Методическая разработка классного часа "Хорошие манеры"
классный час (4 класс)

Птицына Валентина Ивановна

В практической  групповой  и индивидуальной работе  знакомим детей с правилами этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_horoshie_manery.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

   

 МБОУ «Гостищевская средняя  общеобразовательная школа      

 Яковлевского района белгородской области»

Классный час

для  4 класса

По теме: «Хорошие манеры»

                                                                                                                               подготовила                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                              учитель  начальных  классов

                                                                                             Птицына Валентина Ивановна

                       

   2013 г.

             Тематический  классный час 

Тема:  Хорошие манеры.

Цель: познакомить детей с правилами этикета, в практической групповой  и индивидуальной работе формировать умение самостоятельно пользоваться правилами поведения, закрепить и повторить знания о добрых словах, развивать умение применять их в повседневной жизни, способствовать воспитанию хороших манер у школьников.

Подготовительная работа:

1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.

2. Попросить  учеников подготовить сообщения об истории этикета.

3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.

Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.

План классного часа

  1. Беседа « Хорошие манеры».
  2. Информационный блок «Из истории  этикета».

 3. Памятка воспитанного человека.

     1).  Приветствие – знак вежливости.

     2). «Когда в товарищах согласия нет...»

     3). «Встречают по одежке…»

     4).  Учись смеяться над собой

4. Заключительное слово.

                                               Ход  классного  часа

  1. Беседа «Хорошие манеры». (Учащиеся разыгрывают диалоги.)

Первый диалог

- Здорово, Ден!

- Здорово, Дени!

- Как дела?

- Да так, дела стремные.

- Где тусуешься?

- На дискачах. Слышь у тебя шнурки в стакане?

- А меня как - то не колышет.

- Ну, все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

    Второй диалог

  - Здравствуй,  Алёна!

  - Здравствуй, Полина!

  - Как твои дела?

  - Спасибо, отлично. А твои?

  - Тоже неплохо.

  - Как поживают твои родители?

  - У них все хорошо.

  - До свидания, Алёна!

  - До свидания, Полина!

-  Чем отличаются эти ситуации? Кого было приятнее слушать?

(Дети высказываются: в первом диалоге, мальчики ведут себя не культурно, они используют для общения, не культурные слова, их было не приятно, слушать, а во втором диалоге девочки культурно поздоровались, спросили друг у друга,  как дела, спросили за родителей, их слова были культурными, их было приятно слушать)

- Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить,              не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных,                     не слишком умных. С  ними не очень-то приятно общаться.

    2. Определение темы классного часа.

-  Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Определите тему нашего классного часа. (Общение с друзьями, дружба, воспитание)

-  А чтобы точнее звучала тема занятия, соберите её из разрезанных букв. (работа с набором букв)

- Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры.

- Прежде всего, что такое манеры? (работа с толковым словарём)

- Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

 - Как вы думаете, что приятно считать  хорошими манерами?

- здороваться,

- быть вежливым,

 - внимательным,

- заботливым,

- благодарным,

- честным,

- не навязчивым и т. п.)

- Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека

также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражает свои мысли  - тоже признак хороших манер.

- Вы наверное слышали ещё одно слово, которое неразрывно связано с понятием «хорошие манеры» - это этикет.

- Постарайтесь понять, что такое «этикет» из рассказа наших учеников…

3. Информационный блок «Из истории этикета»

Ученик 1.Моногое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются  некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказываются друг  другу услуги, дарят подарки.

Ученик 2.Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возникает этикет.

Ученик 1.Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек  - этикетки – и произошло слово «этикет».

Ученик 2.Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первым ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

- Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.

4.Составление памятки воспитанного человека.

-  Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.

1. Приветствие – знак вежливости.

- Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга  по разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы.  Африканцы, касаясь друг друга носами, говорят:                 «Я тебя вижу». В Китае  спрашивают «Вы кушали сегодня?»

- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте)

- Здороваясь  мы желаем  друг  другу  здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Мозговой штурм – устно по очереди.

- Сейчас, я хочу проверить, кто из вас лучше знает правила вежливости. (Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший по возрасту человек? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.) 

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться с ним? (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему и наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший – младшему, женщина-мужчине.)

6. Когда навстречу тебе идут несколько учителей и с ними твоя учительница, с кем ты поздороваешься сначала? (Сразу со всеми.)

- Вот видите ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так,        а другим иначе. Какое же первое правило мы запишем?

ПЕРВЫМ ЗДОРОВАЕТСЯ ТОТ, КТО ВЕЖЛИВЕЕ.

Объясни другие ситуации.

1. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело».

- Права ли девочка? (Дети высказываются.)

2. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)

3. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (ответы детей.)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

2. « Когда в товарищах согласья нет…..»

- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу? (дети высказываются.)

- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)

- Послушайте вот такую историю.

Рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».

Слава  и Витя  сидели за одной партой.

Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетрадки кляксами. Однажды они сильно поспорили.

- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, сказал Витя.

- Не Рекс, а Кекс, поправил его Слава.

- Нет, Рекс!

- Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел за другую парту. На следующий день Слава                   не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке.                 А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

- Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.

- Конечно, не из-за чего,- согласился Витя.

Оба  мальчика снова уселись на одну парту.

- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только из-за чего люди ссорятся!...

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните строчки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова:                  « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

- Так какое же правило, мы запишем в нашу памятку?

 УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ.

Игра «Мне в тебе нравится,  мне в себе нравится». (по кругу передаётся сердечко  со словами – мне в тебе нравится….)

3.«Встречают по одежке…»

-  Продолжаем конкурс  знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.

Конкурс «Закончи предложение». (за правильный ответ сердечко)

1.  Кто должен первым закончить  телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что..(можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…(ему надо отдохнуть и набраться сил.)

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете..(невоспитанность.)

5. Если вы заметили у своего друга дырку на одежде, нужно об этом…(ему тихонечко сказать, и предложить ему помощь)

6. Вас пригласили за праздничный стол, и вдруг вы обнаружили, что вам не положили ложку и вилку, ваши действия…..(тихонько позову хозяйку и скажу ей об этом)

-  Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на  себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить, смеяться без причины и т. п.)

- Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.

- Какое же следующее правило, мы запишем?

НЕ ДОСТАВЛЯЙТЕ НЕУДОБСТВА ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ.

4.Учись смеяться над собой

-  В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривлянием, неумным подшучиванием над другими.                           -  Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».

Смешные истории.

- Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками. (Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)

Игра «Берём -  не берём».

У вас есть на столе слова, разделите их на две группы, в одну группу берём – в другую не берём.

- Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь  в любой, даже самой трудной ситуации видеть, где можно посмеяться, а где нет. Важно также с достаточной долей юмора относититься к себе самому.

- Какое золотое правило, мы могли бы записать?

УЧИСЬ СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ.

4.Заключительное слово

- На самом деле правил поведения, этикета и хороших манер очень много. Мы сегодня разобрали лишь часть поучительных ситуаций.

-  Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будите стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. У одного  древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился воспитанности?» -                     «У невоспитанных – ответил он,- я избегал делать то, что делают они.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая разработка классного часа " Слава Победы"

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"

Классный час посвящен  50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...