" Что такое доброта!"
классный час (3 класс)

Балалаева Татьяна Сергеевна

конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_klassnogo_chasa.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Конспект классного часа

                                                   «Что такое доброта?»

Цель: формировать  понятие  о доброте, как важном нравственном качестве человека.

     Задачи:    расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

                        развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям;

                             воспитывать стремление к совершению добрых дел и поступков.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся

Коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе

Познавательные УУД:

добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний

Предметные:

получат представления о добре и зле, научатся различать данные качества

в различных жизненных ситуациях

Оборудование:  презентация к классному часу,  3 конверта для групп с пословицами, бумажная кукла, ватман, краски,  сочинения детей.

                                                     Ход классного часа

Учитель.  Сегодня мы с вами собрались в такой уютной компании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

       Качество это серьезное,                       Это качество

       Главное, важное.                                   В сердце у многих живёт

      То, что значит оно,                                 И о боли других

      Очень нужно для каждого.                    Позабыть не даёт.

       В нем забота и ласка,                            И оно поважнее,

       Тепло и любовь.                                     Чем лица красота.

       В нем стремленье                                   Это качество -

       На помощь прийти вновь и вновь.       Наших сердец…. ДОБРОТА.

                                         

       Да, на классном часе мы будем говорить о доброте, о добром отношении к своим близким, о стремлении совершать добрые дела.

- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.

(На фоне музыкального клипа  БАРБАРИКИ демонстрируются  слайды)                      

Учитель:  Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? На эту тему вы писали сочинения, рассуждали. ( ответы детей)

Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»

Выступление группы «исследователей».

Ученик :   Что такое доброта? В толковом словаре русского языка  Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к

людям, стремление делать добро другим».

У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности.

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Ученица:  Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь  удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от  одиночества, душевных ран и непрошеных обид».

    Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».

    Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».  

                           Добрым быть совсем, совсем не просто:

                           Не зависит доброта от роста,  

                           Не зависит доброта от цвета.

                           Доброта - не пряник, не конфета.

                           Только надо, надо добрым быть

                           И в беде друг друга не забыть.

                           И завертится Земля быстрей,

                           Если будем мы, с тобой добрей.

Учитель:   В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:                                  

А – аз       Г-глагол

       З - земля

Б – буки  Д-добро

       Л-люди

В –веди  Ж-живёте

       М-мыслите

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Азбука как бы призывала: «Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро».

       Существует множество пословиц и поговорок о добре, доброте.

В конвертах у вас лежат листочки с пословицами и поговорками о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно и объяснить их значение.

                                   ( Ребята работают  в группах)

1 группа  : « Кто любит добрые дела, нет доброго имени, Злой не верит, тому и жизнь мила.

Без добрых дел, что есть добрый»

                       

2 группа : « На добрый привет - , добрые дела, Жизнь дана на, а его добрые дела, Не одежда красит человека, добрый ответ»

3 группа : « Добрые слова, кто добра не делает никому, Доброе слово лечит, дороже богатства, Худо тому, а злое калечит»

Проверим, что у вас получилось.        

1 группа:        Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго  имени?        

2 группа:     Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека,   а его  добрые дела»?

3 группа:      Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит.»                     

Поговорим об этом подробнее.

Учитель:  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Оля (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать.    Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Оле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

                              (Дети называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

Учитель:   Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

-  Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на куклу Олю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

        Вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты         не могут её разгладить.

     Русский учёный, академик Иван Петрович  Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.  

Учитель:  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

     Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

                                               Музыкальная пауза

     Сейчас мы будем изображать портрет доброты.   Давайте нашей кукле Оле сделаем приятное - нарисуем доброе и весёлое лицо. И поможет нам в этом музыкальная пауза.  (звучит муз. клип "ДОБРОТА".)

                          (Дети на листочках рисуют доброе лицо)

Учитель:   Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.

  И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».

Выступление второй творческой группы

Ученик:                      Каждый знает этот мир

                                     Словно кто-то разделил:

                                     На хорошее, плохое –

                                     В нас живут вот эти двое.

Ученица:          Они борются годами

                           В сказках, фильмах и в нас с вами.

                           Каждый вправе выбирать

                           Кому в этом помогать.

Ученик:             Если хочешь в мире тёмном

                                   Обижать людей с порога,

                                   Драться, хмурить свои брови

                                   В царство зла тебе дорога.

Ученица:             Ну, а если ты улыбкой

                           И хорошим делом тоже

                           Помогаешь всем на свете,

                           То добро всегда поможет.

Вместе:                      Помни истину простую:

                                   Что от зла добра не ждут.

                                   Только добрые поступки

                                   И к тебе добром придут!

Ученица:  Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт     характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и    равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.

Учитель: В мире ещё много жестокости, но добрый человек никогда не обманет, не обидит, не убьёт, не украдёт, не ударит, не бросит в беде и т.д. В какой книге написаны все эти слова? (в Библии).

БИБЛИЯ - это книга, содержащая мифы христианской религии. В библии написаны так же и притчи.

ПРИТЧА - это рассказ с нравоучением.

          Ученик рассказывает:      ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ.

      Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:                                            

-  Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

                Ребята, а  какого волка вы кормите и чем  ?

Учитель:  Добру противостоит зло. В жизни между добром и злом идёт всегда борьба.

 К, сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным. Доброта - признак силы, а не слабости.

 

Учитель:   Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему, делать добрые дела и поступки.

    Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Правила доброты».

Выступление третьей творческой группы

Ученик : Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.

                               

 Учитель: Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?

Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик,   Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Сиропчик, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет,Пончик, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор:  Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: 
А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так, бескорыстно)

Ученица:  Мы составили правила  доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.

  • Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  • Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  • Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  • Делать добро для близких и друзей.
  • Не завидовать.
  • Не вредничать.

        Не грубить

  •    Делись последним с другом.  

•      Помогай людям

•      Защищай слабого

•      Не завидуй

•      Прощай ошибки другим

                  

Учитель:      Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям.

Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.

Учитель:    А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)

     Давайте подумаем, а что бы мы могли такое "доброе сотворить? (ответы детей)

Учитель:  Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)

Учитель:   17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Это неофициальный праздник, созданный по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник пока широкого распространения не получил, но тем не менее в этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно. А ещё в этот день принято дарить цветы-герберы и подарки знакомым и незнакомым людям.  

Дарить людям добрые улыбки и спешить делать добрые дела.

А что есть у человека, чтобы творить добро?

                         Без них мы ничего не можем.

                         Бог их нам даёт простыми,

                          а у умелых людей они становятся "золотыми". ( руки)

РЕФЛЕКСИЯ.

  Потрогайте руки своих друзей, какие они? (тёплые, нежные, добрые...)

Я прошу вас выразить своими маленькими ладошками и красками своё отношение к слову доброта. (  дети выбирают цвет, раскрашивают свою ладонь и делают отпечаток на ватмане)

Красный цвет - сердца. Синий цвет - неба, чистоты отношений к окружающим. Зелёный-нежность и бережное отношение.

ИТОГ: Доброта-это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми,  способными дарить окружающим заботу и любовь. Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

Ученица:     Давайте поклоняться доброте!

                      Давайте с думой жить о доброте:

                      Вся в голубой и звёздной красоте,

                      Земля добра, она дарит нас хлебом,

                      Живой водой и деревом в цвету.

                      Под этим вечно неспокойным небом

                      Давайте воевать за доброту!

Учитель:  Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

Наш классный час окончен. Всем спасибо. (Звучит муз.клип "ДОРОГОЮ ДОБРА").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Что такое доброта?"

Работа направленна воспитание детей  в приобретении качеств свойственных доброте, на развитие у детей речи, чувства товарищества, взаимопомощи;   ...

Нравственное воспитание. "Что такое доброта"

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст  является одним из осн...

классный час "Что такое доброта?"

Цель:   создание условий для формирования представлений о доброте   и добром человеке.Методическая разработка внеклассного мероприятия. Форма проведения-педагогическая мастерская....

Что такое доброта?

Прикоснись ко мне добротой,...

Урок-мастерская по русскому языку во 2-м классе "Что такое доброта."

На уроках я часто использую технологию- мастерская.Буду рада, если коллеги тоже начнуть использовать новые технологии в работе....

классный час "Что такое доброта"

Классный час расширит знания школьников о доброте  и её роли в жизни каждого человека, развивает чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе ;восп...

Что такое доброта?

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Что такое доброта?"...