Занятие "Подводный мир живого уголка" для 1-2 классов
календарно-тематическое планирование (1, 2 класс)

Занятие для 1-2 классов "Подводный мир живого уголка. Аквариум". 

Разработано для использования в группе продленного дня (тематическая беседа), на занятии из цикла "Окружающий мир" (внеурочная деятельность).

Данный материал в игровой форме поможет ребятам узнать основы аквариумистики, историю появления аквариумов и рекомендации по выбору первых обитателей, а также правилам ухода за домашним подводным миром. Яркие фотографии рыбок никого не оставят равнодушным.

"Мы в ответе за тех кого приручили", так говорил Маленький принц. И ребята, желающие обустроить дома аквариум, должны отнестись ответственно к этому шагу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид занятия: Тематическая беседа в группе продленного дня для 1 класса.

Тема: «Подводный мир живого уголка. Аквариум»

Дата проведения: 30 января 2020 года.

Подготовила: воспитатель группы продленного дня ГБОУ Гимназия №227 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Михайлова Елизавета Николаевна.

Цели, задачи и материалы

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о правилах содержания аквариума дома. Прививать желание заботиться о домашних питомцах.

Задачи: воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру, формировать познавательный интерес, познакомить с популярными разновидностями аквариумных рыб и растений.

Предварительная работа: создание наглядного пособия «макет аквариума и его обитателей» для работы у доски.

Оборудование и материалы необходимые для занятия: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, наглядное пособие, доска, цветные карандаши, пластилин

Планируемый результат

Предметные знания и УУД:

Ученики будут знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Будут уметь правильно оборудовать аквариум, граммотно подбирать и ухаживать за его обитателями.

Личностные УУД: формирование личного (эмоционального) отношения к природе.

Регулятивные УУД: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и природы.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, формировать умения работать в парах и малых группах.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Приветствие. Интеллектуальная разминка.
  2. Основная часть: История создания аквариумов. Устройство и обитатели аквариума. Включает: рассказ преподавателя, снабженный иллюстрациями, динамическую паузу, просмотр и обсуждение образовательного мультфильма, групповую работу.
  3. Заключение. Рефлексия. Работа с наглядным пособием на доске. Музыкальное сопровождение.

Слайд 1

Эмоциональный настрой

Деятельность учителя:

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть это занятие принесет нам радость! Сегодня мы узнаем много нового!

Актуализация знаний

Скажите мне, пожалуйста, у кого из вас есть домашние питомцы?

А кто из них может жить только в воде? (рыбки, моллюски, беспозвоночные)

Отгадайте загадку:

- У родителей и деток вся одежда из монеток. Кто это? (рыбки)

Удивительные рыбы

Многие люди хотят завести у себя аквариум. Современного человека, как и его предков, неудержимо и необъяснимо тянет к воде. И это неудивительно, ведь человек и сам в основном состоит из воды, к тому же именно в воде появилась жизнь на Земле. Возможно, что и у вас есть собственный аквариум. А если еще нет, но вам очень хочется поставить его в своей квартире, то, прежде всего, хорошенько подумайте. Ведь это будет не просто украшением помещения. Маленькие рыбки такие же живые существа как кошки, собаки и другие питомцы. И они так же все понимают и чувствуют, в том числе и то, как к ним относится хозяин. Так что, помимо создания для рыбок хороших условий, важно, чтобы вы их… любили.

Удивительные факты и потрясающие открытия говорят о необычных способностях рыб. Итальянские ученые доказали, что рыбы умеют считать, как минимум, до четырех.

Ребята, а как же рыбки передвигаются в воде? Кто может рассказать?

Слайд 2

История аквариумов.

Какой аквариум подходит начинающему аквариумисту.

  • Человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира.
  • Египтяне еще за 5-6 тысяч лет до нашей эры держали в прудах многих нильских рыб, большей частью ярких или необычной формы или поведения.
  •  Первые аквариумы были предельно простыми — стеклянная емкость, наполненная водой из колодца. Уход за таким аквариумом сводился к кормлению его обитателей и замене умерших рыб живыми, выловленными в ближайшем пруду. Воду обновляли лишь тогда, когда она начинала портиться и распространять тяжелый запах. Древний Китай: одомашнивание карася
  • Идея содержать рыб в домашних условиях принадлежит китайцам, а первым аквариумным обитателем стал карась, однако это не была обыкновенная рыба. Для разведения отбирали особей с врожденными дефектами и даже пороками развития (выпученные глаза, раздвоенный хвост, недостаток плавников), а также с необычной окраской, отличающейся от природной. Скрещивание таких рыб привело к появлению новой породы красно-золотистого цвета с металлическим отливом.
  • Золотая рыбка в Европе — заморская диковина. Лишь в XVII в. благодаря голландским и португальским купцам золотые рыбки впервые оказались в Европе. Стоили они очень дорого, а умирали в огромном количестве. Главная причина массовой гибели была связана с укоренившимся мнением о том, будто питаются эти райские создания лишь «эфиром», а остальной корм для них опасен.
  • Первый полноценный аквариум был создан только в 1841 г. Английский ученый Натаниэль Вард проводил эксперименты по выращиванию растений в стеклянных емкостях и в одну из них поместил золотых рыбок с растением валлиснерией. Вард считается изобретателем аквариума в его современном виде — сосуда с водой, предназначенного для содержания растений и животных.
  • На территорию современной России — Великое княжество Московское — золотые рыбки попали гораздо раньше, чем в Европу. Летописи XV в. упоминают маленьких диковинных существ, которых привозили с караванами по Великому шелковому пути.
  • Письменные источники гласят, что в XVI в. иноземные послы не единожды преподносили царю Иоанну Грозному стеклянные шары с чудными восточными рыбками.
  • При Петре I престижные вазы с заморскими рыбками все чаще стали появляться в дворянских домах. Они считались показателем успешности и стиля. Однако о развитии аквариумов  всерьез можно говорить с 1860 годов, когда появились первые выставки и сообщества аквариумистов.
  • Значительный вклад в развитие внесли представители русского флота, привозя из дальних странствий много полезного и интересного, в том числе аквариумных рыбок.
  • Самый удобный и простой в содержании аквариум -  прямоугольной формы, из акрилового стекла на 20-30 литров, с небольшим количеством пресноводных дружелюбных обитателей. На одну маленькую рыбку нужно не менее 1 литра воды. Полезную информацию могут дать книги по аквариумистике, сайты и работники зоомагазинов.

