Языка драгоценные клады
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Сценарий для проведения Дня славянской письменности и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denslav.pism_.2014-2015uch.god_.docx | 101.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЯЗЫКА ДРАГОЦЕННЫЕ КЛАДЫ»
(Конспект занятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры)
Автор-составитель
руководитель кружка ОПК
Журавлева Н.И.
Королёв 2014-2015 уч.год
Цель: формирование интереса к русской культуре и русскому языку.
Задачи :
Обучающие:
- вспомнить роль свв. Кирилла и Мефодия в деле возникновения и формирования русской письменности и культуры;
- вспомнить произведения детской художественной литературы;
- вспомнить и назвать литературных героев;
- выучить наизусть и рассказать стихотворение, отражающее тему праздника.
Развивающие:
- формировать интерес к изучению истории;
- способствовать формированию читательского интереса и вкуса;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к Родине через знакомство с историей России;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности ребёнка;
- воспитывать любовь к книге и чтению.
Коррекционные:
- способствовать развитию мышления через аналитическую деятельность;
- способствовать коррекции девиантного поведения.
(Звучит песня Григория Гладкова «О русском языке», на экране – слайды)
Русских слов глубокое теченье (1)
Дарит силу песенной строке (2-3)
Ах, какое это наслажденье – (4-5)
Говорить на русском языке! (6)
Колосится рожь в широком поле, (7)
Облака купаются в реке. (8)
Мы с тобой о радости и боли (9)
Говорим на русском языке. (10)
Не померкнет подвиг наших дедов, (11-12)
Ордена горят на пиджаке. (13-14)
В майский день друг другу «С Днём Победы!» (15)
Говорим на русском языке. (16)
Вот малыш спешит за мамой следом, (17)
И ручонка в папиной руке. (18)
Он уже и с бабушкой, и с дедом (19)
Говорит на русском языке.
Вспоминая белые берёзы (20)
От родного дома вдалеке
Мы, смахнув непрошеные слёзы, (21)
Говорим на русском языке
Паренёк с фамилией Гагарин (22)
Взмыл впервые в космос налегке. (23)
И с землёю из далёкой дали (24)
Говорил на русском языке. (25)
Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! На дворе стоят ясные весенние дни. Весна – удивительное время года, пора пробуждения и цветения. Весна переполнена радостью праздничных событий: Благовещение, Пасха, День Победы. В этот чудесный хоровод праздников вплетаются дни Недели славянской письменности и культуры. Начинается этот праздник 24 мая - в день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – просветителей славянских народов. (26) В 863 году после Рождества Христова эти братья-подвижники взяли на себя труд составить славянскую азбуку, чтобы светом Истины просветить славянские народы. Благодаря их трудам сияет на весь мир многогранный бриллиант – русская культура
Из песни-эпиграфа вы уже поняли, ребята, что наша сегодняшняя встреча будет посвящена одной из граней русской культуры - богатому, красивому, мудрому русскому языку. Наш родной язык – это непрекращающаяся связь между многими поколениями русских людей.(27)
Ученик:
Слова, корнями вросшие
В века, тысячелетия
Несут нам свет из прошлого
В грядущие столетия.
Из родника пречистого
Пью воду животворную.
В народ я верю истово
И в будущность народную.
Для нас слова священные –
Родня, родной, родители.
Понятия нетленные
Как ангелы-хранители.
Иван, родства не помнящий, -
Обидное присловие.
Лишь человек нестоящий
Не знает родословия.
С отчизной – в связях родственных.
Как много с нею пройдено!
Не счесть в словах и образах
Родимых пятен Родины…
Вед.: Что помогает нам не стать Иванами, не помнящими родства? Что помогает нам сохранить всё то культурное богатство, которое накопил русский народ за века своего существования? Конечно это семья и школа(28-29). В семье мы начинаем знакомство с русской культурой. Первые слова, первые потешки, первые сказки. Вот со сказок мы и начнём нашу конкурсную программу.
Первый конкурс: найти в предложенных вариантах правильный ответ. По пять вопросов для каждой команды-участника.
1. Рики-Тики-Тави – это…
а) крот
б) хорёк
в) мангуст
2. Буратино говорил такие волшебные слова:
а) Симсим, открой дверь!
б) Крекс, фекс, пекс!
в) Раз, два, три! Горшочек, вари!
3. Кто спас Муху Цокотуху?
а) грач
б) ласточка
в) комарик
4. В кого превратился« гадкий утёнок»?
а) в аиста
б) в лебедя
в) в гусыню
5. У Винни-Пуха был друг…
а) Чиполлино
б) Пятачок
в) Маугли
6. Кого дала в помощь Герде маленькая разбойница?
а) оленя
б) конька-горбунка
в) кота в сапогах
7. Какое волшебное средство было у Аладдина?
а) волшебная дудочка
б) волшебная лампа
в) волшебная палочка
8. Кто полетел с дикими гусями в Лапландию?
а) Пиноккио
б) Айболит
в) Нильс Хольгерсон
9. Сказка Ш. Перро называется …
а) «Синяя шапочка»
б) «Синяя борода»
в) «Синяя ленточка»
10. На ком совершила Дюймовочка своё путешествие в тёплые края?
