Классный час "Природа не прощает ошибок"
классный час (4 класс)

Шлейникова Екатерина Алексеевна

Методическая разработка предназначена для организации и проведения классного часа, направленного на популяризацию экологической культуры среди детей младшего школьного возраста. Классный час на тему «Природа не прощает ошибок» посвящается экологическим проблемам планеты. Он нацелен на формирование у обучающихся представлений о глобальных экологических проблемах, в том числе и проблемах своего родного края, а также на создание способов их устранения с учётом возрастной категории в форме разработки экологического комикса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_priroda_ne_proshchaet_oshibok.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе на тему: «Природа не прощает ошибок».

Цель: популяризация экологических знаний среди младших школьников.

Задачи:

- воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе;

- формировать негативное отношение к безответственному отношению к планете;

- расширить представления детей о глобальных экологических проблемах;

- расширить представления детей об экологических проблемах своего родного края;

- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях.

Оборудование: тематические картинки, электронная доска, листочки, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, линейка.

План мероприятия:

I.  Вводная часть.

II. Сообщение темы занятия.

III. Проблемная ситуация.

IV. Кейс-метод «Законы экологии».

V. Виртуальное исследование местности на обнаружение экологических проблем.

VI. Физкультминутка.

VII. Создание экологического супергероя.

VIII. Создание комикса.

IX. Итог урока. Рефлексия.

I.  Вводная часть

Учитель: Здравствуйте, ребята. Один французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал «Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Ответы учащихся: необходимо бережно относиться к окружающей нас природе, планета Земля кормит нас, поит, согревает, даёт дышать, защищает. Наша планета-это наш дом. Дома должен быть всегда порядок, так и планету нужно всегда содержать в чистоте.

II. Сообщение темы занятия

Учитель: Я с вами полностью согласна и предлагаю посмотреть экологический мультфильм (https://www.youtube.com/watch?v=_Gms0Zo6EtU&feature=emb_logo )

Обсуждение мультфильма: Какие чувства и эмоции вызвал у вас просмотр данного видеоролика? (Страх за будущее нашей планеты).

Учитель: Ребята, почему этот видеоролик вызвал у вас страх?

- Как вы думаете, в чём заключается главный смысл этого мультфильма? (Люди ради большего благополучия уничтожают землю, вместе с тем уничтожая самих себя)

Учитель: Ребята, попробуйте определить, о чем сегодня пойдёт разговор.

Учащиеся: Мы думаем, что сегодня на классном часе наш разговор будет посвящён жизни нашей большой планете Земля, а также мы познакомимся с глобальными экологическими проблемами.

Учитель: Определите цель урока. (Узнать какие существуют  глобальные экологические  проблемы и как помочь природе избавиться от них).

Учитель: Тема нашего классного часа: «Природа не прощает ошибок».

- Ребята, к сожалению, наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы с каждым днём ухудшается, угрожая существованию человечества. Страшно представить, как придётся жить будущим поколениям. Нужна экстренная помощь! Единственное спасение – услышать голос природы, перестать потребительски относиться к планете, безжалостно грабя её богатства. Один выход – в экологической культуре.

Учитель: Ребята, знаете ли вы, какая наука изучает законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме? (Экология).

Учитель: Слово экология происходит от двух греческих слов «эйкос» - дом и «логос» - наука, что буквально означат «наука, которая изучает наш дом». А жить нужно так, чтобы не навредить никому, чтобы киты не выбрасывались на берег по причине загрязнения моря, чтобы в морях и океанах не образовывались «острова мусора», чтобы не исчезали множества видов животных и растений и многое другое.

III. Проблемная ситуация

В 1958 - 1962 годах в Китае по приказу Мао Дзэдуна, подсчитав убытки которые наносят вредители (воробьи), съедая зернышки риса на полях, решили истребить воробьев. За эти годы было уничтожено около 1 миллиарда 960 миллионов этих птиц. Сначала урожаи увеличились, но спустя несколько лет очень много стало вредителей-насекомых и урожаи стал очень маленьким и начался голод от которого умерло около 30-ти миллионов жителей Китая. Власти поняли в чем дело и какую ошибку они совершили. Пришлось закупать воробьев в других странах в том числе в СССР и Канаде. Таким варварским способом было доказано, что от птиц воробьев больше намного пользы, чем наносимый ими вред [4].

Учитель: Ребята вы послушали историю, которая произошла в Китае. Какой экологический урок люди вынесли из данной ситуации?

Учащиеся: Люди пытаются сделать природу лучше, но это всё приводит к обратному результату.

Учитель: Верно, в природе всё взаимосвязано, она сама регулирует количество всех живых организмов. И таких взаимосвязей на нашей планете очень много, люди не вправе изменять законы, которые создала Земля, мы должны лишь подчиняться им.

IV. Кейс-метод «Законы экологии»

-Я вам предлагаю поработать в интересной форме, которая называется кейс-метод. Я раздам вам познавательную статью, в которой вы будете должны найти экологические законы, работа будет усложнена тем, что в названии этих законов пропали слова, ваша задача догадаться, какие слова пропущены. (Приложение 2).

- Ребята, сколько насчитали законов и как они называются? (ответы учащихся).

- Как вы думаете, зачем мы выполнили эту работу?

- Сможете ли вы ответить на вопрос, в чём заключается экологическая культура? (Экологическая культура заключается в том, что знать и выполнять эти законы).

V. Виртуальное исследование местности на обнаружение экологических проблем

Учитель: Ребята, на нашей планете Земля огромное количество глобальных экологических проблем, и нам будет трудно их исправить в таком большом масштабе. Но все-таки можно начать с малого. Как вы думаете с чего?

Учащиеся: Можно начать изучать экологические проблемы  на территории нашего места жительства (города, посёлка, села).

- Какие из уже известных вам экологических проблем нашего посёлка вы могли бы назвать?

Учащиеся:

1. Вырубка леса

2. Мусор в лесу

3. Пожары

4. Загрязнение водоёмов

VI. Физкультминутка.

Учитель: А теперь проведём физкультминутку. Законы об охране природы должны соблюдать и взрослые и дети. И очень важно знать, что можно делать, а чего нет. Поиграем в игру «Нельзя-можно». Если нельзя- топаете, а если можно-поднимаете руки и хлопаете.

- Издали наблюдать за птичьими гнёздами … (можно). Трогать и подходить к ним… (нельзя).

- Разрушать муравейники… (нельзя). Наблюдать за ними… (можно).

- Строить кормушки для животных…(можно). Делать рогатки и ловушки…(нельзя).

- Рвать лесные, полевые цветы охапками… (нельзя), любоваться ими, фотографировать их…(можно).

-Ребята, отдохнули? Можем продолжать работу?

VII. Создание экологического супергероя

Учитель: Ребята, я предлагаю вам побывать в роли экологических супергероев [3]. 

Часть 1. Для начала я предлагаю выбрать суперспособности, которыми будет обладать наш супергерой. Возможно, у нашего персонажа будут силы из другого мира. Например, он сможет перемещаться между мирами и совершать фантастические действия, которые обычным людям не подвластны. Наш супергерой может выглядеть как пришелец с другой планеты или даже каждый раз принимать разные обличья.

-На решение каких проблем будут направлены наши суперсилы? (На решение экологических проблем)

Часть 2. Теперь попробуем сформировать личность супергероя. На этом этапе нам необходимо придумать происхождение героя.  Для этого можно ответить на следующие вопросы:

1. Откуда родом будет наш супергерой?

2. Кем были его родители?

3. Как появились его суперспособности?

4. Кто его друзья?

5. К чему стремится наш герой?

Часть 3. Следующим шагом нам надо придумать внешний вид персонажа. Ребята, и тут начинается самое интересное.  Абсолютно все супергерои имеют крутой и запоминающийся костюм, который будет отличать его от других героев. В такой суперодежде наш герой будет всегда готов к схватке со злом.  

Для начала придумаем основные цвета и предметы одежды, в которых он будет выглядеть особенным.

-костюм можно соотнести со способностями, если у нас экологический супергерой, то и элементы на одежде могут быть в этом стиле.

- многие герои носят маску, чтобы срыть свою личность от чужих лиц, мы тоже может нарисовать ему маску.

- придумаем символ, который будет указывать на способности супергероя и отличать его от других персонажей.

Часть 4.  Теперь наша задача состоит в том, чтобы придумать личность персонажа. Наш супергерой может быть самым обычным человеком в реальной жизни, но скрывать свои суперспособности. Давайте подумаем кто он в реальной жизни? Чем он занимается, когда не спасает вселенную от гибели? Наш персонаж может быть самым обычным сборщиком мусора, получивший суперспособности от странных радиоактивных отходов.

Часть 5. Далее придумаем имя для нашего персонажа. Мы наделили его всеми необходимыми чертами, суперспособностями, теперь подумаем об имени. Чтобы нашего героя точно запомнили, надо придумать ему необычное имя. Имя может соответствовать силам и происхождению героя. В имя супергероя можно включить частичку «-мен», как супермен, но это необязательно.

Часть 6. Ребята, придумайте истории. Если мы решили создать экологического супергероя, то и истории у нас будут соответствовать этой теме. Какие экологические проблемы существуют в нашем мире? (ответы детей).

Часть 7.  Мы с вами можем придумать врага для супергероя. С кем ему предстоит сразиться? Может с одним врагом или с группой злодеев? Кто совершает жуткие поступки на нашей планете по отношению к природе? Как будет бороться с ними наш персонаж? Какие суперспособности он будет использовать?

Часть 8. Чтобы наш комикс был наиболее интересным, можно придумать и других персонажей, необязательно только героев и злодеев. У нашего супергероя могут быть друзья, товарищи, знакомые, родственники и даже помощники.

Часть 9. Постарайтесь не завершать историю, развивайте сюжет, чтобы наш комикс всегда имел продолжение, а мы продлили удовольствие пофантазировать.

VIII. Создание комикса

Учитель: Ребята, наш супергерой готов. Теперь нужно вдохновить в него жизнь. И раз мы решили создать экологического супергероя для комиксов, необходимо создать сам комикс.

- Знаете ли вы, что такое комикс? (Нарисованная история или рассказ в картинках).

Часть 1. Для начала можно сделать эскизы – наброски наших персонажей. Мы уже решили, какая будет одежда, атрибуты, символизирующие знаки, осталось изобразить их на бумаге.

Часть 2. Кроме персонажей нам надо нарисовать место, где будут происходить действия, объекты и т.д.

Часть 3. На каждой сюжетной картинке лучше рисовать разные выражения лица, позы и ситуации для каждого персонажа. Благодаря этому персонажи будут выглядеть живыми, такой комикс будет интереснее рассматривать. Какие эмоции мы можем нарисовать? (страх, злость, грусть, разочарование, счастье, удивление).  Ребята, в комиксах очень много различных действий, поэтому нам нужно будет нарисовать каждого персонажа в разных позах.

Часть 4. Следуем дальше. Мы уже решили кто будет главным персонажем нашего комикса – это экологический супергерой. Однако злодеи тоже достаточно интересные персонажи, поэтому мы можем начать с него.  

Часть 5. Можно придумать конфликт. Какое именно событие свело героя и злодеев? Может это событие связано с теми жуткими поступками, которые они совершили по отношению к природе? Ответы на поставленные вопросы и лягут в основу конфликта, который  послужит фундаментом всей истории. Обдумайте причину, почему злодей выбрал сторону зла? Какая цель его преследует?  Что должен сделать супергерой, чтобы зло не восторжествовало?

Часть 6. Придумаем повод для развития событий, что могло произойти? С чего могла начаться наша история? Отправим нашего супергероя на задание. С этого момента начнётся борьба персонажа со злом за справедливость.

Часть 7. Если вы всё же решили, что наш комикс будет законченным, тогда необходимо завершить историю. Это момент, когда всё становится на свои места.

 Часть 8. Начнём практическую работу по созданию комикса. Поделим нашу историю на миниатюры, подумаем сколько их будет, нарисуем миниатюры каждого события. Миниатюры могут содержать минимальное количество текста, но максимально понятные зарисовки. Нам надо правильно распределить ход событий.

Часть 9.  Когда миниатюры готовы, разрезаем их и располагаем в нужной последовательности [3].

IX. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, на одном уроке мы не успеем создать комикс, сегодня мы только узнали как его делать, придумали главного героя и других персонажей, обсудили его характер, какие у него есть способности, какая у него цель, какой произошёл конфликт и многое другое. Над практической частью – созданием комикса, мы поработаем на протяжении других уроков, так как эта работа требует много времени и больших усилий.

Учитель: Вспомним, какая была тема нашего классного часа? (Природа не прощает ошибок).

- Что вам запомнилось больше всего? (мультфильм, история про воробьёв, законы природы, некоторые экологические проблемы).

- Какую цель мы ставили на уроке? (Узнать какие существуют  глобальные экологические  проблемы и как помочь природе избавиться от них).

- Достигли цели? Про какие проблемы вы узнали? (Ответы учащихся).

- Что мы решили создать, чтобы устранить эти проблемы?(Создать супергероя, который будет решать экологические проблемы и спасать планету от гибели).

- Всё правильно! А будем ли мы подражать нашему экологическому супергерою? И ставить его в пример другим людям?(Да).

- Могут ли действия супергероя оказаться полезными в нашей жизни по отношению к окружающей природе? (Да).

- Вот и подошло к концу наше исследование. Надеюсь, что вы сегодня много узнали об экологии, об экологических проблемах и как они влияют на жизнь планеты, а также и на нашу жизнь тоже. Любите «наш общий дом», в котором мы живём. Берегите природу!


Литература

1. Габитова А. А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования / Габитова А. А.// Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 4.

2. Канева М. С. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - N 7. - С. 7-10. 

3. https://ru.wikihow.com/создать-супергероя

4. https://aif.ru/society/history/ptichiy_genocid_kak_priroda_otomstila_kitaycam_za_vorobev


Приложение 2

Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. А экология - это наука о законах жизни природы.

1.«Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

2. «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

3.«Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

4.«Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учимся прощать" для 3 класса

Классный час проводился в рамках методического объединения классных руководителей ГБОУ РМЭ "Новоторъяльская школа-интернат" 28 февраля 2011 года.Главная цель - коррекция поведенческой сферы и межлично...

Природа не прощает ошибок!

Формирование бережного отношения к природе нужно начинать с младшего возраста...

Урок чистоты "Природа не прощает ошибок"

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере...

Методическая разработка "Природа не прощает ошибок"

Методическая разработка урока окружающего мира на экологическую тематику....

Природа не прощает ошибок

Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим по...

Классный час "Природа не прощает ошибок"

Классный час предназначен для учащихся 4 класса, который учит детей уважать окружающий мир, бережно  к нему относиться....

Классный час на тему: «Природа не прощает ошибок»

      Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосфер...