.

- Ориентировать обучающихся, на  посильном для них уровне, активно участвовать в  созидательной общественной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, познание мира и самосовершенствования;

- Укреплять  школьные  традиции, принимать участие в решении учебных, воспитательных, трудовых и культурно-спортивных задач.

6.2.Членом детского объединения может стать каждый обучающийся с 6,5  до 11 лет (1- 4 класс), выполняющий основные законы объединения младших школьников «Город Мира».

Член объединения обязан:

– добросовестно учиться

– вести себя в любой ситуации достойно учащегося школы

– действовать на благо школы

– культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

– проявлять уважение к старшим;

– заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;

– соблюдать правила личной гигиены, быть всегда чистым и опрятным.

- признавать и выполнять Законы граждан Города Мира

6.3. Законы жителей города Мира

Каждый гражданин Города Мира подчиняется и выполняет Законы:

Добра, Справедливости, Мира и Красоты

6.4. Поощрения и наказания

Учащиеся поощряются:

- за научные, спортивные и творческие  достижения, общественную работу,

трудолюбие и отвагу.

Обучающийся может быть  наказан за нарушение Положения.

 К нему могут быть применены следующие меры:

- устное  замечание или выговор,

- профилактическая беседа.

6.6. Атрибуты

Участники объединения «Города Мира» признают символы и атрибуты РФ и Детской республики «Хиландия», с уважением к ним относятся.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению Совета обучающихся.

 7.3. Работу органов ученического самоуправления школы курирует заместитель директора по воспитательной работе.

7.4 Структура ШСУ ГБОУ СОШ с. Хилково (Детская республика «Хиландия») см. Приложение № 1.

7.5 Положение о «Совете обучающихся» Приложение №2.

7.6 Кодекс чести обучающихся школьной организации Детская республика «Хиландия» Приложение №3

     7.7 Основные законы школьного объединения младших школьников «Город Мира» Приложение №4.

III. Положение о Совете обучающихся

1. Общие положения

1.1. Деятельностью Совета обучающихся (далее - Совет) является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением, способствующая приобретению обучающимися знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности.

1.2. Совет является выборным органом  ученического самоуправления школы.

1.3. Совет функционирует на основании действующего законодательства РФ, Устава ГБОУ  СОШ с.  Хилково  и настоящего Положения.

1.4. Совет проводит на базе школы заседания, собрания, и иные мероприятия не реже одного раза в месяц: Участие в работе совета является обязательным для всех его членов.

1.5. Совет размещает на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде совета) и в иных средствах информации, получает время для выступлений своих представителей на классных часах и классных родительских собраниях.

2. Порядок формирования Совета обучающихся

2.1. Совет формируется на выборной основе сроком на один год.

2.2. Состав Совета формируется обучающимися (вариант - 5-11-х) классов путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур (по два представителя от класса).

2.3. Состав Совета избирается общим собранием обучающихся.

2.4. Совет самостоятельно определяет свою структуру.

2.5. Совет возглавляет председатель, избираемый на первом заседании большинством голосов

вновь избранных членов Совета. Председатель планирует и организует деятельность Совета.

2.6. В Совет кооптируется педагог (заместитель директора по воспитательной работе) для оказания педагогической помощи в деятельности Совета.

2.7. В составе Совета формируются центры с наделением их соответствующими полномочиями.

2.8. Председатель назначает руководителей Центров (учебной, внеклассных мероприятий, хозяйственной, правопорядка и др.), сформированных из членов Совета.

3. Взаимодействие Совета обучающихся с другими органами самоуправления общеобразовательного учреждения

3.1. Совет взаимодействует с Педагогическим Советом в рамках своей компетенции, установленной настоящим Положением.

3.2. Совет также взаимодействует с общешкольным Советом родителей по вопросам совместного ведения.

3.3. Представитель Совета может принимать участие в работе Педагогического Совета, Совета родителей, Управляющего Совета других структур ученического самоуправления школы с совещательным голосом, присутствовать на заседаниях, рассматривающих вопросы дисциплины и защиты прав обучающихся.

4. Задачи Совета обучающихся

4.1. Представление интересов обучающихся в процессе управления школой.

4.2. Поддержка и развитие инициативы обучающихся в жизни коллектива школы.

4.3. Реализация и защита прав обучающихся.

4.4. Организация взаимодействия с органами самоуправления школы по вопросам организации массовых воспитательных мероприятий.

4.5. Приобретение навыков управления детским коллективом.

4.6. Участие в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы обучающихся.

