Рабочая программа
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа курса внеурочной деятельности будет полезна учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_hayretdinova_g.h.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Хайретдинова Г.Х.
МБОУ «Начальная школа №15»
Программа курса внеурочной деятельности
«От идеи до модели»
Пояснительная записка
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни» Сегодня благодаря достижениям в современной методологии появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Техническое моделирование – один из видов конструкторско-технологической деятельности. Под техническим моделированием школьников понимается создание ими макетов и действующих моделей различных видов транспорта (воздушного, водного, автомобильного). Моделирование – познавательный процесс, который позволяет учащимся обогащать свои знания, развивать умения и навыки, творческие способности в области техники, подготовиться к выбору будущей профессии.
Предлагаемый курс «От идеи до модели» разработан в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4. Программа ориентирована на создание условий для творческой самореализации личности учащихся 9 - 11 лет в области конструкторской деятельности и носит техническую направленность.
В этом возрасте у них возникает потребность к общению и
независимости вне семьи, уровень активности очень высок, они предпочитают коллективные игры, диспуты, чувствительны к критике.
Данная программа направлена на приобщение учащихся к техническому творчеству, учитывает их возрастные особенности и носит образовательный характер.
На занятиях учащиеся конструируют и создают технические объекты из бумаги и картона по чертежам, схемам, инструкционным и технологическим картам, творческому замыслу.
Бумага является доступным и универсальным материалом для технического творчества.
Различные действия с бумагой (складывание, вырезание, склеивание) помогают в развитии творческого воображения, художественного вкуса, аккуратности, логического и пространственного мышления, памяти, мелкой моторики рук, усидчивости. Работа с бросовым материалом способствует воспитанию экологической культуры учащихся.
Новизна
В данной программе включен раздел «Изготовление работ по творческому замыслу ребёнка», который способствует созданию условий для самореализации личности через предоставление полной свободы творческого замысла и выбора модели. Свобода выбора типа, вида моделей, внесение в её конструкцию своих замыслов, даёт возможность учащимся проявить своё «я», и реализовать свои способности. У учащихся развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что позволяет детям отслеживать собственные продвижения.
Актуальность
Необходимость разработки данного учебного курса обусловлена следующими предпосылками:
- Учащиеся не изучают в общеобразовательной школе графическую грамоту, поэтому возникла необходимость через техническое моделирование дать первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе, о простейших геометрических телах.
- Урочная система обучения не всегда благоприятно сказывается на морально – психологическом состоянии значительной части детей. Практически отсутствует свобода самовыражения и самоутверждения.
Для коррекции указанных недостатков в процессе формирования личности предлагается курс технического моделирования «От идеи до модели». Создание технических творческих объединений в учреждениях дополнительного образования особенно актуально сегодня, так как закладывается базовые знания и возможность в будущем выбора профильного обучения по техническому, инженерному и технологическому направлениям; позволяет заполнить досуг детей полезной деятельностью и формирует в них качества самостоятельной и активной личности.
Цель общеобразовательной программы: создание условий для творческой самореализации личности ребенка в конструкторско-технологической деятельности и воспитание адаптированной личности к жизни в обществе.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитать организатора своей деятельности, способного самореализовываться, самосовершенствоваться и сотрудничать в коллективе сверстников.
Развивающие:
Развить у учащихся потребность в творческом самовыражении.
Развивать пространственное мышление и графическую грамоту.
Обучающие:
Формировать устойчивый познавательный интерес к занятиям начального технического моделирования.
Формировать устойчивый интерес к техническому моделированию.
Возраст учащихся: 9 - 11 лет.
Сроки реализации общеобразовательной программы: 1 год.
Формы и режим занятий:
Общеобразовательная программа предусматривает проведение занятий в групповой, парной и индивидуальной формах. Применение нетрадиционных форм проведения занятий (КВН, викторины, конкурсы, праздники, экскурсии и т.д.) позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий 40 минут.
Планируемые результаты общеобразовательной программы
Учащиеся узнают:
- базовые формы оригами;
- технологию сборки модели;
- объёмные геометрические фигуры;
- о техническом рисунке, чертеже, эскизе;
- графическую грамоту;
- основные части моделей воздушного, водного, сухопутного транспорта.
Учащиеся научатся:
-изготавливать сложные модели воздушного, водного, сухопутного транспорта;
-собирать модели по схемам, технологическим и инструкционным картам;
- увеличивать и уменьшать чертёж с помощью масштаба;
- пользоваться чертёжными инструментами;
- вычерчивать чертежи несложных моделей;
- применять полученные знания на практике.
Периодичность оценки результатов общеобразовательной программы
Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики.
Начальная диагностика – проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления ребёнка в объединение.
Цель – выявление стартовых и индивидуальных возможностей учащихся.
Промежуточная диагностика – проводится по завершению первого полугодия.
Цель – отслеживания динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребёнка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года.
