ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья на тему

Микишанова Е.А

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика как эффективное средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук .

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Моторика относится к высшим психическим функциям. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые установили, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно влияет на развитие его речи.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает в манипуляции с мелкими предметами. 

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития  речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие,речь).

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления.

 Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения учителя, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Пальчиковые игры это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра. Процесс обучения пойдёт веселее и, главное, быстрее.

Игры могут быть, как индивидуальные, групповые,  так и в парах. Их цель— повысить у детей коммуникабельность, научить их общению. Кроме того, подобные упражнения развивают силу и ловкость.

  Дети, имеющие речевую патологию, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц.

    Способность детей расслаблять и напрягать определенные мышцы вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера (громкой – в момент напряжения и тихой – в момент расслабления).  

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии и обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание ученика с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки- белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Что же такое пальчиковая гимнастика?

      Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделили на группы и определили назначение.

Итак, пальчиковая гимнастика подразделяется на несколько видов:

  1. Пальчиковые игры с предметами;
  2. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;
  3. Пальчиковые игры - манипуляции;
  4. Пальчиковые игры на основе сказок;
  5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
  6. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Как играть в пальчиковые игры

(несколько методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр)

- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками или дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти, обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

- Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Гимнастика должна быть простроена таким образом, чтобы задействовать кисти обеих рук, развивать и укреплять все мышцы.

- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки(особенно безымянный и мизинчик–они самые ленивые).

- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.  Добровольность выполнения игр, ребенок должен играть с удовольствием.

- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

- В идеале: каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение урока 2 – 3 раза.

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

- Очень чётко придерживаемся следующего правила:  не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание), поменяйте игру.

- Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти ).

- Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие, растяжение, расслабление.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.

9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.

10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Группы и виды пальчиковых игр

I группа. Упражнения для кистей рук

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключатся с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III. группа. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом.

В литературе можно найти множество подходов к классификации данных игр. Например, Е. Леонова и Е. Тетенькина пальчиковую гимнастику делят на:

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- упражнения за столом;

- пальчиковые игры;

- упражнения для активации работы мышц глаза.

С. Прищепа, В. Попкова, Т. Коняхина используют в работе с детьми следующие виды игр:

-игры-манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»);

-сюжетные пальчиковые упражнения («Распускается цветок»);

-пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (с произношением звуков);

-пальчиковые кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга», разработанные Г.и И.Деннисонами. С помощью них компенсируется работа левого полушария, их выполнение требует от ребенка внимательности, сосредоточенности («Ухо-нос», «Колечко»);

-пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Моем руки под струей горячей воды»);

-театр в руке («Сказка»- дети обыгрывают персонаж сказки).

Е. Н. Рыжакова, В. А. Ракитина рекомендуют использовать пальчиковую гимнастику в изучении детьми азбуки, так как они способствуют закреплению зрительно-пространственных образов букв, развитию психических функций необходимых для изучения школьной программы:

- внимания, памяти мышления;

- зрительно-пространственного восприятия и представления;

- мелкой моторики;

- речи;

- конструктивного праксиса.

Пальчиковая гимнастика включает:

а) упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук;

б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции;

в) упражнения с ритмом (выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, отстукивание, топот, под музыкальные инструменты).

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

- универсальность - можно играть на любом этапе урока;

- кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

- активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

- невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;

- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены рифмованных историй, которые сопровождают игру с пальцами. В качестве стимула дети могут вознаградить себя за старания аплодисментами – важный эмоциональный момент.

Пальчиковые игры как методическое средство хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь.

Самым важным и основным из корригирущих средств  для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.

Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений

  • решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом;
  • оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок;
  • способствуют усвоению детьми различного ритма, автоматизируют согласованную деятельность рук у детей;
  • улучшают подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их координацию, тем самым способствуют укреплению общего состояния здоровья детей;
  • занятия по коррекции тонких движений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и широко применять их в метании, лазанье, ходьбе.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.

В пальчиковых играх дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически. Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована на всех уроках.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В статье описывается  положительное влияние бисероплетения на активизацию  мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышле...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Возможности использования бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений. Применение такой универсальной т...

Презентация Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкльного и младшего школьного возраста

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография. Совершенствуя и координируя движения пал...