Внеклассное ( внеурочное) мероприятие в 4 классе по литературному чтению по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть, эти сказки!"
методическая разработка по чтению (3, 4 класс)

Данная методическая разработка может быть использована как внеурочное или внеклассное мероприятие по литературному чтению. Целью данного занятия является обобщение и расширение знаний учащихся по теме "Сказки А.С.Пушкина".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2

Внеклассное мероприятие в 4 В классе

(внеурочное занятие по литературному чтению

по сказкам А.С. Пушкина)

           

                    Эпиграф:

«Что за прелесть, эти сказки!

 Каждая есть поэма!»

Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»

Цель:

Обобщить и расширить знания учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина».

Задачи:

1. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к  

    чтению и родной литературе.

2. Развивать память, мышление, внимание.

3. Учить умению выделять главное, обобщать.

4. Учить работать в группе и индивидуально.

5. Развивать творческие способности учащихся.

6. Воспитывать обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые

    чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина
  2. Выставка книг - сказок Пушкина разных изданий.
  3. Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
  4. Кроссворд, материал для викторины.
  5. Иллюстрации к проекту «Одежда русских людей в 18-19 веке».
  6. Реквизиты для разыгрывания сценок.
  7. Песни из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Применяемые технологии:

  1. Групповая технология.
  2. Игровая технология.
  3. Проектная технология.
  4. Уровневая дифференциация.

Составила и провела

учитель начальных классов

МАОУ Селятинской СОШ № 2

Афанасьева Наталья Георгиевна

Ход урока.

I.Орг. момент. Настрой на урок. Приветствие.

Учитель: - Начинаем наш урок. Мы будем работать хорошо, активно, и я уверена, что урок вызовет  у  нас только  положительные эмоции. Садитесь.

  1. Сообщение темы урока.

На доске: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!» 

- Кто написал эти строчки?

Если ученики не знают, то рассказывает учитель:

- В длинные зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки.  Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»

- Какие книги вы принесли сегодня для работы? (Сказки Пушкина)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (О сказках Пушкина)

- Тогда давайте вспомним наш девиз и начнём работу. 

У: В гости сказка к нам пришла,

     В мир фантазий позвала.

Д: Всё про сказку мы расскажем,

     Свои знания покажем.      

  1. Повторение изученного.

- Что вы знаете о А.С. Пушкине? (А.С. Пушкин – великий поэт. Он писал стихи, поэмы, сказки. Родился 6 июня 1799 г. Прожил всего 38 лет, погиб на дуэли. Специально для детей не писал, но сказки и стихи читают все: и взрослые, и дети. Пушкин написал 7 сказок, но одна из них осталась недописанной - это «Сказка о медведихе»)

  1. Постановка проблемного вопроса.

Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни «Спор Маши и Вити». Слушайте внимательно. Потом скажете, о чём спорили дети? (Звучит отрывок из песни).

- Не бывает в наши дни чудес на свете

 -  Для тех, кто не верит в них сам.

- Нет Кощея -это знают даже дети!

- А сказки живут тут и там.

     - Лукоморья нет на карте –

       Значит в сказку нет пути!

    - Это присказка, не сказка,

      Сказка будет впереди.

- О чём спорили Маша и Витя?  (Маша говорит, что чудеса есть на свете. А Витя не верит. Возникает вопрос:

- Если сказка – это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их  и  почему учимся у них? В чём сила сказок?

 (Сказки – это чудеса. Сказки учат добру. Добро всегда побеждает зло.)

- Какое крылатое выражение есть у Пушкина про сказки?

(Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)

- Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке»)

- Я предлагаю вам сейчас поработать со сказками Пушкина и доказать мудрость этих слов. Вы будете работать по группам.

  1.  Групповая работа.
  1. Инструктаж.

     Чтобы узнать, над какой сказкой вы будете работать, надо составить фразу.