4.7. Утверждение плана проведения ученических мероприятий.

4.8. Установление шефства над младшими школьниками и людьми пожилого возраста.

4.9. Корректировка самообслуживания обучающихся, их дежурств, поддержание дисциплины и порядка в Учреждении.

4.10. Размещение информации о своей деятельности в школьной газете «Сорока» и на сайте Учреждения.

4.11. Проведение мониторинга участия классов в школьных делах.

5. Функции Совета обучающихся

5.1. Совет выступает от имени обучающихся при решении вопросов жизни коллектива школы:

  • изучает и формулирует мнение обучающихся по вопросам организации жизни коллектива обучающихся;
  • представляет позицию обучающихся в органах самоуправления школы;
  • оказывает организационную помощь в работе старост классов;
  • разрабатывает предложения по организации дополнительного образования обучающихся.

5.2. Содействует реализации инициатив обучающихся в организации досуговой деятельности, создает условия для их реализации.

5.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении проблем, согласует взаимные интересы обучающихся, учителей и родителей, соблюдая при этом принципы защиты прав обучающихся.

5.4. Представляет интересы обучающихся перед руководством школы, на Педагогических Советах, общих собраниях.

5.5. Проводит встречи с руководством не реже одного раза в месяц.

5.6. Проводит среди обучающихся опросы и референдумы  по разным направлениям жизни школы.

5.7. Организует работу общественных приемных совета, сбор предложений обучающихся, проводит открытые слушания, ставит вопросы о решении проблем, поднятых обучающимися, руководством или органами самоуправления.

5.8. Принимает решения по рассматриваемым вопросам, информирует обучающихся, руководство и органы самоуправления школы о принятых решениях.

5.9. Направляет представителей Совета на заседания органов управления, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках обучающихся.

5.10. Участвует в разрешении конфликтных вопросов между участниками образовательного процесса.

5.11. Участвует в формировании составов делегаций обучающихся на внешкольные массовые мероприятия.

5.12. Инициирует предложения интересных дел обучающимися для оживления жизни в классных и общих  классных коллективах.

5.13. Организует и планирует совместно с классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе деятельность воспитанников и обучающихся.

5.14. Осуществляет контроль и оценку работы классных коллективов.  

5.15. Защищает права, интересы, честь и достоинство  обучающихся.

6. Права Совета обучающихся

Совет имеет право:

6.1. Знакомиться с локальными нормативными документами и их проектами, вносить в них изменения и предложения по совершенствованию работы.

6.2. Направлять руководству школы письменные запросы, предложения по работе и получать на них официальные ответы.

6.3. Получать от руководства информацию по вопросам жизни школы.

6.4. Выступать с инициативой проведения и участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав обучающихся.

6.5. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий советом.

6.6. Вносить руководству предложения по совершенствованию образовательного процесса.

6.7. Вносить руководству предложения о поощрениях и взысканиях обучающихся, а при рассмотрении вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к обучающимся давать экспертное (или коллегиальное) заключение о целесообразности его применения.

6.8. Опротестовывать решения руководства и других органов самоуправления, действия работников, противоречащие Уставу общеобразовательного учреждения.

6.9. Опротестовывать решения руководства, касающиеся обучающихся, принятые без учета предложений совета обучающихся, в других органах самоуправления.

6.10. Создавать печатные органы, участвовать в работе СМИ.

6.11. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с советами других учебных заведений.

6.12. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с руководством.

6.13. Вносить предложения в план воспитательной работы.

6.14. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Уставом.

7. Ответственность Совета обучающихся

7.1. Совет несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций.

7.2. В случае невыполнения задач и функций Совет может быть досрочно переизбран в соответствии с нормами, указанными в данном Положении.

8. Делопроизводство Совета обучающихся

8.1. Заседания Совета протоколируются.

8.2. План работы Совета разрабатывается на весь учебный год исходя из плана воспитательной работы и предложений членов совета.

8.3. В конце учебного года Совет готовит отчет о выполненной работе.

 

IV.Структура школьного   самоуправления

V. Кодекс чести

  обучающихся    

детской республики «Хиландия»

  1. Честь - это нравственное достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.
  2. Честь и достоинство - величайшие ценности. Ими измеряются уровень и степень развития личности, её сила и своеобразие.
  3. Честь и достоинство не даются нам от природы, они результат       длительного  самосовершенствования и самовоспитания. Хочешь быть назван человеком чести - будь им.
  4. Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, он не подражает большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою индивидуальность.
  5. Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно и безнравственно.
  6. На несчастии людей своего счастья не построишь.
  7. Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров и судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждого. Дорожи честью школьного братства, как своей собственной.
  8. Мы почитаем святыни Отечества, уважаем историю своего народа и своих предков, защищаем ценности своего школьного коллектива, укрепляем и развиваем его традиции.
  9. Среди людей чести всегда высоко ценятся ум, образованность, интеллигентность. Человек постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.
  10. Уровень развития личности хорошо проявляется во взаимоотношениях полов. В нашей школе отношения юношей и девушек регулируются критериями искренности и моральной чистоты, чести и достоинства.
  11.  Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком чести.
  12.  Если есть силы и решимость - улучшай жизнь, нет - оставайся, по крайней мере, порядочным человеком.
  13.  Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь.

VI. Детское объединение младших школьников «Город Мира»

Чтобы вопрос о том, кто будет продолжать начатое дело, не достал врасплох, необходимо сразу, с момента образования Совета обучающихся, начинать работу с младшими школьниками.

Детское  объединение младших школьников " Город Мира " входит в состав Детской республики «Хиландия» и действует в соответствии с документами:

- Конституция РФ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон  «Об образовании в Российской Федерации»;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 - Устав школы.

Цель:

- Формирование социально  - активной  личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Задачи:

 - Содействовать становлению активной жизненной позиции школьников, осознанию личной ответственности и гражданского долга.

- Помочь обучающимся стать достойными Гражданами своего Отечества, уважающими его законы, традиции, историю.

- Ориентировать обучающихся, на  посильном для них уровне, активно участвовать в  созидательной общественной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, познание мира и самосовершенствования;

- Укреплять  школьные  традиции, принимать участие в решении учебных, воспитательных, трудовых и культурно-спортивных задач.

Основные принципы:

принцип участия и активности;

принцип самореализации учащихся;

принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления;

принцип доброжелательности;

принцип толерантности.

 

Направления деятельности:

интеллектуально-познавательное;

развитие творческих способностей;

спортивно-оздоровительное;

гражданско-патриотическое.

Порядок формирования ученического самоуправления младших

школьников

  Участником  детского объединения может стать каждый обучающийся с 6,5  до 11 лет (1- 4 класс), выполняющий основные законы объединения младших школьников «Город Мира».

Каждый  житель города Мира» имеет право:

1.принимать участие во всех внеклассных мероприятиях;

2. расширять свой кругозор;

3.вносить предложения при подготовке различных мероприятий, праздников, конкурсов, трудовых дел.

 Жители города Мира следуют таким правилам:

1. будь правдив, не урони честь члена Республики;

2.что один не сделает, сделаем вместе;

3.  будь добрым соседом, уважай  других граждан республики;

4. люби свой город, край, Родину;

5. люби песни, танцы, смех, радость подели на всех;

6. береги природу, будь ее защитником;

7.будь всегда опрятным и аккуратным;

8.будь бережливым к школьному имуществу.

Участники объединения обязаны:

1.добросовестно учиться;

2.действовать на благо школы;

3.культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

4.проявлять уважение к старшим, ко всем участникам детского объединения;

5.соблюдать технику  безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;

6.выполнять правила личной гигиены, быть всегда чистым и опрятным;

7.признавать и исполнять Законы участников детского объединения «Города Мира».

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ

детского   объединения младших школьников "Город Мира "

1.Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

1.Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях!

2.Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

3.Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!

4.Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай человеческие достоинства других!

5.Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!

6.Закон зеленого друга: Береги и изучай природу!

7.Закон 00: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!

8.Закон трёх «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.

Город Мира состоит из отрядов:

1 класс «Дружные ребята». Девиз: Музыка, песня и смех. Хватит улыбок для всех.

Описание: http://forchel.ru/uploads/posts/2010-10/1286206869_2.jpg

2 класс «Улыбка» 

Девиз: Жизнь без улыбки - ошибка!

Да здравствует, смех и улыбка!

Описание: https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=33059c542a6b548da7af7398408f5934&n=33&h=215&w=275

3 класс «Солнышко» 

Девиз: Светить всегда,

 Светить везде!

Описание: http://mbdou62.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE2-300x200.jpg

4 класс «Алые паруса» 

Девиз: Смелость, ловкость

И мужество с нами.

Идём мы вперёд

Под алыми парусами.

