Конспект занятия по этической грамматике в технологии продуктивного чтения Тема: «Как выбирать друзей»
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект занятия по этической грамматике в технологии продуктивного чтения
Тема: «Как выбирать друзей»
Форма проведения: беседа с элементами проектной деятельности + использование технологии продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nravstv.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по этической грамматике в технологии продуктивного чтения
Тема: «Как выбирать друзей»
Форма проведения: беседа с элементами проектной деятельности + использование технологии продуктивного чтения.
Цель:
- Воспитательная: формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
- Развивающая: развивать познавательные логические. УУД (анализ, синтез); познавательный интерес, активность к теме классного часа; регулятивные УУД( планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция); коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Образовательная: сформировать понятия «настоящая дружба»
Планируемый результат:
- Личностный: проявлять бережное отношение к друг другу.
- Метапредметный: демонстрировать умение анализировать проблемные ситуации; умение сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять познавательный интерес к теме.
- Предметный: понимать, что такое «настоящая дружба».
Ход урока
1. Орг. Момент.
Т.В.: Здравствуйте, ребята! Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов:
(детям предлагается выполнить гимнастику) 1.Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. 2.Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. 3.Пожмите дружески руки друг другу.
-Молодцы, ребята. Хорошо, все настроились на работу, садитесь.
2. Определение темы, постановка целей.
(На доске картинки – кот Леопольд. Отдельные слова: как выбирать друзей)
-Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
Ответы детей…
-Все, правильно. Тема нашего занятия " Как выбирать друзей"
-Ребята, а как вы думаете, что будет основной целью нашего разговора?
Ответы детей…
-Цель нашего занятия: "Научиться правильно выбирать друзей."
3. Основная часть.
3.1. Беседа о дружбе (метод получения новых знаний)
Т.В.: Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как выбирать друзей.
-Поделитесь, пожалуйста, секретом: как вы выбираете себе друзей? Ответы детей…
Т.В.: Большинство мальчишек и девчонок легко находят себе друзей, приятелей, товарищей. Обычно ими становятся одноклассники или дети, живущие по соседству, и такая система выбора друзей, пожалуй, самая естественная и надежная.
Настоящая дружба (именно настоящая!) - замечательное чувство. Некоторые люди проносят дружбу через всю свою жизнь. Они в любой момент готовы подставить другу свое плечо, протянуть руку помощи, разделить горе и радость. Дружба делает человека увереннее в себе, сильнее. Недаром люди придумали так много пословиц о дружбе. Давайте их прочтем.
3.2.Работа с пословицами (метод получения новых знаний – объяснение; задача - развивать мышление, умение анализировать, объяснять)
На партах, в конвертах написаны пословицы (7 конвертов)
Т.В.: Для того, чтобы узнать, какой смысл заложен в пословицах о дружбе, предлагаю вам поработать в парах (работа в парах: дети делятся на пары)
Т.В.: У вас на партах лежат конверты. Задание: нужно собрать пословицу, обсудить ее значение с товарищем, объяснить ее смысл. На выполнение задания даётся одна минута.
Т.В.: Время истекло. Итак, прочтите и объясните значение:
1-ой пословицы: Нет друга - ищи, а нашел - береги (очень важно иметь настоящих друзей и беречь их, не обижать, чтобы не потерять);
2-ой пословицы: Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. ( важно узнавать друзей, не в 3 дня, а на протяжении долгих лет);
3-ей пословицы: Друг неиспытанный, что орех не расколотый ( друг познается и в горе и в радости);
4-ой пословицы: Новых друзей наживай, а старых не утрачивай (нужно не забывать про старых друзей, но и наживать новых друзей;
5-ой пословицы: Друга на деньги не купишь ( не все можно купить на деньги);
6-ой пословицы: Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает ( не нужно бросать друзей в трудной жизненной ситуации);
7-ой пословицы: Друга узнаешь, когда вместе с ним пуд соли съешь (настоящий друг познается в беде)
Т.В.: Ребята, как вы думаете, какая народная мудрость заложена в этих пословицах?
Ответы детей…
-Да, ребята, в пословицах из поколения в поколение мудрые люди передавали свой опыт ценностного отношения к дружбе. Вот и мы прислушаемся к тем мудрым словам, которые заложены в пословицах.
3.2. Работа с произведением С. Михалкова "Щенок и змея" (метод получения новых знаний: беседа, рассказ)
Т.В.: Ребята, как вы думаете, все ли умеют дружить?
