Конспект внеклассного мероприятия "Творчество М.М. Зощенко. Инсценировка рассказа "На ёлке"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Знакомство с творчеством М. Зощенко. Более полное погружение в жизнь героев его произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_m._zoshchenko.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия
"Творчество М.М. Зощенко. Инсценировка рассказа "На ёлке"
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством инсценирования произведения М. Зощенко.
Задачи:
1. Расширение читательского кругозора
2.Знакомство с творчеством М. Зощенко
3. Знакомство со спецификой театральной деятельности
4. Воспитание уважения к людям, ответственности за свои поступки
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, новогодняя ёлка, праздничная упаковка, стул.
Ход мероприятия
1. Знакомство с биографией М. Зощенко
Показ портрета М. Зощенко
- Михаил Михайлович Зощенко, знаменитый русский писатель и драматург, ро-дился 29 июля 1894 г., в Санкт-Петербурге. Отец его был художником-передвиж-ником, а мать - актрисой. Родители в 1903 году отдали своего сына для обучения в Санкт-Петербургскую гимназию № 8. Михаил Зощенко, рассказывая об этих го-дах, отмечал, что учился довольно плохо, в особенности по русскому языку. За со-чинение на экзамене он получил единицу. Однако Михаил Михайлович говорил, что уже в то время хотел быть писателем. Пока ещё только для себя он создавал рассказы и стихи.
После окончания обучения в 1913 году будущий писатель продолжил получать образование в Петербургском институте, на юридическом факультете. Через год из-за неуплаты за обучение он был отчислен оттуда. Зощенко пришлось идти ра-ботать. Он начал трудиться на Кавказской железной дороге контролером. Привычное течение жизни прервала Первая мировая война. Михаил решил посту-пить на военную службу. Сначала он стал юнкером рядового состава и отправил-ся в Павловское военное училище, затем, окончив четырехмесячные ускоренные курсы, ушел на фронт.
Зощенко отмечал, что у него не было патриотического настроения, просто он не мог долго сидеть на одном месте. На службе, однако, Михаил Михайлович отли-чился. Он являлся участником многих сражений, был отравлен газами, получил ранение. Начав участвовать в боях в звании прапорщика, Зощенко уже капитаном был отчислен в резерв (причина - последствия отравления газами). Кроме того, его наградили 4 орденами за боевые заслуги. Михаил Михайлович вернулся в Петроград. После Февральской революции Зощенко назначают начальником телеграфа и почт, а также комендантом Главного почтамта. Далее была коман-дировка в Архангельск, работа адъютантом дружины, а также выборы Михаила Михайловича в секретари полкового суда. Однако мирная жизнь снова преры-вается - теперь уже революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Михаил Михайлович отправляется на фронт. В качестве добровольца он посту-пает в Красную Армию (в январе 1919 года). Он служит полковым адъютантом в полку деревенской бедноты. Зощенко участвует в сражениях под Ямбургом и Нарвой против Булак-Балаховича. После сердечного приступа Михаилу Михай-ловичу пришлось демобилизоваться и возвратиться в Петроград.
Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными про-изведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл "Леля и Минька" пользуется наибольшей известностью. В 1939-м - 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту се-рию произведений. В ее состав были включены следующие рассказы: "Золотые слова", "Великие путешественники", "Находка", "Через тридцать лет", "Не надо врать", "Галоши и мороженое", "Бабушкин подарок", "Елка". Не случайно их объ-единил в один цикл Михаил Зощенко. Краткие содержания этих произведений по-зволяют сделать вывод о том, что у них есть нечто общее, а именно образы глав-ных героев. Это маленький Минька и Лёля, его сестра.
От лица рассказчика ведется повествование. Образ его не менее интересен, чем герои рассказов Михаила Зощенко. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Отметим, что между автором и рассказчиком есть сходство (совпадает даже имя, а также имеется указание на писательскую профессию). До полного совпадения тем не менее не доходит. Речь рассказчика существенно отличается от авторской. Эта форма повествования называется литературным сказом.
В этих рассказах, как отмечал С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль. Он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произ-ведений ("Не надо врать"). Однако рассказы от этого не становятся дидактичны-ми. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, прису-щая Зощенко. В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит ост-роумная пародия.
Сегодня большой популярностью пользуются многие произведения, которые написал Михаил Зощенко. Книги его проходят в школе, их любят взрослые и дети. Путь его в литературе был непростым, как, впрочем, и судьба многих других писателей и поэтов советского времени. Двадцатый век - сложный период в истории, однако даже в военные годы было создано множество произведений, ставших уже классикой отечественной литературы. Биография такого великого писателя, как Михаил Зощенко, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.