Описание: http://ou1.tav.obr55.ru/files/2016/05/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-1.jpg

Структура органов классного самоуправления детского объединения «Город Мира»

Староста

Мэр города – ответственное лицо (обучающийся 4 класса), уполномоченное одноклассниками для организации самоуправления в классе и помощи классному руководителю. Мэр избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса сроком на 1 год. Кандидатура мэра согласовывается с классным руководителем.

Мэр города входит в состав Совета обучающихся.

Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где, прежде всего, учитываются желания и интересы самих ребят.  Детский коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого. Ребята определяют поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения  распределяются  по желанию ребят:

- отдел  «Чистота и порядок» представляют ребята, которые организуют дежурство по классу, по школе, по столовой, а также изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей;

- отдел «Фантазёры и затейники» – ребята участвуют в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют участие в них;

-отдел «Знайки и всезнайки» – ребята помогают в учебной работе отстающим одноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся;

- отдел «Спорта и здоровья» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помогают в организации и проведении спортивных мероприятий;

- отдел «Художники – оформители» - ребята занимаются оформлением предметно – эстетической среды класса и рекреации начальных классов;

-отдел «Добрые сердца» - ребята оказывают посильную помощь болеющим детям, в проведении акции, благоустройстве школьной территории.

Высшим органом самоуправления в классном коллективе является классное собрание. Оно проводится 1 раз в четверть. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Все жители класса соблюдают законы.

Кодекс класса:

1.        Закон жизни класса

Класс - это коллектив детей, обучающихся вместе.

 Чтобы не мешать, другим жить и учиться в коллективе, каждый из нас должен:

1.уважать чужое мнение;

2.быть честным;

3.помогать, поддерживать и защищать товарищей (один за всех, и все за одного);

4.быть ответственным за свои поступки.

2.        Закон о дежурстве

Наша школа - это наш общий дом. Мы здесь живём, значит, чистота и порядок в нашем доме зависит только от нас. Каждый из нас должен: 

1.после окончания занятий убрать своё рабочее место;

2.не позволять себе мусорить в классе и школе

Дежурный должен: 

1.в течение всего дня следить за порядком в классе, готовить доску к занятиям;

2.после окончания занятий помыть доску, полить цветы, убрать в классе.

3. Закон о портфеле

Портфель - это сумка для школьных принадлежностей. В портфеле должен быть порядок. Каждый из нас должен: 

1.держать в порядке учебники, тетради, дневник (они должны быть обернутыми, чистыми);

2.смотреть, чтобы ручки, карандаши, резинка и линейка всегда были исправными;

3.держать портфель в порядке (он должен быть чистым и находиться в установленном месте).

4. Закон о собственности

Личные вещи - это вещи, принадлежащие одному человеку. 

Общие вещи - это вещи, принадлежащие группе людей. Каждый из нас должен: 

-не брать чужие вещи без разрешения хозяина.

 Наряду  с  законами   в  каждом  коллективе  формируются  свои традиции:

  • День рождения классного коллектива.
  •  День пожилого человека.
  •  День Учителя.
  • День матери.
  • Новогодний праздник.
  • 23 февраля (готовят девочки и мамы).
  • Фестиваль патриотической песни «Лента памяти».
  • Международный женский день.
  • Торжественный митинг, посвященный Великой Отечественной войне.

Поощрения и наказания

Учащиеся поощряются:

1.за научные, спортивные и творческие  достижения, общественную работу;

2.трудолюбие и отвагу.

Обучающийся может быть  наказан за нарушение законов детского объединения.

К нему могут быть применены следующие меры:

- устное замечание или выговор, профилактическая беседа.

VII. Роль педагогов и родителей в самоуправлении.

Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления, учат самоанализу и самокритике. Педагоги и заместитель директора по ВР создают условия для того, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ.

Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их. Такой подход дает высокие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организаци игр - исследований в начальной школе

Материал содержит информацию о том как правильно организовывать и проводить игры - исследования....

Методика организации экскурсии в начальной школе

В данной работе представлены:       методические рекомендации учителям начальных классов по формированию познавательного интереса и развитию умения наблюдать у младших школьников в проц...

Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы

Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность....

Методика организации словарной работы в начальной школе

Работа по использованию факультативного курса с комплексом упражнений, направленных на формирование навыка правописания словарных слов....

Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы.

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по программе "Начальная школа 21 века" (система Н. Ф. ...

Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.

В статье рассматривается методика организации и проведения работы в группе на уроке в начальной школе....

В помощь классному руководителю Самоуправление в школе, методика организации

Настоящее пособие содержит материалы по организации школьного самоуправления  в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматривается методика организации школьного ...