Проект "Этнокультурные мероприятия как инструмент воспитания толерантности"
проект

Валеева Зенфира Юнусовна

Проблема толерантности сегодня крайне актуальна. Актуальность  определяется обращенностью современного общества к культуре, человеку гуманному, его духовному миру, что стало характерной чертой цивилизации начала XXI века, где особое значение приобретает реализация культуросозидательной функции народной культуры. Президент РФ В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультурные мероприятия как  инструмент воспитания толерантности.

Введение.

Проблема толерантности сегодня крайне актуальна. Актуальность  определяется обращенностью современного общества к культуре, человеку гуманному, его духовному миру, что стало характерной чертой цивилизации начала XXI века, где особое значение приобретает реализация культуросозидательной функции народной культуры. Президент РФ В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, городе, обществе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

В настоящее время наблюдается интолерантное поведение у молодёжи. У них присутствуют интолерантные установки: они проявляют недоверие и неприязнь по отношению к представителям иных национальностей, испытывают дискомфорт при общении с представителями других национальностей и некоторые подростки готовы вступить в конфликт на национальной почве. Основными проблемами толерантности в молодежной среде являются нетерпимость, нетактичность, противостояние к этнокультурным, социальным, мировоззренческим и другим различиям. В национальном сознании подростков, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать из России.

Формирование культуры межнационального общения, толерантного сознания подрастающего поколения, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Воспитание толерантности - одна из актуальных проблем и в нашем городе Нижневартовске, где проживают люди более ста национальностей. В многонациональном городе предстоит  проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальной культуры, формирование российского самопознания, обеспечение самоидентичности, повышение ценности культур  разных национальностей.

Бесконфликтный, продуктивный и в то же время безущербный характер длительного межкультурного взаимодействия разных этносов на территории города Нижневартовска – одна из важных этнокультурных особенностей нашего региона. Эта особенность весьма существенна. И сегодня она требует особенного внимательного и бережного отношения ввиду  нарастания напряженности межнациональных контактов во многих регионах  России. Сегодня нужен именно чуткий и ответственный гражданин со сформированными навыками толерантности, открытый восприятию других культур, способный ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Процесс формирования навыков толерантности требует времени и серьезного подхода к проблеме, использования разнообразных форм и методов, затрагивающих все сферы деятельности молодёжи. В этой связи на образовательные организации  возлагается особая ответственность за сохранение жизни и здоровья нации, за выработку у них позитивного отношения к миру, воспитания культуры межнационального общения.

В этом плане немаловажное значение имеет разработка новых технологий формирования культуры межнационального общения, толерантного сознания подрастающего поколения и создание  условий для профилактики экстремизма, социальной адаптации молодёжи.

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является  и школа. Рассказывая о жизни, культуре и традициях разных народов, они воспитывают толерантность и способствуют гармонизации межнациональных отношений, предотвращению этноконфессиональных конфликтов, проявлений национализма и ксенофобии, особенно − у подрастающего поколения.

Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства. Поэтому необходимо создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Активно участвуя в массовых оздоровительных, культурных мероприятиях и праздниках, молодой человек реально подготовится к участию в жизни гражданского общества.

Основными направлениями деятельности кружка по внеурочной деятельности «Наследие»  являются укрепление стабильных межнациональных отношений на Югорской земле, преодоление репрессивной толерантности в молодёжной среде и формирование у подрастающего поколения гражданско -  патриотического отношения к своей малой родине, уважении к ее истории, культуре, традициям. Для воспитания поколения, способного к социально значимому творчеству, социально полезной активности, владеющего системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной и политической почве,  повышения его самосознания и самооценки, здорового психически, нравственно разработан проект «Этнокультурные мероприятия как  инструмент воспитания толерантности». Он направлен  на создание условий для формирования толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма путем проведения этнокультурных мероприятий.

Важную роль в формировании у молодёжи навыков конструктивного общения, навыков саморегуляции, умения сказать «нет» в ситуации нравственного выбора играет позитивный опыт старшего поколения.

Этнокультурные мероприятия, в которых примут участие и молодое  и старшее поколение, родители  и дети послужат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов: школы  и семьи, объединивших свои усилия в процессе, направленного на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Информационная карта

Общее описание проекта

Наименование

Этнокультурные мероприятия как  инструмент воспитания толерантности.

Обоснование социальной значимости и актуальности

Проблема толерантности сегодня крайне актуальна. Актуальность  определяется обращенностью современного общества к культуре, человеку гуманному, его духовному миру, что стало характерной чертой цивилизации начала XXI века, где особое значение приобретает реализация культуросозидательной, воспитывающей функции народной культуры. Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, городе, обществе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

На сегодняшний день особую значимость приобретает формирование толерантности, поликультурного сознания и противодействие экстремизму. Президент РФ В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций, формирование культуры межнационального общения».

