Конспекты занятий по внеурочной деятельности 1-4 класс.
методическая разработка
Занятия по внеурочной деятельности 1-4 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. «Как возникла наша письменность»
Цель занятия: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.
Задачи: ознакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и ее создателями.
Ход занятия:
(Презентация 1 слайд)
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(2, 3, 4, 5 слайды - Наскальные рисунки)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(6 слайд - Наскальные символы - буквы)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(слайд 7 - Возникновение письменности)
(8, 9, 10, 11, 12 слайды - Кирилл и Мефодий)
На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру - Константин) и Мефодий (в миру - Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
(13, 14, 15 слайды - Азбука. Глаголица и Кириллица)
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, впоследствии эта азбука стала основой русского алфавита.
(16, 17, 18, 19, 20 слайды - Первые книги)
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.
Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.
Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни - кружево – врозь… Розовеет восток.
Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицы сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….
(21, 22, 23 слайды - Берестяные грамоты)
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.
(24, 25, 26, 27, 28 слайды - Первые книги и летописцы)
(29 слайд - Первые печатные станки на Руси)
Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
(30, 31, 32 слайды - Азбука)
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
(33 слайд - Пословицы)
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.
- Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
- Идти в науку – терпеть муку.
- Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
- Без муки нет и науки.
- Ничего не мыслить – век киснуть.
Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.
(34, 35, 36 слайд - Памятники Кириллу и Мефодию)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.
В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В. Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.
Русский язык. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.
Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
(37 слайд - Святые Кирилл и Мефодий)
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
(38, 39 слайды.)
День памяти святителей Кирилла и Мефодия церковно-государственный праздник – День славянской культуры и письменности. В этот день в учебных заведениях и библиотеках будут проводиться литературные чтения, уроки и презентации, посвящённые Дню славянской письменности и культуры.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Н.Кончаловская)
А записать и донести до нас «дела давно минувших дней» помогла славянская азбука, которую около двух тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далёкого греческого городка Солоники.
(40 слайд.)
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
2. Мероприятие «Путешествие в мир слов».
Цель: - обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
– Ребята, мы с вами с первого класса начали изучать планету Знаний. На этой планете есть чудный океан Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка. [1]
– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.
«Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные».
«Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?
- Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нет.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно
– В огромном море, море слов
Купаться ежечасно! [1]
2. «Слова - друзья» (синонимы)
- Мы отправляемся с вами в плавание по океану к Марье – царевне сразу на 3 кораблях. Какая команда быстрее справится со всеми трудностями и найдет Марью - царевну, то по праву она будет называться самой ловкой, самой любознательной и самой внимательной и дисциплинированной, т. к. именно эти качества помогают справиться с разными трудностями. А их немалое количество ждет нас в пути.
Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри. Итак, команды заняли свои места на кораблях? Жюри разрешает отправиться нам в плавание на поиски Марьи - царевны? Тогда в путь!
Посмотрите внимательно. Перед нами остров. Может быть здесь находится Марья - царевна? Давайте сойдем с корабля и узнаем.
А) - Вот перед нами старинный замок. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но если проснется, то нам не поздоровится.
Надо быстро закрыть окна шторками - словами, близкими по смыслу из 4 букв.
Приятель - друг.
Противник – враг.
Работа - труд.
Солдат – воин, боец.
Шагать – идти.
Доктор – врач. [3]
- Как называются слова близкие по значению? (синонимы).
Б) - Мы благополучно миновали замок людоеда. Но на пути топкое болото. Посмотрите, там сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на карточках с изображением кочек)
1- я кoчка
Бураны, вьюги и мeтели,
Как многo c ними канитeли,
Kак мнoгo шума, толкoтни,
Кaк надоели мнe они! -
Так проворчал мopoз угpюмый
И речкy в лeд cковал без шума. [В. Берестов «Мороз»]
2 - я кoчка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветpy,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жapу. [И. Токмакова, «Осинка»]
3 - я кочка
Дуб дождя и вeтpа вовсе не боитcя.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленым,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. [И. Токмакова, «Дуб»]
(Посоветовавшись, каждая кoмaнда отвeчаeт и защищaeт свoй ответ).
- Почему вы peшили, чтo это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному. Является однoй и тoй же частью речи).
- Kaкoй частью peчи являются синонимы в первой группe? Во второй? В тpeтьeй? (сущеcтвитeльные, глaгoлы, прилaгательные).
- Что cильнеe - метель или буpaн?
- Чем отличаются мeтeль, пурга, бypан, вьюга как явлeниe природы? (силою ветpa)
- Какое слово ещe можно поставить в этoм синонимическом ряду? (пyргa)
В) - На доске записаны слова: Загрустить - затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.
- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)
- Подберите глагол - синоним с корнем «печаль» (запечалиться).
- Итак, какими частями речи могут быть синонимы? [3]
Г) – Ребята, а вы знаете, какие животные обитают на нашем острове? Хотите узнать?
- Тогда внимание! Каких животных называют так: косой, косолапый, рыжая, серый, сохатый.
(Дети подбирают пары слов: косой заяц, косолапый медведь, рыжая лисица, серый волк, сохатый лось. Одновременно на доске появляется картинка с изображением данного зверя).
Д) - Мы с вами на поляне «Зри в корень». Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах.
- Что значит «зри»?
(Учитель показывает картинки, а дети называют 2 слова - синонимы.)
Луна - месяц. Собака - пес. Бегемот – гиппопотам. Резинка – ластик. Глаза - очи. Алфавит – азбука. [2]
-Да, на самом деле, некоторые предметы имеют два и более названия. Вот послушайте стихотворение.
Ученик: Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И пocмотpеть ги – па - потама...
Нет, ги – попо – тото - потама,..
Нет, ги – тото – попо - потама.,.
Пусть мама скажeт за меня!
Вошли в откpытые ворота
И побежали мы вдвoем
Взглянуть на ги... на бeгемота,
Мы чаще так егo зовем. [2]
(Вывешивается тaбличка со словом гиппопoтам под рисунком, изображающем бегемота).
- А знаете ли вы, почему рeзинку называют ластиком? Послушaйте.
Ученик: У pезинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик. Почему резинка - понятно: делается из резины. A из чегo делaется резина? Из каучукa. Ну, a каучук по-латыни нaзывается "ryмми эластикум». Отсюдa - ластик, что значит упругий, хорошо pастягивающийcя.
-Да, что-то на этом острове не видать Марьи – царевны. Пора отправляться далее.
3. «Все наоборот» (антонимы)
- Посмотрите, какой необычный остров перед нами. Что в нем особенного?
Этот остров называется «Все наоборот». На этом острове не так-то просто отыскать нашу Марью - царевну. Я думаю, что вашим командам придется столкнуться с новыми трудностями. На каком интересно языке здесь разговаривают? Как называются слова с противоположным значением? Правильно, здесь говорят на языке антонимов.
А) – Внимательно рассмотрите наш остров и найдите пары предметов с противоположным значением.
(на доске картина, на которой изображены предметы с противоположным значением)
Б) – Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
– Кто автор этих строк? (А. С. Пушкин.) – Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). – Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.
В) - На нашем дубе вырос необычный плод. Какой? Почему этот плод необычный?
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
A Мышонок
высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
A Улитка - далеко.
A Телёнок - озабочен
Тем, что яблоко Мало.
A Цыплёнок - тем,
Что очень
Велико и тяжело.
A Котёнку всё равно:
Кислое - зачем оно?
- Что вы? - Шепчет Червячок,
- Сладкий у него бочок! [Г. Сапгир «Яблоко»]
- Почему так по-разному говорят об одном и том же яблоке животные? Выпишите слова - антонимы.
Г). Работа с пословицами.
– Антонимы широко используются в пословицах, поговорках, загадках. Некоторые пословицы «заблудились». На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, а на других – их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.
1. Труд человека кормит, а безделье – портит.
2. Хочешь много знать – надо мало спать.
3. Велик телом, да мал делом.
4. Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня.
– Прочитайте пословицы, укажите антонимы.
– Ребята, о чем все эти пословицы?
Обобщение:
- Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.
Антонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, для сопоставления, для большей выразительности, чтобы выразить мысль более точно.
Д) Отдых на веселой поляне.
- Посмотрите, какая красивая полянка раскинулась перед нами. Это не просто полянка, а полянка с загадками. Давайте их отгадаем.
1) Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
A зовут меня ... (прохлада).
2) Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама
Потому, что я ... (зима).
3) Я антоним шума, стука,
без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь ... (тишина).
- Пора бы нам и отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Лови - назови». А называть вам надо будет антонимы к словам.
Шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, ругать, сытый, опустить.
- Да, отдохнули мы хорошо. Но нашли мы то, что искали? Тогда опять в путь.
4. «Необитаемый остров» (фразеологические обороты).
- Вот перед нами новый остров. Остров безлюден. Здесь обитают только необычные сочетания.
А) – Любой первоклассник знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Возьмем, к примеру, предложение «Тогда отец намылил сыну голову».
Сценка:
1 ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.
2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Тогда – отец сына отругал.
1 ученик: И почему ты такой умный?
2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую… (вырывает у него листок с рисунком).
Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!
1 ученик: Да что Вы, учитель, у меня голова совсем не горячая.
Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.
2 ученик: Ну, я - то человек с головой!
1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то, по-твоему, что, без головы?
2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.
1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.
Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.
1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.
2 ученик: Говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?
1 ученик: Понял, но…. не совсем.
Учитель: Ребята, давайте поможем Сереже и объясним значение этих фразеологизмов: «человек с головой» – умный рассудительный человек; «в голове ветер гуляет» – легкомысленный, несерьезный человек; «ворон ловил» – не слушал.
1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и буду знать даже больше, чем ты.
2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)
Б) – Ребята, вы дома нарисовали рисунки, подтверждающие какой-либо фразеологический оборот. Какой фразеологизм вы продемонстрировали?
5. Итог мероприятия.
- А вот и наконец- то мы с вами нашли Марью – Царевну. Много слез она наплакала, пока мы ее освободили. И в благодарность она вам предлагает поиграть в слова.
Поиграем?
В каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их.
Вытащите из букета садовый и лесной цветок.
РЛОАЗНДАЫШ (роза, ландыш)
A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак.
ДРУОЖБЬ (дуб, рожь)
Среди этих летунов один - наш мучитель, другая - белогрудая красавица.
ЛКАОСМАТОЧРКА (комар, ласточка)
Какую травку щиплет на лугу доброе животное?
ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер) [4]
- Ну, а теперь слово жюри. Мы хотим знать, чья команда оказалась самой ловкой, выносливой, знающей и любящей русский язык.
– Ребята, я вижу, что ваше путешествие по планете Знаний началось неплохо. По морю «Лексика» вы будете бороздить не один год. А сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по - этому огромному океан, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.
3. «Веселый марафон»
(материал для проведения практического занятия).
Цели: - повторить знания учащихся по русскому языку;
- формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
- развивать пытливость, любознательность каждого ученика;
- развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и
словарный запас.
Оборудование: чистые листы для решений, ручки, листы с заданиями, панамы, шляпы.
Ход занятия:
Организационный момент.
I. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мальчик - всезнайка (рисунок). Он предлагает поиграть в «Весёлый марафон» и утверждает, что те задания - заморочки, которые он нам приготовил, мы ни за что не отгадаем. Ну, что, ребята, принимаем предложение мальчика - всезнайки? Покажем, на что мы способны? Но соревноваться мы будем друг с другом, т. е. командами (класс уже поделен на 2 команды). Как говорится в пословице «Одна голова хорошо, а две еще лучше». Поэтому я предлагаю найти название своей команде в «Шапочном знакомстве». Выбрать панаму или шляпу для своей команды. А для этого вам надо выбрать капитана команды, чтобы он выбрал головной убор. (Капитаны команд выбирают головные уборы по жребию). Итак, мы определились с названиями команд. 1 команда будет называться …., 2 команда -…… (панамы, шляпы). Теперь у вас у каждого две головы, вторая голова вам поможет справиться со всеми заданиями, которые встретятся впереди.
-А теперь команды поприветствуют друг друга. Начнем с первой команды…. Слово для второй команды (1 слайд)
Приветствие команд:
1 команда. Мы - веселые ребята, и не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами в марафон будем играть.
Мы ответим дружно, и здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба владычицей побед.
2 команда. И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование,
Успех решает не судьба, а только наши знания.
И, соревнуясь, вместе с вами мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней и наша дружба крепнет с ней.
Сегодня наши команды будут поддерживать болельщики. Им слово для приветствия команд.
Приветствие болельщиков
За команды мы болеем и друзьям помочь сумеем!
Пожелаем вам, друзья, сражаться дружно и отважно,
Кому достанется победа со всем, со всем неважно!
Учит: С командами познакомились, болельщики поприветствовали команды, теперь познакомимся с жюри. (Знакомство с жюри)
А теперь мы приступаем к состязаниям.
(Слайд) 1 конкурс «Игра – кричалка». Назвать детенышей животного мира.
Отвечать следует хором. Команды должны отвечать поочередно.
1 команда 2 команда
Кошка – котёнок Собака – щенок
Гусыня – гусёнок Скворец – скворчонок
Лошадь – жеребёнок Свинья - поросёнок
Корова – телёнок Овца – ягнёнок
Индюшка – индюшонок Курица – цыплёнок
Змея – змеёныш Лягушка – лягушонок
Таракан -?
2 конкурс «Проще простого» (слайд).
I команда. Некоторые люди не умеют правильно петь. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:
Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо)
II команда. В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:
Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён)
3 конкурс «Имена девочек» (слайд).
Из набора букв составьте имена девочек.
ИЯЮЛ (Юлия) ВАРЕ (Вера)
ЬАГОЛ (Ольга) РИНАИ (Ирина)
ЕЕАЛН (Елена) АРМЯИ (Мария)
АТЕЛСАНВ (Светлана) ЖДАДНЕА (Надежда)
ТИААРЕКЕН (Екатерина) ЕВТАИНЛАН (ВАЛЕНТИНА)
Учит.: Пока наши команды готовятся, мы поиграем с нашими болельщиками
Игра с болельщиками.
ЗАКОНЧИ ФРАЗУ
От радости матросы пели
Ура! Они достигли … (цели)
Живет у нас дремотное,
Пушистое … (животное)
Сколько солнца на опушке!
На носах у нас … (веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу, пасутся два ... (барана)
Ребята смеются, купаясь в реке
Плакучая … стоит вдалеке (ива)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий ... (лист)
Задание «Кто больше». Составь из слова «наборщик» как можно больше слов.
(набор, щи, кино, бор, банщик, барон, барин, икра, роща, ар, бак.)
4 конкурс «Один - много» (слайд). Конкурс для капитанов.
Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном:
I команда II команда
Нога - … (ноги) Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги) Мука - … (не имеет мн. числа)
Ведро - … (вёдра) Бедро - … (бёдра)
Метро - … (не имеет мн. числа) День - … (дни)
Цыплёнок - … (цыплята) Козлёнок - … (козлята)
5 конкурс «Ералаш» (слайд).
Мальчик – всезнайка решил вас запутать. Переставил имена существительные, и получилась неразбериха. Верните на место владельцев.
ТРУСЛИВЫЙ КАК МЕДВЕДЬ (ТРУСЛИВЫЙ КАК ЗАЯЦ)
ДЛИННЫЙ КАК ЗАЯЦ ДЛИННЫЙ КАК ЖИРАФ)
СЛЕПОЙ, КАК ПЕС (СЛЕПОЙ КАКА КРОТ)
ВЕРНЫЙ КАК ОСЕЛ (ВЕРНЫЙ КАК ПЕС)
УПРЯМЫЙ КАК ЖИРАФ (УПРЯМЫЙ КАК ОСЕЛ)
НЕУКЛЮЖИЙ КАК КРОТ (НЕУКЛЮЖИЙ КАК МЕДВЕДЬ)
6 конкурс «Будь внимателен, мой друг» (слайд).
Я буду называть слова. Если встретится имя существительное, то вся команда хлопает 1 раз в ладоши. Команды отвечают поочередно.
СЛОВА 1 КОМАНДЕ:
День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, ранняя, весна, наступила, холодная, ветер. (День, компьютер, ковер, весна, ветер).
СЛОВА 2 КОМАНДЕ:
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, любит, зубастый, мяч. (Человек, рыба, заяц, стол, мяч).
- Самой внимательной была команда …
7 конкурс для капитанов «Дерево мудрости» (слайд).
УЧИТ.: У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Капитан 1 команды идет направо к дереву Мудрости желтому, а капитан 2 команды идет к дереву Мудрости зеленому. Но вы песни заводить не будете, сказки рассказывать тоже не будете. Дерево Мудрости очень любит людей занятых делом.
(Обращение к капитанам): Капитаны, листочки на деревьях есть? (Нет)
- Надо будут развесить листочки на деревья. А для этого вам нужно будет собрать пословицы. Первая часть пословицы находится на одной половине листочка, а вторая часть пословицы на второй половине листочка, объяснить смысл пословиц.
1) Труд кормит, а лень портит.
2) Как аукнется, так и откликнется.
3) Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
4) Сам погибай, а товарища выручай.
5) Мир строит, а война разрушает.
6) Смелый побеждает, а трус погибает.
8 конкурс «Превращение слов» (слайд).
Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Пара - (фара) Роща – (роза)
Река – (рука) Игла – (игра)
Уха – (ухо) Белка – (булка)
Бинт - (бант)
9 конкурс «Весёлые вопросы» (слайд).
Задаются вопросы командам поочередно.
1 - В каком городе сто девочек и один мальчик (Севастополь).
2 - Какую картошку не ест колорадский жук? (Пирожное).
1 - В названии какой птицы сорок букв? (Сорока).
2 - Какой месяц короче других? (Май).
1 - Какой конь без ног? (Шахматный).
2 - Какой «гость» первым делом появляется на кухне? (Таракан).
1 - Что не купишь за деньги? (Здоровье).
2 - Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон).
1 - Какое ушко не слышит? (Игольное).
2 - Какой овощ самый музыкальный? (Фа - соль).
10 конкурс «В каких словах ЕЛЬ растет?».
Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит. (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)
11 конкурс «Буквы заблудились».
Мальчик – всезнайка решил проверить вашу грамотность. Буквы в тексте заблудились, исправьте ошибки.
Каждой команде дается карточка с текстом. В тексте исправить ошибки. Время на выполнения задания – 2 минуты.
- Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
- У опушке милкали голубым колоколчики, белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька.
- Я шел по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.
- У опушки мелькали голубые колокольчики, белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка.)
12 конкурс «Потерялись».
Вас опять решил запутать мальчик - всезнайка. Слова разбежались, их надо собрать. Из слов составить новые слова.
ГОРИ ДУХ ГОРИЗОНТ
ГАЗ ОСЫ МАК ГАЗЕЛЬ
ТОЧКА МАКУШКИ
ВОЛ ЗОНТ ВОЛОСЫ
ВЕС ЕЛЬ ВЕСТОЧКА
ВОЗ УШКИ ВОЗДУХ
Учит. Подведение итогов: награждение, добрые пожелания ребятам от мальчика - всезнайки.
4.«Крылатые выражения» (фразеологизмы)
(теоретический материал для занятий)
Цель: познакомить детей с фразеологизмами, объяснить происхождение некоторых выражений.
Задачи: развивать умения:
- находить фразеологизмы, заменять их одним словом и наоборот слово - заменить фразеологизмом;
- озаглавливать стихотворный отрывок фразеологизмом;
- выражать основную мысль, описанную фразеологизмом;
- воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие, уважение к ветеранам.
I. Организационный момент
- А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Мы начинаем наше занятие.
II.1) Русский язык - язык великого народа. Он по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. О силе и красоте родного языка писали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой и др. писатели.
Богатство родного языка содержится в присущих ему разнообразных средствах для передачи самых сложных и тонких мыслей.
Многие русские слова - заметил К. Г. Паустовский, - сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Это язык, на котором мы говорим. Он понятен всем, кто живёт в Российской Федерации и не только, много людей, живущих за границей, знают русский язык, поэтому нам с вами необходимо изучать этот великий, могучий русский язык. В нём очень много разных слов и каждое из них по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.
«Хромое слово - кривая речь» - говорит русская пословица. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Но мы будем стараться, чтобы наша речь была красивая, используя для этого выразительные средства языка.
2) Давайте прослушаем стихотворение «Как работает слово».
- О работе какого слова вы узнаете?
Бывает частенько, что слово одно.
Но очень по - разному служит оно.
Примеры здесь можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.
А гуси и утки сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою — ты правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идёт
- Под камень лежачий вода не течёт...
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду - то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай!»
Работать впустую! Ты скажешь потом:
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах - то вода!»
- О работе какого слова вы узнали?
- Какие выражения со словом вода встретились в стихотворении? (на доске вывешиваются плакаты)
- немало воды утекло
- идти в огонь и воду
- как с гуся вода
- воды в рот набрал
- под лежачий камень вода не течёт
- толочь воду в ступе
- лить воду
- носить воду решетом
- В каком значении - прямом или переносном - употреблены эти выражения?
3) Давайте объясним значение каждого выражения.
- А как называются такие выражения? (фразеологизмы - объявление темы).
- Что такое фразеологизм?
- Где можно узнать о значении слова? (В толковом словаре).
(Чтение статьи из толкового словаря)
4) - Ребята, а для чего нужны нам в речи фразеологизмы? (Ими можно озаглавить стихотворения).
- Давайте попробуем озаглавить стихотворный отрывок одним из фразеологизмов (читают дети).
- Друг на друга так похожи
Комаровы - братья.
Где тут Петя, где Серёжа -
Не могу сказать я (Как две капли воды)
Мама сразу узнаёт, Учу ли я уроки:
Если выучен урок,
Всегда в чернилах щёки. (Как в воду глядит).
Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.
Вдруг неведомо откуда
Раздаётся вдалеке:
- Шура Волкова, к доске!
(Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом) (Окатить холодной водой)
- А у Гришки неудача:
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать.
Заглянул он под кровать,
Под столы, под табуретки,
Под диваны, под салфетки.
Ищет в печке, и в ведре,
И в собачьей конуре.
Гришке горько и обидно,
А задачника не видно (Как в воду канул).
- Как же служит слово вода?
(Оно высмеивает некоторых людей, других хвалит)
5) - Да, фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Знакомство с русской фразеологией помогает понять историю и характер русского народа, так как многие фразеологизмы, по своему происхождению связаны с событиями прошлого. Почему мы так говорим.
Бить баклуши (Рассказы детей)
- Большинство фразеологизмов употребляются в переносном значении. Так в Древней Руси сочетание слов бить баклуши означало разбивать обрубок дерева на мелкие части - баклуши, из которых потом делали ложки, т.е. делать очень простую, мелкую работу. В настоящее время выражение бить баклуши означает бездельничать.
Знать назубок
- В старину, когда в обращении были золотые монеты, люди нередко проверяли их подлинность зубами. Прикусят монету, а потом поглядят на неё. Если на ней нет вмятин, значит, настоящая. Ну, а если отметина осталась - непременно поддельная. От этого обычая и родилось выражение «знать назубок», то есть знать что - либо точно, досконально.
