«Выстраивание индивидуальной образовательной траектории как реализация принципа субъективности»
методическая разработка (2 класс)
Формы работы | Цель | Содержание | Использованная литература | ||
1. Игра «Угадай, о чем спросили» | Развитие коммуникативных интересов | Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: Я люблю спорт». Догадайтесь, какой вопрос. |
А.И.Савенков | ||
2.Игра «Найди загаданное слово» | Развитие умения исправлять логические ошибки, развивая коммуникативный интерес | Исправьте ошибки: Строганок- то, чем строгают Копатка- то, чем копают Колоток- то, чем колотят Ценля- то, чем цепляют Вертуция- то, что вертится Лизык- то, что лижет Мазелин- то, чем мажут Кусарики- то, что кусают |
| ||
3.Отгадывание и составление загадок | Развитие умений давать определения понятиям, развивая тем самым гуманитарный, коммуникативный интерес. |
Найди в загадке определяющую часть, определяемую. Например: Кафтан на мне зелёный, А сердце, как кумач, На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. Определяемая часть- арбуз, формулировка- само содержание загадки |
| ||
4.Упражнение «раздели на группы | Развитие умения классифицировать | Объедини в группы категориально, функционально, пространственно, аналитически следующие слова: яблоко, банан, апельсин, клён, дуб, сосна, слон, мышь, собака, самолёт, яхта, автомобиль |
|
5.Методика «Рассеянный автор» | Развивать умение структурировать текст | Восстанови текст, задав уточняющие вопросы для восстановления логической цепочки | П.М. Баев |
6.Приём «типизация» | Развивать творческое воображение | а) Вырезать снежинки и сравнить, какая из них наиболее похожа на настоящую, т.е. более типичная б) на рисунках представлены схемы, изображающие человеческие эмоции. Нарисуйте , какие выражения наиболее типичны |
|
7.Коллективное занятие «жилой дом» | Развивать коммуникативный интерес | Распределение ролей: архитектор, монтажник, строитель, дизайнер. Создание коллективного продукта |
|
8. Задай вопрос | Развивать умение задавать вопросы | Уровни креативной постановки вопросов: вопрос, ориентированный на будущее (Куда дальше?) Оценочный вопрос( Что правильно, а что нет?) Воображаемый вопрос (Что было бы, если бы?) Субъективный вопрос (Что я чувствую, что я знаю?) Описательный вопрос (Кто, как, что, где, когда?) |
|
| |||||||||
Радость Печаль Удивление Равнодушие
Удовольствие Разочарование Гнев Страх
Карта интересов для младших школьников
(степень выраженности интересов, максимальный балл-10)
№ п\п | Склонности ребенка
Фамилия, имя класса | Математика и техника | Гуманитарная сфера | Художественная деятельность | Физкультура и спорт | Коммуникатив-ные интересы | Природа и естествознание | Домашние обязанности, труд по самообслужи-ванию | Результат | |||||||||
1 |
Галязимова Регина
|
2б
| Реб. | 7 | 6 | 5 |
| 10 | 7 | 4 | 3.6 | 5 | 5 | 8 | 7 | 10 | 8,2 | Худож. |
Род. | 6 | 4 | 7 | 5 | 7 | 8 | 10 | Дом. Обяз. | ||||||||||
Уч. | 5 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 5 |
| ||||||||||
2
|
Говорова Анастасия |
2б | Реб. | 3 | 3,3 | 6 | 5,2 | 10 | 10 | 8 | 7 | 10 | 8,3 | 5 | 4,2 | 5 | 4 | Худож. |
Род. | 5 | 6 | 10 | 8 | 10 | 5 | 5 | Физк. | ||||||||||
Уч. | 2 | 4 | 10 | 5 | 5 | 3 | 2 |
| ||||||||||
3
|
Камальдинова Арина |
2б
| Реб. | 9 | 8.6 | 6 | 5 | 10 | 10 | 5 | 4,6 | 10 | 7,6 | 10 | 8,6 | 5 | 4,3 | Матем. |
Род. | 9 | 5 | 10 | 5 | 8 | 8 | 5 | Худож. | ||||||||||
Уч. | 8 | 4 | 10 | 4 | 5 | 8 | 3 |
| ||||||||||
4 |
Кашкаров Даниил |
2б | Реб. | 9 | 8,3 | 6 | 6 | 2 | 1,6 | 10 | 10 | 10 | 9 | 5 | 4 | 5 | 2,6 | физкульт |
Род. | 9 | 6 | 3 | 10 | 10 | 5 | 3 | Коммун. | ||||||||||
Уч. | 7 | 6 | 0 | 10 | 7 | 2 | 0 |
