Внеклассное ( внеурочное) мероприятие в 4 классе по литературному чтению по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть, эти сказки!"
методическая разработка по чтению (3, 4 класс)
Данная методическая разработка может быть использована как внеурочное или внеклассное мероприятие по литературному чтению. Целью данного занятия является обобщение и расширение знаний учащихся по теме "Сказки А.С.Пушкина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afanaseva_ng_vneklassnoe_meropriyatie_po_lit_chteniyu_4_klass_.docx | 69.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2
Внеклассное мероприятие в 4 В классе
(внеурочное занятие по литературному чтению
по сказкам А.С. Пушкина)
Эпиграф:
«Что за прелесть, эти сказки!
Каждая есть поэма!»
Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»
Цель:
Обобщить и расширить знания учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина».
Задачи:
1. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к
чтению и родной литературе.
2. Развивать память, мышление, внимание.
3. Учить умению выделять главное, обобщать.
4. Учить работать в группе и индивидуально.
5. Развивать творческие способности учащихся.
6. Воспитывать обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые
чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина
- Выставка книг - сказок Пушкина разных изданий.
- Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
- Кроссворд, материал для викторины.
- Иллюстрации к проекту «Одежда русских людей в 18-19 веке».
- Реквизиты для разыгрывания сценок.
- Песни из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
Применяемые технологии:
- Групповая технология.
- Игровая технология.
- Проектная технология.
- Уровневая дифференциация.
Составила и провела
учитель начальных классов
МАОУ Селятинской СОШ № 2
Афанасьева Наталья Георгиевна
Ход урока.
I.Орг. момент. Настрой на урок. Приветствие.
Учитель: - Начинаем наш урок. Мы будем работать хорошо, активно, и я уверена, что урок вызовет у нас только положительные эмоции. Садитесь.
- Сообщение темы урока.
На доске: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Кто написал эти строчки?
Если ученики не знают, то рассказывает учитель:
- В длинные зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Какие книги вы принесли сегодня для работы? (Сказки Пушкина)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (О сказках Пушкина)
- Тогда давайте вспомним наш девиз и начнём работу.
У: В гости сказка к нам пришла,
В мир фантазий позвала.
Д: Всё про сказку мы расскажем,
Свои знания покажем.
- Повторение изученного.
- Что вы знаете о А.С. Пушкине? (А.С. Пушкин – великий поэт. Он писал стихи, поэмы, сказки. Родился 6 июня 1799 г. Прожил всего 38 лет, погиб на дуэли. Специально для детей не писал, но сказки и стихи читают все: и взрослые, и дети. Пушкин написал 7 сказок, но одна из них осталась недописанной - это «Сказка о медведихе»)
- Постановка проблемного вопроса.
Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни «Спор Маши и Вити». Слушайте внимательно. Потом скажете, о чём спорили дети? (Звучит отрывок из песни).
- Не бывает в наши дни чудес на свете
- Для тех, кто не верит в них сам.
- Нет Кощея -это знают даже дети!
- А сказки живут тут и там.
- Лукоморья нет на карте –
Значит в сказку нет пути!
- Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.
- О чём спорили Маша и Витя? (Маша говорит, что чудеса есть на свете. А Витя не верит. Возникает вопрос:
- Если сказка – это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их и почему учимся у них? В чём сила сказок?
(Сказки – это чудеса. Сказки учат добру. Добро всегда побеждает зло.)
- Какое крылатое выражение есть у Пушкина про сказки?
(Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
- Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке»)
- Я предлагаю вам сейчас поработать со сказками Пушкина и доказать мудрость этих слов. Вы будете работать по группам.
- Групповая работа.
- Инструктаж.
Чтобы узнать, над какой сказкой вы будете работать, надо составить фразу.
По ней вы догадаетесь, о какой сказке идёт речь. Слова – подсказки лежат в конверте с вопросом. Отгадывать будете всей группой. В конверте так же находятся карточки с заданиями. Задания разные по трудности. Вы сами решите в группе, кто за какое задание возьмётся.
Вспомним главные правила работы в группе:
- работаем дружно;
- работаем так, чтобы не мешать другим;
- если группа готова к ответу, поднимаем сигнальную карточку.
2. Выполнение работы.
На подготовку даю 5 минут. Приступаем к работе. (Дети распределяют сами, кто какое задание будет выполнять)
Задания по карточкам:
№ 1 – Классификация рисунков. Подобрать иллюстрации к своей сказке.
(Дети заранее рисовали иллюстрации к сказкам во внеурочное время и на уроке рисования)
№ 2 – Выйти к доске, взять рисунок, подобрать подходящий отрывок из сказки и выразительно его прочитать вслух.
№ 3 – Объяснить значения слов из сказки.( на карточке указаны несколько слов из данной сказки).
№ 4 – Какой намёк (урок) даёт эта сказка?
№ 5 - Выбрать пословицу, наиболее подходящую к сказке.
3. Проверка. Группы прекращают работу. По очереди слушают выступления команд. Если есть ошибки, дети из других команд поднимают руки.
- Физкультминутка.
На прошлой неделе мы проводили конкурс на лучшую физкультминутку к сказкам Пушкина. Это наше совместное творчество. От каждого взяли понемногу, и вот что у нас получилось.
В Лукоморье мы пришли
И высокий дуб нашли.
Кот учёный ходит кругом,
Повернись и ты друг с другом.
Влево, вправо наклонись,
Сказку слушать не ленись.
Грозен взгляд у злой царицы,
Царевна милая в темнице,
Королевич Елисей
Спешит на помощь ей скорей.
В небе коршун злой летит,
Хочет лебедь захватить.