По ней вы догадаетесь, о какой сказке идёт речь. Слова – подсказки лежат в конверте с вопросом. Отгадывать будете всей группой.  В конверте так же  находятся карточки с заданиями.  Задания разные по трудности. Вы сами решите в группе, кто за какое задание возьмётся.  

     Вспомним главные правила работы в группе:

- работаем дружно;

- работаем так, чтобы не мешать другим;

- если группа готова к ответу, поднимаем сигнальную карточку.

2. Выполнение работы.

На подготовку даю 5 минут. Приступаем к работе. (Дети распределяют сами, кто  какое задание будет выполнять)

Задания по карточкам:

№ 1 – Классификация рисунков. Подобрать иллюстрации к своей сказке.

(Дети заранее рисовали иллюстрации к сказкам во внеурочное время и на уроке рисования)

№ 2 – Выйти к доске, взять рисунок, подобрать подходящий отрывок из сказки и выразительно его прочитать вслух.

№ 3 – Объяснить значения слов из сказки.( на карточке указаны несколько слов из данной сказки).

№ 4 – Какой намёк (урок) даёт эта сказка?

№ 5 - Выбрать пословицу, наиболее подходящую к сказке.

3. Проверка. Группы прекращают работу. По очереди слушают выступления команд. Если есть ошибки, дети из других команд поднимают руки.

 

  1.  Физкультминутка.

На прошлой неделе мы проводили конкурс на лучшую физкультминутку к сказкам Пушкина. Это наше совместное творчество. От каждого взяли понемногу, и вот что у нас получилось.

В Лукоморье мы пришли

И высокий дуб нашли.

Кот учёный ходит кругом,

Повернись и ты друг с другом.

Влево, вправо наклонись,

Сказку слушать не ленись.

Грозен взгляд у злой царицы,

Царевна милая в темнице,

Королевич Елисей

Спешит на помощь ей скорей.

В небе коршун злой летит,

Хочет лебедь захватить.

Рыбка, рыбка, помоги,

Ты старуху усмири.

Знают взрослые и дети –

Чудеса живут на свете!   Молодцы! Садитесь.

  1. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание. Ребята подготовили инсценировки. Все удобно сели, повернулись к артистам и тихо слушаем.

1. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане…»

    «Три девицы под окном»….

2. Инсценировка отрывка из «Сказки о мёртвой царевне…»

     «Свет мой, зеркальце, скажи»… «Ветер, ветер, ты могуч!..

  1. Проектная работа.

- Обратили ли вы внимание на костюмы, в которых выступали ребята?

Ученица нашего класса (Гришина Анна) делала проект « Традиционная мужская и женская одежда на Руси». Сейчас она вам сама всё расскажет. Идёт презентация проекта, показ иллюстраций, кукол, сделанных своими руками и наряженных в русскую одежду 18 -19 века.

Мы обязательно дополним проект Ани, и на уроке труда сделаем аппликации – нарядим нарисованных кукол в соответствии с традициями того времени.

  1. Викторина по сказкам или кроссворд.

А теперь пришло время поиграть.

1 вариант. Викторина.

1.Что кричал петушок, сидя на спице?   (Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку!»)

2. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб.  Что приговаривал Балда с укоризною? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина, ты, простофиля»)

4. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?

                                                                            («Весть царевну в глушь лесную

                                                                               И, связав её, живую,

                                                                               Под сосной оставить там

                                                                               На съедение волкам»).

5. Что вымолвила Золотая Рыбка старику после первой их встречи?

                                                                         (Не печалься, ступай себе с богом.

                                                                             Будет тебе новое корыто.)

6. Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря)

7. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне из «Сказки о мёртвой царевне»?                  («Семь торговых городов, да сто сорок теремов»)

8. Какого роста был новорождённый сын царя Салтана? ( Аршин)

9. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

10. Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы?          (Неделю).

2 вариант. Разгадывание кроссворда. Кто быстрее?

