Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (1 класс)

Попович Лариса Григорьевна

Программа расчитана для учащихся начальных классов. Подробное календарно-тематическое планирование с УУД разработано для первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_issledovatel._popovich_2.docx70.15 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 г. Тарко-Сале Пуровского района

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Я – исследователь»

для  обучающихся 1- х классов

1  час в неделю (всего 33 часа)

                         

                                                                                   

                                                     

Составила программу

учитель начальных классов:      

Попович Лариса Григорьевна                                      

                                                   

                                 

                             

                                                        2016 г.

                                              Пояснительная записка.

          Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Я – исследователь» для 1 класса    составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я – исследователь»,  разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной общеобразовательной программы начального общего образования ОУ, планируемых результатов начального общего образования,  примерной рабочей программы внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения.

В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной школы:

1 этап для возраста – от 6,5-7 лет до 7,5-8 лет – 1 класс

2 этап для возраста – от 7,5-8 лет до 8,5-9 лет – 2 класс

3 этап для возраста – от 8,5-9 лет до 9,5-10 лет – 3 класс

4 этап для возраста – от 9,5 -10 лет до 10,5-11лет – 4 класс

Обоснование для разработки.

        Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель всё чаще старается предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

        Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов основном учебном процессе существенно ограничены.

Цель.

Трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы.

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  • Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

                            Сроки реализации программы.

  • 1 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
  • 2 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 58 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 24 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
  • 3 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 60 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 26 часов самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
  • 4 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов. Из них – 34 часов под руководством учителя и 34 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

Принципы и подходы к формированию программы.

        Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом.

Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.

Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, не учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать  это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучить этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

 Подпрограмма «Тренинг». Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

Концептуальные положения.

Подпрограмма «Тренинг».

        В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащихся должны овладеть универсальными учебными действиями, личностными результатами и предметными действиями исследовательского поиска. К ним относятся умения:

  • видеть проблемы;
  •  ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четверти первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика».

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг». Эта часть программы меньше других по объёму, но она также важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Содержание разделов программы

1 класс (33 часа).

        Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются с начала учебного года. Дети к этому времени в основном готовы к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не  предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда, программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

        Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.

Подпрограмма «Тренинг».(12 часов)

Общий объём занятий – 12 часов.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (15 часов).

Общий объём занятий – 15 часов.

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

Общий объём часов – 6. Из них 2 часа отводится на мини-конференции по итогам экспресс-исследований, 4 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований.

2 класс(34 часа)

Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, втора в третьей (во второй и четвёртой четвертях делаются перерывы). Каждая из этих частей планируется как относительно автономная и цельная.

        Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я - исследователь», где  подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу.

        Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

        Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания( что встречается крайне редко).

Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)
        Общий объём занятий – 17 часов, так как количество часов в первой четверти – 8 недель, а в третьей – 9.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (7 часов).

Общий объём занятий – 30 часов. Из них – 11 часов отведено на индивидуальную и 19 на самостоятельную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

Общий объём часов – 6. Из них 2 часа отводится на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят, 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребёнок (микрогруппа) представляет собственную работу

3 класс (34 часа).

        В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки  работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».

        Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.

        Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.

Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)

Общий объём занятий – 20 часов. Из них  9 часов – аудиторные занятия, 8 часов – индивидуальная работа и 3 часа на самостоятельную работу.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (11 часов).

Общий объём занятий – 40 часов. Из них – 11 часов отведено на индивидуальную и 29 на самостоятельную работу.

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

Общий объём часов – 6. Из них 2 часа отводится на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят, 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребёнок (микрогруппа) представляет собственную работу.

4 класс (34 часа).

        В четвёртом  классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти.

        Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности, поэтому применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но уже не обязательно.

        Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на «защитах по номинациям».

 Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)

Общий объём занятий – 22 часа. Из них  9 часов – аудиторные занятия, 8 часов – индивидуальная работа и 5 часов на самостоятельную работу.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (7 часов).

Общий объём занятий – 40 часов. Из них – 7 часов отведено на индивидуальную и 33 на самостоятельную работу.

