Рабочая программа
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Хайретдинова Гульфия Хайдаровна

Программа курса внеурочной деятельности будет полезна учителям начальных классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хайретдинова Г.Х.

МБОУ «Начальная школа №15»

Программа курса внеурочной деятельности

«От идеи до модели»

Пояснительная записка

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных  учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни» Сегодня благодаря достижениям в современной методологии появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач. 

Техническое моделирование – один из видов конструкторско-технологической деятельности. Под техническим моделированием школьников понимается создание ими макетов и действующих моделей различных видов транспорта (воздушного, водного, автомобильного). Моделирование – познавательный процесс, который позволяет учащимся обогащать свои знания, развивать умения и навыки, творческие способности в области техники, подготовиться к выбору будущей профессии.

Предлагаемый  курс «От идеи до модели» разработан в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4. Программа ориентирована на создание условий для творческой самореализации личности учащихся 9 - 11 лет в области конструкторской деятельности и носит техническую направленность.

            В этом возрасте у них возникает потребность к общению и

независимости вне семьи, уровень активности очень высок, они предпочитают коллективные игры, диспуты, чувствительны к критике.

 Данная программа направлена на приобщение учащихся к техническому творчеству, учитывает их возрастные особенности и носит образовательный характер.

На занятиях учащиеся конструируют и создают технические объекты из бумаги и картона по чертежам, схемам, инструкционным и технологическим картам, творческому замыслу.

Бумага является доступным и универсальным материалом для технического творчества.

Различные действия с бумагой (складывание, вырезание, склеивание) помогают в развитии творческого воображения, художественного вкуса, аккуратности, логического и пространственного мышления, памяти, мелкой моторики рук, усидчивости. Работа с бросовым материалом способствует воспитанию экологической культуры учащихся.

Новизна

В данной программе включен раздел «Изготовление работ по творческому замыслу ребёнка», который способствует созданию условий для самореализации личности через предоставление полной свободы творческого замысла и выбора модели.  Свобода выбора типа, вида моделей, внесение в её конструкцию своих замыслов, даёт возможность учащимся проявить своё «я», и реализовать свои способности. У учащихся развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что позволяет детям отслеживать собственные продвижения.

Актуальность

Необходимость разработки данного учебного курса обусловлена следующими предпосылками:

  • Учащиеся не изучают в общеобразовательной школе графическую грамоту, поэтому возникла необходимость через техническое моделирование дать первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе, о простейших геометрических телах.
  • Урочная система обучения не всегда благоприятно сказывается на морально – психологическом состоянии значительной части детей. Практически отсутствует свобода самовыражения и самоутверждения.

      Для коррекции указанных недостатков в процессе формирования личности предлагается курс технического моделирования «От идеи до модели». Создание технических творческих объединений в учреждениях дополнительного образования особенно актуально сегодня, так как закладывается базовые знания и возможность в будущем выбора профильного обучения по техническому, инженерному и технологическому направлениям; позволяет заполнить досуг детей полезной деятельностью и формирует в них качества самостоятельной и активной личности.

Цель общеобразовательной программы: создание условий для творческой самореализации личности ребенка в конструкторско-технологической деятельности и воспитание адаптированной личности к жизни в обществе.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитать организатора своей деятельности, способного самореализовываться, самосовершенствоваться и сотрудничать в коллективе сверстников.

Развивающие:

Развить у учащихся потребность в творческом самовыражении.

Развивать пространственное мышление и графическую грамоту.

Обучающие:

Формировать устойчивый познавательный интерес к занятиям начального технического моделирования.

Формировать устойчивый интерес к техническому моделированию.

Возраст учащихся: 9 - 11 лет.

Сроки реализации общеобразовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий: 

 Общеобразовательная программа предусматривает проведение занятий в групповой, парной и индивидуальной формах. Применение нетрадиционных форм проведения занятий (КВН, викторины, конкурсы, праздники, экскурсии и т.д.) позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.

     Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.

     Продолжительность занятий 40 минут.

Планируемые результаты общеобразовательной программы

Учащиеся узнают:

- базовые формы оригами;

- технологию сборки модели;

- объёмные геометрические фигуры;

- о техническом рисунке, чертеже, эскизе;

- графическую грамоту;

- основные части моделей воздушного, водного, сухопутного транспорта.

Учащиеся научатся:

-изготавливать сложные модели воздушного, водного, сухопутного транспорта;

-собирать модели по схемам, технологическим и  инструкционным картам;

- увеличивать и уменьшать чертёж с помощью масштаба;

- пользоваться чертёжными инструментами;

- вычерчивать чертежи несложных моделей;

- применять полученные знания на практике.

Периодичность оценки результатов общеобразовательной программы

Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики.

     Начальная диагностика – проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления ребёнка в объединение.

     Цель – выявление стартовых и индивидуальных возможностей учащихся.

     Промежуточная диагностика – проводится по завершению первого полугодия.

     Цель – отслеживания динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса. 

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребёнка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

     Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года.

     Цель – подведение итогов освоения общеобразовательной программы.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

-высокий – программный материал усвоен учащимися полностью, ученик имеет высокие достижения;

-средний – усвоение общеобразовательной программы в полном объёме, при наличии несущественных ошибок;

-ниже среднего – усвоение общеобразовательной программы в неполном объёме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Из них

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Конструирование моделей воздушного транспорта.