Рыбка, рыбка, помоги,
Ты старуху усмири.
Знают взрослые и дети –
Чудеса живут на свете! Молодцы! Садитесь.
- Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Ребята подготовили инсценировки. Все удобно сели, повернулись к артистам и тихо слушаем.
1. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане…»
«Три девицы под окном»….
2. Инсценировка отрывка из «Сказки о мёртвой царевне…»
«Свет мой, зеркальце, скажи»… «Ветер, ветер, ты могуч!..
- Проектная работа.
- Обратили ли вы внимание на костюмы, в которых выступали ребята?
Ученица нашего класса (Гришина Анна) делала проект « Традиционная мужская и женская одежда на Руси». Сейчас она вам сама всё расскажет. Идёт презентация проекта, показ иллюстраций, кукол, сделанных своими руками и наряженных в русскую одежду 18 -19 века.
Мы обязательно дополним проект Ани, и на уроке труда сделаем аппликации – нарядим нарисованных кукол в соответствии с традициями того времени.
- Викторина по сказкам или кроссворд.
А теперь пришло время поиграть.
1 вариант. Викторина.
1.Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку!»)
2. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)
3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина, ты, простофиля»)
4. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?
(«Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам»).
5. Что вымолвила Золотая Рыбка старику после первой их встречи?
(Не печалься, ступай себе с богом.
Будет тебе новое корыто.)
6. Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря)
7. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне из «Сказки о мёртвой царевне»? («Семь торговых городов, да сто сорок теремов»)
8. Какого роста был новорождённый сын царя Салтана? ( Аршин)
9. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
10. Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы? (Неделю).
2 вариант. Разгадывание кроссворда. Кто быстрее?
Задание: ответив на вопросы, вы узнаете в выделенной вертикали фамилию русского поэта и учителя-наставника А.С. Пушкина. (Жуковский)
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 |
1.Одна из отрицательных черт характера старухи из сказки «О рыбаке и рыбке». (Жадность)
2.Что даёт сказка всем добрым молодцам? (урок)
3. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон, когда первый раз полетел к отцу в царство славного Салтана.(комар)
4. Что должен был чертёнок заплатить Балде? (оброк)
5. Одно из природных явлений, за помощью к которому обратился королевич
Елисей в поисках невесты.(ветер)
6. Кличка собаки из сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях». (Соболько)
7. Вещь домашнего обихода, которую старуха променяла на новую избу. (корыто)
8. С каким драгоценным камнем сравнивались ядра орешков у белочки из сказки «О царе Салтане». ( изумруд)
9.Последняя буква в слове-названии лесного духа, хозяина леса. (лешиЙ)
3 вариант «Узнай от кого пришли телеграммы”.
- Герои сказок отправили нам телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.
1) Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.
2) Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.
3) Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.
4) Приеду с подарками, так как наткала я полотна.
5) Очень жаль, но приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети оба наших сокола».
6) Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.
Молодцы!
- Итог урока.
- Подведём итоги урока. В чем сила и ценность сказок?
( Сказка – это добрая фантазия и мечты людей. Сказка не только занимательна, но и поучительна.)
- Будем верить в сказки, в добро и мир. Спешите делать добро сами!
- Рефлексия.
- Кому понравилось сегодня на занятии? Что было интересного?
- Кому понравилось работать в группе?
- Кто после уроков будет читать сказки, и не только Пушкина, но и другие
сказки?
- Спасибо вам, ребята, за дружную активную работу, поэтому всем ставлю «отлично»!
- Домашнее задание.
Предлагаю вам прочитать сказку о медведихе. Эта сказка не дописана Пушкиным. Предлагаю вам подумать о том, какое может быть продолжение этой сказки. Не забудьте, ведь сказки творят чудеса и добро побеждает зло.
Резерв.
Девочки дарят вам добрую поучительную песню о волшебниках.
(Поют песню о волшебниках из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити»).
Аннотация
Данная методическая работа разработана и проведена мной в рамках открытого внеклассного мероприятия в 4 классе. Её также можно использовать и как внеурочное занятие.
Целью методической разработки является обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина». В ходе проведения такого занятия решаются задачи по развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса, привитию любви к чтению и родной литературе, творческих способностей учащихся, навыка работать в группе, воспитанию обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.
На занятии используются игровая, проектная технология, групповая работа и
уровневая дифференциация.
Занятие было проведено интересно, содержательно, заслужило высокую оценку гостей и экспертов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытй урок литературного чтения по произведениям В.Даля "Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"
Автор: Черентаева Людмила Ивановна...
Внеклассное занятие для 2 класса по литературному чтению на тему "Осенние загадки".
Внеклассное занятие для 2 класса по литературному чтению на тему: "Осенние загадки"....
Разработка урока во 2 классе по литературному чтению "Знакомство со сказкой А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Разработка урока по знакомству детей с биографией А.С. Пушкина и его сказкой "О рыбаке и рыбке"...
Презентация для 3 класса по литературному чтению к сказке "Случай с Евсейкой" М. Горького
Презентация содержит фото морских обитателей, встречающихся в произведении....
Конспект урока по литературному чтению :"В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки." 3 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока по литературному чтению " В. Бианки " Путешествие Муравьишки" .Правда и вымысел в сказке В.Бианки". ...
4 класс урок Литературного чтения В. Гаршин. « Сказка о жабе и розе».
Цели: познакомить с произведениями В. Гаршина, пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить определять жанр.Воспитывать чувство сострадания к другим;.Учить а...
Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (УМК «Школа России», авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина1 класс) Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Место урока в системе уроков: 2-ой урок по теме: «Сказки, загадки, небылицы»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Рук...