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

Общий объём часов – 6. Из них 2 часа отводится на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят, 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребёнок (микрогруппа) представляет собственную работу

Учебно-тематический план 1 класс

Класс

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Подпрограмма «Тренинг»

12 часов

4 часа

8 часов

Подпрограмма «Исследовательская практика»

15 часов

1 час

14 часов

Подпрограмма «Мониторинг»

6 часов

1 час

5 часов

Итого

33 часа

6 часов

27 часов

               

                           

                          Содержание занятий в первом классе

                   Подпрограмма  «Тренинг» (19ч.)

 Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов.

Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (8ч.)

 Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма  «Мониторинг» (6ч.)

   2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

по внеурочной деятельности «Я – исследователь».

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов  (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

 

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
  • организация на занятии
  • парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникатив-ные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  •  выдвигать гипотезы;
  •  давать определение понятиям;
  • классифицировать
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

  • действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
  • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
  • обозначится граница исследования;
  • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
  • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
  • поведется последовательно исследование;
  • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
  • проанализируются и обобщатся полученные материалы;
  • подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
  • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
  • простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
  • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
  • организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 
  •  продемонстрируются  результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;
  •   включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
  • создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
  • сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсии

Календарно-тематическое планирование.

Подпрограмма «Тренинг».(19 часов)

Подпрограмма «Исследовательская практика» (8 часов).

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

№п/п

(в теме)

Сро-ки

Тема.

Страницы учебника и тетради.

Решаемая проблема

Понятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Подпрограмма «Тренинг» – 19 часов.

1-2 (1-2)

Что такое исследование.

Стр. 2-4.

Как  выбрать тему исследования?

Исследование, научное открытие.

Находить значимые личностные качества исследователя.

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Формулировать собственное мнение и позицию.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

3-4 (3-4)

Наблюдение и наблюдатель-ность.

Как правильно  наблюдать?

Преимущест-ва и недостатки наблюдения.

Находить значимые личностные качества исследователя.

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Формулировать собственное мнение и позицию.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

5-6 (5-6)

Что такое эксперимент.

Как получить научную информацию?

Объект, эксперимент.

Способство-вать развитию наблюдатель-ности.

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Формулировать собственное мнение и позицию.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

7-8 (7-8)

Учимся вырабатывать гипотезы.

Стр.5-6.

Как выдвигать гипотезы?

Гипотезы.

Способство-вать развитию наблюдатель-ности.

Р Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе

во внутреннем плане.

П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы.

Развивать познаватель-ные навыки, умение самостоятель-но конструиро-вать свои знания, ориентиро-ваться в информацион-ном пространстве.

9-10 (9-10)

Знакомство с логикой.

Стр.7.

Как высказывать суждения?

Логика, суждения, умозаключе-ния.

Способство-вать развитию наблюдатель-ности.

Р Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе

во внутреннем плане.

П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы.

К Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

11-12 (11-12)

Как задавать вопросы.

Стр.8-9.

Какими бывают вопросы?

Виды вопросов.

Способство-вать развитию наблюдатель-ности.

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

13 (13)

Учимся выделять главное и второстепенное.

Как выявить логическую структуру текста?

Матрица по оценке идей.

Способство-вать развитию наблюдатель-ности.

Р Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе

во внутреннем плане.

П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы.

К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

14 (14)

Как делать схемы.

Как делать схемы?

Схема, чертёж, рисунок, график, формула.

Способство-вать развитию наблюдатель-ности.

Р Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе

во внутреннем плане.

П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К Формулировать собственное мнение и позицию.

Развивать критическое и творческое мышление.

15 (15)

Как работать с книгой.

Стр.10-13.

Как работать с книгой?

Справочник, энциклопедия, структура текста.

Способство-вать развитию наблюдатель-ности.

Р Планировать свое действие

 в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе

во внутреннем плане.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Развивать критическое и творческое мышление.

16 (16)

Что такое парадоксы.

Стр.14-17.

Как находить парадоксы?

Парадокс.

Эксперименты по изучению парадоксаль-ных явлений.

