Конспект внеклассного мероприятия "Творчество М.М. Зощенко. Инсценировка рассказа "На ёлке"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Самсонова Ольга Викторовна

Знакомство с творчеством М. Зощенко. Более полное погружение в жизнь героев его произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_m._zoshchenko.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект  внеклассного мероприятия

  "Творчество М.М. Зощенко. Инсценировка рассказа "На ёлке"

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством инсценирования произведения М. Зощенко.

Задачи:

1. Расширение читательского кругозора

2.Знакомство с творчеством М. Зощенко

3. Знакомство со спецификой театральной деятельности

4. Воспитание  уважения к людям, ответственности за свои поступки

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, новогодняя ёлка, праздничная упаковка, стул.

       Ход мероприятия

1. Знакомство с биографией М. Зощенко

   Показ портрета М. Зощенко

- Михаил Михайлович Зощенко, знаменитый русский писатель и драматург, ро-дился 29 июля 1894 г., в Санкт-Петербурге. Отец его был художником-передвиж-ником, а мать - актрисой. Родители в 1903 году отдали своего сына для обучения в Санкт-Петербургскую гимназию № 8. Михаил Зощенко, рассказывая об этих го-дах, отмечал, что учился довольно плохо, в особенности по русскому языку. За со-чинение на экзамене он получил единицу. Однако Михаил Михайлович говорил, что уже в то время хотел быть писателем. Пока ещё только для себя он создавал  рассказы и стихи.

После окончания обучения в 1913 году будущий писатель продолжил получать образование в Петербургском институте, на юридическом факультете. Через год из-за неуплаты за обучение он был отчислен оттуда. Зощенко пришлось идти ра-ботать. Он начал трудиться на Кавказской железной дороге контролером. Привычное течение жизни прервала Первая мировая война. Михаил решил посту-пить на военную службу. Сначала он стал юнкером рядового состава и отправил-ся в Павловское военное училище, затем, окончив четырехмесячные ускоренные курсы, ушел на фронт.

Зощенко отмечал, что у него не было патриотического настроения, просто он не мог долго сидеть на одном месте. На службе, однако, Михаил Михайлович отли-чился. Он являлся участником многих сражений, был отравлен газами, получил ранение. Начав участвовать в боях в звании прапорщика, Зощенко уже капитаном был отчислен в резерв (причина - последствия отравления газами). Кроме того, его наградили 4 орденами за боевые заслуги. Михаил Михайлович вернулся в Петроград. После Февральской революции Зощенко назначают начальником телеграфа и почт, а также комендантом Главного почтамта. Далее была коман-дировка в Архангельск, работа адъютантом дружины, а также выборы Михаила Михайловича в секретари полкового суда. Однако мирная жизнь снова преры-вается - теперь уже революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Михаил Михайлович отправляется на фронт. В качестве добровольца он посту-пает в Красную Армию (в январе 1919 года). Он служит полковым адъютантом в полку деревенской бедноты. Зощенко участвует в сражениях под Ямбургом и Нарвой против Булак-Балаховича. После сердечного приступа Михаилу Михай-ловичу пришлось демобилизоваться и возвратиться в Петроград.

Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными про-изведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл "Леля и Минька" пользуется наибольшей известностью. В 1939-м - 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту се-рию произведений. В ее состав были включены следующие рассказы: "Золотые слова", "Великие путешественники", "Находка", "Через тридцать лет", "Не надо врать", "Галоши и мороженое", "Бабушкин подарок", "Елка". Не случайно их объ-единил в один цикл Михаил Зощенко. Краткие содержания этих произведений по-зволяют сделать вывод о том, что у них есть нечто общее, а именно образы глав-ных героев. Это маленький Минька и Лёля, его сестра.

От лица рассказчика ведется повествование. Образ его не менее интересен, чем герои рассказов Михаила Зощенко. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Отметим, что между автором и рассказчиком есть сходство (совпадает даже имя, а также имеется указание на писательскую профессию). До полного совпадения тем не менее не доходит. Речь рассказчика существенно отличается от авторской. Эта форма повествования называется литературным сказом.

В этих рассказах, как отмечал С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль. Он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произ-ведений ("Не надо врать"). Однако рассказы от этого не становятся дидактичны-ми. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, прису-щая Зощенко. В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит ост-роумная пародия.

