Методическая разработка "Природа не прощает ошибок"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Методическая разработка урока окружающего мира на экологическую тематику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_1.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Астрахановская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по окружающему миру
в 3 классе
«Природа не прощает ошибок»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Аверьянова О.В.
2013 г.
Аннотация к уроку
Тема: «Природа не прощает ошибок». Тип урока: комбинированный урок. Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИК - технологии, здоровьесберегающие. Методы: традиционный (монологический), метод анализа, групповое сотрудничество.
Приемы: проблемные вопросы. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ведущей задачей урока является расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе
Урок направлен на формирование умений учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).
В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме, отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.
На уроке используются следующие виды деятельности:
- определение причины загрязнения природы - анализ влияния человека на загрязнение окружающей среды;
- выбор основных способов действий по защите от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества загрязненного воздуха, загрязненной воды;
- применение освоенного в практической деятельности («Экологическая ярмарка»)
- работа в группах. «Обращение от имени Природы».
Урок разработан в соответствии с авторской программой Поглазовой О.Т. образовательной системы «Гармония» для общеобразовательных школ и предназначен для проведения занятий в 3 классе.
На различных этапах урока формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На данном уроке расширяется представление детей об экологических законах; воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
формируется негативная нравственная оценка нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждение детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Методической особенностью урока, является использование проблемной технологии. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.
На этапе актуализации знаний проводится проблемная ситуация, в ходе которой учащиеся определяют причины загрязнения природы. Раскрывается понятие «экологии». В информационном блоке представляются основные законы экологии. На этапе закрепления раздаются памятки для любителей природы, происходит применение освоенного в практической деятельности. Заключительный этап содержит видеоматериал о природе.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Point.
Предмет: Окружающий мир
Класс : 3 класс
Тема урока: «Природа не прощает ошибок»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
- Предметные
- расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
- формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
- Метапредметные
Познавательные :
- содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
- формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
Регулятивные :
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
- волевая регуляция (способность к преодолению препятствий);
Коммуникативные:
- содействовать развитию у детей умению общаться;
- обеспечить развитие диалогической и монологической речи;
Личностные:
- способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
- Смогут рассуждать о том, как человек может бережно относиться к природе;
- делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их;
Метапредметные:
- познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, анализировать и обобщать
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация.
План урока:
- Вхождение в урок
Мотивационный момент
- Актуализация знаний
Постановка учебных задач
- Работа по теме урока
- Применение освоенного в практической деятельности
- Закрепление изученного
- Подведение итогов урока
VІІ. Рефлексия
№ слайда | Содержание учебного материала | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Вхождение в урок Мотивационный момент | |||
Солнце на небе проснулось,
| Настраиваются на работу. | К -1 | |
Актуализация знаний Проблемная ситуация | |||
Чтение стихотворения А. Неприенко: «Грустит глубокая река..» Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги» слайд 2 Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек! В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги!» слайд3
Жил на свете Человек. Жил он на краю леса в маленькой избушке, на зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил. Вот однажды пошел Человек на рыбалку через лес и не узнал его: было повсюду много мусора: бумаг, стекол, банок. Пришел он к реке, долго сидел у воды, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует: что-то есть! Вытянул…
А вытянул он консервную банку. Вздохнул, положил банку возле себя и снова закинул удочку. Во второй раз вытянул полиэтиленовый пакет с мусором. Совсем грустно стало Человеку от такой рыбалки, и закинул он удочку в третий раз. Вдруг чувствует - крючок кто-то в глубину тянет… ---Вытянул и глазам своим не поверил.… Смотрит, а перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал, ничего сказать от удивления не может. Говорит ему рыбка: -Ты Человек!!! Значит, попросишь исполнения своих желаний. Загадывай! А за это ты меня отпустишь обратно в реку. Ладно, - говорит Человек, - Раз уж так заведено, исполни единственное желание, и я тебя отпущу.
-Сделай так, Золотая Рыбка, чтобы по-прежнему в реке ловилась рыба, а не консервные банки. И ответила Золотая Рыбка: «Человек! Ты сам губишь природу, сам и попробуй все исправить»!!!