а) на ласточке
б) на орле
в) на драконе.
Вед.: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь посмотрим, насколько вам знакомы выразительные средства русского языка, которые украшают нашу речь, делают её ярче, изобразительнее. Я говорю о фразеологических оборотах. Каждый из них имеет своё значение. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы их знаете.
Второй конкурс: определить лексическое значение фразеологических оборотов.
1. Выйти из себя.
2. Довести до белого каления.
3. И бровью не шевельнул.
4. И в ус не дует.
5. Как с гуся вода.
6. Махнуть рукой.
7. Метать громы и молнии.
8. Ноль внимания.
9. Под горячую руку.
10. Рвать и метать.
11. Устроить сцену.
12. Хоть трава не расти.
13. Бить баклуши.
14. Брать быка за рога.
15. Валять дурака.
16. Горит в руках.
17. Не покладая рук.
18. Засучив рукава.
19. Палец о палец не ударить.
20. В поте лица.
21. Плевать в потолок.
22. Своротить гору.
23. Сидеть сложа руки.
24. Считать ворон.
25. Раскрыв рот.
26. Браться за ум.
Вед.: Мы выяснили, что фразеологизм «раскрыв рот» значит «очень внимательно слушать», а фразеологизм «и в ус не дует» имеет значение «быть очень невнимательным». А теперь команды получают новое задание.
Третий конкурс: «Спрятанные слова» - выписать слова в которых спрятались «ус» и «рот». Слово для команды определяется жребием. Выигрывает команда, которая нашла больше слов.
Вед.: Очень хорошо команды справились с этим заданием. Сразу видно, что командный дух вам понятен, и вы умеете работать вместе. А теперь задание для капитанов команд. Быть капитаном нелегко, надо уметь и знать много. Отвечать за всю команду. Уметь не запутаться в лабиринте взаимоотношений. Вот сейчас наши капитаны и постараются пройти по лабиринту.
Четвёртый конкурс: «Лабиринт» - капитаны решают головоломку-лабиринт. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Вед.: А пока капитаны работают за всю команду, мы с вами разомнёмся.
Пятый конкурс: Игра-шутка: ведущий перечисляет буквы алфавита, если такая буква есть в имени игрока, он должен встать, если названной буквы нет, игрок должен сидеть.
Вед.: А теперь наш любимый конкурс – разгадывание загадок.
|
- Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? - Покупала самовар,
А спасал ее комар. - Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. - Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне - Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. - Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём - Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. - Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей. - В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. - Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг - Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. - Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! - Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? - Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома - Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка. - Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. - Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
Вед.: Вот и подошло к концу наше занятие-соревнование. Вы все очень хорошо потрудились, постарались. Есть надежда, что наша отечественная культура сохранится в ваших, ребята, надёжных руках. Что вы будете не только хранить отечественную культуру, но и развивать, не забывая о её истоках и людях, с которых она началась – славных братьях равноапостольных Кирилле и Мефодии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Екимова Е.А. ПРАВОСЛАВНАЯ АЗБУКА В СТИХАХ / Елена Екимова; рис.Т.Соколовой. – Минск: Свято-Елисаветинский женский монастырь в Минске, 2007;
- Саблина Н.П. БУКВИЦА СЛАВЯНСКАЯ. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты / М.: институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2005;
- Мазуров А.Б. ИСТОРИЯ РОДНОГО СЛОВА: от Кирилла и Мефодия до наших дней: кн. для чтения. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС,2007;
- Лакоценина Т.П. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗНАНИЙ. Выпуск II. СКАЗОЧНЫЙ АЛФАВИТ. Часть 1 от А до И: Практич. пособие для классных руководителей, зам.директоров, воспитателей, учителей, методистов, родителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005;
- Лакоценина Т.П. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗНАНИЙ. Выпуск II. СКАЗОЧНЫЙ АЛФАВИТ. Часть 2 от К до Я: Практич. пособие для классных руководителей, зам.директоров, воспитателей, учителей, методистов, родителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова драгоценный дар- урок русского языка
Урок знакомит детей с различными лексическими группами слов:устаревшие, этикетные, многозначные и т.д. Занятие проводится вместе с родителями, дети в процессе групповой работы "выращивают" весеннее Де...
Вода самое драгоценное ископаемое (4 класс)
Классный час для учащихся 4 классов. Формирует бережное отношение к воде. Развивает интерес к экологии....
Здоровье - единственная драгоценность
дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни;развивать творческие способности, память, вниман...
Драгоценный хлеб
Главный герой утренника - хлеб. Утренник посвящен немного забытой теме - теме труда. Учимся ценить привычное и простое....
Своя игра "Здоровье - единственная драгоценность"
Профилактическое мероприятие построенное по принципу телевизионной передачи "Своя игра". Детям очень нравиться....
Хлеб - драгоценность
"Хлеб - драгоценность, им не сори" сценарий классного часа с презентацией для 3 класса(пословицы и поговорки о хлебе, история появления хлеба, как хлеб попадает к нам на стол, блокадный хлеб Лен...
презентация к уроку окружающего мира по теме: "Драгоценные камни"
В презентации представлены характеристики драгоценных камней....