Дело в шляпе
- В старину всякие спорные дела решались жеребьёвкой: в шляпу бросали монеты, кусочки свинца, другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того «дело в шляпе», то есть никто уже не сможет отнять у него законного права на то, из-за чего возник спор, позже так и стали выражаться, когда улажено какое - либо дело.
Работать «спустя рукава», «засучив рукава».
- Зародились эти выражения в те далёкие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Работать в одежде с такими рукавами было неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что- нибудь нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что засучивать их и не надо.
- Можно ли изменять слова во фразеологизме? (Нет, иначе устойчивый оборот уже не будет устойчивым, нарушится его смысл).
- А где можно узнать, что обозначает фразеологизм? (В словаре фразеологизмов - по первому слову)
(Знакомство со словарём).
6) Физкультминутка (стоя).
- Я называю фразу, если это фразеологизм, вы поднимаете руки, если нет, то руки опущены
- Болеть душой, болеть гриппом.
- Попасть в точку, нарисовать точку.
- Бить тревогу, не смыкать глаз, висеть на волоске.
- Сесть в калошу, надеть калошу.
- Молодцы, умеете отличать фразеологизмы.
7) А теперь давайте ещё поупражняемся.
Какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему? (на доске).
- Медвежья услуга, медвежья берлога.
- Волчий хвост, волчий аппетит.
- Падать в обморок, падать в яму.
- Золотые часы, золотые руки.
Фразеологизмы можно заменить близким по смыслу глаголом.
- болеть душой — волноваться
- держать в уме — помнить
- сложить голову — погибнуть
- бить тревогу — беспокоиться
- попасть в точку — угадать.
- Фразеологизм можно заменить словом, которое отвечает на вопрос как? (наречием).
- Капля в море – мало
- без сучка и задоринки – хорошо
- как снег на голову — неожиданно
- рука об руку – вместе
- в час по чайной ложке — медленно
- кот наплакал — мало
- на скорую руку - быстро.
8) - При помощи фразеологизма можно выразить основную мысль описанного. Я прочитаю случаи из жизни, а вы подберёте фразеологизм (Прослушивание записи).
1. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор починить сам может, и модель ракеты сделать и планер. Как можно назвать дядю Мишу? (на доске) (Мастер на все руки).
2. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят, шутя в таком случае? (Лёгок на помине).
3. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово (Слов на ветер не бросает).
4. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. (Вышел сухим из воды).
5. Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем? (Выведем его на чистую воду)
9) Перед вами текст. Найдите в рассказе 9 фразеологизмов.
(Проверка: пальчики оближешь, терять голову, собаку съесть, плакать в
три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).
10) Выставка рисунков.
III. Итог
- С какими выражениями мы сегодня знакомились?
- В чём их особенность? ( Устойчивые сочетания слов)
Они употребляются в переносном значении, смысле, в них не разрешается заменять одно слово другим, переставлять слова, иначе устойчивый оборот уже не будет устойчивым, нарушается смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе по теме "Здоровая пища для всей семьи"
Данное занятие разработано и проведено в рамках программы по внеурочной деятельности "Школа здоровья" в 1 классе. Его структура соответствует ФГОС. Будет полезно для учителей начальных классов и всех,...
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса.
Программа: «Путешествие в мир экологии» В.А. Самкова....
Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе "Как вести себя у водоёмов"
Цель - формировать у учащихся потребность соблюдать правила поведения у водоемов....
Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе "Как себя вести дома"
Цель - формировать у учащихся потребность соблюдать правила поведения дома....
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса.Направление "Музыкальная шкатулка"
Конспект содержит информацию для ознакомления учащихся с историей празднования Нового года....
План-конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе.
Внеурочная деятельность...
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе на тему: «Права и обязанности ребенка в новом свете».
Цель: Обобщить знания детей об основных правах и обязанностях человека.Задачи:- познакомить учащихся с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка;- научить применять права ...