| ||||||||||
5 |
Кондрахин Кирилл |
2б
| Реб. | 8 | 8 | 5 | 4,3 | 7 | 6 | 10 | 10 | 7 | 5,6 | 10 | 7,! | 0 | 0,6 | физкульт |
Род. | 8 | 5 | 6 | 10 | 7 | 7 | 2 | Матем. | ||||||||||
Уч. | 8 | 3 | 5 | 10 | 3 | 5 | 0 |
| ||||||||||
6 |
Костылева Елизавета |
2б | Реб. | 5 | 3,6 | 8 | 6,6 | 10 | 8,3 | 8 | 7,3 | 10 | 8,3 | 8 | 7,3 | 7 | 5 | Худож. |
Род. | 5 | 7 | 10 | 8 | 8 | 7 | 5 | физкульт | ||||||||||
Уч. | 3 | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 | 3 |
| ||||||||||
7 |
Кузлякин Демид |
2б
| Реб. | 5 | 4,3 | 0 | 0 | 2 | 2,5 | 10 | 10 | 5 | 3,3 | 3 | 3,3 | 0 | 2,3 | физкульт |
Род. | 5 | 0 | 3 | 10 | 3 | 5 | 4 |
| ||||||||||
Уч. | 3 | 0 | 0 | 10 | 2 | 2 | 3 |
| ||||||||||
8 |
Лобосок Дарья |
2б | Реб. | 9 | 9,3 | 10 | 10 | 10 | 8,3 | 8 | 7,3 | 10 | 8,3 | 10 | 8,3 | 8 | 9,3 | гуман |
Род. | 10 | 10 | 8 | 8 | 8 | 8 | 10 | матем | ||||||||||
Уч. | 9 | 10 | 7 | 7 | 8 | 8 | 10 |
|
№ п\п | Склонности ребенка
Фамилия, имя класса | Математика и техника | Гуманитарная сфера | Художественная деятельность | Физкультура и спорт | Коммуникатив-ные интересы | Природа и естествознание | Домашние обязанности, труд по самообслужи-ванию | Результат | |||||||||
9 |
Логинова Екатерина |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
10 |
Метельская Мария |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
11 |
Михальская Виктория |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
12 |
Мойсейчик Мария |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
13 |
Музыка Анастасия |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
14 |
Ожегов Леонид |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
15 |
Осокин Тагир |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
16 |
Песцов Александр |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п\п | Склонности ребенка
Фамилия, имя класса | Математика и техника | Гуманитарная сфера | Художественная деятельность | Физкультура и спорт | Коммуникатив-ные интересы | Природа и естествознание | Домашние обязанности, труд по самообслужи-ванию | Результат | |||||||||
17 |
Рочев Арсении |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
18 |
Рябинина Есения |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
19 |
Сайфуллин Амир |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
20 |
Смирнова Кира |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
21 |
Суркова Вероника |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
22 |
Сухорученко Егор |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
23 |
Туташев Тимур |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
24 |
Федькушев Егор |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п\п | Склонности ребенка
Фамилия, имя класса | Математика и техника | Гуманитарная сфера | Художественная деятельность | Физкультура и спорт | Коммуникатив-ные интересы | Природа и естествознание | Домашние обязанности, труд по самообслужи-ванию | Результат | |||||||||
25 |
Хлызов Андрей |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
26 |
Чемагина Ника |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
27 |
Шашкин Михаил |
2б
| Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
28 |
Шевелев Павел |
2б | Реб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Род. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Уч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Яблоко банан апельсин клён
Дуб сосна слон мышь
Собака самолёт яхта
автомобиль
Многие из них улетели в тёплые края. Когда дует ветер, они отрываются от веток и летят высоко над землёй. Птицы уже не поют. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Всё чаще идут дожди, стало холодно.