И понял Человек, что не нужно волшебной силы, чтобы очистить природу от мусора, а надо самому ее беречь. Поблагодарил он Золотую Рыбку за совет, отпустил ее в реку, сам собрал весь мусор, и больше никогда не бросал его, и детям своим наказывал любить и беречь природу.
| Ответы детей Предположения детей Ответы детей Определяют тему урока. | П-4 К-3 П-5 П-8 | |
Работа по теме урока Открытие нового знания | |||
Сообщение учителя:
Это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы,слайд 4 от решения которых зависит судьба всего живого и угрожает существованию самого человека.
За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. После прочтения учащимися текста, учитель просит своими словами сказать смысл каждого закона.
| Отвечают на вопросы учителя Фабрики и заводы отравляют отходами реки и моря. В реках оставляют вырубленный лес, который гниет. Частые пожары загрязняют воздух. Различные комбинаты (например, мясокомбинат) делают выбросы в атмосферу. В каждом городе десятки тысяч машин выхлопными газами влияют не только людей, но и растений Думают над проблемой, пытаются объяснить новые для них слова и выражения. Читают самостоятельно текст на листочках Ответу учащихся | К-1 К-2 Р-1 П-4 К-3 | |
Физминутка Дружно трудились, Немного устали. Быстро все сразу За партами встали. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке.(Подскоки на левой ноге) По тропинке побежим, До лужайки добежим.(Бег на месте) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки.(Прыжки) Стоп (Присели) немного отдохнём И домой пешком пойдём.(Ходьба на месте) А теперь мы сядем дружно Нам ещё работать нужно.
| |||
Работа по теме урока | |||
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества • Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий. Как защититься от загрязненного воздуха. • Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше. Как защититься от загрязненной воды. • Нельзя купаться возле промышленных стоков.
| Отрицательно влияет на здоровье человека Высказывают свои предположения | ||
Применение освоенного в практической деятельности | |||
«Экологическая ярмарка» - Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке! | Двое учащихся переодетых в продавцов выкрикивают и зазывают покупателей Ученики поднимают руки на понравившийся товар и получают его. | ||
Закрепление изученного | |||
Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик, фермерам и крестьянам. Вторая группа подготовит обращение к учёным. Третья группа подготовит письмо ученикам нашей школы.
Они украшают луга и леса И это не только природы краса – В них пчёлы находят целительный дар И бабочки пьют их них сладкий нектар. (Цветы) Они – лесные санитары. Так прозвали люди их недаром. Чтобы лес был красив и здоров, Без личинок вредных и жуков, Они на страже день и ночь Гонят разных короедов прочь! (Муравьи) Без взрослых с ним развлекаться опасно, Закончиться может забава ужасно. В лесу очень сухо бывает порой И он обернётся серьёзной бедой. (Костер) Можем мы в траве их встретить, Ведь жильцов там миллион! Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без них весь лес, друг мой, И одинокий, и пустой. (Насекомые)
| Творческая работа Включается музыка, дети составляют обращения. К доске выходят представители групп и читают обращения. Отгадывают загадки | ||
Подведение итогов урока | |||
| Дети делают вывод 2.Учащиеся высказывают свое мнение Дают оценку своей работе | К-3 Л-4 Р-3 | |
Видеоролик | |||
Рефлексия
| Р-3 Р-1 | ||
Д/з: нарисовать рисунок, который показывает как можно защитить природу. Слайд 14 Спасибо ребята вы все очень хорошо работали Урок окончен, можете быть свободными. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа не прощает ошибок!
Формирование бережного отношения к природе нужно начинать с младшего возраста...
Урок чистоты "Природа не прощает ошибок"
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере...
Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей
Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с ОВЗ...
Природа не прощает ошибок
Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим по...
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Классный час предназначен для учащихся 4 класса, который учит детей уважать окружающий мир, бережно к нему относиться....
Классный час на тему: «Природа не прощает ошибок»
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосфер...
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Методическая разработка предназначена для организации и проведения классного часа, направленного на популяризацию экологической культуры среди детей младшего школьного возраста. Классный час на тему ...