" Что такое доброта!"
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа
«Что такое доброта?»
Цель: формировать понятие о доброте, как важном нравственном качестве человека.
Задачи: расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям;
воспитывать стремление к совершению добрых дел и поступков.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе
Познавательные УУД:
добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний
Предметные: получат представления о добре и зле, научатся различать данные качества в различных жизненных ситуациях |
Оборудование: презентация к классному часу, 3 конверта для групп с пословицами, бумажная кукла, ватман, краски, сочинения детей.
Ход классного часа
Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной компании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное, Это качество
Главное, важное. В сердце у многих живёт
То, что значит оно, И о боли других
Очень нужно для каждого. Позабыть не даёт.
В нем забота и ласка, И оно поважнее,
Тепло и любовь. Чем лица красота.
В нем стремленье Это качество -
На помощь прийти вновь и вновь. Наших сердец…. ДОБРОТА.
Да, на классном часе мы будем говорить о доброте, о добром отношении к своим близким, о стремлении совершать добрые дела.
- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
(На фоне музыкального клипа БАРБАРИКИ демонстрируются слайды)
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? На эту тему вы писали сочинения, рассуждали. ( ответы детей)
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление группы «исследователей».
Ученик : Что такое доброта? В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к
людям, стремление делать добро другим».
У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности.
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Ученица: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид».
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
А – аз Г-глагол | З - земля |
Б – буки Д-добро | Л-люди |
В –веди Ж-живёте | М-мыслите |
Азбука как бы призывала: «Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро».
Существует множество пословиц и поговорок о добре, доброте.
В конвертах у вас лежат листочки с пословицами и поговорками о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно и объяснить их значение.
( Ребята работают в группах)
1 группа : « Кто любит добрые дела, нет доброго имени, Злой не верит, тому и жизнь мила.
Без добрых дел, что есть добрый»
2 группа : « На добрый привет - , добрые дела, Жизнь дана на, а его добрые дела, Не одежда красит человека, добрый ответ»
3 группа : « Добрые слова, кто добра не делает никому, Доброе слово лечит, дороже богатства, Худо тому, а злое калечит»
Проверим, что у вас получилось.
1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени?
2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его добрые дела»?
3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит.»
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Оля (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Оле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Дети называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на куклу Олю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.
Русский учёный, академик Иван Петрович Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Музыкальная пауза
Сейчас мы будем изображать портрет доброты. Давайте нашей кукле Оле сделаем приятное - нарисуем доброе и весёлое лицо. И поможет нам в этом музыкальная пауза. (звучит муз. клип "ДОБРОТА".)
(Дети на листочках рисуют доброе лицо)
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».
Выступление второй творческой группы
Ученик: Каждый знает этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
Ученица: Они борются годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
Ученик: Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Ученица: Ну, а если ты улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Вместе: Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Ученица: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Учитель: В мире ещё много жестокости, но добрый человек никогда не обманет, не обидит, не убьёт, не украдёт, не ударит, не бросит в беде и т.д. В какой книге написаны все эти слова? (в Библии).
БИБЛИЯ - это книга, содержащая мифы христианской религии. В библии написаны так же и притчи.
ПРИТЧА - это рассказ с нравоучением.
Ученик рассказывает: ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ребята, а какого волка вы кормите и чем ?
Учитель: Добру противостоит зло. В жизни между добром и злом идёт всегда борьба.
К, сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным. Доброта - признак силы, а не слабости.
Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему, делать добрые дела и поступки.
Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Правила доброты».
Выступление третьей творческой группы
Ученик : Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.
Учитель: Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Сиропчик, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет,Пончик, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так, бескорыстно)
Ученица: Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
- Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
- Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
- Делать добро для близких и друзей.
- Не завидовать.
- Не вредничать.
Не грубить
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям.
Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.
Учитель: А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
Давайте подумаем, а что бы мы могли такое "доброе сотворить? (ответы детей)
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)
Учитель: 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Это неофициальный праздник, созданный по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник пока широкого распространения не получил, но тем не менее в этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно. А ещё в этот день принято дарить цветы-герберы и подарки знакомым и незнакомым людям.
Дарить людям добрые улыбки и спешить делать добрые дела.
А что есть у человека, чтобы творить добро?
Без них мы ничего не можем.
Бог их нам даёт простыми,
а у умелых людей они становятся "золотыми". ( руки)
РЕФЛЕКСИЯ.
Потрогайте руки своих друзей, какие они? (тёплые, нежные, добрые...)
Я прошу вас выразить своими маленькими ладошками и красками своё отношение к слову доброта. ( дети выбирают цвет, раскрашивают свою ладонь и делают отпечаток на ватмане)
Красный цвет - сердца. Синий цвет - неба, чистоты отношений к окружающим. Зелёный-нежность и бережное отношение.
ИТОГ: Доброта-это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
Ученица: Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Наш классный час окончен. Всем спасибо. (Звучит муз.клип "ДОРОГОЮ ДОБРА").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Что такое доброта?"
Работа направленна воспитание детей в приобретении качеств свойственных доброте, на развитие у детей речи, чувства товарищества, взаимопомощи; ...
Нравственное воспитание. "Что такое доброта"
Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из осн...
классный час "Что такое доброта?"
Цель: создание условий для формирования представлений о доброте и добром человеке.Методическая разработка внеклассного мероприятия. Форма проведения-педагогическая мастерская....
Что такое доброта?
Прикоснись ко мне добротой,...
Урок-мастерская по русскому языку во 2-м классе "Что такое доброта."
На уроках я часто использую технологию- мастерская.Буду рада, если коллеги тоже начнуть использовать новые технологии в работе....
классный час "Что такое доброта"
Классный час расширит знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека, развивает чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе ;восп...
Что такое доброта?
Разработка внеклассного мероприятия на тему "Что такое доброта?"...