Задание: ответив на вопросы, вы узнаете в выделенной вертикали фамилию русского поэта и учителя-наставника А.С. Пушкина. (Жуковский)

Описание: C:\Users\пользователь\Desktop\books1.gif

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Одна из отрицательных черт характера старухи из сказки «О рыбаке и рыбке». (Жадность)

2.Что даёт сказка всем добрым молодцам? (урок)

3. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон, когда первый раз полетел к отцу в царство славного Салтана.(комар)

4. Что должен был чертёнок заплатить Балде? (оброк)

5. Одно из природных явлений, за помощью к которому обратился королевич

    Елисей в поисках невесты.(ветер)

6. Кличка собаки из сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях». (Соболько)

7. Вещь домашнего обихода, которую старуха променяла на новую избу. (корыто)

8. С каким драгоценным камнем сравнивались ядра орешков у белочки из сказки «О царе Салтане». ( изумруд)

9.Последняя буква в слове-названии лесного духа, хозяина леса. (лешиЙ)

3 вариант «Узнай от кого пришли телеграммы”.

-  Герои сказок отправили нам телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.

1) Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.

2) Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.

3) Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.

4) Приеду с подарками, так как наткала я полотна.

5) Очень жаль, но приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети оба наших сокола».

6) Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.

Молодцы!

 

  1. Итог урока.

- Подведём итоги урока. В чем сила и ценность сказок?

( Сказка – это добрая фантазия и мечты  людей. Сказка не только занимательна, но и поучительна.)

- Будем верить в сказки, в добро и  мир.  Спешите делать добро сами!

  1. Рефлексия.

- Кому понравилось сегодня на занятии? Что было интересного?

- Кому понравилось работать в группе?

- Кто после уроков будет читать сказки, и не только Пушкина, но и другие

   сказки?

- Спасибо вам, ребята, за дружную активную работу, поэтому всем ставлю «отлично»!

  1. Домашнее задание.

     Предлагаю вам прочитать сказку о медведихе. Эта сказка не дописана Пушкиным. Предлагаю вам подумать о том, какое может быть продолжение этой сказки. Не забудьте, ведь сказки творят чудеса и добро побеждает зло. 

Резерв.

Девочки дарят вам добрую поучительную песню о волшебниках.

(Поют песню о волшебниках из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити»).

Аннотация

     Данная методическая работа разработана и проведена мной в рамках  открытого внеклассного мероприятия в 4 классе. Её также можно использовать и как внеурочное занятие.

     Целью методической разработки является обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина». В ходе проведения такого занятия решаются задачи по развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса, привитию любви к чтению и родной литературе, творческих способностей учащихся, навыка работать в группе, воспитанию обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.

     На занятии используются игровая, проектная технология, групповая работа и

уровневая дифференциация.

     Занятие было проведено интересно, содержательно, заслужило высокую оценку гостей и экспертов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для 2 класса по литературному чтению на тему "Осенние загадки".

Внеклассное занятие для 2 класса по литературному чтению на тему: "Осенние загадки"....

Разработка урока во 2 классе по литературному чтению "Знакомство со сказкой А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Разработка урока по знакомству детей с биографией А.С. Пушкина и его сказкой "О рыбаке и рыбке"...

Презентация для 3 класса по литературному чтению к сказке "Случай с Евсейкой" М. Горького

Презентация содержит фото морских обитателей, встречающихся в произведении....

Конспект урока по литературному чтению :"В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки." 3 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока по литературному чтению  "  В. Бианки " Путешествие Муравьишки" .Правда  и вымысел в сказке В.Бианки".            ...

4 класс урок Литературного чтения В. Гаршин. « Сказка о жабе и розе».

Цели: познакомить с произведениями В. Гаршина, пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить определять жанр.Воспитывать чувство сострадания к другим;.Учить а...

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (УМК «Школа России», авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина1 класс) Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»

Место урока в системе уроков: 2-ой урок по теме: «Сказки, загадки, небылицы»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Рук...