Методическая разработка классного часа "Хорошие манеры"
классный час (4 класс)
В практической групповой и индивидуальной работе знакомим детей с правилами этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_horoshie_manery.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гостищевская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района белгородской области»
Классный час
для 4 класса
По теме: «Хорошие манеры»
подготовила
учитель начальных классов
Птицына Валентина Ивановна
2013 г.
Тематический классный час
Тема: Хорошие манеры.
Цель: познакомить детей с правилами этикета, в практической групповой и индивидуальной работе формировать умение самостоятельно пользоваться правилами поведения, закрепить и повторить знания о добрых словах, развивать умение применять их в повседневной жизни, способствовать воспитанию хороших манер у школьников.
Подготовительная работа:
1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.
2. Попросить учеников подготовить сообщения об истории этикета.
3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.
Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.
План классного часа
- Беседа « Хорошие манеры».
- Информационный блок «Из истории этикета».
3. Памятка воспитанного человека.
1). Приветствие – знак вежливости.
2). «Когда в товарищах согласия нет...»
3). «Встречают по одежке…»
4). Учись смеяться над собой
4. Заключительное слово.
Ход классного часа
- Беседа «Хорошие манеры». (Учащиеся разыгрывают диалоги.)
Первый диалог
- Здорово, Ден!
- Здорово, Дени!
- Как дела?
- Да так, дела стремные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь у тебя шнурки в стакане?
- А меня как - то не колышет.
- Ну, все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Второй диалог
- Здравствуй, Алёна!
- Здравствуй, Полина!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- У них все хорошо.
- До свидания, Алёна!
- До свидания, Полина!
- Чем отличаются эти ситуации? Кого было приятнее слушать?
(Дети высказываются: в первом диалоге, мальчики ведут себя не культурно, они используют для общения, не культурные слова, их было не приятно, слушать, а во втором диалоге девочки культурно поздоровались, спросили друг у друга, как дела, спросили за родителей, их слова были культурными, их было приятно слушать)
- Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
2. Определение темы классного часа.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Определите тему нашего классного часа. (Общение с друзьями, дружба, воспитание)
- А чтобы точнее звучала тема занятия, соберите её из разрезанных букв. (работа с набором букв)
- Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры.
- Прежде всего, что такое манеры? (работа с толковым словарём)
- Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
- Как вы думаете, что приятно считать хорошими манерами?
- здороваться,
- быть вежливым,
- внимательным,
- заботливым,
- благодарным,
- честным,
- не навязчивым и т. п.)
- Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека
также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражает свои мысли - тоже признак хороших манер.
- Вы наверное слышали ещё одно слово, которое неразрывно связано с понятием «хорошие манеры» - это этикет.
- Постарайтесь понять, что такое «этикет» из рассказа наших учеников…
3. Информационный блок «Из истории этикета»
Ученик 1.Моногое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказываются друг другу услуги, дарят подарки.
Ученик 2.Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возникает этикет.
Ученик 1.Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки – и произошло слово «этикет».
Ученик 2.Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первым ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
- Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.
4.Составление памятки воспитанного человека.
- Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.
1. Приветствие – знак вежливости.
- Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)
В разных странах люди приветствуют друг друга по разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Африканцы, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают «Вы кушали сегодня?»
- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте)
- Здороваясь мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Мозговой штурм – устно по очереди.
- Сейчас, я хочу проверить, кто из вас лучше знает правила вежливости. (Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший по возрасту человек? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться с ним? (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему и наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший – младшему, женщина-мужчине.)
6. Когда навстречу тебе идут несколько учителей и с ними твоя учительница, с кем ты поздороваешься сначала? (Сразу со всеми.)
- Вот видите ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим иначе. Какое же первое правило мы запишем?
ПЕРВЫМ ЗДОРОВАЕТСЯ ТОТ, КТО ВЕЖЛИВЕЕ.
Объясни другие ситуации.
1. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело».
- Права ли девочка? (Дети высказываются.)
2. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)
3. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (ответы детей.)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
2. « Когда в товарищах согласья нет…..»
- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу? (дети высказываются.)
- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)
- Послушайте вот такую историю.
Рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».
Слава и Витя сидели за одной партой.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетрадки кляксами. Однажды они сильно поспорили.
- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, сказал Витя.
- Не Рекс, а Кекс, поправил его Слава.
- Нет, Рекс!
- Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел за другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
- Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
- Конечно, не из-за чего,- согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только из-за чего люди ссорятся!...
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните строчки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»
- Так какое же правило, мы запишем в нашу памятку?
УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ.
Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится». (по кругу передаётся сердечко со словами – мне в тебе нравится….)
3.«Встречают по одежке…»
- Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.
Конкурс «Закончи предложение». (за правильный ответ сердечко)
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что..(можно пролить суп).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…(ему надо отдохнуть и набраться сил.)
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете..(невоспитанность.)
5. Если вы заметили у своего друга дырку на одежде, нужно об этом…(ему тихонечко сказать, и предложить ему помощь)
6. Вас пригласили за праздничный стол, и вдруг вы обнаружили, что вам не положили ложку и вилку, ваши действия…..(тихонько позову хозяйку и скажу ей об этом)
- Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить, смеяться без причины и т. п.)
- Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.
- Какое же следующее правило, мы запишем?
НЕ ДОСТАВЛЯЙТЕ НЕУДОБСТВА ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ.
4.Учись смеяться над собой
- В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривлянием, неумным подшучиванием над другими. - Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».
Смешные истории.
- Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками. (Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)
Игра «Берём - не берём».
У вас есть на столе слова, разделите их на две группы, в одну группу берём – в другую не берём.
- Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть, где можно посмеяться, а где нет. Важно также с достаточной долей юмора относититься к себе самому.
- Какое золотое правило, мы могли бы записать?
УЧИСЬ СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ.
4.Заключительное слово
- На самом деле правил поведения, этикета и хороших манер очень много. Мы сегодня разобрали лишь часть поучительных ситуаций.
- Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будите стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. У одного древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился воспитанности?» - «У невоспитанных – ответил он,- я избегал делать то, что делают они.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"
Цель: дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...
Методическая разработка классного часа " Слава Победы"
Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....
Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"
Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...
Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"
Классный час посвящен 50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...
Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.
Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов День знаний первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»
Цель: углублять представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...