Мастер-класс по нравственному воспитанию
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Воспитательной работой каждый педагог занимается каждый день и час. Я предлагаю прием работы с классом по нравственному воспитанию. Присутствующие на мастер-классе отметили простоту и результативность такого приема.Дети сами оценивают ситуацию, находят причину и делают вывод. Хорошо эти выводы сделать правилами класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_bugaeva_o.p.pptx | 83.29 КБ |
material_bugaeva_o.p.docx | 18.59 КБ |
konspekt_mas_kla.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский , такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях .» Ю.К . Бабанский
-беседа , -в литературе сопоставление образов героев- их характеристика и анализ поведения, -метод проектов, -диагностический метод -проблемный метод в форме диспута... -пример , -внушение, -разъяснение , -поощрение и наказание -игровые ситуации, -ролевые игры Приемы формирования правил поведения
« Необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека.» В.А . Сухомлинский.
Формы и приемы работы, с п особствующие формированию нравственных правил поведения детей в начальной школе
ситуация 1 ситуация 2 объект раздражения: кто виноват вывод Вы слушаете музыку в концертном зале Вы слышите музыку среди ночи , когда очень хочется спать музыка человек , который включает музыку, громкие звуки использовать тогда, когда это не приносит вреда другим Вы встречаетесь с подругой дома в день рождения (объятия, громкие крики Вы встречаетесь с подругой в автобусе (объятия, громкие крики, шум В класс пригласили ветерана войны на беседу и дети отвлекаются во время его рассказа В класс пригласили вашего любимого дедушку на беседу и дети отвлекаются во время его рассказа
ситуация 1 ситуация 2 объект раздражения: кто виноват вывод учительница Нельзя оскорблять ребенка, даже если он тебе не нравиться Одноклассники
Каждый человек рядом со мною, радуется, огорчается , переживает ... живет.
Желаю творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Мастер –класс для педагогов.
Тема: Прием формирования нравственных правил поведения детей
Тип мастер-класса: освоение нового приема
Цель: Организовать работу педагогов по освоению приема формирования правил поведения на основе сравнения личных ощущений в различных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные :
-анализирует прием формирования правил поведения детей
-подбирает нужный материал
-наполняет предложенную модель подобранной информацией
Метапредметные:
-создает модель
-планирует применение приема в своей работе
Инструмент оценивания выполнения работы – модель таблицы
Критерии оценивания – наполняемость таблиц , количество ситуаций, определение места применения приема
Необходимый ресурс : электронная доска, таблицы для заполнения, цветные стикеры
2 . Основная часть
Деятельность учителя (мастера) | Действия обучающихся (подмастерьев) | Комментарии |
1.Эмоциональный настрой. Вводная беседа (выведение на тему нравственного воспитания) | Вступают в диалог | Слайд№ 2 Слайд №1 |
2.Актуализация знаний | ||
-Назовите используемые вами приемы | Перечисляют приемы работы по формированию норм поведения | |
-Какие приемы из вашей практики являются самыми действенными | Участвуют в диалоге | Слайд 3 |
Все ли ситуации происходящие с детьми знаем? Всегда мы можем корректировать его поведение? Кто может корректировать?. | Участвуют в диалоге | Слайд 4 |
III.Проблемная ситуация Достаточный –ли у маленького ребенка багаж пережитых ситуаций, что бы всегда ориентироваться на собственные переживания? Как восполнить этот багаж? | Анализирует реальную ситуацию | |
IV.Целеполагание. Как создать ситуацию обмена опытом и формирования правил поведения? Я поделюсь своим опытом | Участвуют в диалоге | Слайд 5 |
V.Работа с новым материалом. По ходу разбора ситуаций вы будите заполнять таблицу | Образовывают группы по 4-5 человек , знакомятся с таблицей и способом ее заполнения | Слайд 6, 7 |
Разбираем 1 ситуацию и порядок работы в таблице | Анализируют прием формулирования правила | |
Самостоятельно заполните вторую и третью ситуацию | Закрепляют полученные знания, устанавливают причинно-следственные связи, подбирают нужный материал | |
VI.Закрепление нового материала Подготовьте задание для других групп, чтобы были не заполнены несколько позиций | На основе полученной информации создает свою модель | |
VII.Рефлексия. Мы рассмотрели разные приемы работ с базой ситуаций. Уважаемые коллеги, выберите и определите цветным стикером отношение к мастер –классу и на нем напишите место применение полученной информации | Проводит анализ полученной информации и определяет место применения его в своей работе | Слайд 8 |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса
I.Вступительная часть.(Слайд1)
«Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и бесстрашие им следовать.» Мохандас Карамчанд Ганди
-Здравствуйте. Я рада приветствовать Вас на моем мастер -классе и надеюсь на плодотворное сотрудничество.(слайд2)
«Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой,компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.
