Давайте говорить красиво!
методическая разработка
Внеклассное мероприятие о русском родном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_russkiy_rodnoy_yazyk.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Давайте говорить красиво!»
Добрый день, дорогие друзья! Тема нашего внеклассного мероприятия звучит так: «Давайте говорить красиво!». Сегодня мы с вами поговорим о красивой и правильной речи, о том, что делает ее скудной и невыразительной, и о том, как обогатить нашу речь.
Наша речь – это великое богатство, способное на многие чудеса. Как только из наших уст вылетают слова, окружающие способны составить о нас представление. С первого слова задаётся и тон общения, и манера, общие впечатления.
Красивая и правильная речь свидетельствует о культуре человека, о его хорошем воспитании. Речь может возвысить человека в глазах окружающих, а может, наоборот, опустить.
"Когда ты хочешь молвить слово, (Пахомова Е.)
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя."
Мы с вами живём в удивительной стране России. Россия – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающих магической властью и необыкновенной силой.
I ведущий: Посмотрите вокруг и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты
II ведущий: Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество – это язык.
I ведущий: Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям, понимать друг друга при общении, в общих делах.
II ведущий: Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
I ведущий: Значение языка (речи, слова) отличают русские пословицы и поговорки:
II ведущий: «От доброго слова язык не усохнет»
I ведущий: «Каков разум таковы и речи».
II ведущий: «Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу».
I ведущий: «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает»
II ведущий: «Живое слово дороже мертвой буквы».
I ведущий: Давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира.
II ведущий: Это так, но и один из труднейших, как мне кажется.
I ведущий: Ты так думаешь?
II ведущий: Конечно, ведь столько нужно знать правил, чтобы речь наша была правильной и красивой. А сегодня она теряет былую мощь и красоту. Речь засоряют словами – паразитами, жаргоном,….
I ведущий: Поразительно актуальным во все времена оказывается стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».
Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»
Невозможно не согласиться со словами И.С.Тургенева, ведь наш язык – это огромное богатство, но он же может сыграть с нами и злую шутку. Послушаем, что по этому поводу считал древнегреческий баснописец Эзоп.
На фоне музыки читает ……
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.
Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!
При помощи языка строятся города, развиваются культуры народов.
При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви . Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка!».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка?
Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?».
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Как гласит русская пословица: «Язык мой – враг мой».
А слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. И, оказывается, у великого могучего русского языка появилось в настоящее время много врагов. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань.
Устная речь
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Даже джинсы, слайды, платья….
Ценам, цифрам – несть конца,
Отвлеченные понятья улетучиваются.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Пытается ли кто-нибудь из нас анализировать свою речь? Вряд ли, а зря. В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно. Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал». Складывается такое впечатление, что запас слов у нынешней молодежи год от года уменьшается.
Зато повсеместно получил распространение уличный сленг. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи.
Мы говорим: чумовой парень, когда имеем в виду интересного, ведущего за собой, активного юношу. Но если задуматься об этимологии этого слова, придется сделать вывод, что такой парень веселится и развлекается всеми доступными способами только потому, что он смертельно болен и может умереть в любой момент.
Очень часто употребляется слово прикольно. Мы думаем, что появлению этого слова мы обязаны наркоманам: уколоться – получить наслаждение, смешно, интересно; оно произошло от жарг. прикалываться – шутить.
Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор, компьютер. А то, что они хорошо знают, – тексты популярной музыки – представляет в большинстве своем набор однотипных клише, бессмысленный повтор банальных фраз.
К сожалению, даже не все телевизионные каналы могут похвастать образцовой, грамотной речью своих ведущих. С экрана телевизора стало модным «быть ближе к народу», употреблять ненормативную лексику или, что вообще недопустимо, – мат.
Двигаясь такими темпами, наше поколение скоро успешно трансформирует язык Пушкина, Толстого, Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п.