Наступила осень. Всё чаще идут дожди, стало холодно. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Когда дует ветер, они отрываются от веток и летят над землёй. Птицы уже не поют. Многие из них улетели в теплые края.
Вологдина Н.Г.
Выстраивание индивидуальной образовательной траектории как средство реализации принципа субъектности
О том, что традиционная для российских школ классно-урочная форма организации школьной жизни не расположена к проведению разного рода исследований. Тезис о том, исследовательское поведение выступает залогом того, что процесс развития изначально развивается как процесс саморазвития. Особую значимость в образовательной практике имеет вопрос о взаимозависимости исследовательского поведения и развития мышления.
Нельзя не признавать, что с точки зрения современной психологии отождествление понятия «интеллект» и «ум» неточно. Интеллект-это преимущественно то, что может отслеживаться с помощью тестологических методик. Они ориентированы на то, чтобы оценить только одну сторону умственных способностей, и притом не самую существенную- уровень конвергентного мышления. (Приложение №2)
Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идёт в разных направлениях.
Вот поэтому не нужно путать интеллект и мышление. Мышление- это результат действия интеллекта. Человек решает задачу, следовательно- мыслит, обдумывает.
Вот здесь очень важно знать индивидуальные личностные особенности детей. Это помогает узнать методика Александра Ильича Савенкова « Карта интересов младшего школьника» ( Приложение №3). Эта методика разработана для младших школьников , старшеклассников.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоёмкая работа. Обследование можно провести коллективно ( в группе по 8-10 человек), чтобы дети сидели по одному. Аналогично опрос проводится и родителей. Я заготовила инструкции и листы вопросов.
Данная методика, кроме диагностической функции поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейшего наблюдения за ребёнком. С их помощью легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным.
Теперь главный вопрос, для чего это исследование и как это использовать в педагогической деятельности. Я хочу поделиться, какие формы и методы использую на уроках, во внеурочной деятельности, в работе с родителями.
Анализируя таблицу результатов, вижу степень развитости интересов у каждого ученика. У кого-то склонность к математике, у другого к гуманитарным наукам и т.д. Но есть параметры вообще нулевые. Но так как мы должны развивать гармонично развитую личность, то коррекционную работу нужно строить по двум направлениям: с теми, у кого интерес в каком-то направлении повышен и с теми, у кого интерес снижен.
Тех, у кого повышенный интерес математическим и гуманитарным наукам естествознанию, объединяем в группы по интересам и рекомендуем учителям, занимающимся в этом направлении. Благо, что у нас это работа налажена. Они занимаются во внеурочное время в смешанных группах . Но у тех, где эти параметры западают ,я планирую работу по трем направлениям:
Направление -основное на уроках. Например, вот какие формы работы, упражнения, формирующие умение задавать вопросы, предполагающие исправление чьих-то ошибок :логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарь, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Найди загаданное слово:
Строганок- то, чем строгают, копатка –то, чем копают, колоток- то, чем колотят, цепля- то,чем цепляют, вертуция- то, что вертится, лизык- то, что лежет, мазелин- то, чем мажут, кусарики- то, что кусают.
