Литературный турнир по произведениям А. С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»
план-конспект занятия (2 класс)

Иванова Татьяна Павловна

Материал может быть использован в работе воспитателя группы продленного дня и классного руководителя в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный турнир по произведениям А. С. Пушкина

«Что за прелесть, эти сказки!»

2 класс

Воспитатель Иванова Татьяна Павловна

ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цели:  

В игровой форме закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина.

Учить обучающихся работать в группах, дружескому соперничеству.

Развивать речь обучающихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.

Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок, используя различные изобразительные техники.

Воспитывать интерес обучающихся к самостоятельному изучению произведений автора.

Форма: групповая

Предложенный список произведений.

“ Сказка о рыбаке и рыбке”

“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

“ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”

Иллюстрация эпизодов из сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание отрывков из  сказок.

Оборудование: интерактивная презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка книг, иллюстрации детей, карточки с заданиями, жетоны,  4 магнитные удочки, 16 рыбок с вопросами, грамоты для награждения.

Ход игры.

1.  Огрмомент.

- Ребята, сегодня мы с вами встретимся с очень известным писателем и поэтом. Угадайте, с кем?

Много сказок сочинил он,

В Лукоморье путь открыл он

В  ту страну, где с чудесами,

Повстречаемся мы с вами.

А.С. Пушкин.

2. Знакомство с автором.

Биографию  с презентацией рассказывает ученица.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. В семье, кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев

В их доме собирались поэты, художники, музыканты, устраивались литературные вечера. Детей воспитывали французские гувернеры, бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна.

В 12 лет  Александр поступил в Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где обучались дети высоких особ. Именно в лицее Александр впервые были признаны стихи его товарищами, с которыми он сохранил лицейскую дружбу на всю жизнь. Александр Сергеевич Пушкин написал много произведений о любви,  о природе, о справедливости.

В 31 год он женился на юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

В браке у них родились дети -  дочь Мария, сын Александр, Григорий и дочь Наталия.

Вскоре в Петербурге появился француз барон Дантес, который влюбился в жену Пушкина. Для поэта это было оскорбительно, и он вызвал Дантеса на дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Сейчас произведения Александра Сергеевича Пушкина читают во всём мире.

-  Сегодня предметом нашего разговора станут всеми любимые сказки А.С. Пушкина.

В детстве  у него была няня Арина Родионовна.  И часто маленький Саша слушал сказки, которые Арина Родионовна слышала от других или сочиняла сама. Ее рассказы оказали глубокое впечатление на Сашу и отразились   в его дальнейшем творчестве.  Он написал много разных произведений и среди них 7 сказок.

- Угадайте, из каких сказок эти строки.

Чтение отрывков из сказок наизусть детьми.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

“ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”

"Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

И ей зеркальце в ответ:

"Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее".

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.

“ Сказка о рыбаке и рыбке”

3. Конкурс «Золотая рыбка»

На полу лежит лист бумаги, изображающий море, в котором плавают рыбки, каждая со своим номером на хвостике рыбки. Вы должны удочкой (магнитной) поймать рыбку, а в ней вопрос. Распределитесь, кто будет ловить  - можно по очереди, может кто-то один. Пока один участник ловит, другие участники команды могут отвечать на вопросы в пойманных рыбках.

Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица. (Говорящее зеркальце)

Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года)

В этой сказке одна сестра стала царицей, другая-ткачихой, а третья-кем? ( Поварихой)

Как звали собаку семи богатырей? (Соколко )

Сколько раз закидывал невод в море старик? (три раза)

С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (в первый раз- с тиной, во второй- с травой морской, в третий- с золотой рыбкой.)

Как  в сказке море отзывается на жадность старухи? (помутилось, неспокойно, почернело, на море черная буря).

Как золотая рыбка проучила старуху? (старуха осталась у разбитого корыта).

Князь Гвидон в сказке три раза превращался  в насекомых, назовите каких? (В муху, комара, шмеля).

Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти чудеса?(1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все скорлупки золотые.2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.3-е: Лебедь  обернулась  царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)

К кому обращался  королевич Елисей в поисках  своей невесты. (К солнцу, месяцу и ветру)

Исполнитель песни « Во саду ли в огороде» (Белка)

Чем отравилась молодая царевна?(Яблоко)

Злой своенравный персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха)

Название острова мимо которого проплывали корабельщики. (Буяна)

Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (Елисей)

4. Парад сказочных героев.

Показы на интерактивной доске.

- Посмотрите на эти персонажи. Кто же они? Из какой сказки?

Королевич Елисей, рыбак, царевна Лебедь, царь Гвидон, старуха, 33 богатыря, царица, золотая рыбка.

- Молодцы, ребята. Вы всех отгадали.

5. Конкурс “Узнай от кого пришли телеграммы”

- Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.

Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем. (купцы)

Приеду с подарками, так как наткала я полотна. (ткачиха)

Очень жаль не сможем приехать, будем охотиться на серых уток и Русь защищать. (7 богатырей)

Прибуду к вам, как только отправлю Чернавку в лес с яблоком.   (царица – мачеха).

6. Минутка отдыха.

Текст на интерактивной доске.

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет(помахивают руками)

Он бежит себе в волнах(сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (расцепляют руки , садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают).

Подберите рифму:

Ветер весело шумит,

Судно весело ......( бежит) 

Мимо острова Буяна

В царство славного ..... (Салтана).

И желанная страна

Вот уж издали ......... (видна)

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный ......( рожок)!

Ты встаешь во тьме глубокой

Светлолицый    .......   (светлоокой).
И обычай твой любя

Звезды смотрят   ........  (на тебя).

И молва трезвонить стала:

Дочка царская............. (пропала).

Час обеда приближался

Топот по двору ......... (раздался)

Входят семь богатырей

Семь румяных .........( усачей)

Царь с царицею простился

В путь-дорогу   .......( снарядился)

И царица у окна

Села  ждать его.......( одна)

“Бюро находок”.

– Посмотрите, ребята, нам из сказочного городка отправили литературный мешочек. В нём потерянные вещи.  Давайте попробуем отгадать, из какой они сказки.

Кораблик («Сказка о царе Салтане».)

Зеркало («Сказка о мертвой царевне».)

Яблоко («Сказка о мертвой царевне».)

Собачка  («Сказка о мертвой царевне».)

- Все вещи нашли хозяев. Пусть они их больше не теряют. А вам спасибо за помощь.

8. Угадай-ка

- Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.

Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. "Сказка о рыбаке и рыбке"

Пантомима.

Долгий путь вы шли, поверьте,

Всё смогли преодолеть.

А сейчас мы сказку смотрим,

Вам же надо показать.

Каждая группа получает отрывок из сказки и с помощью пантомимы показывает его. Другие группы должны угадать название сказки.

Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
“ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”

"Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

И ей зеркальце в ответ:

"Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее".
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Старушонка хлеб поймала;

"Благодарствую,-- сказала.--

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!"

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит...

Пес как прыгнет, завизжит...

Но царевна в обе руки

Хвать -- поймала. "Ради скуки,

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед",--

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала...

“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
“ Сказка о рыбаке и рыбке”

Подведение итогов. Подсчёт жетонов. Объявление победителей.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Литературный турнир по произведениям А. С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»

Предлагаю в игровой форме закрепить знания о сказках Пушкина А.С. в литературном турнире "Что за прелесть, эти сказки!"...

КВН по сказкам А. С, Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Класс делится на три команды Они заранее готовят домашнее задание:приветствие противоборствующим командам и жюри, рисунки, костюмы, инсценирование.Учитель готовит задания для команд. Паузы во время по...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...

Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки..."

Материал разработки можно использовать на уроке как закрепляющий материал по сказкам А. С. Пушкина, так и во внеурочной деятельности....

Внеклассное ( внеурочное) мероприятие в 4 классе по литературному чтению по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть, эти сказки!"

Данная методическая разработка может быть использована как внеурочное или внеклассное мероприятие по литературному чтению. Целью данного занятия является обобщение и расширение знаний учащихся по теме...