Отрицательным в этом явлении считаю то, что со временем такая речь войдет в привычку и молодые люди забудут красоту русской речи, о которой так много говорили и писали известные классики. При попытке описать что-то, поразившее их своей красотой или необычностью, они ловят себя на том, что им не хватает слов, не хватает умения правильно использовать те слова, которые они знают. А ведь с помощью речи можно выразить буквально все: и чувства, и красоту окружающего мира, и свои фантазии.
Просмотр Ералаша
Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.
А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.
Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.
Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.
Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матершинник – богохульник».
Э. Асадов « О скверном и святом»:
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. А всё потому, что произнося бранные слова, вы бросаете их не в сторону того, кого хотите оскорбить, вы бросаете их в сторону самого святого на этой земле, в сторону своей матери, и адресуете эти слова именно ей.
..Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем не убранный, лежат.
...Поосторожней со словами:
Ведь словом можно и убить..
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.
...Поосторожней со словами:
Все то, что высказано зря,
Как бумеранг придет с годами,
В груди раскаяньем горя.
...Поосторожней со словами:
В словах - завет, в словах - запрет.
В словах всегда живем мы сами,
А ЖИЗНЬ - ОДНА,
ДУБЛЕРА-НЕТ!!!
Подводя итог всему сказанному, я хочу дать вам несколько советов как научиться говорить красиво
В презентации
Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!
И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу -
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!
Клип о Русском языке
А закончить наше мероприятие мне хочется словами Евгения Весника:
ДРУЗЬЯ, СЛЕДИТЕ ЗА СОБОЙ,
КОГДА ПО-РУССКИ ГОВОРИТЕ,
ВЕДЬ ЭТО НАШ ЯЗЫК РОДНОЙ –
ЕГО ДЛЯ ВНУКОВ СОХРАНИТЕ!
Сценарий праздника русского языка(составила Самарина Н.Н., учитель русского языка и литературы)
1.Дорогие зрители! Сегодня мы пригласили вас на праздник русского языка, посвященный открытию недели русского языка и литературы.
2.Вы услышите много интересного:высказывания о языке, стихи, посмотрите занимательные сценки. Надеемся,что вам не придется скучать.
3.Стихотворение А.Яшина «Я люблю свой родной язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь -песни, гимны пиши,
Хочешь -выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная -живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
4.Сценка про ЭзопаЭзоп,
Знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
-Почему ты подаешь одни языки? -спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.
-Ты велел купить самое лучшее, -ответил тот,-а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились.
Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
-Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем другдруга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло...Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.
5.Стихотворение В. Шефнера «Есть слова словно раны...»
Есть слова -словно раны, слова -словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
6.Не счесть на земле языков и наречий,
Они существуют, наверное, вечно.
Но нам всех дороже наш русский язык,
Ведь каждый из нас к нему с детства привык.
Но вот незадача, мы русские, вроде,
Однако чего не услышишь в народе:
Слова искажают, коверкают речь.
Мы вас попытаемся предостеречь.
7.Сценка о жаргонизмах
ЯНА: Эй, Федька, братан! Прикинь, что вчера было. Мы токо классно начали отвисать, потом намутили там одну штуку, висели, висели, меня че-то прибило , потом накрыло и я залипла.
ФЕДЯ: Ян, так что все-таки случилось? Я тебя не понимаю!? И вообще, что за жаргон?! Где ты таких слов набралась-то?!
ЯНА: Оооу... Тяжелый случай... По-моему,ты уже совсем отстал от современной жизни. Так сейчас все подростки общаются.
ФЕДЯ: Да ничего я не отстал! Я просто вас не понимаю! Эти ваши жаргонизмы засоряют нашу речь, она становится непонятной, беззвучной. В языке говорящего проявляется культура, воспитанность и знания... Да и словарный запас зависит от уровня культуры, начитанности, интеллекта. Тебе известно, что культурный человек имеет словарный запас 3000-3500 слов?
ЯНА: Ну-да... так много? Да и кому это надо?! По-моему,ты преувеличиваешь ...
ФЕДЯ: Мне так не кажется. Некоторые скоро вообще забудут, как говорить и писать нужно. Вот к примеру, смотри, мы вчера с Мишкой переписывались.
