Урок этической грамматики по теме: "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения.
план-конспект занятия (2 класс)

Лоханько Ольга Олеговна

Урок этической грамматики по теме:  "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения, 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podumay_o_drugikh.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Этическая грамматика.

Класс: 2

Тема урока: «Подумай о других»

Цель:  Формировать у учащихся бережного отношения к другим. Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация

- Добрый день, ребята.  Я рада всех вас видеть. Сейчас у нас с вами пройдет занятие по этической грамматике. Мы продолжим шагать по ступенькам этой мудрой науки. О чем мы с вами говорим на этих занятиях?  

(О правилах поведения, общения, этикета … )

- Сегодняшнее наше занятие я хотела бы начать с пословицы «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Как вы можете объяснить смысл данной пословицы? (Дети рассуждают).

- А «другие» - это кто? (Те, кто нас окружают).

- Где мы можем найти ответ, как поступать с другими?  (Услышать от взрослых, родителей, учителя, увидеть в мультфильме, фильме, прочитать в книге).

II. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (прогнозирование содержания)

Переход от мотивации к предположениям.

- Сегодня я предлагаю вам познакомится с  произведением Николая Николаевича  Носова «На горке».

- Как вы думает, о ком будет это произведение? Почему вы так решили? (Предположения детей).

- Ваша задача, не просто послушать текст, а понять, чему учит нас это произведение.

III. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста (с использованием приёма « диалог с автором через текст»)

Читает учитель.

На горке

  Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и складывали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка и замерзнёт. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

(Предположите, что могло случиться, пока ребята ходили обедать?)

   Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый был! (Какой вопрос вы зададите автору? Почему Котька хитрый? Как вы сами думаете?) Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. (Предположите, что чувствовал Котька, сидя дома. Зависть). Ему ребята кричали, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. (А на самом деле, почему Котька не помогал ребятам строить горку, как вы думаете?) А когда ребята ушли, он быстро  нацепил коньки и выскочил во двор. И  коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь!

Только полез на горку - бух носом! (Что произошло? Он упал.)

- Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

"Что делать?" - думает.

Думал, думал - и придумал:

(Предположите, что мог придумать Котька? Проверим предположение.)

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой (помещение для дворника). Нашел ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

- Вот теперь, - говорит, - скачусь!

(Как вы думаете, смог он скатиться? Нет. Почему не смог? По песку коньки не скользят.)

Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! (Подтвердилось наше предположение? Да.) Лежит Котька на животе и говорит:

- Как же теперь по песку кататься?

(Попробуйте ответить на вопрос Котьки.)

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.

- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? (Предположите, сознался Котька или нет).

- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться. (Узнали? Сознался Котька? Да.)

- Ах ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

- Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься?

- Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

- Ну, я не знаю, - говорит Котька.

- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

- Засыпай песок снегом! (Какой вопрос вы зададите автору? Зачем снегом посыпать песок? Как вы сами ответите? Проверим.)

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

2. Беседа по содержанию текста

Понравилось произведение?

- Кто понравился? (Например, ребята)

- Что именно понравилось в ребятах? (Они трудолюбивые, дружные…)

- А все ли ребята были такие? (Нет)

- Кого вы имеете ввиду? (Котьку)

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? (Хитрый)

- А в конце рассказа Котька изменился? (Да)

- Кто ему помог измениться? (Ребята)

III. Работа с текстом после чтения

1. Смысловая беседа по тексту

- Вспомните наши предположения перед чтением произведения.

- Подтвердились ли наши предположения?

- Кто из героев не подумал о других? (Котька)

- Что сделал Котька? (испортил горку)

- Котька совершил ошибку, но смог ли он ее исправить?

- Какими словами нам об этом говорит автор?.

 Котька отвязал коньки и взял лопату.

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

- Чему учит это произведение? (….)

- Прочитайте ещё раз нашу пословицы («Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»).

- Как вы думаете, подходит ли она к этому произведению? Аргументируйте свой ответ?

(В начале Коткька думал только о себе и посыпал горку песком, потому что ему было неудобно на нее забираться. Но затем, осознав свою ошибку помог ребятам все исправить и даже сделал ступеньки, позаботившись о других).

2. 2. Творческое задание

- Предлагаю вам поработать в группах и создать памятку «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».  

Из предложенных правил подберите те, которые подойдут к нашей памятке.

  • Называй собеседника по имени.
  • Смеется над другим нужно как можно громче.
  • Не перебивай собеседника.
  • Если хочешь что то спросить, кричи громко.
  • Говори чётко, внятно, понятно.
  • Называй собеседника смешным прозвищем.
  • Если не понял, переспроси.
  • Если ты не согласен с мнением другого, перебивай собеседники.
  • Не смейся над чужими ошибками.
  • Если не понял, громко кричи об этом.
  • Будь доброжелательным.
  • Умей слушать, не отвлекайся.

III. Рефлексия

1.

- На этом урок наш закончен.

- О чем говорили сегодня на занятии?

- Герои какого произведения нам в этом помогали?

2.

- Продолжите предложение :

Я запомнил …..

Меня удивило …..

Мне захотелось ….

Выслушать несколько человек.

3.

У каждого на парте  лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней слова, которые помогают нам совершать только хорошие поступки. А сейчас мы с вами построим свою горку- «Гора добрых поступков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения. Тема: М. Пляцковский «Помощник»

Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.Задачи:•     учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;&bull...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...