Формирование интереса младших школьников к музыкальной культуре
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование интереса младших школьников к музыкальной культуре
М.В.Макарова
МБОУ ООШ №38
Россия, г.Ленинск-Кузнецкий
Е – mail: marinamakarova1978@inbox.ru
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью.
Процесс личностного становления ребёнка не должен сводиться к развитию отдельных качеств (интеллектуальных, физических и других), поэтому обучение должно способствовать воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры. Все дети соприкасаются с миром прекрасного , и в идеале каждый предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В этом велика роль уроков музыки , с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу. С особой остротой становится проблема интереса, увлечённости как фундаментальная проблема не только музыкальной, но и общей педагогики школы. Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено прежде всего на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей у музыке. В противном случае этот процесс может принести музыкальному воспитанию больше вреда, чем пользы.
Школьникам на уроке музыке нужно учиться, в частности, прилагать усилия к достижению более высоких художественных результатов в исполнении музыки. Но процесс духовного познания музыки – это деятельность эстетически окрашенная, она должна прежде всего приносить радость при живом соприкосновении с искусством. Выполнение технических заданий, непосредственно не связанных с художественной образностью музыкальных произведений, чуждо уроку музыки. Проблема построения занятий в большей мере связана с тем, как учитель увлечёт искусством своих воспитанников. «Учитель музыки», - отмечает Д.Б. Кабалевский, - всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды нетерпима она на уроке искусства. Проблема интереса, увлечённости поднимается до уровня основополагающего принципа музыкальной педагогики.
Сформировать в детях интерес к музыке и привить к ней любовь только способом «насыщения» музыкально-слуховых впечатлений нельзя. Накопление впечатлений - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у школьников к музыке. Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к музыке. Такими методами являются:
- Пластическое интонирование;
- Моделирование художественного –творческого процесса;
- Сравнение и сопоставление сходных, или наоборот, контрастных образов.
«Пластическое интонирование» Вероники Куэн.
- движение под пение учителя (произвольное);
- деление мелодии на предложения (передать какой-нибудь предмет в паузах между предложениями);
- сопровождение пения учителя на инструменте (барабан, треугольник, бубен, ложки);
- сопровождение пения учителя движениями рук, например в песне «Сурок» - шарманка;
- спеть песню на любые слоги, соответствующие характеру музыки;
- спеть песню так, как поют в хоре со словами.
Моделирование художественно-творческого процесса.
Школьники становятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей, например, создание сказки.
Сравнение и сопоставление.
Сначала для сравнения берётся контрастное произведение. Постепенно вводятся произведения с менее контрастными признаками, дети приучаются к более сложным аналитическим операциям. При сравнении обращается внимание на их темп, содержание, ритм, мелодию и так далее.
Учитывая, что у детей младшего школьного возраста повышена двигательная потребность, работа по постижению музыкальной грамоты проводится с помощью следующих приёмов :
- приём формирования звуко-высотного слуха в музыкально-ритмических движениях;
- активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических движениях;
- формирование представлений о темпе в музыкально-ритмических движениях;
- формирование представлений о динамике в музыкально-ритмических движениях;
- формирование представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально-ритмических движениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Формирование читательских интересов младших школьников
Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...
Формирование читательских интересов младших школьников
Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...
Как повысить интерес младших школьников к занятиям физической культурой и здоровьем?
В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повы...
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....
Формирование интереса младших школьников к самостоятельному чтению через методику работы над развитием выразительности речи.
Методические рекомендации...
Формирование у младших школьников основ экологической культуры
Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и обучения: обучения на уроках чтения, развития речи, окружающего мира, ...