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

17-18 (17-18)

Мыслитель-ные эксперимен-ты и эксперимен-ты на моделях.

Стр.20-21.

Как проводить мыслитель-ный эксперимент?

Мыслитель-ный эксперимент, модель.

Эксперимент с моделями.

Р Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы.

К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

19 (19)

Как сделать сообщение о результатах исследования

Стр. 22-31.

Как составлять план своего доклада?  Как сделать сообщение?

Доклад, сообщение, проект.

Способство-вать нахождению сравнений и метафор.

Р Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе

 во внутреннем плане.

П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы.

К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Подпрограмма «Исследовательская практика» - 8 часов.

20 (1)

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.  

Как проводить самостоя-тельное исследова-ние?

Гипотеза, идея, исследование.

Правильно задавать вопросы.

Р Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации,

в том числе во внутреннем плане.

П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

21 (2)

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятель-ных исследований.  

Как составить план работы?

Суждения, классифика-ция, умозаключе-ния.

Проведение собственных изысканий, получив «Папку исследователя».

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

 в том числе не совпадающих

с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

22 (3)

Экспресс -  исследование.

Как проводить наблюдения

Суждения, классифика-ция, умозаключе-ния.

Экскурсия.

Р Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации,

в том числе во внутреннем плане.

П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

23 (4)

 Семинар по итогам экскурсии.

Какие бывают  вопросы?

Вопросы и их виды.

Развивать умения необходимые в исследователь-ском поиске.

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Задавать вопросы.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

24 (5)

Коллективная игра – исследование.

Как проверить правиль-ность утвержде-ний?

Вопросы и их виды.

Правильно задавать вопросы.

Р Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации,

в том числе во внутреннем плане.

П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

К Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе

 в ситуации столкновения интересов.

Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

25 (6)

Коллекциониро-вание.

Как проверить правиль-ность утвержде-ний?

Вопросы и их виды.

Правильно задавать вопросы.

Р Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации,

 в том числе во внутреннем плане.

П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

К        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов.

Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

26(7)

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

Какие коллекции собирают люди?

Энциклопедии, справочники.

Учить выбирать литературу.

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

К Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

27 (8)

Сообщения о своих коллекциях.

Как работать по созданию коллекции?

Виды коллекций.

Развивать речь, аналитическое мышление.

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формировать у детей мотивацию к обучению.

Подпрограмма «Мониторинг» - 6 часов.

28-29 (1-2)

Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.

Как оценивать сообщения?

Умозаключе-ния, выводы.

Развивать умение видеть проблему.

Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

в том числе во внутреннем плане.

П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

К Формулировать собственное мнение и позицию.

Развивать критическое и творческое мышление.

30-31

(3-4)

Мини – конференция по итогам собственных исследований.

Как отличить исследование от проекта?

Умозаключе-ния, выводы.

Развивать речь, аналитическое мышление.

Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

в том числе во внутреннем плане.

П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

К Формулировать собственное мнение и позицию.

Развивать критическое и творческое мышление.

32-33 (5-6)

Участие в защитах исследователь-ских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

Как работать на конферен-ции?

Проект, исследование.

Мотивировать свой выбор, отстаивать свою точку зрения.

Уметь анализировать и делать выводы.

Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

 в том числе во внутреннем плане.

П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

К Формулировать собственное мнение и позицию.

Развивать критическое и творческое мышление.

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  2. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2010.
  3. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2016.
  4. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2016 г.

Для  обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2016 г.
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Интернет  - ресурсы.

                                                                                            Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор.  - Москва: «Просвещение», 2010 г.
  3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. - М.: Директор школы № 6, 1995 г.
  4. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. -  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.
  5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. -  Волгоград: Учитель, 2008 г.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.
  7. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. -  М.: Академия, 2009 г.
  8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. -  М.: Директор школы, 1998 г., № 3
  9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.  -  М.: Сентябрь, 1998 г.

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 
  3. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ 
  4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 
  5. Григорьева Д.В., Степанова П.В. Внеурочная деятельность школьников. [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 
  6. Ликум А. - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ 
  7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....