Классный час "Учимся прощать" для 3 класса
классный час (3 класс) по теме
Классный час проводился в рамках методического объединения классных руководителей ГБОУ РМЭ "Новоторъяльская школа-интернат" 28 февраля 2011 года.
Главная цель - коррекция поведенческой сферы и межличностных отношений детей, не умеющих общаться на бытийном уровне.
Классный час имеет православную психологическую наполненность, присутствует эксперимент, вызывающий живой интерес у детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_proshchat.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учимся прощать»
(Открытый классный час в 3 классе в рамках МО классных руководителей Новоторъяльской школы- интерната; 28.02.2011 г.)
Цели:
- знакомство с русским укладом жизни, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников,
- развитие познавательного интереса,
- коррекция поведенческой сферы и МЛО через знакомство детей с обычаем «прощать друг друга за нанесённые обиды»,
- сохранение психологического здоровья детей и благоприятного м/климата в классе.
Ход классного часа:
Вступление - Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята!
Сегодня, меньше, чем за неделю до Дня Прощёного Воскресенья, мы поведём разговор о некоторых ТРАДИЦИЯХ и ОБЫЧАЯХ русского народа.
- Итак, ТРАДИЦИЯ – это то, что перешло по наследству от одного поколения к другому: идеи, взгляды, вкусы, образ действий и обычаи
Сегодня мы упомянём лишь о немногих традициях - национальных и воинских.
Инсценировка : « Одна деревенская женщина как – то внесла в избу горшок с красным цветком и говорит человеку, гостившему у неё в доме:
Хозяйка: - Цветочек- то погибал, я его вынесла на Русь, – он и зацвёл!
Гость: - На Русь?
Хозяйка: - На Русь, соколик, на Русь…
Гость: - А что такое – Русь?
Хозяйка: - Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так и зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда? Русь – светлое место! Русь – страна Света!
Это, ребята, один вариант происхождения слова «Русь». Есть другой вариант – от названия реки Рось, притока Днепра (карта).
!-й: - Слово РУСЬ действительно связано с водой. Реки у древних славян были важными торговыми путями, ведь сухопутных дорог среди густых лесов практически не было.
2-й: - Знаменитый путь «из варяг в греки» связывал север и запад страны с югом. Это и был речной и морской путь.
3-й: - В традициях русского народа закрепилось почитание Воды. Отсюда и частое принятие бани русичами, и термин «русская баня» ( предмет национальной гордости).
4-й: - А чистое и свежее бельё по традиции, наши предки надевали не только после бани, но и перед боем, из которого можно было уже не вернуться, то есть - перед встречей со смертью.
Так, понятно теперь стало, откуда взялась традиция часто мыться в бане!
Это национальная традиция русского народа.
А вот среди воинских традиций самой важной до сих пор считается ДОБЛЕСТЬ.
5-й: ДОБЛЕСТЬ – это мужество, отвага, храбрость. Доблесть – это способность противостоять большему числу воинов в войске противника.
6-й: Россия во все времена была окружена могучими и грозными врагами, и без такой воинской традиции, как ДОБЛЕСТЬ, Россия не выжила бы.
Существуют и другие воинские традиции у русского народа. Они выражаются в воинских ритуалах: - вручения оружия молодым воинам, - торжественной клятве на верность Родине, - в верности Боевому знамени, Флагу корабля.
ОБЫЧАИ – это установившийся порядок в поведении и в быту.
Обычаев ( светских и религиозных ) гораздо больше, чем традиций, и они меняются чаще. Наиболее распространены сейчас такие обычаи:
- обычай встречать почётного гостя «хлебом- солью»,
- в гости ходить не с «пустыми руками», а нести что - нибудь «к чаю»
- летом варить варенье из фруктов и консервировать овощи,
- принято заботиться о старых людях,
- уступать место пожилым людям в транспорте (картинка),
- троекратно целоваться при встрече ,у православных, на праздники,
- вещи для новорожденного покупать только после его рождения,
- поздно ложиться спать (раньше было наоборот),
- принято плохо относиться к употреблению нецензурных слов на людях: в русском языке они считаются непристойными.
У русских много православных обычаев, связанных с церковными праздниками и буднями. С одним таким обычаем мы уже познакомились: обычай разыгрывать вертепное кукольное действо на праздник Рождества Христова.
А с другим православным обычаем познакомимся сейчас:
- Бывает, что люди наносят друг другу обиды, иногда словом, а иногда и
делом. Представим себе, что вы вдруг очутились в «Обиженной Деревне», где все люди, звери и даже растения обижены друг на друга ( половина доски).
Как вы думаете, легко ли им всем живётся? – С обидами очень тяжело жить!
Посмотрите сюда (стеклянный сосуд с лицом, выражающим обиду): это сооружение поможет нам понять, что происходит в душе человека, в которой накапливаются плохие чувства. Я сделала прозрачной душу этого грустного человечка. Пусть его зовут Яша.