Цель – подведение итогов освоения общеобразовательной программы.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
-высокий – программный материал усвоен учащимися полностью, ученик имеет высокие достижения;
-средний – усвоение общеобразовательной программы в полном объёме, при наличии несущественных ошибок;
-ниже среднего – усвоение общеобразовательной программы в неполном объёме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Конструирование моделей воздушного транспорта. | 8 | 1 | 7 |
3 | Конструирование моделей автомобильного транспорта. | 8 | 1 | 7 |
4 | Скульптура животных из бумаги. | 10 | 1 | 9 |
5 | Макетирование. | 6 | 1 | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание общеобразовательной программы.
Раздел I. Вводное занятие.
Инструктаж по охране труда. Знакомство с общеобразовательной программой, инструментами и материалами.
Раздел II. Конструирование моделей воздушного транспорта.
Понятие о клеевом способе соединения деталей, беседы об истории развития планеризма, о летательных аппаратах; дать понятие о конструкции и основных частях планера: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль; расположение рулей и способы регулировки полета; понятие щелевидного способа соединения деталей, его применение; способы и приемы работы с шаблонами; свойства картона; беседы о покорении Космоса; понятие объема, отличие объемных моделей от контурных; общее представление о воздушном транспорте, его видах: пассажирский, грузовой, спортивный; сведения о назначении вертолетов, основные части конструкции вертолета: корпус с хвостовой балкой, несущий винт, рулевой винт, шасси; беседы об истории развития воздухоплавания; перевод чертежей деталей на бумагу.
Раздел III. Конструирование моделей автомобильного транспорта.
Общее представление об автомобильном транспорте, его видах: пассажирский, грузовой, спортивный, специальный; сведения о назначении автомобилей, основные части конструкции автомобиля: кабина, кузов, колеса, капот, крыша, фары; беседы об истории развития автомобильного транспорта; перевод чертежей деталей на бумагу,
Раздел IV. Скульптура животных из бумаги
Первоначальное понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Чтение чертежей разверток несложных объемных деталей. Знание о животном мире, места их обитания. Совершенствование знаний о масштабе. Элементарные понятия о работе конструкторов, конструкторских бюро. Изготовление сборочного чертежа при изготовлении модели. Расширение знаний о рабочих инструментах (треугольник, циркуль). Изготовление простейших моделей скульптур зверей и птиц из бумаги по собственно начерченному чертежу. Увеличение и уменьшение чертежа детали с помощью масштаба. Игры, соревнования с моделями.
Раздел V. Макетирование.
Понятие о макете и его видах. Знание о конструкции макета и его частях. Выполнение чертежа макета многоэтажного здания. Выполнение всех внутренних и внешних деталей макета.
Раздел VI. Итоговое занятие.
Подведение итогов всего курса; выставка детских работ; награждение самых активных и результативных учащихся.
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий:
- на конкурсах учащиеся соревнуются с изготовленными моделями на скорость, дальность, точность;
- на КВН и викторинах проявляют смекалку, находчивость, знания и умения в области технического моделирования.
- на выставках подводятся итоги практической творческой деятельности учащихся.
- на праздниках учатся общению друг с другом и в коллективе.
Методы и приемы, применяемые на занятиях:
- Объяснительно-иллюстрированный метод обучения
Приёмы: беседа, объяснение, сообщение, показ действий.
- Репродуктивный метод обучения
Приёмы: опрос, игра.
- Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы
Приёмы: поиск, анализ, эксперимент, сравнение, обобщение, рассказ, составление плана работы.
- Стимулирования
Стимулы: поощрение, одобрение, награждение, конкурс.
Дидактическое обеспечение:
Наглядные пособия:
Методические разработки по темам
- Материалы по диагностике и аттестации
- Чертежи изготавливаемых моделей
- Технологические и инструкционные карты
- Схемы сборки
- Выставочные работы
Техническое оснащение: компьютер, принтер.
Список литературы
Литература и электронные ресурсы для педагогических работников:
1. З.Марина; «Техническое моделирование»; Санкт-Петербург, «Кристалл», 1997 г.
2. В.Заворотов; «От идеи до модели»; Москва, «Просвещение», 1982 г.
3.А.Кацаф; «Корабли»; Санкт-Петербург, «Балтийская книжная компания», 2007 г.
4.Г.Крылов; «Автомобили»; Санкт-Петербург, «Балтийская книжная компания», 2008г.
5.Г.Черненко; «Танки»; Санкт-Петербург, «Балтийская книжная компания», 2008 г.
6.Н.Сарафанова; «Подарки к праздникам»; Москва, «Мир книги», 2004 г.
7. С.Соколова; «Бумажные оригами»; Санкт-Петербург, Домино», 2008г.
8. Т.Сержантова; «100 праздничных моделей оригами»; Москва, «Айрис-пресс», 2006 г.
Литература и электронные ресурсы для учащихся:
- С.Афонькин; «Оригами и аппликация»; Санкт-Петербург, «Кристалл», 2001г.
- Г.Долженко; «100 поделок из бумаги»; Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
- М.Гусакова; «Подарки и игрушки своими руками»; Москва, ТЦ
«Сфера», 2000г
- И.Жукова; «Кошки из бумаги»; Москва, «ЭКСМО», 2010 г
- Е.Иванова; «Игры для мальчиков и девочек»; Москва, «Астрель», 2005г
- Д.Хвостова; «Забавы круглый год»; Москва, «ОЛМА - ПРЕСС», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...