ФЕДЯ: Вот, я ему пишу: «Миш, Идем, поиграем в футбол? На улице такая погода хорошая». А он мне: « ( ». Я ему: « А может тогда в кино?». Он: « ) ». Я ему « Попкорн с собой возьмем?». Он « ))». Я ему: «Увидимся». И он мне: « ))) »
ФЕДЯ: Вот и поговорили! Только мне непонятно:он или совсем русский язык забыл, или только как слова пишутся, не помнит.
ЯНА: Ну и что? Что тебя не устраивает-то? И так же все понятно! И время экономится. Да и вообще, за смайликами будущее. Это прогресс! Я думаю, скоро даже стихи в школе по смайликам учить будем.
ФЕДЯ: Что? И как ты себе это представляешь?
ЯНА: Да легко! Во, смотри.
«Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном»
Пушкин (все это на экране показано с помощью смайликов)
ФЕДЯ: Я не могу с тобой согласиться, может,пойдем и спросим у наших друзей, что они думают?
ЯНА: Ну, окей.
8.Меня так колбасит, тебе параллельно...
Откинешь копыта...
Да...случай смертельный!
Поди разберись, где тут правда, где ложь,
Без переводчика и не поймешь.
Ребята, ведь это всего лишь бравада!
Жаргонным наречьем глаголить не надо!
На русском писали Тургенев и Горький,
Есенин, Толстой, Пастернак и не только.
Ты будь с языком осторожней, мой друг!
И вслушайся в речи друзей и подруг!
9.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Николай Васильевич Гоголь
10.Сказка «Семь дочерей»
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери:
—Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, —промолвила первая дочь.
—Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, —проговорила вторая.
—Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, —пропела третья.
—Мне тяжело было без тебя, как пчела без цветка, —защебетала четвертая.
—Ты снилась мне, как розе снится капля росы, —проворковала пятая.
—Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, —сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу —помыть ноги.(как вариант –принесла еды и накормила маму)
11.Вот какой поэтичный, выразительный, задушевный русский язык. И не только сокращения и жаргонизмы портят и засоряют его, но и чрезмерное использование заимствованной лексики.
12.Сценка «Три мудреца»
1. (уверенно, с напускной важностью, высокомерно)
Уважаемые господа! С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, погруженный в мотивирующую абстракцию, не может обойтись без утопического объективизма. Я так думаю...
2. (немного растерянно, обескуражено, возмущенно)
Позвольте, господа! Дифференцированный подход к модуляциям абстрагированного мышления дистанцируется от объективизма и концентрирует в себе субъективизм!.. Это же каждому ясно, как дважды два!
3. ( с обидой, упрямо)
Не соглашусь с Вами, многоуважаемый! Деструктивный подход! Ваши модуляции с ассоциативным мышлением пугают меня! Этак, батенька, мы и до корреляции с компиляцией дойдем!
1. ( великодушно развалясь на стуле, снисходительно)Вы оба правы, господа! Это просто вопрос трактовки метода... Однако нельзя отрицать дезинформацию наших СМИ... Желтой прессы, наконец...
2. ( горячо, убежденно, с азартом, быстро) Господа! Не будем забывать, что мы достигнем успеха благодаря приоритету эмпирии перед креацией в экстраполировании ментального дискурса! Мы верим в нашу молодежь! Вот она, юная, цветущая, подающая огромные надежды... Поприветствуем её!
3. (иронически, с улыбкой)Не идеализируйте, господа! Мировоззрение нашей публики сегодня зависит от а) менталитета российского гражданина вообще, б) умения анализировать свойжизненный опыт, и, наконец, в) наличия...
Хором: ЧУВСТВА ЮМОРА!
13.Стихотворение «Два языка»
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне...
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
(Т. Зумакулова, балкарская поэтесса)
14.Стихотворение «Первородство» С. Островой
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны́...
И когда я слышу:—Извини меня!
—Это значит:—Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство.
Свои рубежи.