Уровни креативный постановки вопросов: Куда дальше?- вопросы, ориентированные на будущее. Что правильно , а что нет?- оценочный вопрос. Что было бы, если бы?- воображаемый вопрос. Что я чувствую ,что я знаю?- субъективный вопрос. Кто, как, что, где, когда- описательный. (Приложение №4)
Вот описательные вопросы чаще всего используются на уроках развития речи. А вот другие вопросы наоборот, вызывают большой интерес.
2). Упражнения , формирующие умение давать определения понятиям, особенно в гуманитарном направлении.
Важным средством развития умения давать определения у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё -же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки - это её определяемая часть, а формулировка- это вторая половина определения, его определяющая часть.
Например: Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (арбуз)
Хорошим пропедевтическим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, гибкость мышления, а главное, интерес, можно сочинять загадки.
3). В формировании у учащихся устойчивого интереса к сложным комплексным проблемам, дающим старт исследовательской практике, могут играть специальные игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах. Игра «жилой дом» учит не только умениям работать вместе с другими, т.е. развивать коммуникативный интерес, но и активизирует внимание детей к проблемам современного жилища, пробуждает интерес к выработке собственных идей в этой области . На уроке технологии делаем игровую площадку двора( роли архитектора, рабочего, монтажника, машиниста и т. д. выбирают сами дети). Дети , имеющие к этому интерес, выполняют здесь главную роль.
Одним из самых сложных приёмов творческого воображения художественной деятельности считается типизация. Этот приём практически не используется в технике, но в художественном творчестве он является основным. Например, сложив в несколько раз листок цветной бумаги, мы можем вырезать несколько разных снежинок. Затем , сравнив их, можно определить, какая из них больше других похожа на настоящую, т.е. более типична. (Приложение №5)
4). Или- на рисунке представлены схемы, изображающие человеческие эмоции. (Приложение №6).
Надо назвать, какие чувства выражает каждое из схематичных лиц, и сказать, какие выражения наиболее типичны для людей весёлых, злых и т.д.
Задания для развития умений классифицировать ( категориальное объединение, функциональное, пространственное, аналитическое). Объедини в группы слова: яблоко, банан, апельсин, клён, дуб, сосна, слон, мышь, собака, самолёт, яхта, автомобиль. Категориальное объединение не вызывает затруднение, а с другими видами проблема.
Функциональное: 1).яблоко, банан, апельсин, самолёт, яхта, автомобиль- предметы потребления. 2). Клён, слон, дуб, мышь, собака, сосна-живые существа, поддерживающие равновесие в природе.
Пространственное: 1) яблоко, клён, слон, дуб, мышь, банан, сосна- живут в дикой природе. 2) самолёт, яхта, собака, автомобиль- имеют специальное помещение.
Аналитическое : яблоко, клён, банан, апельсин. Дуб, самолёт, яхта, сосна, автомобиль- могут быть жёлто-зелёные. 2) слон, мышь, собака- имеют 4 ноги. 3) яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, автомобиль- могут иметь округлые формы.
Над параметрами «домашние обязанности, труд по самообслуживанию» работа ведётся на родительском собрании в виде мастер- классов по трудовому воспитанию в домашних условиях. Выкладывают в группу фото, видеоролики с результатами этой работы. Это стимулирует и остальных к этой деятельности.
Таким образом, для ребёнка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно учёному(проводить собственное исследование, ставя эксперименты, делая на их основе выводы, умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом» виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1234567.pptx | 335.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе.
Индивидуальная траектория учения (ИТУ) это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе....
Тьютерское сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях школы полного дня
В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютер. Именно в школе полного дня педагоги выполняют тьютерское сопровождение обучающихся....
Развитие индивидуальных образовательных траекторий учащихся средствами ИКТ Сетевые конкурсы
Новые ФГОС для начальной школы, опираясь на системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, ставят во главу угла не знания, а умение учащихся находить информацию и использовать её для реш...
Индивидуальная образовательная траектория.
Индивидуальная образовательная троектория (ИОТ) учащегося. Статья....
Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ
В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...
Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.
В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговор...