Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей».
статья
Эссе на тему: "Роль учителя начальных классов в формироваии коммуникативных способностей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей».
Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире.
Одна из ярких особенностей человека – это умение говорить. В том случае, если человек лишается возможности общения, то он перестаёт развиваться, а само общество распадается. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, поэтому очень важно с ранних лет формировать у детей коммуникативную культуру и навыки общения. Под коммуникативным умением понимается способность и реальная готовность к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Это умение осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в конкретной речевой ситуации и создавать собственные связные высказывания. Кроме того, коммуникативные умения предполагают овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем.
Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к общению с одноклассниками, активности, самостоятельности в процессе учебного общения, старается соблюдать правила поведения в школе и вне школы. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию коммуникативных УУД.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Дети должны верить в успех своей работы.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование и развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
В процессе обучения у младших школьников формируются и развиваются коммуникативные умения:
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
В этом возрасте так же характерны такие коммуникативные умения как умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.
Эффективным средством формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий является использование :
1.парная и групповая работа;
2.беседы, дискуссии, диалога;
3.проектная деятельность;
4.игра.
А так же различные упражнения, взаимопроверка заданий, коллективные рисунки, задания на моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
На мой взгляд, существует положительная связь между коммуникативными навыками и успеваемостью учеников и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативной сферы учащихся в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость детей. Чем выше показатель коммуникативных навыков, тем выше показатель успешности в учебе.
Работа педагога по развитию навыков общения у младших школьников включает в себя:
-Изучение индивидуальных особенностей общения младших школьников.
-Целенаправленное включение младшего школьника в коллективные, партнерские отношения в образовательном процессе.
-Тесное сотрудничество с родителями учеников.
-Умение педагога брать на себя роль организатора, помощника, наблюдателя, психолога
Таким образом, роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"
Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей»...
Эссе на тему "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей".
В данной статье представлен материал о том, как учитель начальных классов может формировать коммуникативные навыки младших школьников....
Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей»
Задание 5. Формирование методических компетенций...
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»
В этом эссе я написала свое мнение о роли учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов. А так же подобрала различные способы для развития ком...
Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»
В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов».
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»....