И когда я слышу:—Обереги меня!
—Это значит:—Берегами меня окружи!
У слова есть корни.
И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:—Защити меня!
—Это значит:—Спрячь меня за щитом!
Вслушайся.
Вникни.
Не позабудь.
У слова свой норов.
Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.
15.Реклама словарей
Мальчик увлеченно читает книгу, восклицает : «Не может быть!», «Вот это да!». Друг зовет его на футбол, девочки в кафе, он отказывается. Девочки предлагают ему чипсы. Он борется между желанием поесть чипсы и продолжать читать книгу. Но снова погружается в чтение. Девочки и мальчик в зал: «Вы знаете, почему Юра не идет играть в футбол, отказывается идти в кафе и есть чипсы?»
Юра: «Я читаю толковый словарь русского языка!»
Вторая реклама.
Ученица: «Хотите узнать, что общего между капустой и капитаном? Хотите? Тогда с этим этимологическим словарем я иду к вам!
Ученица:»Черное и белое... Лед и пламень...Жизнь и смерть... Любовь и ненависть... Читайте словарь антонимов русского языка!
16.Стихотворение В. Солоухина
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай -не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
17.Сценка о синонимах «В ЖЭКе»
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
-Моя фамилия Михайлов,-отрекомендовался посетитель.
-А моя -Сидорчук, -сказал начальник ЖЭКа.
-Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы -это слова, близкие по смыслу, значению...
-Ну и что?
-Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать...
-Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...
-Хотеть делать, желать, стремиться -это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...
-Но что я должен сотворить? Что? -взорвался Сидорчук.
-Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
-Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
-Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице...
-Но есть же субординация, -начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
-Вот возьмите, -сказал он, вновь войдя в кабинет. -Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните...
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
-Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…»
18.Стихотворение
Я помню лазурный рассвет,
Малиновый, теплый закат,-
Дороже мне Родины нет,
Я ей благодарен стократ.
Там есть за деревней родник,
Вода в нем чиста, как слеза.
Там пел свои песни кулик
И плакала ивы лоза.
Спасибо за то, что дала
Мне русский великий язык,
Ты, Родина! –есть и была,
А я твой до смерти должник.
(А.Квашенников)
Все участники выходят на сцену.
19.Русский язык.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,-ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя -как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Иван Тургенев
20.Стихотворение «Слово» Иван Бунин
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный —речь.
Берегите наш язык!
Все вместе: Наш прекрасный русский язык!
Между сценками, стихами звучит музыка. (в это время меняются выступающие, передвигаются декорации)
Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Слайд 1
На экране: «Неделя русского языка»
Слайд2
Учитель: Праздник начинается, гости улыбаются,
Дети постараются в неделю показать
Всё, чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что в мире надо много знать.
Ведущий 1: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень мелодичен.
Слайд 3
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – бойкий и живой.»
Л.Н.Толстой
Слайд 4
Ведущий 2:
И.С.Тургенев писал:
« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Слайд5
Ведущий 1: Сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова, как вы знаете, складываются из….звуков, которые на письме передаются особыми знаками…..
Черные, кривые,
Встанут в ряд-
Заговорят.
Кто такие?........(Буквы)
Ведущий:2 А вот ещё одна загадка.
На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей!.....(Алфавит)
- Почему в загадке говорится о 33 богатырях? Потому что в алфавите 33 буквы.
Ведущий 1: Все знают: урок русского языка – дело серьёзное. Как огорчаются многие из вас, когда допускают ошибки при написании слов!
Некоторые ребята, пишут: «Увидишь ошибку - прими за улыбку!». Вам смешно, но учителю совсем не до шуток!
Ведущий2: Однако оказывается, что и в русском языке есть повод для шуток. Ведь не зря придумана пословица: «Веселье – делу не помеха». В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что с французского переводится - игра слов.
Ведущий 1: Игры со словами могут быть разными. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или конца, всё же сохраняется смысл. Такая известная игра есть со словом «ПОБЕДА».
«ПОБЕДА» ( два ученика)
-В какой гостинице вы жили?
- «Победа».
-Чего вы ждали?
-Обеда.
-Что случилось?
-Беда.
-Что пропало?
-Еда.
-Вы кричали?
-Да!
-Что?
-А!
Ведущий 2: В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся, по-разному, потому что ударение в таких словах падает на разные слоги, а слова такие называются омонимами.
ЗАМОК-ЗАМОК
В дом войти никто не мог –
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
ГВОЗДИКИ-ГВОЗДИКИ
Из стенки гвоздики торчат,
Повешу - ка на них плакат.
А на день рожденье Вики
В подарок я несу гвоздики.
БЕЛКИ-БЕЛКИ
Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам.
Ты печенье испеки,
Взбей яичные белки.
МУКА-МУКА
Со мною просто мука,
Такая я копуха.
Хоть на полу уже мука,
Не испекла я пирога.
ЗАСЫПАТЬ-ЗАСЫПАТЬ
Малыш мой начал засыпать,
И перестал к нам приставать.
Засыпать вермишель в кастрюлю
И вкусный суп уже сварю я.
Ведущий 1: А сейчас посмотрите сценку: «НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ».
(двое детей)
- Здравствуй!
-Привет!
-Что ты несёшь?
-Несу разные вещи.
-Несуразные? Почему они несуразны-то?
-Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…
-Что не сумел?
-Отстань!
-Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?
-Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал «Ему же надо будет», понадобится, значит.
-Вот оно что…
- А ещё у меня есть новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
-И ничего, симпатичная?
-Красивая, зелёная такая.
-То есть как?
-Зелёного цвета.
- Постой, постой… это что же: у неё волосы что ли зелёные?
- У кого волосы?
-Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…
- Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
-Ага, всё-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда!
-Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
-А ну тебя…
-Да! Стой, стой!
-Ну что ещё?
-Передавай привет.
-Кому?
-Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене…
Ведущий 2: Сейчас вы услышите рассказ двух учеников о том, как они ходили в кино. Эти ребята забыли, что такие существительные, как : радио, шоссе, такси, кафе, кино, пальто, купе, кашне, бюро, кенгуру и другие не склоняются, то есть их нельзя изменять.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.
Ведущий 1: Вот, что получается, если не знать или не уметь применять правила русского языка. Это как раз тот случай, когда ошибка считается не улыбкой, а обыкновенной неграмотностью.
Ведущий 2: Помните: приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, разнообразна, а каждое слово употреблено правильно, к месту и ко времени.
Посмотрите сценку «На уроке русского языка».
Сценка «На уроке русского языка»
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую. (Ученик выходит к доске и готовится писать)
Учитель (диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”
(Ученик пишет под диктовку на доске) Слайд 6
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
(Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание»)Слайд 7
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.
Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.
Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !Вот и всё!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
Ведущий 1: А сейчас, ребята, давайте отгадаем какие слова зашифрованы на экране.
Слайд 8 –фонарь
Слайд 9-перемена
Слайд 10 –подарок
Слайд 11-ворон
Слайд 12.
Выходят все участники.
Учитель: Сегодняшнее наше мероприятие, посвященное НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется
«Выучи русский язык!».
- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое открытию «НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА», завершаем замечательным стихотворением, которое называется…
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Вот и всё,
Что мы успели
Вам сегодня показать.
Но впереди у нас неделя.
И мы хотим вам пожелать:
Здоровья, успехов и настроенья,
Хороших оценок
И больше везенья!
Всегда улыбайтесь,
Творите добро -
Ведь стать знаменитыми
Вам суждено!
Учитель: Воротникова С.О.
Сценарий праздника
«Русский язык - нам есть чем гордиться»
( в рамках Недели Науки в начальной школе)
Цель мероприятия:
- привлечение внимания учащихся к нарушению норм культуры речи;
- формирование и пропаганда норм и правил русского языка среди детей;
- формирование навыков правильной речи.
Эпиграф
Берегите наш язык,
наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние,
переданное нам нашими предками.
И.С.Тургенев.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Русский язык - нам есть чем гордиться». «Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромную власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами», - писал известный русский учёный Н. Бердяев.
Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампы. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.
(Дети исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)
1.Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня все мы в нашем зале,
Знания новые искать,
Мир словесный постигать
Мы друг другу в этот день пообещали.
2.На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать
Будем вместе, будем вместе,
Будем вместе.
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что интересней.
1уч. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный свет».
2уч. Теплотой и радостью веет от близких нам с детства слов - ручей, роща, поляна, ягода, тропинка и многих других. Торжественно, с душевным трепетом произносим мы такие слова, как Россия, Москва, мир. Есть и дорогие для нас слова: мама, школа, класс, дружба. И среди многих слов есть самое важное, дорогое - Родина!
(Показ слайдов репродукций художников под звучание песни о Родине)
3уч. Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать красоту и силу русского языка. Каждый должен хорошо знать русский язык, он является самым распространённым европейским языком в географическом смысле и по числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков.
4уч. А сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова, как вы знаете, складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками.
Чёрные, кривые,
Встанут в ряд -
Заговорят.
Кто такие? (буквы)
5уч. А вот ещё одна загадка.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (алфавит)
Почему в загадке говорится о тридцати трёх богатырях?
6уч. В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своём месте, надо знать много слов. Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка? (показать словари Даля и Ожегова)
7уч. Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
8уч. Правит ими государь
По прозванию Словарь,
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
9уч. Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать…
10уч. Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
11уч. Все знают: урок русского языка - дело серьёзное. Как огорчаются многие из вас, когда допускают ошибки при написании слов! А вы знаете, что в русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, и называются … омографами. Посмотрите сценку «Ударение».
Аня: Очень болит голова, а так хочется пойти в школу. Надоело болеть. Нужно лекарство принять. (берёт бутылочку с лекарством, читает) Принимать 3 раза в день по 1 чайной ложке, после приёма пищи.
(Аня принимает лекарство и начинает пищать)
Ведущий: Что случилось, Аня? Почему ты пищишь?
Аня: Я лекарство приняла. Там написано…(читает)
Ведущий: Аня, ты неверно прочитала. Принимать после приёма пищи, а не пищи.
Аня: Ой, и правда. Учительница в школе нам говорила, что от постановки ударения может меняться смысл слова.
В русском языке существуют нормы ударения. Давайте вместе правильно прочитаем слова.
( Слайды: ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ТОРТЫ, КРАСИВЕЕ, ПОНЯЛ, НАЧАЛА, ДАЛА, ЩАВЕЛЬ, КАТАЛОГ, КЛАЛА, ПРИБЫЛ)
12уч. Ещё в русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значение имеют разное. Эти слова называются… омонимы.
Определите слова омонимы в стихотворениях.
13уч. Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были? - У лисички!
- Что вы ели там? - Лисички!
14уч. Веснушкам нету сноса.
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла, -
Нос терпеливо мыла,
Зависело б от мыла.
Веснушки б я отмыла.
15уч. День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил:
- Вы откуда появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
16уч. - Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
17уч. Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Учитель: Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах:
(Слайды: ПЕНОЧКА - птица, ПЕНОЧКА - ….
НОРКА - животное, НОРКА - …..
БОКС- стрижка, БОКС- ….
КОСА - для скашивания травы, КОСА - ….
КЛЮЧ - родник, КЛЮЧ - ….
ОВСЯНКА - каша, ОВСЯНКА-…..)
18уч. Буква А и Буква О обижаются давно:
- Нас, ни в чём не виноватых,часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через А - «КАРОВА».
Букве А стоять здесь стыдно.
19уч. Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «ТРОВА»,
То какие-то «ДРАВА»,
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
20уч. Буква А и букваО обижаются давно:
- Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто, мы ему враги,
Хоть из азбуки беги!
21 уч. Это очень интересно -
Знать, как сделаны слова.
Вот Петруше неизвестно,
Как же пишется «ТРАВА»,
Он не знает, например,
Что за буква после Р.
А ведь это, как забава.
Измени лишь слово «ТРАВЫ» -
Вмиг получится ответ:
«А» писать, сомненья нет!
22уч. Ребята! Русский язык красив и выразителен. Но, если мы не будем соблюдать нормы грамотного письма, то будем выглядеть очень глупо и смешно перед другими людьми. Ведь не зря в народе говорят: «Что написано пером, не вырубишь топором».
23уч. Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
24уч.Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С Днём рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
25уч. Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
26уч. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
27уч. Сегодня мы коснёмся поэзии о русском языке.
Поэты тонко чувствуют красоту и глубину языка, на котором творят. Напевность русской речи и богатство её оттенков - в полной мере проявляется в русской поэзии.
28уч. Константин Дмитриевич Бальмонт сказал о русском языке:
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
29уч. С этим соглашается М.Дудин в своём стихотворении:
Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты - сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.
30уч. Нельзя не вспомнить и слова Лермонтова в его стихотворении «Молитва»:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
31 уч. И как современно звучит призыв Ивана Бунина беречь этот яркий многоликий меткий язык: И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Учитель: Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь - это наше зеркало, и пусть оно будет всегда чистым. Чёрствое, грубое слово, брань - обижают, оскорбляют. Помните, ребята: приятнее разговаривать с человеком, речь которого богата, разнообразна, а каждое слово употреблено правильно, к месту, ко времени. Давайте уважать друг друга.
"Великий и могучий русский язык"
1.Вступление
Ведущий 1:
- Здравствуйте, ребята и учителя!
Ведущий 2 Великий, могучий, правдивый, свободный, Народной живительной силы родник! Ведущий 1:
Тебе посвящаем наш праздник сегодня Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Чтение стихотворения. С.Абдулла ?
Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу перестроить, Если не ищешь отрады цветник. Если нуждаешься в твердой опоре - Выучи русский язык.
Он твой наставник, великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи - Выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах, Мир окрыляющих детских книг. Русское слово - свободы зарница - Выучи русский язык.
Ведущий:Дорогие друзья сегодня нас с вами ждет путешествие в страну Русского языка, в которой живут буквы, слова, знаки препинания.
Ведущий: Итак, мы отравляемся в город Пунктуационных знаков. 2.Основная часть
Сценка "Пунктуационные знаки".
На сцену выходят 10 человек (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди. Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.
1 маска. Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. Дети. Вопросительный знак.
Вопросительный знак. Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько?Почему? Зачем? Где? Куда? Какая?Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.
Ведущий. Прошу вторую маску загадать загадку.
2 маска. Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца.
Дети. Восклицательный знак.
Восклицательный знак. Правильно, ребята! Обычно в предложении Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество… Мне право от рождения В грамматике дано: Где я, то предложение С особым выражением Произнестись должно!
Ведущий. Следующая маска, ваша загадка.
3 маска. Загораживает путь, предлагает отдохнуть.
Дети. Точка.
Точка. У меня особый пост В самой малой строчке. Если точка - вывод прост: Это значит - точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать. Точку слушать надо. И хотя она твердыня В книге и в тетради, Без особого труда Можно с ней поладить, Если только мысли нить От воды избавить, Если точку не забыть Вовремя поставить.
Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.
Многоточие. Я - многоточие. Обо мне сложены такие строчки: Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далекими Туманными намеками…
Двоеточие. Я - двоеточие. Обо мне говорят так: Двоеточие глазастое. Ходит знаниями хвастая: Так и хочется ему Разъяснить нам, что к чему.
Тире. Я - тире. Лягу палочкой на строчку, Проходите по мосточку.
Скобки. Мы - скобки. Словам раскрываем объятья: Ждем в гости вас, милые братья!
Кавычки. Мы - кавычки. О нас есть такие стихи: Всегда подслушать норовят То, что другие говорят…
Запятая. Я - запятая. Обо мне говорят: Выйдет на дорожку Всем подставит ножку. Но так говорят мои враги.
Я же помогаю людям читать.
Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.
Ведущий. Знаки нужно уважать, Правильно употреблять.
Все знаки. Никогда не забывать.
Ведущий:Наш родной язык - русский. По мнению М.В. Ломоносова, нашему языку присуще "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского". Ведущий:А.С. Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". Знать свой язык обязан каждый человек!
сценка "Поговорили…" Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся! - Как живешь? - Нормально. - А с учебой как? - Нормально. - Ты, говорят болел. Теперь все в порядке? - Нормально. - Хорошо, значит? - Ну я же говорю - нормально. - Странно ты говоришь… - Почему? Нормально. - Ты считаешь - нормально? - Нормально. - Да-а, странно. А ведь когда-то был вполне нормальный человек. Ведущий. Может быть герои стихотворения "Сильное кино" А.Л. Барто подскажут нам как надо правильно и понятно излагать свои мысли. "Сильное кино". Заранее, заранее Все было решено: У школьников собрание, Потом у них кино. Домой идет мой старший брат. Он мне расскажет все подряд, Он объяснит мне, что к чему. А я большая! Я пойму! И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, А он им - раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Она им - раз! Они ей - раз! Но тут как раз ее он спас. Он был с ней заодно. Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала Я ничего не поняла. Ведущий: Да, действительно, понять содержание фильма нельзя. Слова сорняки мешают правильной речи.
Ведущий: Незнание норм литературного языка, небрежное отношение к слову роднит всех героев этих произведений. Знать свой язык обязан каждый человек.
Учите русский - Годы к ряду, С душой, с усердием, С умом! Вас ждет великая награда, И та награда - в нем самом.
Ученик 1. Щедрое народное наследство -Я люблю красивый наш язык Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык. Ученик Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова В речь и душу каждого народа На правах духовного родства. Ученик Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком – Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. Ученик Наш язык - язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык! Ученик Учите русский - годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда - в нём самом.
3.Заключение. Ведущий :- Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит , пишет мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.
Ведущий: Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.
1 учащийся:
-Люблю тебя, русский язык!
В нем столько добра и силы,
В нем слышится русский ямщик,
В нем слышится голос России
2 учащийся
-Люблю тебя, русский язык!
Великое русское слово!
В нем вижу я Пушкина лик,
В нем вижу я лик Толстого.
3 учащийся:
-Люблю тебя, русский язык!
Язык пониманья и мира:
На нем говорят и якут и калмык,
И те, кто живет на Памире.
4 учащийся:
- За то, что красив и могуч,
За то, что как солнце, велик,
За слово, как солнечный луч,
Все: Люблю тебя, русский язык!
Ведущий: Какие красивые слова!
Ведущий: Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир. Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.
Ведущий: А человек с добрым сердцем - это настоящее сокровище. Так будьте всегда добры!
Ведущий: Заканчивается наше путешествие, но я думаю, что в эту страну вы будете возвращаться вновь и вновь!
Ведущий: Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной, доброй! Идите по жизни только Дорогою Добра!
(Песня «Дорога Добра").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся говорить красиво ,или как избавиться от каши во рту
Цель: Приобретение знаний детьми через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить. Помочь детям овл...
Сценарий классного часа "Говорю красиво"
Сценарий классного часа "Говорю красиво" для 4 класса, рассчитан на 45 минут.Цель классного часа - воспитать уважительное отношение к русскому языку...
литературная викторина " говорим красиво и правильно"
литературная викторина для учащихся 2-х классовЗакрепление изученного литературного материала с использованием ИКТ...
Культура общения педагога "Давайте говорить - красиво изъясняться"
Культура речи. Компоненты профессиональной речи педагога. Требования к речи педагога...
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»
Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.Яз...
Учимся говорить красиво и правильно через игру "Танграм"
Выступление в рамках пед.мастерской на базе ГБОУ ДПО НИРО "Проектирование образовательного процесса по развитию речевой деятельности в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО"...
Искусство говорить красиво
Практические упражнения, для постановки голоса, улучшения дикции и овладения интонациями....