Занятие "Подводный мир живого уголка" для 1-2 классов
календарно-тематическое планирование (1, 2 класс)
Занятие для 1-2 классов "Подводный мир живого уголка. Аквариум".
Данный материал в игровой форме поможет ребятам узнать основы аквариумистики, историю появления аквариумов и рекомендации по выбору первых обитателей, а также правилам ухода за домашним подводным миром. Яркие фотографии рыбок никого не оставят равнодушным.
"Мы в ответе за тех кого приручили", так говорил Маленький принц. И ребята, желающие обустроить дома аквариум, должны отнестись ответственно к этому шагу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вид занятия: Тематическая беседа в группе продленного дня для 1 класса.
Тема: «Подводный мир живого уголка. Аквариум»
Дата проведения: 30 января 2020 года.
Подготовила: воспитатель группы продленного дня ГБОУ Гимназия №227 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Михайлова Елизавета Николаевна.
Цели, задачи и материалы
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о правилах содержания аквариума дома. Прививать желание заботиться о домашних питомцах.
Задачи: воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру, формировать познавательный интерес, познакомить с популярными разновидностями аквариумных рыб и растений.
Предварительная работа: создание наглядного пособия «макет аквариума и его обитателей» для работы у доски.
Оборудование и материалы необходимые для занятия: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, наглядное пособие, доска, цветные карандаши, пластилин
Планируемый результат
Предметные знания и УУД:
Ученики будут знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
Будут уметь правильно оборудовать аквариум, граммотно подбирать и ухаживать за его обитателями.
Личностные УУД: формирование личного (эмоционального) отношения к природе.
Регулятивные УУД: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и природы.
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, формировать умения работать в парах и малых группах.
Ход занятия
- Организационный момент. Приветствие. Интеллектуальная разминка.
- Основная часть: История создания аквариумов. Устройство и обитатели аквариума. Включает: рассказ преподавателя, снабженный иллюстрациями, динамическую паузу, просмотр и обсуждение образовательного мультфильма, групповую работу.
- Заключение. Рефлексия. Работа с наглядным пособием на доске. Музыкальное сопровождение.
Слайд 1
Эмоциональный настрой
Деятельность учителя:
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть это занятие принесет нам радость! Сегодня мы узнаем много нового!
Актуализация знаний
Скажите мне, пожалуйста, у кого из вас есть домашние питомцы?
А кто из них может жить только в воде? (рыбки, моллюски, беспозвоночные)
Отгадайте загадку:
- У родителей и деток вся одежда из монеток. Кто это? (рыбки)
Удивительные рыбы
Многие люди хотят завести у себя аквариум. Современного человека, как и его предков, неудержимо и необъяснимо тянет к воде. И это неудивительно, ведь человек и сам в основном состоит из воды, к тому же именно в воде появилась жизнь на Земле. Возможно, что и у вас есть собственный аквариум. А если еще нет, но вам очень хочется поставить его в своей квартире, то, прежде всего, хорошенько подумайте. Ведь это будет не просто украшением помещения. Маленькие рыбки такие же живые существа как кошки, собаки и другие питомцы. И они так же все понимают и чувствуют, в том числе и то, как к ним относится хозяин. Так что, помимо создания для рыбок хороших условий, важно, чтобы вы их… любили.
Удивительные факты и потрясающие открытия говорят о необычных способностях рыб. Итальянские ученые доказали, что рыбы умеют считать, как минимум, до четырех.
Ребята, а как же рыбки передвигаются в воде? Кто может рассказать?
Слайд 2
История аквариумов.
Какой аквариум подходит начинающему аквариумисту.
- Человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира.
- Египтяне еще за 5-6 тысяч лет до нашей эры держали в прудах многих нильских рыб, большей частью ярких или необычной формы или поведения.
- Первые аквариумы были предельно простыми — стеклянная емкость, наполненная водой из колодца. Уход за таким аквариумом сводился к кормлению его обитателей и замене умерших рыб живыми, выловленными в ближайшем пруду. Воду обновляли лишь тогда, когда она начинала портиться и распространять тяжелый запах. Древний Китай: одомашнивание карася
- Идея содержать рыб в домашних условиях принадлежит китайцам, а первым аквариумным обитателем стал карась, однако это не была обыкновенная рыба. Для разведения отбирали особей с врожденными дефектами и даже пороками развития (выпученные глаза, раздвоенный хвост, недостаток плавников), а также с необычной окраской, отличающейся от природной. Скрещивание таких рыб привело к появлению новой породы красно-золотистого цвета с металлическим отливом.
- Золотая рыбка в Европе — заморская диковина. Лишь в XVII в. благодаря голландским и португальским купцам золотые рыбки впервые оказались в Европе. Стоили они очень дорого, а умирали в огромном количестве. Главная причина массовой гибели была связана с укоренившимся мнением о том, будто питаются эти райские создания лишь «эфиром», а остальной корм для них опасен.
- Первый полноценный аквариум был создан только в 1841 г. Английский ученый Натаниэль Вард проводил эксперименты по выращиванию растений в стеклянных емкостях и в одну из них поместил золотых рыбок с растением валлиснерией. Вард считается изобретателем аквариума в его современном виде — сосуда с водой, предназначенного для содержания растений и животных.
- На территорию современной России — Великое княжество Московское — золотые рыбки попали гораздо раньше, чем в Европу. Летописи XV в. упоминают маленьких диковинных существ, которых привозили с караванами по Великому шелковому пути.
- Письменные источники гласят, что в XVI в. иноземные послы не единожды преподносили царю Иоанну Грозному стеклянные шары с чудными восточными рыбками.
- При Петре I престижные вазы с заморскими рыбками все чаще стали появляться в дворянских домах. Они считались показателем успешности и стиля. Однако о развитии аквариумов всерьез можно говорить с 1860 годов, когда появились первые выставки и сообщества аквариумистов.
- Значительный вклад в развитие внесли представители русского флота, привозя из дальних странствий много полезного и интересного, в том числе аквариумных рыбок.
- Самый удобный и простой в содержании аквариум - прямоугольной формы, из акрилового стекла на 20-30 литров, с небольшим количеством пресноводных дружелюбных обитателей. На одну маленькую рыбку нужно не менее 1 литра воды. Полезную информацию могут дать книги по аквариумистике, сайты и работники зоомагазинов.
Слайд 3
- Интеллектуальная разминка
Слайд 4
В помощь юному любителю. Кто украсит аквариум?
Самые популярные виды аквариумных рыб. Пресноводные жители.
Золотая рыбка – одна из самых популярных аквариумных рыб, вполне заслуженно любимых за привлекательную внешность и мирный нрав. Существует несколько разновидностей золотых рыбок: звездочет (телескопические глазки), вуалехвост (очень красивый хвост), жемчужина(выпуклые чешуйки), комета(длинный хвост).
Гуппи – самая неприхотливая рыбка. Самцы отличаются длинным роскошным хвостом с ярким рисунком. Самка в два раза крупнее самца и не такая яркая. Эти живородящие рыбки всеядны.
Меченосец – одна из самых популярных рыбок. Самцы от самок отличаются наличием отростка на хвосте в виде меча, отсюда и название. Обладает интересной особенностью, при отсутствии самцов самка может поменять пол и отрастить «меч». Рыбки живородящие, поедают водоросли и улиток.
Петушок – очень красивая рыбка. Самцы очень агрессивны друг к другу, рекомендуется содержать поодиночке. Или, разделив аквариум с двумя рыбками стеклянной перегородкой пополам. Вырасти рыбки могут до 5-ти сантиметров в длину. Самки более спокойные и могут жить небольшой группой в одном аквариуме.
Слайд 5
Красный и голубой неоны – эти рыбки очень небольшие, отличаются яркой окраской: вдоль тела проходит светящаяся сине-голубая полоса, ниже которой ярко-красная полоса. Стайные рыбки, абсолютно не агрессивны.
Сомики – это очень большая группа рыб. Они считаются санитарами аквариумов. При кормлении сомиков в аквариуме можно использовать практически любые свежие и мороженные корма: мотыль, трубочник, энхитриус. Длина тела рыбок 5-8 см.На животе у них имеется присоска , могут перемещаться по стенке аквариума. Сомики очень неприхотливы. Это спокойные, мирные, дружелюбные рыбки. Большую часть времени они проводят на дне, где постоянно роются в грунте, выбирая из него остатки несъеденного корма.
Виды аквариумных растений:
-почвокровные (передний план);
- розеточные и короткокорневищные (средний план);
- длинолистные (задний план);
- а также прикрепляющиеся, плавающие, полуводные.
Улиток новичкам в аквариумном деле заводить не рекомендуется. Они сьедают все растения, загрязняют и отравляют воду, неконтролируемо умножая свою популяцию в аквариуме.
Слайд 6
Ученики повторяют движения за преподавателем.
Динамическая пауза «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Садятся)
Слайд 7
Найди ошибки. Как должно быть правильно?
Слайд 8
Ребята, сейчас мы посмотрим очень интересный мультфильм. В нем будет много полезных советов по содержанию аквариума. Слушайте и запоминайте. После просмотра будьте готовы ответить на вопросы.
Слайд 9
Познавательный мультфильм «Советы тетушки Совы. Аквариум» Перейти по гиперссылке (круг внизу страницы).
Слайд 10
Рефлексия.
Посмотрите и скажите, в какой последовательности надо выполнить действия.
От подготовки места и похода в магазин до готового яркого и красивого подводного мира у вас дома.
Слайд 11
Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме».
В это время звучит песенка про Золотую рыбку, переход по гиперссылке (звездочка внизу экрана).
- А теперь помогите мне оборудовать и заселить аквариум!
Ученики подходят к доске, с закрепленным листом ватмана. На листе нарисован аквариум.
- Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии — траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума — камни.
А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик — отверстие в пластилине на другом краю рыбки.
Сегодня вы узнали много интересного и полезного. Надеюсь, полученные знания помогут вам, когда вы решите завести аквариум.
Давайте завершим занятие весело и изобразим рыбок?
Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой).
-Благодарю вас за внимание! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")
Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...
Интегрированный урок математика, живой мир в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида
Тема урока: "Соотношение количества предметов и цифры", к уроку прилагается презентация....
Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....
Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.
Презентация и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы....
Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.
Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...
Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Разработка урока по окружающему миру "Живая природа. Животные" 1 класс
В матерале урока рассматриваются особенности животного мира, их основные виды. Используя краеведческий материал, учитель знакомит учащихся с видами и представителями животного мира Якутии.Работа детей...