Формирование у младших школьников основ экологической культуры
статья
Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и обучения: обучения на уроках чтения, развития речи, окружающего мира, а так же истории, русского языка, математики и трудового обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_u_mladshih_shkolnikov_osnov_ekologicheskoy_kultury.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников основ экологической культуры
Задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, мы, наконец, то пришли к выводу, что главное богатство наше – не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, богатый растительный и животный мир, а так же ценнейшее достояние – Земля! Для городского ребёнка коза или корова более экзотическое животное, чем тигр или зебра – ведь их не увидишь в зоопарке.
Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и обучения: обучения на уроках чтения, развития речи, окружающего мира, а так же истории, русского языка, математики и трудового обучения.
Материал в учебниках окружающий мир в начальной школе даёт в основном информационно – познавательные знания об окружающем мире. Эти знания можно и нужно расширять путём проведения экскурсий в природу, работой по сбору лекарственных трав и составления гербариев, работой на пришкольном участке, разведением растений и озеленением классов.
Из многолетних наблюдений за поведением детей в природе, на улице мы знаем, что они наносят вред птицам, разоряют гнёзда, уничтожают зелёную растительность, большое количество цветущих растений. На уроках окружающего мира, чтения, внеклассного чтения, развития речи в процессе наблюдений, бесед, экскурсий, нужно рассказывать детям о необходимости охраны природы, особое внимание уделять вопросу рационального использования человеком природных богатств, дать понятие о равновесии в природе. Например, вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т. д. В начальных классах с первых дней дети знакомятся с тем, что находится около школы, на пришкольном участке, учатся наблюдать за природой. С первых бесед о природе надо заинтересовать детей, показать им красоту природы, её неповторимость, хрупкость и ранимость.
Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу весной. Перед экскурсией можно создать проблемную ситуацию типа:
- Как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо?
- Что ты будешь делать, если встретишь в поле маленьких детёнышей зверьков или красиво цветущие растения?
Осенью, говоря об отлёте птиц, о зимующих птицах, о приближающихся холодах можно рассказать и показать, чем кормить птиц зимой, вместе с детьми и родителями и учителем труда попробовать сделать кормушки для птиц. На уроках экологического воспитания детям можно предложить решить познавательные и практические задачи. Это может быть короткий рассказ, в котором описывается определённая ситуация, близкая к жизненному опыту и интересам наших детей. Заканчивается этот рассказ заданием найти правильное решение вопроса в создавшейся ситуации. Например: На улице дети увидели котенка…Что делать с ним? Подобные задачи могут быть и о щенятах, белках, ежах, сусликах.
Многие наши дети любят и умеют рисовать, поэтому на уроках окружающего мира, на уроках технологии, чтения, рисования или интегрированных уроках можно дать задание нарисовать плакаты или листовки об охране природы. А на уроках математики можно составлять и решать задачи, где требуется подсчитать, сколько воды утечёт из неисправных кранов, сколько деревьев нужно спилить, чтобы обеспечить тетрадями весь класс, сколько деревьев уцелеет, если люди будут собирать и сдавать макулатуру, хотя наши дети уже и это слово то не знают. На уроках русского языка необходимо использовать тексты диктантов и изложений, проверочных списываний, призванные помогать через красоту природы влиять на душу ребёнка. Тексты помогают понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного живого в этом мире. На всех уроках можно использовать вопросы, загадки по разным темам, викторины, кроссворды, комбинированные задания. Экологическая направленность уроков позволяет формировать ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению и готовность к активным действиям по его охране и обогащению.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Были проведены акции: «Посади рассаду для пришкольного участка», «Помогите птицам», «Первоцветы». Совместно с родителями в акции участвовали и дети. В группе проходит выставка поделок из природного материала. Для детей очень важен пример и отношение их родителей к окружающей природе. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Замечательный французский писатель Антуан Сент Экзюпери как – то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств, разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!».
Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
Смирнова Т. В. Формирование у детей основ экологической культуры // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 102-103.
Хаустова В. Н., Бондаренко И. В., Романенко В. М. Изучение экологии в начальной школе // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 214-216.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни
Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...
Формирование у младших школьников основ проектной деятельности
Данная работа поможет учителям начальных классов из представленных технологий выбрать ту, которую удобно и целесообразно будет использовать на определнном уроке....
Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.
В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....
Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы"...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Методический семинар: "Формирование у младших школьников основ умения учиться"
Методическая идея на конкурс "Учитель года 2018"Видеозапись с речевым сопровождением размещена : https://drive.google.com/file/d/19eU4qZ7zNrMcnCyfkczjFBU9ic-8twqg/view?usp=sharing...