Мастер-класс «Забавный лоскуток». Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребёнка.
методическая разработка на тему
Мастер-класс для педагогов. Знакомит с разделом программы духовно-нравственного воспитания«Детский народный календарь как инструмент для сбережения национального своеобразия в многоликом мире», разработанной творческим коллективом педагогов МКОУ Еманжелинская СОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Лычагина Ольга Борисовна,
учитель начальных классов МКОУ «Еманжелинская СОШ»
Еткульского муниципального района
Мастер-класс «Забавный лоскуток». Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Оформлена выставка народных кукол.
Под звуки народной музыки подхожу к выставке и демонстрирую две любые куклы. Беру куклу-пеленашку, играю с ней, затем встряхиваю и показываю лоскуток:
Вот клочок – он от мамина платья,
В нём на праздник ходила она.
А другой –то - халат бабы-Кати (беру другой лоскуток),
Там рубашка отцова видна. (Усачёв «Лоскутное одеяло»)
Для кого-то это просто лоскут ткани.
Для кого-то – целая жизнь.
А для кого-то – игра-забава (демонстрирую игрушку)
Забавный лоскуток? Но не всегда для забавы. А для кого? А для чего?
А можно ли в наше технологичное время при помощи рукотворной игрушки раскрыть ребёнку мир многовекового народного опыта?Повлиять на его духовно-нравственное развитие?
Эти вопросы натолкнули нас с коллегами на создание программы духовно-нравственного воспитания «Детский народный календарькак инструмент для сбережения национального своеобразия в многоликом мире». Один из разделов программы так и называется «Игра и игрушка». И сегодня я хочу рассказать Вам о том, как обыкновенный лоскуток можно превратить в забавную игрушку.
Но прежде, чем начать разговор, я дам задание участником мастер-класса. Мне нужны помощники: 6 человек (2 группы по 3 человека).
Задание для творческих групп: из предложенных лоскутков по технологическим картам смастерить куколок (Куватку и Отдарок-на-подарок) и презентовать свою игрушку по плану:
- Название.
- Назначение.
- Ценность игрушки для ребёнка.
Рукотворная игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее перенимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Самодельные игрушки были наиболее распространёнными в крестьянском быту, их делали родители своим детям, старшие сёстры и братья, сами дети для себя.
Домашних кукол «вертели» из ненужных старых лоскутов ткани.
- Как Вы думаете, почему именно из старых лоскутов?
Не только из бережливости, но и потому, что ношеная одежда хранила родовую силу и являлась оберегом. Каждая деталь в исполнении была символична – красный цвет означал жизнь и здоровье, оберегал. Рваные, а не резаные края лоскутов гарантировали маленькой хозяйке целостность без изъянов.
До ХIХ кукла обычно была безликой.
- Как вы думаете, а почему у кукол нет лица? На этот вопрос деревенские женщины отвечали, что в доме не должно быть лишних глаз. Лоскутный наряд куклы копировал обыденную или праздничную одежду русского народа. Становясь старше, девочки шили более сложных по исполнению кукол.
Игры с тряпичной куклой были не только развлечением и забавой. В них дети сначала путём подражания привыкали к тем обязанностям и ремёслам, которыми они будут заниматься, став взрослыми. Играя в куклы, крестьянские девочки как бы проигрывали роль, которую им предстоит исполнять во взрослой жизни, усваивали с помощью игры свои будущие обязанности невесты, хозяйки, жены и матери. Игра была для ребёнка активным приобщением к традициям. Она вводила ребёнка в реальную жизнь взрослых людей.
Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Поэтому традиционная народная игрушка становится универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям.
С чего начинается познание? Опять же с игры. В ходе игровых программ и бесед,проектной деятельности ребята узнают об истории создания игрушки, её назначении. На мастер-классах под руководством педагога мастерят куклу, а потом сами становятся участниками тех давних событий, разыгрывая народные обряды.
В планирование включены следующие фольклорные праздники: «Встреча Весны»,праздник Русской берёзки, «Святая Пасха», «Коляда, Коляда! Отворяй ворота!», «Гуляй, Широкая Масленица!».
Какие игрушки мы мастерим с ребятами? Начинаем с самых простых: «Пеленашка» - самая важная для младенца, оберег, её клали в колыбельку малышу, в отвороты одеяла. Часто делали её и как игровую - для себя и младших братьев и сестёр.