Давайте поиграем в жителей Обиженной деревни – на какое - то время станем обидчиками несчастного Яши ( дети по очереди подходят к «Яше», берут листочек с заранее напечатанной обидой, зачитывают её вслух, комкают и опускают в сосуд- «душу»):
- Я сегодня специально порвал Яшин рюкзак,
- Я тайком съела Яшины конфеты,
- Я взял с полки Яши его фломастеры и ничего ему об это не сказал,
- Я толкнул Яшу, он упал и больно ударился,
- Я дразнила Яшу «очкариком» и «ботаном», и он очень расстроился
Посмотрите, на что это похоже? На мусор в мусорном ведре! Но ведь мальчик Яша – не мусорное ведро! И ему очень хочется избавиться сейчас от этих противных мятых бумажек! Обиженный Яша страдает. И обидчики чувствуют себя не лучшим образом, ведь они живут в этой странной деревне, где нет радости! У Яши есть только один выход: ПРОСТИТЬ своих обидчиков, то есть выбросить весь мусор обид в настоящее мусорное ведро.
А его обидчики должны торопиться первыми просить ПРОЩЕНИЯ у Яши за нанесённые обиды, искренне раскаяться.
Труднее всего даётся слово покаяния и слово прощения. Как непросто его произнести, но как легко становится на душе. Совесть освободилась от тяжести греха, от злого слова и дела.
И сейчас мы будем учиться просить прощения у Яши. Встаньте рядом с ним и говорите искренне: «Яша, прости нас за злые дела!»
- Яша услышал золотые слова, и его обиды «растворились» (бумажки выбрасываются в настоящее мусорное ведро, к детям поворачивается другое лицо Яши – улыбающееся, а в «душу» опускается «зажжённый светильник»).
- Ребята, а какой свет зажёгся у мальчика в душе? Это свет прощения, свет любви к людям.
А если у всех обиженных в деревне обидчики попросят прощение, а те, в свою очередь, простят им все обиды, то «Обиженная деревня» превратится в «Прощённую деревню» (открывается правая часть доски, левая – закрывается).
- «Проказы Снежной королевы» - психогимнастика
( дети показывают содержание движениями и мимикой, музыка для релаксации):
« Разозлилась Снежная Королева: вздумала она всех заморозить. Подула Королева холодом на птиц, а птицы собрались, покричали и полетели за синее море, в тёплые страны.
Накинулась тогда ледяная красавица на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Не испугались звери. Белка в дупле орешки грызёт, заинька, прыгаючи, греется.
« Ну, постой же, - думает Королева, - дойму я людей». И шлёт мороз за морозом, ветры февральские…А люди затопили печи, да посмеиваются себе. Обиднее всего показалось Снежной Королеве, что даже малые ребятишки и те её не боятся. Играют себе в снежки, на лыжах , на коньках катаются.
Щипнёт Королева одного ребёнка за ухо, другого за нос, даже побелеют, а дети схватят снегу, давай тереть – и разгорится у них лицо, как огонь. Никто не боится холодной злюки».
- Игра «Волшебные очки»:
- В сказке «Снежная Королева» было зеркало, уменьшающее всё доброе в человеке и увеличивающее всё злое и дурное. Но мальчик Кай и девочка Герда выросли и сделали «волшебные очки». Если надеть эти очки, видишь в человеке только всё самое светлое. Эти очки у меня случайно оказались. Примерим их? Кто хочет выйти сюда?......... А теперь пусть в очки на ……….. посмотрит……. Что хорошего видишь у …………..?(и т.д., нужно, чтобы все побывали у доски, и про него сказали хорошие слова). «Вдруг» очки теряются:… Ой, а очки – то я потеряла.
- Ребята, а мы сможем теперь без «волшебных очков» замечать всё хорошее друг в друге? ( Конечно, нужно только быть более внимательным и сердечным)
V. Вывод ( обратная связь):
Для чего людям нужно просить прощения и прощать друг друга?
(Это единственный достойный способ перестать обижаться; прощение растворяет обиды).
Слово ПРОЩАЙ произносили, уходя на ответственное и трудное дело, с которого можно было уже не вернуться. И чтобы не осталось между людьми обиды, просили прощения, а ещё добавляли «не поминайте лихом»!
Итак, дорогие дети и взрослые, приближается 6 марта - Прощёное воскресенье. Если вы не смогли до этого момента найти в себе силы извиниться за дурные и не очень красивые поступки, сделаем это в Прощёное воскресенье.
Прощения должны просить сначала сильные у слабых, а уж затем слабые у сильных. Прощения просят сначала старшие у младших, а затем - младшие у старших.
Сделаем это сейчас по обычаю: я, как более старшая по возрасту, подойду к человеку, который меня младше (Ларисе Сергеевне, например) и говорю с поклоном «ПРОСТИ МЕНЯ». А Лариса Сергеевна мне должна ответить «БОГ ТЕБЯ ПРОСТИТ, И ТЫ МЕНЯ ПРОСТИ». Теперь Лариса Сергеевна должна, в свою очередь, попросить прощения у меня…
Теперь Жанна, как более старшая, подойдёт к…… и сделает то же самое…..(дети просят друг у друга прощения).
Что мы все теперь чувствуем? На душе стало ЛЕГКО!
Поём песню о Прощёном воскресенье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс
В первых числах сентября 2011 года на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
"Классный классный". Сценарий мастер-класса
Сценарий мастер-класса для конкурса "Классный клруководитель - 2011""...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Как сделать классное дело интересным и содержательным Выступление на МО классных руководителей начальных классов
Выступление «Как сделать классное дело интересным и содержательным»...
Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.
Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...
Классный час: «Классная дружба» (3 класс)
классный час...