Методическая разработка игры для группы продленного дня "По страницам прочитанных книг"
план-конспект занятия (4 класс)
Игра по литературе с элементами музыкального занятия и конкурса, умение играть в командах и знание текстов художественных произведений, учимся пользоваться справочной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gpd_2.docx | 485.85 КБ |
lekarstvennye_rasteniya.pptx | 470.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 4 класса
«Путешествие по страницам книг» для работы в группе продленного дня.
Цели: показать учащимся, как много они прочитали, как это хорошо — много знать; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи; прививать любовь к книгам; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: знание произведений отечественной и зарубежной литературы, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чем заключается талант читателя; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги,
— деление обязанностей в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, выработка умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Оборудование: карточки с заданиями, аудиозаписи отрывков из литературных произведений, детских песен, портреты писателей Н.Н. Носова, Г.-Х. Андерсена, И.А. Крылова, М.М. Пришвина, Л.Н. Толстого.
Ход урока
I. Организационный момент
(Накануне урока можно предложить обучающимся самим написать и оформить книжки-самоделки: это могут быть сказки, рассказы, стихи.
Добрый день, дорогие мои друзья!
Кто на все вопросы мне ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: Книга — лучший спутник мой и друг.
Занятие мы посвящаем ей — книге! За эти четыре года учебы в школе ребята очень много прочитали, многое узнали. Итак, начинаем!
II. Игра «Соберитесь в книжку»
— Сейчас ребята подойдут к моему столу и каждый из волшебного сундучка возьмет карточку с именем героя. Вам надо будет определить, в какой книге он живет. И собраться в группы, когда зазвучит музыка. Итак, вперед!
1. Кот, пес, петух, трубадур, принцесса. (Братья Гримм «Бременские музыканты».)
2. Красная Шапочка, Волк, Бабушка, Охотник. (Ш. Перро «Красная Шапочка».)
3. Снежная королева, Кай, Герда, Разбойница, Олень. (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».)
4. Царь, царица, князь Гвидон, Бабариха. (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)
5. Проказница Мартышка, Осел, Козел, косолапый Мишка, Соловей. (И.А. Крылов «Квартет».)
— Займите места за столиками. У нас получилось 5 команд.
— Первое задание вы уже выполнили. Сейчас вы назовете своих героев и произведения, которые вас объединили в группу.
III. Мини-викторина «Лекарственные растения»
— Мы с вами отправляемся в путешествие по дорогам любимых книг. Но надо вспомнить, какие лекарственные растения нам помогут в пути. В какой литературе мы встречали эти сведения? (В справочной.)
• Ягоды невкусные — уж очень большие у них косточки. Но посмотри: если листочки закручены вниз — будет хорошая погода. Это растение — лучший барометр. (Костяника.)
• Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках леса, на полянах. У него двойное название. Одно из них дано за то, что из его листьев приготавливают чай. (Иван-чаи.)
• Натерли в пути ногу? Какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник.)
• Какое болотное растение можно использовать в лесу вместо ваты и йода? (Сфагнум.)
• Какая болотная ягода может заменить лимон? (Клюква.)
• Считается, что это растение помогает от 99 болезней. Что это за растение? (Зверобой.)
• Из какого сорного растения сырых и тенистых мест можно приготовить вкусный салат? (Из мокрицы.)
• Кустарник от сорока болезней. (Шиповник.)
• Какую траву любят кошки? Ее применяют при бессоннице и нервных расстройствах. (Валериану.)
• Это растение лечит многие кожные заболевания. Подсказка—в самом названии. Что это? (Чистотел.)
IV. Конкурс «Гора пословиц»
— Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу. Затем нужно прочитать ее хором и объяснить смысл.
• В доме ни одной книжки — плохи у хозяина детишки.
• Выбирай книгу, как выбираешь друга.
• Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
• Будешь книги читать — будешь все знать.
Включить звук
• Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда читают.
— Отгадайте загадку по пословицам и поговоркам. Если отгадаете с первого раза, то получите три жетона и т. д.
• Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.
Они — зеркало души.
У семи нянек дитя без него. (Глаз.)
• За чужой щекой он не болит.
Видит око, да он неймет.
Дареному коню в них не смотрят. (Зуб.)
• Кто глянется, к тому оно и тянется.
И у курицы оно есть.
Ему не прикажешь. (Сердце.)
• Без него и трава не растет.
Мокрому он не страшен.
Будет он — будут и грибки. (Дождь.)
• Два друга — он да вьюга.
Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (Мороз.)
V. Конкурс «Узнай писателя»
Увидеть вас в который раз
Явилась книг семья:
Быль, сказка, повесть и рассказ —
Все старые друзья.
— Сейчас вы возьмете портрет писателя (они лежат изображением вниз). Вам нужно узнать, кто это и назвать как можно больше его произведений. На это задание дается 5 мин. (Писать могут и родители.)
VI. Викторина
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, навек подружиться.
(Учитель задает вопросы командам по очереди. За правильный ответ команда получает жетон.)
• В каком стихотворении говорится: «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны»? («А что у вас?» С.В. Михалкова.)
• Вспомните, кто победил Таракана, злодея из известной детской сказки. (Воробей. «Тараканище» К. И. Чуковского.)
• Сколько лет «сиднем сидел» Илья Муромец? (33 года.)
Очень вредная старуха,
Все ей плохо.
Все не так.
Надоедлива, как муха...
Кто такая? (Шапокляк.)
• Откуда родом Алеша Попович? (Из Ростова.)
• Кого из богатырей князь Владимир посылал в ханскую землю? (Добрыню.)
• Несет посылку Дяде Феде
В деревню, что у речки,
Усталый — нет велосипеда.
Кто он? Скажите! (Печкин.)
• Как называется рассказ, в котором писатель говорит о мальчиках, не сумевших сварить кашу? («Мишкина каша» И. Носова.)
• В каком произведении С.В. Михалков рассказал о человеке огромного роста? Как его фамилия? («Дядя Степа». Степанов.)
• Сколько пудов шоколада просил прислать слон? (Пудов пять или шесть.)
• Какая сказка известного писателя начинается словами: «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!» («Бармалеи» К.И. Чуковского.)
• Кого сумел одолеть Алеша Попович? (Тугарина.)
• Хозяйственный и умный,
Усатый, весь в полоску.
Корову Мурку он завел.
Зовется кот... (Матроскин.)
• Какая повесть Носова написана в форме дневника мальчика? («Дневник Коли Синицына».)
• Кто приходил к Мухе-цокотухе в гости? (Таракан, букашки, блошки, бабушка-пчела, бабочка-красавица.)
• Река, около которой засел Соловей-разбойник. (Смородинка.)
• В каких сказках Николай Носов рассказал о человечках-коротышках? («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе».)
VII. Конкурс «Пещера»
— Отправляемся дальше. Но вот перед нами пещера. Как открыть вход в нее? (Ответы детей.)
— Да, действительно, во всех сказках вход обычно открывается, если скажешь заклинание. А кто такие заклинания знает? Напишите на листочке.
(С листочками выходят по одному человеку от каждой команды и по очереди зачитывают.)
— Дополнительный вопрос. Как вы помните, хоббиту и гномам заклинания не понадобились. Как же они открыли вход в пещеру? (Луч заходящего солнца высветил скважину для ключа, ключ подошел, и дверь в пещеру открылась.)
Мы вошли с вами в пещеру, а там... большой сундук с богатствами.
(Учитель убирает ткань с сундука.)
— Ребята, как вы думаете, какое богатство там может быть? (Предположения детей.)
— Докажите, что книга — это богатство. (Ответы детей.)
Да, ребята, хорошая книга лучше всякого сокровища. Так гласит народная мудрость. Это подарки вам, как самым хорошим читателям.
VIII. Конкурс «Театральный»
— Вы получили в подарок книги. Давайте и нашим друзьям- книгам сделаем подарок. В начале нашего праздника вы получили карточки с именами героев. За 5 мин вы должны подготовить инсценировку тех произведений, которые вас объединили в группы.
IX. Конкурс «Музыкальный»
— Чтобы нам было веселее возвращаться домой, попутешествовав по страницам любимых книг, давайте споем. А спеть вы должны песни из сказок, рассказов и т. д.
(Каждая команда исполняет песни. Этот конкурс может проводиться в виде аукциона — кто больше песен вспомнит.)
X. Подведение итогов
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь лучше и умней.
— Что это? (Книга.)
— Верно, это книга. Я надеюсь, что вы с ними будете продолжать дружить. Тем более что уже и сами научились писать маленькие книги. Может быть, в будущем кто-нибудь из вас станет писателем.
Представьте нам свои книги.
(Дети очень кратко рассказывают о своей книге. Подсчет баллов и вручение призов.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ш иповник
М окрица
К люква
З веробой
Валериана
Чистотел
Подорожник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия в группе продленного дня.
Режимные занятия в группе продленного дня....
Методическая разработка мероприятия воспитателя группы продленного дня Подольской Натальи Леонидовны. Сценарий творческого выступления «Сегодня - за партой, завтра – за рулём»
Как показывают наблюдения, опросы, многим из них требуется регулярная разъяснительная и практическая работа по закреплению и углублению знаний Правил дорожного движения....
Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»
Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов....
Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Олимпийские зимние виды спорта»
Методическая разработка занятия в группе продленного дня«Олимпийские зимние виды спорта»для учащихся начальной школы...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Учимся дружить"
Внеклассное занятие в ГПД, цель которого заключается в расширении представлений обучающихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг....
Методическая разработка занятия в группе продленного дня по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 1 классе на тему "Домашние животные-кошки".
Методическая разработка занятия в 1 классе коррекционной школы для группы продленного дня по предмету " Развитие речи и окружающий мир"...