Авторская рабочая программа по декоративному творчеству для кружка
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа разработана для детей младшего школьного возраста. Декоративно- прикладное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_samodelkin.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Отдел образования
Администрации муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных техников
муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено: | Утверждаю: |
на методсовете МОБУ ДО СЮТ | Вр.и.о.директора МОБУ ДО СЮТ |
Стерлитамакского района | Стерлитамакского района |
Протокол № __ от | __________ Ф.А.Исмагилов |
«___»_________ 201__ г. | Приказ № ____ от |
«__»_________ 201__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Самоделкин»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: |
Габитова Гузель Раисовна |
педагог дополнительного образования МОБУ ДО СЮТ |
Стерлитамакского района |
с. Наумовка, 2019
1. Пояснительная записка
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа «Самоделкин» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.
Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами, с фоамираном и атласными лентами.
Актуальность и практическая значимость программы: занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель программы:
- развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений;
- формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в творческом труде;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
- создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному искусству. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной вещи, происхождения различных видов художественной деятельности. А также вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (бумагопластика, аппликация, мозаика, оригами, торцевание, коллаж, фоамиран). Овладение этими терминами, осуществляемое постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 9-11 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Срок реализации программы 1 год. Работа в кружке рассчитана на 108 часов.
Форма занятий:
Формы организации занятий: беседа, ручной труд, практическая работа, экскурсия.
Режим занятий определяется, прежде всего, обучающими, развивающими и воспитывающими задачами, а также необходимостью соответствия условий обучения интеллектуальным и психофизическим особенностям контингента воспитанников.
Ожидаемые результаты реализации программы «Самоделкин»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к занятиям по программе «Самоделкин».
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
- уважительного отношения к людям труда;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
- эмоционально-ценностного отношения к результатам труда.
Предметные:
Учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);
- экономно использовать материалы при изготовлении моделей;
- выполнять различные виды отделки и декорирования;
- удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов моделей: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.
Метапредметные:
- Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
- Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся работы над творческим проектом. Также может использоваться оценка результатов, полученных во время участия в различных конкурсах, выставках, фестивалях.
2.Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел | Теоретические часы | Практические часы | Общее количество часов |
1 | Работа с разными видами бумаги. | 12,5 | 35,5 | 48 |
2 | Работа с бросовым материалом. | 4 | 10 | 14 |
3 | Работа с фоамираном | 6,5 | 17,5 | 24 |
4 | Работа с атласными лентами. Канзаши и вышивка. | 3 | 11 | 14 |
5 | Работа с природным материалом | 2,5 | 7,5 | 10 |
3.Содержание программы
- Работа с разными видами бумаги
Введение. Инструктаж по ТБ в кабинете. Беседа «История бумаги».
Цветочные фантазии. Цветы из бумаги.
Модульное оригами. Технология изготовления модулей.
Квиллинг. Основные формы; круглый ролл, листочек, изогнутый глаз, треугольник (квадрат, прямоугольник), ромб, крученое сердце/стрелка, полумесяц, заячье ушко, звезда, птичья лапка, гусиная лапка, конус.
Бумагопластика. Виды сгибания бумаг.
Работа с гофрированной бумагой. Свойства гофрированной бумаги. Изготовление ростовых цветов
Работа с крепированной бумагой. Виды работ с крепированной бумагой. Торцевание.
Папье-маше. Изготавливание одного большого символа года – коллективная работа.
Оригами. Условные обозначения: перевернуть, повернуть, раскрыть, завернуть.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление елочных украшений.
Аппликация. Виды аппликаций. Изготовление новогодней открытки.
Бесконечная открытка.
Фигурное вырезание бумаги. Изготовление снежинок.
II. Работа с бросовым материалом.
Беседа «Вторая жизнь вещей»
Изготовление поделок из пластиковых бутылок.
Изготовление поделок из бобин. Карандашница. Шкатулка
Изготовление игрушек из различных материалов.
III. Работа с фоамираном
ТБ при работе с фоамираном. Беседа «Что за чудо-фоамиран».
Способы обработки фоамирана.
Розы из фоамирана.
Заколка-зефирка.
Открытка «С днем защитника Отечества».
Брошь для мам.
Панно.
Пасхальная корзинка.
Украшение на карандаш.
IV. Работа c атласными лентами. Канзаши и вышивка.
Беседа «Волшебство атласной ленточки». Способы обработки ленточек.
Вышивка картины.
Броши на выпускной
Броши к годовщине Победы.
V. Работа с природным материалом
Обработка деревянных изделий. Подставка или картина из распила.
Панно из крупы, семян и зерен.
Топиарий из орешков, желудей.
4.Материально-техническое обеспечение
1. ИД
2. Ноутбук
3. Документ-камера
4. Иллюстративный материал
5. Заготовки, выкройки, технологические карты.
5.Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.
Список литературы рекомендуемой и используемой для учителя:
Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству."Искусство в школе", Москва 19
С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с
С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
Зайцева А.А. «Искусство квилинга: магия бумажных лент», М.: Эксмо, 2009;
http://stranamasterov.ru/gallery,
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587?page=22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеучебной деятельности «Интеллектуальная радуга»
Представленная программа актуальна с точки зрения реализации ФГОС второго поколения....
Авторская рабочая программа "Мир праздников"
Одной из задач данной программы является организация культурно - досуговой деятельности учащихся....
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
Авторская рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС
Программа разработана на основе ФГОС нового поколения авторской программы Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса
Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства( с использованием регионального компонента)«Страна Мастеров» для 4 класса...
Авторская рабочая программа художественной напрвленности для кружка
Рабочая программа разработана для детей младшего школьного возраста. Декоративно- прикладное творчество....