Слайд 3

  • Интеллектуальная разминка

Слайд 4

В помощь юному любителю. Кто украсит аквариум?

Самые популярные виды аквариумных рыб. Пресноводные жители.

Золотая рыбка – одна из самых популярных аквариумных рыб, вполне заслуженно любимых за привлекательную внешность и мирный нрав. Существует несколько разновидностей золотых рыбок: звездочет (телескопические глазки), вуалехвост (очень красивый хвост), жемчужина(выпуклые чешуйки), комета(длинный хвост).

Гуппи – самая неприхотливая рыбка. Самцы отличаются длинным роскошным хвостом с ярким рисунком. Самка в два раза крупнее самца и не такая яркая. Эти живородящие рыбки всеядны.

Меченосец – одна из самых популярных рыбок. Самцы от самок отличаются наличием отростка на хвосте в виде меча, отсюда и название. Обладает интересной особенностью, при отсутствии самцов самка может поменять пол и отрастить «меч». Рыбки живородящие, поедают водоросли и улиток.

Петушок – очень красивая рыбка. Самцы очень агрессивны друг к другу, рекомендуется содержать поодиночке. Или, разделив аквариум с двумя рыбками стеклянной перегородкой пополам. Вырасти рыбки могут до 5-ти сантиметров в длину. Самки более спокойные и могут жить небольшой группой в одном аквариуме.

Слайд 5

Красный и голубой неоны – эти рыбки очень небольшие, отличаются яркой окраской: вдоль тела проходит светящаяся сине-голубая полоса, ниже которой ярко-красная полоса. Стайные рыбки, абсолютно не агрессивны.

Сомики – это очень большая группа рыб. Они считаются санитарами аквариумов. При кормлении сомиков в аквариуме можно использовать практически любые свежие и мороженные корма: мотыль, трубочник, энхитриус. Длина тела рыбок 5-8 см.На животе у них имеется присоска , могут перемещаться по стенке аквариума. Сомики очень неприхотливы. Это спокойные, мирные, дружелюбные рыбки. Большую часть времени они проводят на дне, где постоянно роются в грунте, выбирая из него остатки несъеденного корма.

Виды аквариумных растений:

-почвокровные (передний план);

- розеточные и короткокорневищные (средний план);

- длинолистные (задний план);

- а также прикрепляющиеся, плавающие, полуводные.

Улиток новичкам в аквариумном деле заводить не рекомендуется. Они сьедают все растения, загрязняют и отравляют воду, неконтролируемо умножая свою популяцию в аквариуме.

 Слайд 6

Ученики повторяют движения за преподавателем.

Динамическая пауза «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Садятся)

Слайд 7

Найди ошибки. Как должно быть правильно?

Слайд 8

Ребята, сейчас мы посмотрим очень интересный мультфильм. В нем будет много полезных советов по содержанию аквариума. Слушайте и запоминайте. После просмотра будьте готовы ответить на вопросы.

Слайд 9

Познавательный мультфильм «Советы тетушки Совы. Аквариум» Перейти по гиперссылке (круг внизу страницы).

Слайд 10

Рефлексия.

Посмотрите и скажите, в какой последовательности надо выполнить действия.

От подготовки места и похода в магазин до готового яркого и красивого подводного мира у вас дома.

Слайд 11

Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме».

В это время звучит песенка про Золотую рыбку, переход по гиперссылке (звездочка внизу экрана).

- А теперь помогите мне оборудовать и заселить аквариум!

Ученики подходят к доске, с закрепленным листом ватмана. На листе нарисован аквариум.

- Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни. 
Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии — траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума — камни.
А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик — отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

Сегодня вы узнали много интересного и полезного. Надеюсь, полученные знания помогут вам, когда вы решите завести аквариум.

Давайте  завершим занятие весело и изобразим рыбок?

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой).

-Благодарю вас за внимание! До новых встреч!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Интегрированный урок математика, живой мир в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида

Тема урока: "Соотношение количества предметов и цифры", к уроку прилагается презентация....

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....

Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.

Презентация  и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы....

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Разработка урока по окружающему миру "Живая природа. Животные" 1 класс

В матерале урока рассматриваются особенности животного мира, их основные виды. Используя краеведческий материал, учитель знакомит учащихся с видами и представителями животного мира Якутии.Работа детей...