Ответы детей…
Т.В.: К сожалению, часто дети принимают за дружбу совсем другое чувство. Подобные отношения могут принести вред - когда общаешься, а оказывается, что дружишь с человеком, который плохо на тебя влияет. Сам того не понимая, любой ребенок перенимает привычки того, с кем дружит. А если это дурные привычки?.. Например, брать без спросу чужие вещи (то есть воровать) или выражаться нехорошими словами?
- Ребята, а как вы думаете, к чему могут привести такие отношения?
Ответы детей…
-Прежде чем подружиться с человеком, желательно к нему повнимательнее присмотреться, узнать о нем побольше: чем живет, чем дышит, чтобы не получилось так, как в произведении С. Михалкова, которое мы с вами сейчас и прочитаем.
I этап. Работа с текстом до чтения. Работа с заглавием + картинки. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
На доске написано название произведения С. Михалкова «Щенок и Змея».
Т.В.: Ребята, обратите внимание на доску. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Ответы детей…
-Выкладываю картинку щенка на доску. Опишите картинку (маленький, глупый щенок)
Ответы детей…
-Выкладываю картинку змеи на доску. Опишите картинку (взрослая, мудрая змея)
Ответы детей…
Щенок и Змея.
II этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
Дети читают рассказ, с остановками.
Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых друзей искать. - За что обиделся щенок на друзей? Вылезла из - под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза. – Зачем Змея смотрела Щенку в глаза?
-Вот ты на меня смотришь и молчишь... – Как это воспринимает Щенок молчание Змеи? А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают!- сказал щенок Змее. - Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!...- Зачем все поучают Щенка?
Пока Щенок жаловался, Змея молчала. - Почему молчала Змея?
-Пойдешь ко мне в друзья? - спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел. – Зачем Щенок пригласил Змею к себе в друзья?
Развернулась Змея и ужалила Щенка.
Молча...- Почему Змея ужалила Щенка и ничего не сказала?
С. Михалков
При чтении текста делаем остановки, паузы, ответы детей не комментируем.
III этап. Работа с текстом после чтения. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности
Т.В.: Ребята, мы прочитали текст. Кто из ответивших оказался прав?
Ответы детей…
-А почему у рассказа такое заглавие «Щенок и Змея»
Ответы детей…
-В чем заключалась ошибка Щенка?
Ответы детей… (Он не правильно выбрал друга)
-Так что же нужно помнить, когда выбираешь себе друзей?.
Ответы детей…
Т.В.: Лучше всего дружить с детьми-ровесниками. В компании старших по возрасту есть опасность чувствовать себя во всем последним, ведь они сильнее физически, а значит, быстрее бегают, более выносливы, лучше играют в футбол, хоккей. Вы же не хотите среди них казаться слабыми и неловкими?
Они старше, а значит, опытнее: больше знают, многое умеют, что вам пока недоступно. Вам может показаться, что они умные, а вы глупые.
Компания младших вам тоже быстро надоест. Разве интересно играть с малышом, который еще не может в силу своего возраста быть вам достойным соперником и все время проигрывает?
Вот почему разумнее всего дружить с ровесниками.
3.3. Закончи стихотворение
Т.В.: Ребята, а давайте попробуем вывести «кодекс дружбы». Что для этого нужно? А для этого надо закончить стихотворение: я говорю начальную фразу, вы - ее конец. Попробуем?
Ответы детей…
Т.В.: Жу-жу-жу, я с задирой _______(не дружу)
Гу–гу–гу, я подруге __________(помогу)
Зя-зя-зя, обижать друзей ________(нельзя)
Ас-ас-ас, дружба крепкая ________(у нас)
Де-де-де, познается друг ________ (в беде)
Ой-ой-ой, не разлить друзей______ (водой)
Ги-ги-ги, дружбу нашу ___________ (береги)
4.Рефлексия
Т.В.: Ребята, наше мероприятие подходит к концу. Мне понравилось, как вы работали, какие были активные.
-А теперь, пожалуйста, продолжите фразу: " Сегодня я узнал (понял)...".
Ответы детей…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка «Занимательная грамматика» в 1»А» классе. Тема: « Пословицы и поговорки – мудрость народа»
Конспект занятия кружка «Занимательная грамматика»...
Конспект занятия по внеурочной деятельности понаправлению "Основы культуры чтения". Тема: Когда гордость украшает
Конспект можно исользовать во внеурочной деятельности. Занятие проходит в игровой форме. На занятии обсуждается основное понятие "гордость", которое дети сами выводят как тему....
Урок этической грамматики по теме: "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения.
Урок этической грамматики по теме: "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения, 2 класс....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ”»
Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Рабочей программы по этической грамматике. Технологическая карта занятия составлена на основе рассказа В.Ю. Драгунского «Та...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения. Тема: М. Пляцковский «Помощник»
Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.Задачи:• учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;&bull...