Выступление на августовской конференции педагогов дополнительного образования "Практика сценического творчества"
статья
В материале представлен материал для педагогов, которые занимаются с детьми инсценированием. Делюсь многолетним опытом работы в этом направлении. Сколько праздников и любимых дат в календаре! И к каждому торжеству можно подготовить небольшой спектакль. Дети обожают это творчество! И зрители с удовольствием наблюдают за происходящим на сцене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Практика сценического творчества" | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика сценического творчества
в работе учителя начальных классов.
Слайд 1: В своём выступлении мне хочется поделиться опытом работы. В течение многих лет педагогической деятельности я активно использую сценическое творчество как инструмент, действенный метод разностороннего развития и воспитания своих учеников и детского коллектива.
Слайд 2: Многие детские писатели не только сочиняли прозу и стихи для детей, но очень скоро становились сценаристами детских спектаклей. Среди них Николай Носов, Валентина Осеева, Самуил Маршак, Сергей Михалков и другие. Их рассказы написаны так, словно созданы для инсценирования. Да и процесс чтения для детей естественным образом переходит в желание изображать, играть в прочитанное.
Наша детская литература, во-первых, глубоко нравственная, воспитывающая в традиционных ценностях. Что актуально особенно сейчас, в век беспардонного и грубого манипулирования человеческим сознанием через гаджеты.
Во-вторых, написана прекрасным, образным, богатым языком.
В-третьих, раскрывает самые разные социальные, личностные, исторические аспекты жизни, давая ответы на многие вопросы возникающие у подрастающего поколения.
Поэтому в своей практике я использую для театрализации именно прекрасную детскую литературу.
Слайд 3: Практика показывает, что примерно две недели активной ежедневной работы достаточно для подготовки небольшого спектакля. Повторяю, активной и ежедневной работы! Это время, которое не слишком утомит детей и педагога, ненадолго отвлечёт от учебных занятий и не позволит устать и перегореть. К концу второй недели слова выучены, костюмы и реквизит готовы, музыка подобрана, композиционные решение проверены, на репетициях всё идёт как по маслу. И вот он финал: спектакль в актовом зле перед сверстниками, родителями, учителями. И награда – бурные овации и куча положительных эмоций!
Слайд 4: Но для учителя подготовка к спектаклю начинается раньше, чем за две недели. И часто трудность заключается в подборе текстового материала для творческого проекта. Сейчас хотелось бы представить вашему вниманию те произведения, которые удобны для инсценирования в начальном и среднем звене. По ходу выступления можно записывать интересующую информацию.
Так как школьные мероприятия привязаны к календарю, то я выбрала соответствующий порядок презентации.
День пожилого человека
Сценка «Бабушкины руки» (8+). История о том как бабушка всё делала за внучку. Но в школе произошёл случай после которого, девочка поняла, что это неправильно и исправилась. (Т.к. в интернете не нашла этого рассказа, то принесла ксерокопии желающим)
Слайд 5: День Учителя
- Глава из книга Астред Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» - «Как Пеппи пошла учиться в школу» (9+). Очень смешная история о трудном подростке в школе.
- Отрывок из сказки Льюиса Керрола «Алиса в Зазеркалье» (9+). Сцена беседы Алисы с Белой и Чёрной шахматными королевам. В шахматных королевах легко узнать учительниц, гувернанток Алисы. Сцена сатирическая.
Слайд 6, 7:
- Николай Носов «Как Незнайка учился рисовать», «Как Незнайка сочинял стихи» (8+). Истории о нерадивом ученике и его товарищах.
Слайд 8: День Матери
- Украинская народная сказка «Колосок» (6+). Забавная короткая сказка с тремя персонажами: Петушок и два мышонка Круть и Верть. Без нотаций учит тому что труд кормит, а лень портит.
- В.Осеева «Сыновья» (6+). Рассказ о трёх сыновьях двое из которых только пели и плясали, а третий помогал матери. И о мудром старичке.
Слайд 9: Новый год
- Анна Толкачёва «Любимый шарик» (8+). У бабушки был любимый новогодний шарик, который подарил ей её отец, когда она была ещё девочкой. Но на смену стареющей игрушки пришли новые. Про любимый некогда шарик все забыли… А жаль!
Слайд 10:
- Владимир Одоевский «Мороз Иванович» (9+). Сказка напоминает сюжет «Морозки». Легко и с удовольствием инсценируется детьми. В главной роли – Дед Мороз.
Слайд 11:
- Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»(10+). Старинная история о злой мачехе и бедной девочке. Брать для инсценирования в школе нужно именно этот вариант сказки, а не Сергея Михалкова, который гораздо сложнее.
Слайд 12: День Победы
- С.Алексеев «Выходное платье» (9+). Ещё до войны девочке Кате родители подарили платье из чистого шёлка. Во время войны на заводе для производства снарядов потребовался натуральный шёлк. Катя отдала платье так и не надев его ни разу.
Слайд 13:
- Николай Сорокин, заслуженный работник культуры РТ и РФ «Конь ты мой стальной» (10+). Статья из газеты Республика Татарстан от 21.02.2019 года. Можно найти в интернете электронную версию газеты. Статья рассказывает о герое-танкисте нашем земляке Семёне Коновалове.
Здесь важно сказать о последних двух произведениях. Рассказы о войне очень трудно инсценировать в обычном формате. Использую для представления этих историй такую форму театрализации – монтаж с элементами инсценирования. То есть текст читается, стоя на месте и в определённые моменты используются жесты, движения, реквизит, музыка, слайды и пр.
Слайд 14: Если говорить о формах драматизации, ещё одной интересной формой является пантомима. С более старшими ребятами у нас получилась интересная работа над психологическими портретами шахматных фигур. Зачитывалось описание психологического портрета, фигура с помощью жестов и движений под музыку изображала свой характер.
Слайд 15: Завершая своё выступление, расскажу такой случай: больше десяти лет назад на августовском секционном заседании учителей начальных классов нам показали видео праздника со сценками. Дети инсценировали… анекдоты!
Считаю недопустимым внедрять в школьное театральное творчество инсценирование низкопробного, пустого, невежественного материала. Этого слишком много вокруг! Давайте воспитывать детей на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовской конференции
Выступление на августовской конференции учителя начальных классовМБОУ «Новоибрайкинская СОШ»Хайруллиной Альфии ГалимзяновныТема выступления:«Погружение в развивающую среду младших школьников на ...
Выступление на Августовской конференции работников образования.
Выступление на секции "Управление внедрением ФГОС в образовательной организации" по теме "Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения"...
Выступление на августовской конференции 2012
Выступление на августовской конференции - 2012...
Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения
Из опыта учителя начальных классов МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами пробл...
Выступление на августовской конференции 2016 год.
Приветствуется на уроке парная и групповая работа т.к. пассивное сидение на своих местах не дает эффективного результата. Применение сингапурских структур способствует живому мышлению и общению среди ...
Выступление на августовской конференции учителей
августовская конференция...