Образование перешло на новый Стандарты . Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика .В Стандарте это выделено как "Портрет выпускника начальной школы". Глава 1 пункт 8 гласит о том, что наш выпускник должен быть«..готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»
Существует много приемов формирования нравственного поведения учащихся.
II.Актуализация знаний
-Назовите известные и используемые Вами на практике.(слайд 3)
-беседа,
-в литературе сопоставление образов героев- их характеристика и анализ поведения,
-метод проектов,
-диагностический метод
-проблемный метод в форме диспута...
-пример,
-внушение,
- разъяснение,
-поощрение и наказание
-игровые ситуации,
-ролевые игры
-Какие приемы из вашей практики являются самыми действенными
(где ребенок ориентируется на личные ощущения и переживания )
Все ли ситуации происходящие с детьми знаем? Всегда мы можем корректировать его поведение? Кто может корректировать?.
( сам ребенок, его личные убеждения )
-На основе чего они будут поведение корректировать? (знания, рекомендации , чувства, переживания )слайд
- Какая основа самая действенная ( та которую он прочувствовал, взял из своего опыта)(слайд)
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» и себя в первую очередь.
III.Проблемная ситуация
-Достаточный –ли у маленького ребенка багаж пережитых ситуаций , что бы всегда ориентироваться на собственные переживания?(Слайд 4)
IV/Целеполагание.
-Как восполнить этот багаж?(слайд 5)
(помощники раздают листы для групповой работы ,стикеры двух цветов.
( слайд 6)Каждый человек рядом со мною радуется, огорчается , переживает... живет.
V.Работа с новым материалом
Задание для групп №1 У вас на столах таблицы. По ходу работы Вы будете ее заполнять .(слайд 7) Работаем с первой строкой.
Ситуация 1 Вы слушаете музыку в концертном зале
ситуация 2 .Вы слышите музыку среди ночи , когда очень хочется спать .
объект раздражения: музыка
кто виноват :человек , который включает
вывод: музыку,громкие звуки использовать тогда, когда это не приносит вреда другим
Уважаемые коллеги выберите и определите красным стикером колонку с положительными эмоциями, и синим с отрицательными.
Задание №2для групп : Распределите ситуации по колонкам и заполните пустые колонки. Работаем со второй и третьей строкой
Ситуация 1. Вы встречаетесь с подругой дома в день рождения (объятия, громкие крики, шум, сообщение своих секретов).
Ситуация 2 Вы встречаетесь с подругой в автобусе (объятия, громкие крики, шум, сообщение своих секретов).
Объект раздражения:
Кто виноват :
Вывод:
Ситуация 1 В класс пригласили ветерана войны на беседу и большенство детей отвлекаются во время его рассказа
Ситуация.2 В класс пригласили вашего любимого дедушку на беседу и дети отвлекаются во время его рассказа
Объект раздражения:
Кто виноват :
Вывод:
Ситуация 1 Я иду , упал, мне одноклассники помогли встать и сочувствуют
ситуация 2 Я иду , упал, мне одноклассники не помогли встать и смеются
Объект раздражения:
Кто виноват :
Вывод:
Задание №3для групп:
Предлагаю Вам пополнить копилку ситуаций.
Предложите свой вариант ситуаций. ( определяя все 5 позиций в таблице) в общей таблице
Задание №4для групп : Продумайте ситуации , но одну из позиций (1, или 2 ситуацию оставьте незаполненной - это будет задание для другой группы
Задание №5 для групп: Заполните таблицу в которой только одна позиция заполнена
VII.Рефлексия
Мы рассмотрели разные приемы работ с базой ситуаций.
Что скажите?(где применить, как использовать в классной работе, как дополнять)
Почему работать лучше группой?( у детей недостаточно опыта своих переживаний и слушая других детей они понимают, что другие люди тоже могут чувствовать то же что и они.
Кто увидел место применения такой таблицы ситуаций?.
Выберите стикер цвета соответствующей вашему отношению к материалу мастер класса.
На стикереответте на вопрос .О чем я задумалась?
Всем спасибо за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»
Мастер-клас по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...
Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"
Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...
Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»
Мастер-класс по проведению урока "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....
Мастер класс Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание в начальной школе ( 2 класс)...
Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»
Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....
Мастер-класс «Забавный лоскуток». Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Мастер-класс для педагогов. Знакомит с разделом программы духовно-нравственного воспитания«Детский народный календарь как инструмент для сбережения национального своеобразия в многоликом м...
Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...