Сегодня большой популярностью пользуются многие произведения, которые написал Михаил Зощенко. Книги его проходят в школе, их любят взрослые и дети. Путь его в литературе был непростым, как, впрочем, и судьба многих других писателей и поэтов советского времени. Двадцатый век - сложный период в истории, однако даже в военные годы было создано множество произведений, ставших уже классикой отечественной литературы. Биография такого великого писателя, как Михаил Зощенко, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

2. Инсценировка рассказа М. Зощенко "Ёлка"

Сценарий по рассказу М. Зощенко "Ёлка"

Действующие лица:

1. Минька - 40 лет и 5 лет

2. Лёлка - сестра Миньки, 7 лет

3. Мама

4. Папа

5. Мальчик

6. Мама мальчика

7. Девочка

8. Мама девочки

Минька (40 лет):

- В этом году мне исполнилось 40 лет. Значит, я 40 раз видел новогоднюю ёлку. Это много. Что такое ёлка, я начал понимать лет с пяти и с нетерпением ждал этого весёлого праздника. Даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку. А моей сестрёнке Лёльке было тогда 7 лет. Она была бойкой девочкой. Однажды Лёлька сказала мне:

Лёлька:

- Минька, мама ушла на кухню. Пойдём в комнате, где ёлка стоит, посмотрим, что там делается.

    Дети идут к ёлке. Восхищаются ею, обходят вокруг.

Лёлька:

- Не будем смотреть подарки. Лучше съедим по одной пастилке.

    Подходит, быстро снимает с ёлки пастилку и съедает.

Минька (5 лет):

- Лёля, если ты съела пастилку, то я сейчас тоже что-нибудь съем.

      Подходит к ёлке и откусывает маленький кусочек яблока.

Лёлька:

- Минька, если ты откусил яблоко, то я съем другую пастилку и ещё возьму себе эту конфету.

       Лёлька съедает вторую пастилку и снимает с ёлки конфету.

Минька:

- Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

        Берёт руками яблоко на ёлке и откусывает немного.

Лёлька:

- Если ты второй раз откусил яблоко, то я больше не буду церемониться и съем третью пастилку и возьму себе на память хлопушку.

       Съедает пастилку и снимает с ёлки хлопушку.

Минька:

- А я поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь.

       Берёт стул, подносит к ёлке и ставит прямо на подарок.

Лёля:

- Минька, ты, кажется, сломал подарок.

   Слышны мамины шаги, Минька с Лёлей убегают в другую часть комнаты.

Мама зажигает огни на ёлке и приглашает гостей (детей с родителями).

Мама:

- Проходите все к ёлке.

    Дети подходят к ёлке.

Мама:

- Теперь я буду каждому буду давать подарок и угощение.

     Мама раздаёт нескольким детям подарки и угощение. Дети рады. Потом мама берёт в руки надкусанное яблоко, смотрит на яблоко, затем на Миньку с Лёлей.

Мама:

- Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас откусил это яблоко?

Лёля:

- Это Минькина работа.

    Минька дёргает Лёлю за волосы.

Минька:

- Это меня Лёля научила.

Мама:

- Лёлю я поставлю в угол, а тебе хотела подарить заводной паровозик. Но теперь его подарю мальчику, которому хотела дать яблоко.

     Мама дарит паровозик мальчику. А Минька подходит к мальчику и ударяет его по руке, в которой паровозик. Мальчик плачет. Его мама берёт сына за руку.

Мама мальчика:

- Я не буду больше к вам приходить в гости с моим сыном.

Минька: 

- Можете уходить, тогда паровозик мне достанется.

Мама мальчика (удивившись):

- Наверное, ваш мальчик будет разбойником.

Мама (берёт за руку Миньку):

- Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

Мама мальчика (уходя):

- Мы так и сделаем.

Мама девочки:

- И мы уйдём. Моя девочка не заслуживает, чтобы ей дарили ломанную игрушку.

Лёля:

- Можете уходить, тогда игрушка достанется мне.

    Забирает подарок.

Минька:

- Можете все уходить. Тогда все подарки нам останутся.

    Гости уходят. Мама, Лёля и Минька остаются одни.

    В комнату входит папа.

Папа:

- Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им трудно будет жить на свете, и они умрут в одиночестве.

      Папа подходит, выключает ёлку.

Папа:

- Быстро ложитесь спать, а завтра все подарки я отдам гостям.

       Все уходят.

Минька (40 лет):

- И вот, ребята, с тех пор прошло 35 лет, а я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за эти годы я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. Может поэтому я такой весёлый и добродушный.  

3. Обсуждение увиденного

- Что понравилось?

- О чём заставляет задуматься?

- Что открыли для себя нового?

4. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "М.Зощенко "Ёлка""

Конспект урока по УМК "Школа России". В уроке реализуется системно-деятельностный подход....

М. М. Зощенко "Ёлка" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Инсценировка рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"

Инсценировка рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"...

Тест по рассказу М. М. Зощенко "Ёлка" 4 классс

Экспресс-опрос по произведению М.Зощенко "Ёлка"....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Значение семьи в рассказе М. Зощенко «Ёлка»

Цель: - Формирование семейных ценностей на материале рассказа М. Зощенко «Ёлка».Обучающие получат возможность:  - научиться работать с текстом, определять главную мысль, последователь...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Ёлка»»

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере расск...