Формирование культуры межнационального общения, толерантного сознания подрастающего поколения, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа. И поэтому мы считаем, что воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства.

Для этого необходимо создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это поможет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни гражданского общества.

Формирование толерантности и поликультурного сознания является первостепенной задачей при проведении работы с детьми. Молодежь представляет собой особую социальную группу. В условиях происходящих общественных трансформаций она чаще всего оказывается наиболее уязвимой,  с экономической и социальной точек зрения. Нередко молодежь воспринимает представителей других национальностей как угрозу материальному благополучию, как нечто такое, что ограничивает возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и т.д. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям – применению насилия в отношении мигрантов и иностранных граждан.

Именно для преодоления репрессивной толерантности в молодёжной среде и воспитания гражданина, способного к социально значимому творчеству, социально полезной активности, владеющего системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной и политической почве, разработан проект «Этнокультурные мероприятия как  инструмент воспитания толерантности».  Он направлен на создание условий для формирования толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма путем проведения этнокультурных мероприятий.

Толчком к появлению такого проекта стала мысль о необходимости бережно хранить мудрые гуманистические истины народной культуры, помогающих в воспитании толерантной, ответственной, успешной личности.

Цели

  1. Создание условий для формирования толерантной, ответственной, успешной личности на основе ценностей этнокультурных традиций.

Задачи

  1. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряжённости, конфликтов на национальной почве в детской среде.
  2. Содействовать укреплению и культивированию атмосферы межэтнического, межконфессионального согласия,  и формированию системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций.
  3. Развивать традиционные и новые формы культурной активности участников с учетом этнокультурной специфики  региона.
  4. Освоить новые сферы и виды сотрудничества  и взаимной поддержки  с культурными  организациями города и округа

Целевая аудитория

Проект нацелен практически на все возрастные категории Особое внимание  будет уделено детям,  молодежи, ветеранам, родителям обучающихся.

Содержание проекта

Краткое описание проекта

Основные направления достижения поставленной цели и решения задач:

  • актуализация национальных обычаев духовно-нравственного, гуманно-демократического,  оздоровительного и культурно - эстетического характера в народно- бытовых традициях, праздниках, обрядах, семейных реликвиях, народном календаре;
  • гармоническое взаимодействие семейного и школьного воспитания подрастающего поколения, основанное на взаимном уважении и поддержке, активного вовлечения обучающихся в массовые мероприятия;
  • ознакомление с  культурой, историей родного народа как источником духовности и мудрости, непрерывной преемственности  поколений, возрождения национального сознания;
  • воспитание толерантной личности путём создания атмосферы межэтнического, межконфессионального согласия,  и формированию системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций.

        Таким образом, концепция предполагает осуществлять работу по возрождению национальной культуры в условиях региона по трем направлениям:

  1. Возрождение, сохранение и развитие национальных обычаев, традиций.
  2. Создание условий для формирования толерантной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма путем проведения этнокультурных мероприятий.
  3. Привлечение участников  к здоровому образу жизни через проведение массовых оздоровительных мероприятий и праздников.

Используемые формы работы с целевой аудиторией

  1. Литературно – музыкальные композиции
  2. Фестивали
  3. Конкурсы
  4. Праздники
  5. Семейные вечера отдыха
  6. Вечера поэзии
  7. Круглые столы
  8. Встречи с интересными людьми. Живое общение с деятелями культуры, искусства, литературы и науки, с целью приближения их к населению на местах
  9. Выезды на турбазу
  10. Выставки

Территориальный охват

Город Нижневартовск,  Мегион,  посёлок Излучинск

Результаты проекта

Планируемые результаты проекта (для разработанных проектов, реализация которых планируется в текущем году)

Реализация  программы «Этнокультурные мероприятия как  инструмент воспитания толерантности»

  1. Создаст реальные предпосылки для воспитания у подрастающего поколения позитивных  ценностей и установок на уважение, понимание и принятие многообразия культур Югорской земли
  2. Создаст условия для свободного и творческого общения с представителями разных культур, носителями которых являются жители города Нижневартовска
  3. Обеспечит возрождение национальных традиций в целом, повысит самосознание и самооценку участников, здорового психически, нравственно, способного к социально значимому творчеству, социально полезной активности, владеющего системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной и политической почве

Инновационные моменты в деятельности общественной организации

  1. Работа на заданную тему совместно с культурными и образовательными учреждениями города. Это объединяет учреждения  общими интересами, рождает созидательный дух.
  2. Освоение новых сфер и видов сотрудничества  и взаимной поддержки  с другими образовательными организациями города и округа
  3. Выявление активного потенциала среди участников, с последующим использованием данного потенциала в реализации данных и других проектов.

Количественные показатели

Возможно не только разовое участие, но и постоянное участие в реализации проекта для тех, кто заинтересовался   направлениями работы по возрождению традиций родного этноса.

Планируется расширение сети социальных партнеров: выход с проектом на Нижневартовский район.

Качественные показатели

  1. Укрепление и культивирование атмосферы межэтнического, межконфессионального согласия,  и формирование системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций.
  2. Формирование толерантного поведения, противодействие экстремизму и снижение социально-психологической напряжённости, конфликтов.
  3. Выявление  активного потенциала  среди населения, с последующим использованием их в реализации данных и других проектов
  4. Укрепление здоровья и развитие личностного и физического потенциала участников проекта.
  5. Освоение участниками технологий активной культурной организации семейного досуга.

Перспектива развития проекта

Реализация проекта открыта к вариативным изменениям, учитывающим особенности региона, этнического и социального состава целевой группы.

Проект может быть рекомендован к внедрению в существующем виде в образовательных учреждениях общего, дополнительного и специального образования, учреждениях культуры города Нижневартовска, также возможно использование в других муниципальных образованиях автономного округа

Соисполнители программы (если имеются)

  1. Центр национальных культур
  2. Городская библиотека № 5
  3. МБОУ «СШ № 11», МБОУ «СШ № 18»
  4. Центр «Патриот»
  5. Национальные общественные организации

3. Обоснованность проекта

3.1. План реализации проекта  

Наименование  мероприятия

Сроки

1

Спартакиада «В здоровом теле – здоровый дух»

 январь

2

Народные игры

февраль

3

Конкурс творческих работ

февраль

4

Акция  «Посылка солдату»

февраль

5

Лыжня для всех (выезд на турбазу)

март

6

Молодёжная программа «Навруз». Акция «Милосердие»

март  

7

Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству Габдуллы Тукая

апрель

8

Возложение цветов к памятнику Мусы  Джалиля

 май

9

Акция «Ветеран живёт рядом»

май

10

Фестиваль  творчества «Созвездие талантов»

май

11

Городской праздник «Дружба народов»

июнь

12

Диспут «Мы в ответе за будущее страны

август  

13

Спортивный праздник «Народные Забавы»  (Народные игры, хороводы)

сентябрь

14

 Литературно – музыкальная композиция «Связь поколений». Акция «Милосердие»

сентябрь

15

Участие в городском фестивале «Россия – наш общий дом»

Октябрь - ноябрь

16

Круглый стол «Каноны миролюбия в традициях мусульманских народов».

октябрь  

17

«День татарской культуры»

ноябрь

18

«Новогодний карнавал»

декабрь


 5. Результативность и социальная эффективность проекта.

5.1. Целевая аудитория проекта: возраст, социальная категория, предполагаемый охват.

Проект нацелен практически на все возрастные категории населения города Нижневартовска:

  • Воспитанники детских садов, обучащиеся школ, студенты, работающая молодёжь;
  • Люди пенсионного возраста, пожилые люди (ветераны тыла и труда);
  • Жители города, активисты, волонтёры.

Особое внимание  будет уделено молодежи, пожилым людям. Предполагаемый охват – 200 человек в качестве участников, около 1000 зрителей.

5.2.  Количественные показатели.

  1. В результате реализации мероприятий проекта увеличится  активность целевых групп населения на 10 %.
  2. Численность детей и молодёжи, привлекаемых к проекту увеличится на 5 %.
  3. Около 1000 человек будут привлечены к работе по  развитию межнационального сотрудничества, сохранению и защите самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации и пропаганде  здорового образа жизни. Кроме того возможно не только разовое, но и постоянное участие в реализации проекта  тех, кто заинтересовался   направлениями работы  по пропаганде народных традиций.
  4. Расширится сеть социальных партнеров через участие в мероприятиях в качестве зрителей и организаторов.

5.3. Качественные показатели.

  1. Повышение качества проведённых мероприятий.
  2. Развитие традиционных и новых форм культурной активности участников по возрождению исторических, культурных и духовных традиций народов Российской Федерации с учетом этнокультурной специфики  региона.
  3. Улучшение морально-психологического состояния граждан.
  4. Освоение новых сфер  и видов сотрудничества  и взаимной поддержки  с образовательными и культурными учреждениями города, общественными организациями города и района.
  5. Освоение участниками технологий активной культурной организации досуга.
  6. Укрепление здоровья и развитие личностного и физического потенциала участников проекта.
  7. Выявление  активного потенциала  среди участников, с последующим использованием их в реализации данного и других проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания младших школьников

статья содержит метды и приёмы работы с детьми в начальных классах по воспитанию детей в этнокультурных традициях....

Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"

В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...

Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:эт...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

ПРОЕКТ   ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ   УСТАНОВОК  И  ПРОФИЛАКТИКИ  ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ   ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...