РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Азы финансовой грамотности»
рабочая программа (3 класс)

Болдина Ольга Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности социального направления

«Азы финансовой грамотности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._azy_fin.gram_.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санталовская средняя школа»

Ясногорского района Тульской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности социального направления

«Азы финансовой грамотности»

2019

1.  Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  « Азы финансовой грамотности» для 3  класса составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва,  Вита, 2015.

Изучение курса « Основы финансовой грамотности» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие экономического образа мышления;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции;

- семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Место курса в учебном плане.

На изучение курса « Азы финансовой грамотности» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и   реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся  научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

*проводить элементарные финансовые расчеты.

3.Содержание курса внеурочной деятельности

Обмен и деньги.

Тема 1. Как появились деньги. Причиной возникновения обмена денег является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен не удобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

 • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

 • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

 • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании цен государства монеты стали едиными.

Основные понятия Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривен- ник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

 Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

 • Описывать устройство монеты

. • Приводить примеры первых монет.

 • Описывать старинные российские деньги.

 • Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги.

 • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

 • Приводить примеры первых бумажных денег

. • Описывать первые российские бумажные деньги.

 • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 4. Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

• Сравнивать виды денег.

 • Объяснять роль банков.

 • Объяснять условия вкладов и кредитов.

 • Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты

Тема 5. Валюты. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

 Основные понятия Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

 Компетенции

• Приводить примеры валют.

 • Объяснять, что такое резервная валюта.

 • Объяснять понятие валютного курса.

 • Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

Семейный бюджет

Тема 1. Откуда в семье берутся деньги. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность .Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный  размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

 • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

 • Объяснять причины различий в заработной плате.

 • Объяснять, как связаны профессии и образование.

 • Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

 • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

Тема 2. На что семьи тратят деньги. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

 Основные понятия Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

 Компетенции

  • Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
  • Описывать направления расходов семьи.
  • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
  • Сравнивать и оценивать виды рекламы.
  • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
  • Составлять собственный план расходов.

Тема 3. Как правильно планировать семейный бюджет. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты. Основные понятия Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

 Компетенции

 • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

 • Объяснять последствия образования долгов.

 • Составлять семейный бюджет на условных примерах.

4. Тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество часов

Обмен и деньги (16часов)

Вводное занятие. Деньги.

Что такое деньги? Товары и услуги.

Как появились деньги.

Обмен денег. Бартер.

Монеты. Первые монеты.

История монет.

Старинные монеты. Монеты на Руси.

Современные монеты

Бумажные деньги.

История возникновения бумажных денег.

Защита от подделок. Наличные деньги.

Безналичные деньги. Банки.

Современные деньги в России

Современные деньги России и других стран.

Наличные и безналичные деньги.

Обобщение по теме «Обмен и деньги»

Семейный бюджет

(18 часов)

Валюты.

Валюта — денежная единица страны.

Валюта разных стран.

Национальная валюта России.

Откуда в семье деньги.

Основной источник дохода.

Заработная плата.

Клад. Выигрыш в лотерею. Премия

Прожиточный минимум. Пенсия.

На что семьи тратят деньги.

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё.

Коммунальные услуги. Обязательные расходы.

Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы.

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

Как правильно планировать семейный бюджет

Бюджет – план доходов и расходов

Когда расходы превышают доходы. Долги.

Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление).

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, уч...

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа дорожной грамотности"

Рабочая программа «Школа дорожной грамотности» разработана  в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начал...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки тётушки Совы» (финансовая грамотность) социальное направление

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, четкое понимание того как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими. А чтобы успешно зарабатывать и управлять св...

Общеразвивающая программа внеурочной деятельности социального направления (экономической направленности) "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе "Финансовая грамотность"

Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами ...