Конспект занятия кружка «Занимательная грамматика» в 1»А» классе. Тема: « Пословицы и поговорки – мудрость народа»
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Конспект занятия кружка «Занимательная грамматика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poslovicy_i_pogovorki.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Конспект занятия кружка «Занимательная грамматика»
В 1»А» классе
Учитель: Пужаева С.В.
Саратов 2012 г.
Тема: « Пословицы и поговорки – мудрость народа»
Цели: 1) обобщить знания о пословицах и поговорках русского народа, продолжить формирование нравственных ценностей у детей;
2) развивать литературный вкус и логическое мышление;
3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа.
Ход урока:
- Учитель. Наш урок посвящен устному народному творчеству. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.) Что относится к нему? Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, былины.
Учитель. Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества, а о каком – вы должны догадаться сами.
- Восстановите исходный текст на доске:
Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.
(Записываем версии детей:
Не изба, а красна углами, красна пирогами.
Не пирогами изба красна, а углами.
Не красна изба углами, а красна пирогами….. это что? Это пословица.
Не отбрасываем ни один из полученных вариантов, обсуждаем каждый из них.)
- Почему именно такой вариант остался в памяти народной?
- Как вы понимаете слово «красна»? ( Это значит красивая. Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен не внешний вид, а то как тебя встретят.)
- Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить за стол, поставить угощение).
- Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек, который любит принимать у себя своих друзей, знакомых, всегда рад приходу гостей).
Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение.
Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
2)Учитель. Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень, и плут до добра не доведут.
Сколько пословиц вы насчитали? Назовите те, которые вы запомнили. Каков их смысл?
3) Работа с тетрадью.
Прочитайте задание и подумайте, в какие группы можно их объединить?
- О дружбе;
- о труде.
Как вы думаете, на какие группы ещё можно поделить пословицы? - о труде; о природе; о добре; о семье; о жизни; о любви; об учении; о хлебе.
Кто может вспомнить их?
4)О дружбе:
За дружбу дружбой платят.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Друга на деньги не купишь.
Друг - твоё зеркало.
О Родине:
Любовь к Родине сильнее смерти.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Всякому мила своя сторона.
О зиме:
Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Зимой льдом не дорожат.
Об учении:
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Учёного учить только портить.
Не хочу учиться, хочу жениться.
Ученье лучше богатства.
Чему учился, тому и пригодился.
О хлебе:
Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
Не земля хлеб родит, а небо.
О добре:
Добра на худо не меняют.
За добрым делом находишься, худое само навяжется.
Добро наживай, а худое избывай.
5) Работа с учебником. Перед чтением подумайте над моим заданием.
Мы с вами закончили раздел «Сказка мудростью богата». Прочитав пословицы и поговорки, скажите к кому из героев можно отнести эти пословицы?
- Не за бороду – за ум жалуют. ( «Мудрый старик»)
- Умный и без денег богат. (Даанышман из сказки «Мудрая девушка» и «Честный мальчик»)
- Глупый ищет большого места, а а умного и в углу видать. «Мудрая дева».
Домашним заданием вам будет задание 2, записать на листочек и вложить в учебник.
6) Я приготовила для вас очень интересное задание. Нужно посмотреть внимательно презентацию (работа на компьютере), соотнести рисунок и написанное и пояснить смысл.
7.) А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете пословицы.
Игра называется «Закончи пословицу».
- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.
Кто много читает… (тот много знает).
- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать).
- Когда так говорят?
Мир освещается солнцем… (а человек знанием).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Повторенье – … (мать ученья).
Не спеши языком… (торопись делом).
- Какая из пословиц понравилась и почему?
- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).
- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным).
Обобщение. Подведение итогов.
Пословица — это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Пословицы и поговорки — это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. 2 класс. "Школа России". Тема : Пословицы и поговорки. Технологическая карта урока.
Технология поликультурного образования. Использованы русские, армянские, таджикские пословицы и сказки в соответствии с этническим составом класса....
Открытое занятие по логопедии в 8 классе. Тема: "Пословицы и поговорки».
Конспект занятия и презентация...
Открытое занятие по логопедии в 8 классе. Тема: "Пословицы и поговорки».
Конспект занятия и презентация...
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Пословицы и поговорки"
Урок литературного чтения даёт возможность вызвать интерес у второклассников к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества. На уроке ...