«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СЛАЙД № 2
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.».
В.А. Сухомлинский
СЛАЙД № 3
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи . Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг , необходимо тренировать руки . Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно уже давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» . И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 30-40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш.
СЛАЙД № 4
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. А в младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом
СЛАЙД № 5
«ЗОЛУШКА»
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Я считаю, что для всестороннего развития ребёнка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи - исследователи детского рисунка. Ещё Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».
В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др.), которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.
На протяжении многих лет я являюсь руководителем изобразительной студии «Акварелька». Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, всегда стараюсь обогатить техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными (цветные карандаши и краски) и новыми материалами — графитный и угольный карандаши, сангина, акварель, цветные восковые мелки, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и т.п.
В зависимости от возраста детей использую такие нетрадиционные техники, как «Пальчики – палитры», «Печатание», «Рисование ладошками» – с детьми младших групп; «Печатание пробками, поролоном», «Акварель по сырому фону», «Тычок жёсткой кистью», «Рисование ватной палочкой» и др. – с детьми средних групп; «Набрызг», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия предметная/пейзажная», «Кляксография» и пр. – с детьми старших и подготовительных к школе групп. Большинство из этих техник, в частности, пальцеграфия (рисование пальчиками), рисование способом тычка, использование трафаретов, шаблонов и др. способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов.
Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные и индивидуальные работы, выполненные в технике салфеточной аппликации, отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев дети получают комочки, которые используются для заполнения контура рисунка. В результате получаются чудесные «Цыплята», «Высокие горы», «Кудрявая берёзка» и т.д. Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликацию из круп («Гусь», «Медвежонок», «Красивая ваза», «Грибок»), из ваты («Снеговик», «Снежный кролик» «Зимний денёк»), из пенопласта («Снегопад», «Ромашка», «Снежная Королева»), а также в технике обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.
Одним из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят в холле дошкольного учреждения и в приёмных групп детские работы, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. Да и желание сына или дочки применить на практике изученные техники в домашних условиях (что, как правило, сопровождается разбрызганной краской, испачканным полом и заляпанным столом) не всегда вызывает восторг и умиление у родителей юного творца.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.
Для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста используют разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами, они умеют осуществлять движения во всех качествах : силе, длительности, направленности . В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем –
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать –
Им мы будем рисовать!
Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру.
Бумажные салфетки - с одной стороны очень простой, а с другой стороны - необычный материал для детского творчества.
• Во-первых, салфетка - намного мягче, чем простая или цветная бумага, а это означает, что она легко может принять форму, которую ей придаёт ребенок.
• Во-вторых, в работе можно использовать не только прием сминания кусочков салфетки в комочки и заполнение ими контура, но и прием скручивания ( например, в тонкие жгутики), и прием отрывания.
- И в-третьих, разнообразная цветовая гамма и фактура бумаги и салфеток позволяет ребенку творить, выдумывать и реализовывать свои замыслы.
-нетрадиционные виды аппликации дают возможность создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы;
-развивает уверенность в своих силах, побуждают к творческим поискам и решениям;
-реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Поделки выполненные в нетрадиционной технике для детей – не только отличный способ провести время, но и возможность развиваться, создавая удивительные произведения и подарки своими руками, и отличный материал для развития мелкой моторики детей.
Китайская пословица гласит: « Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму ». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Воспитательная ценность нетрадиционной аппликации:
*Сенсорное (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
*Умственное (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);
*Речевое (расширение активного и пассивного словаря детей, умение общаться, договариваться между собой);
*Нравственное (развивать аккуратность и усидчивость, самостоятельность);
*Физическое (развивается глазомер, координация движения рук).
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей», « У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».
Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.
Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"
Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....
« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .
Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной...
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....
Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе
Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»
laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»...