Программа по курсу "Азбука безопасности" 2 класс.
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Примерная программа по курсу "Азбука безопасности" для 2 класса поможет учителю в проведении внеклассной работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti_2_klass.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности»включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Данный курс предназначен для учащихся 2 классов. Программа составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерного содержания программы по ОБЖ для 2 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».
Основная цель программы:
овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи программы:
- организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
- пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а так же следующие формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.
Ведущие технологии: деятельностный метод и диалог. Это позволит вовлечь в работу всех обучающихся, учить их делиться опытом, впечатлениями, объяснять поступки. Новый материал школьники будут узнавать не только от учителя, но и «открывать» в ходе поиска решения проблемной ситуации.
Программа рассчитана на 34учебные недели - 34учебных часа.
К числу планируемых результатов освоения программы «Азбука безопасности» отнесены:
- Личностные результаты –общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
- Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при рассмотрении и анализе разных ситуаций и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
- Предметные результаты – овладение начальными представлениями об окружающем мире.
Реализация программы «Азбука безопасности»позволит:
- привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной жизни;
- сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
- наметить преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе
Для успешной реализации программы «Азбука безопасности» используется оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, принтер и колонки; для учащихся - настольные игры по ПДД; диски с видео и мультипликационными сюжетами: «Азбука безопасности. Смешарики», «Уроки осторожности», «Уроки хорошего поведения» и другие; демонстрационные таблицы по основам безопасности жизнедеятельности; Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики и т.п.
Планируемые результаты.
В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной жизни.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» в первом классе у учащихся формируются УУД и предметные результаты:
- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющих на него;
- иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
- знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
- уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы проводится в ходе занятий "Учимся решать жизненные задачи", направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Тематическое спортивное ориентирование предполагает ориентирование на местности с остановками, на которых необходимо ответить на вопросы или выполнить задания на предполагаемую тему и получить маршрут движения далее. Прохождение всего маршрутадвижения воспитанниками предполагает положительную оценку сформированности УУД по данной теме (разделу). Таким образом, руководитель приобретает необходимые диагностические сведения, а кружковцы с удовольствием их демонстрируют в игровой форме.
Уровень удовлетворенности кружковцев определяется по результатам анкетирования «Семь причин» в конце учебного года. Обучающимся предлагается ответить на вопрос «Почему ты посещаешь кружок «Азбука безопасности»?» путем выборатолько шести причин, а седьмую дописывают сами. Анкетирование родителей проводится на родительском собрании или в заочной форме через кружковцев, а так же среди родителей, пришедших на итоговое спортивное ориентирование по станциямпо приглашению руководителя кружка и обучающихся. Анкета состоит из нескольких вопросов без ответов и вопросов с выбором ответа (временной промежуток посещения кружка ребенком;делится ли обучающийся информацией, полученной на занятиях; какие эмоции испытывает; где знания могут пригодиться или уже пригодились и т. п.) и просьбы об отзыве о работе кружка «Азбука безопасности».
Содержание программы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.
Улица полна неожиданностей
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения. Виды перекрёстков. Знакомство с дорожными знаками. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.
Безопасность на воде
Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на летний период. Знакомство с основными спасательными средствами. Посещение бассейна. Уроки плавания. Спортивное ориентирование с заданиями по соблюдению основных правил на водоемах.
Безопасность в помещении
Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении.
Безопасность в разных жизненных ситуациях
Безопасность при отдыхе на природе. Первая помощь при укусах насекомых, домашних и диких животных. Правила общения с незнакомыми людьми. Заключительная игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности.
Календарно- тематическое планирование
Источники
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2014.
2. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности» - М.,2014.
3. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 2014.
4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.,2014.
5.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В.Григорьев, П. В. Степанов -М.:Просвещение,2014.
6. «365 уроков безопасности». Л.Логинова-«Айрис Пресс», Москва. 2014.
7. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва, 2014.
8. DVD «Уроки осторожности» - ТО «Маски», Москва, 2014.
9.DVD «Уроки хорошего поведения» - ТО «Маски», Москва, 2014.
10. DVD«Азбука безопасности.Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2014-2015.
Интернет-ресурсы
1. numi.ru/download.php?id=35025.Педагогический проект. «Безопасность шаг за шагом».
2. nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti.../metodicheskie-rekomendatsii-...
3. http://summercamp.ru/index.php?title=Подвижные_игры_для_детей_младшего_
возраста_(7–10_лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...