8

1

7

3

Конструирование моделей автомобильного транспорта.

8

1

7

4

Скульптура животных из бумаги.

10

1

9

5

Макетирование.

6

1

5

6

Итоговое занятие.

1

1

Итого

34

6

28

Содержание общеобразовательной программы.

Раздел I. Вводное занятие.

Инструктаж по охране труда. Знакомство с общеобразовательной программой, инструментами и материалами.

Раздел II. Конструирование моделей воздушного транспорта.

Понятие о клеевом способе соединения деталей, беседы об истории развития планеризма, о летательных аппаратах; дать понятие о конструкции и основных частях планера: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль; расположение рулей и способы регулировки полета; понятие щелевидного способа соединения деталей, его применение; способы и приемы работы с шаблонами; свойства картона; беседы о покорении Космоса; понятие объема, отличие объемных моделей от контурных;   общее  представление о воздушном транспорте,   его видах: пассажирский, грузовой, спортивный; сведения о назначении вертолетов, основные части конструкции вертолета: корпус с хвостовой балкой, несущий винт, рулевой винт, шасси; беседы об истории развития воздухоплавания; перевод чертежей деталей на бумагу.

Раздел III. Конструирование моделей автомобильного транспорта.

Общее представление об автомобильном транспорте,  его видах: пассажирский, грузовой, спортивный, специальный; сведения о назначении автомобилей, основные части конструкции автомобиля: кабина, кузов, колеса, капот, крыша, фары; беседы об истории развития автомобильного транспорта; перевод чертежей деталей на бумагу,

Раздел IV. Скульптура животных из бумаги

Первоначальное понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Чтение чертежей разверток несложных объемных деталей. Знание о животном мире, места их обитания. Совершенствование знаний о масштабе. Элементарные понятия о работе конструкторов, конструкторских бюро. Изготовление сборочного чертежа при изготовлении модели. Расширение знаний о рабочих инструментах (треугольник, циркуль). Изготовление простейших моделей скульптур зверей и птиц из бумаги по собственно начерченному чертежу. Увеличение и уменьшение чертежа детали с помощью масштаба. Игры, соревнования с моделями.

Раздел V. Макетирование.

Понятие о макете и его видах. Знание о конструкции макета и его частях. Выполнение чертежа макета многоэтажного здания. Выполнение всех внутренних и внешних деталей макета.

Раздел VI.  Итоговое занятие.

Подведение итогов всего курса; выставка детских работ; награждение самых активных и результативных учащихся.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий:

- на конкурсах учащиеся соревнуются с изготовленными моделями на скорость, дальность, точность;

- на КВН и викторинах  проявляют смекалку, находчивость, знания и умения в области технического моделирования.

- на выставках подводятся итоги практической творческой деятельности учащихся.

- на праздниках учатся общению друг с другом и в коллективе.

Методы и приемы, применяемые на занятиях:

-  Объяснительно-иллюстрированный метод обучения

Приёмы: беседа, объяснение, сообщение, показ действий.

- Репродуктивный метод обучения

Приёмы: опрос, игра.

- Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы

Приёмы: поиск, анализ, эксперимент, сравнение, обобщение, рассказ, составление плана работы.

 -   Стимулирования

Стимулы: поощрение, одобрение, награждение, конкурс.

Дидактическое обеспечение:

 Наглядные пособия:

Методические разработки по темам

- Материалы по диагностике и аттестации

- Чертежи изготавливаемых моделей

- Технологические и инструкционные карты

- Схемы сборки

- Выставочные работы  

Техническое оснащение: компьютер, принтер.

Список литературы

Литература и электронные ресурсы для педагогических работников:  

1. З.Марина; «Техническое моделирование»; Санкт-Петербург, «Кристалл», 1997 г.

2.  В.Заворотов; «От идеи до модели»; Москва, «Просвещение», 1982 г.

3.А.Кацаф; «Корабли»; Санкт-Петербург,        «Балтийская книжная компания», 2007 г.

4.Г.Крылов; «Автомобили»; Санкт-Петербург, «Балтийская книжная компания», 2008г.

5.Г.Черненко; «Танки»; Санкт-Петербург,    «Балтийская   книжная компания», 2008 г.

6.Н.Сарафанова; «Подарки к праздникам»; Москва, «Мир книги», 2004 г.

7. С.Соколова; «Бумажные оригами»; Санкт-Петербург,   Домино», 2008г.

8. Т.Сержантова; «100 праздничных моделей оригами»; Москва, «Айрис-пресс», 2006 г.

Литература и электронные ресурсы для учащихся:

  1. С.Афонькин; «Оригами и аппликация»; Санкт-Петербург, «Кристалл», 2001г.
  2. Г.Долженко; «100 поделок из бумаги»; Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
  3. М.Гусакова;    «Подарки    и    игрушки    своими   руками»; Москва, ТЦ    

«Сфера», 2000г

  1. И.Жукова; «Кошки из бумаги»; Москва, «ЭКСМО», 2010 г
  2. Е.Иванова; «Игры для мальчиков и девочек»; Москва, «Астрель», 2005г
  3. Д.Хвостова; «Забавы круглый год»; Москва, «ОЛМА - ПРЕСС», 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...