«Зайчик на пальчик» - игрушка и друг, ему можно было доверить свою тайну.
«Текстильные птичка» - древний образ духа и души
«Ангел» - добрый дух, защитник, оберег, помощник в делах.
«Колокольчик»- куколка добрых вестей, помощница, если что-то не ладится. (Все куклы демонстрируются).
Цикл познавательно-игровых программ «Вслед за солнышком живём» раскрывает связь жизни человека и природы. Учащиеся разучивают сезонные игры, песенки и заклички, мастерят игрушки-самоделки по временам года и месяцам. И конечно, знакомятся с обрядовыми куклами.
Предлагаю поиграть в игру «Угадай куклу». Я вам раздам карточки с названиями обрядовых и обереговых кукол. По описанию Вы должны назвать куклу, о которой идёт речь.
Карточка: Веснянка, Коза, Спиридон-солнцеворот, Травница, Купава, Зерновушка, Десятиручка.
«Веснянка»Это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.Веснянка является оберегом молодости и красоты.
«Десятиручка»А это что за кукла? Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах. Это Десятиручка.
«Зернушка»Эта кукла, символизировала достаток, благополучие в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Это Зернушка.
«Купавка»На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Это Купавка.
«Спиридон-Солнцеворот»Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!".
«Коза»А на кого похожа эта кукла? Рождественская кукла Коза издавна была символом плодородия и жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб
«Травница»Кукла традиционно наполняется различными травами, которые укрепляют здоровье человека, успокаивают его, оказывают антибактериальное действие. Такой оберег всегда находился у постели больного, так как считалось, что Травница поможет человеку вернуть здоровье. Травницу часто давали детям. Считалось, что чем больше ребенок будет играть с ней, тем крепче будет его здоровье. Наши предки были уверены, что Травница не только укрепляет здоровье, но и отгоняет злых духов (благодаря сильному аромату целебных трав).
А теперь выслушаем наших экспертов. Выступление творческих групп.
Я думаю, вам было несложно и интересно.
Оказывается, и наши младшие современники с самым живым интересом воспринимают то, чего были лишены их родители, бабушки и дедушки. Новейшая информация, изучение иностранных языков, увлечение компьютерными играми – всё это не мешает современным детям «вживаться» в прошлое своего народа: оно им понятно и близко. «Воспитание, лишенное народных корней, - бессильно…» (К. Д. Ушинский)
Спасибо всем за внимание, за помощь.
Карточки для творческих групп.
Творческая группа № 1 | Творческая группа № 2 |
Из лоскутка ткани по технологической карте смастерить куколку «Куватку» и презентовать свою игрушку по плану:
| Из лоскутка ткани по технологической карте смастерить куколку«Отдарок-на-подарок» и презентовать свою игрушку по плану:
|
Карточки для работы с залом
Веснянка Коза Спиридон-солнцеворот Травница Купава Зерновушка Десятиручка | Веснянка Коза Спиридон-солнцеворот Травница Купава Зерновушка Десятиручка |
Веснянка Коза Спиридон-солнцеворот Травница Купава Зерновушка Десятиручка | Веснянка Коза Спиридон-солнцеворот Травница Купава Зерновушка Десятиручка |
Веснянка Коза Спиридон-солнцеворот Травница Купава Зерновушка Десятиручка | Веснянка Коза Спиридон-солнцеворот Травница Купава Зерновушка Десятиручка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье представлен материал выступления на III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...
Семинар для учителей и воспитателей ГПД по теме: "Этнокалендарь как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся"
Данный материал показывает разные варианты того, как можно привить ребенку духовно-нравственные ценности. В этом нам помогает этнокалендарь....
Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры....
Средства традиционной культуры в процессе нравственно-патриотического воспитания
Средства традиционной культуры в процессе нравственно-патриотического воспитания...
«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...
Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...
«Роль книги в жизни детей. Дети и книга в эпоху информационной цивилизации. Формирование читательской культуры как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника"
В статье рассматривается актуальная проблема формирования и развития интереса к чтению у современных школьников. На основе проведенного анкетирования прослеживается динамика этого процесса, определяют...