2. Инсценировка рассказа М. Зощенко "Ёлка"
Сценарий по рассказу М. Зощенко "Ёлка"
Действующие лица:
1. Минька - 40 лет и 5 лет
2. Лёлка - сестра Миньки, 7 лет
3. Мама
4. Папа
5. Мальчик
6. Мама мальчика
7. Девочка
8. Мама девочки
Минька (40 лет):
- В этом году мне исполнилось 40 лет. Значит, я 40 раз видел новогоднюю ёлку. Это много. Что такое ёлка, я начал понимать лет с пяти и с нетерпением ждал этого весёлого праздника. Даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку. А моей сестрёнке Лёльке было тогда 7 лет. Она была бойкой девочкой. Однажды Лёлька сказала мне:
Лёлька:
- Минька, мама ушла на кухню. Пойдём в комнате, где ёлка стоит, посмотрим, что там делается.
Дети идут к ёлке. Восхищаются ею, обходят вокруг.
Лёлька:
- Не будем смотреть подарки. Лучше съедим по одной пастилке.
Подходит, быстро снимает с ёлки пастилку и съедает.
Минька (5 лет):
- Лёля, если ты съела пастилку, то я сейчас тоже что-нибудь съем.
Подходит к ёлке и откусывает маленький кусочек яблока.
Лёлька:
- Минька, если ты откусил яблоко, то я съем другую пастилку и ещё возьму себе эту конфету.
Лёлька съедает вторую пастилку и снимает с ёлки конфету.
Минька:
- Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
Берёт руками яблоко на ёлке и откусывает немного.
Лёлька:
- Если ты второй раз откусил яблоко, то я больше не буду церемониться и съем третью пастилку и возьму себе на память хлопушку.
Съедает пастилку и снимает с ёлки хлопушку.
Минька:
- А я поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь.
Берёт стул, подносит к ёлке и ставит прямо на подарок.
Лёля:
- Минька, ты, кажется, сломал подарок.
Слышны мамины шаги, Минька с Лёлей убегают в другую часть комнаты.
Мама зажигает огни на ёлке и приглашает гостей (детей с родителями).
Мама:
- Проходите все к ёлке.
Дети подходят к ёлке.
Мама:
- Теперь я буду каждому буду давать подарок и угощение.
Мама раздаёт нескольким детям подарки и угощение. Дети рады. Потом мама берёт в руки надкусанное яблоко, смотрит на яблоко, затем на Миньку с Лёлей.
Мама:
- Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас откусил это яблоко?
Лёля:
- Это Минькина работа.
Минька дёргает Лёлю за волосы.
Минька:
- Это меня Лёля научила.
Мама:
- Лёлю я поставлю в угол, а тебе хотела подарить заводной паровозик. Но теперь его подарю мальчику, которому хотела дать яблоко.
Мама дарит паровозик мальчику. А Минька подходит к мальчику и ударяет его по руке, в которой паровозик. Мальчик плачет. Его мама берёт сына за руку.
Мама мальчика:
- Я не буду больше к вам приходить в гости с моим сыном.
Минька:
- Можете уходить, тогда паровозик мне достанется.
Мама мальчика (удивившись):
- Наверное, ваш мальчик будет разбойником.
Мама (берёт за руку Миньку):
- Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
Мама мальчика (уходя):
- Мы так и сделаем.
Мама девочки:
- И мы уйдём. Моя девочка не заслуживает, чтобы ей дарили ломанную игрушку.
Лёля:
- Можете уходить, тогда игрушка достанется мне.
Забирает подарок.
Минька:
- Можете все уходить. Тогда все подарки нам останутся.
Гости уходят. Мама, Лёля и Минька остаются одни.
В комнату входит папа.
Папа:
- Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им трудно будет жить на свете, и они умрут в одиночестве.
Папа подходит, выключает ёлку.
Папа:
- Быстро ложитесь спать, а завтра все подарки я отдам гостям.
Все уходят.
Минька (40 лет):
- И вот, ребята, с тех пор прошло 35 лет, а я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за эти годы я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. Может поэтому я такой весёлый и добродушный.
3. Обсуждение увиденного
- Что понравилось?
- О чём заставляет задуматься?
- Что открыли для себя нового?
4. Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "М.Зощенко "Ёлка""
Конспект урока по УМК "Школа России". В уроке реализуется системно-деятельностный подход....
М. М. Зощенко "Ёлка" (Литературное чтение, 4 класс)
Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...
Инсценировка рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"
Инсценировка рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"...
Тест по рассказу М. М. Зощенко "Ёлка" 4 классс
Экспресс-опрос по произведению М.Зощенко "Ёлка"....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Значение семьи в рассказе М. Зощенко «Ёлка»
Цель: - Формирование семейных ценностей на материале рассказа М. Зощенко «Ёлка».Обучающие получат возможность: - научиться работать с текстом, определять главную мысль, последователь...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Ёлка»»
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере расск...