Род и семья – исток нравственных отношений. Занятие для учащихся 4 класса.
методическая разработка (4 класс)

Род и семья - исток нравственных отношений. Занятие для учащихся 4 класса в группе продленного дня. Занятие направленно на формирование у учащихся ценностного отношения в семье и семейным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_i.v.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для учащихся 4 классов

группы продленного дня

Смирновой Ирины Владимировны

Воспитателя группы продленного дня

ГБОУ Гимназия №330

Тема:  Род и семья – исток нравственных отношений.

Цель  урока: формирование  у  учащихся  ценностного  отношения  к семье  и семейным ценностям.

Задачи занятия:

  • познакомить учащихся с представлением о семейных ценностях;
  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
  • создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.

Ожидаемые результаты занятия:

  • учащиеся узнают, что такое род, семья; как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;
  • познакомятся  с  ключевыми  понятиями  урока, начнут  использовать  их  в собственной устной и письменной речи;
  • будут  учиться  понимать  необходимость  осознанного  отношения  к семейным ценностям;
  • усовершенствуют  умения  в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов  на  учебные  вопросы  разных  типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Метапредметные  связи: чтение, русский  язык, изобразительное  искусство, пропедевтика курса обществознания, истории.

Оборудование:

  • презентация,
  • индивидуальные конверты

Ход занятия:

1.  Подготовка к восприятию:

Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…    (Семья!)

2. Постановка проблемы.

 - Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)

3. Сообщение темы занятия. Постановка целей и задач занятия.  

 - Сегодня мы продолжим говорить о семье и её роли в жизни человека.

4. Работа по теме занятия.

1) Беседа

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:

Семья - это группа  живущих вместе близких родственников.

- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.

- А чем отличается род  от семьи ?

- Что объединяет каждую семью? (фамилия, праздники, традиции)

- Другой известный символ рода – герб, на котором изображалось все, чем гордится и знаменит род.

- В наше время, что осталось от символов рода? (фамилия)

2) Китайская притча

- Послушайте китайскую притчу и скажите в чём секрет счастливой семьи?

Китайская притча  «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

3) Самостоятельная  работа.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Подчеркните слова, которые характеризуют семью.

- Семья – это только праздник, где нас любят, ценят ….?

(нет, это ещё и работа)

- Какие обязанности есть в семье?

(зарабатывание средств, воспитание детей, готовить еду и т.д.)

- А какие обязанности есть у вас?

- Кто распределяет обязанности в семье?

- А почему?

- Почему в семье складываются такие отношения?

(уважение к старшим, больше знаний и опыта)

- Какую роль выполняют они в семье?

- Какие ещё члены семьи есть?

4) Работа в парах.

Карточки «Найди  пару».

Прабабушка  

Прадедушка

      Бабушка

      Дедушка

             Тётя

             Дядя

        Двоюродный брат

      Двоюродная сестра

Мамина сестра

Сын твоего дяди

Папин папа

Папин брат

Мамина мама

Мама твоей бабушки

Дедушка твоего папы

Дочь твоей тети

5) Заповеди семьи.

Семьи все разные. А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

С древних времен  существовали заповеди семьи:

*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

 *жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)

- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.

6) Орден Почета.

- Говорят, что богатая семья, это  та семья, где есть дети.

Но бывает и так, что есть дети, а семьи у них нет. Это дети-сироты. Они остались без родителей.  Есть семьи, которые берут таких детей к себе в семью, и они становятся для них родными. Таких семей очень много. Одна из них это семья Николаевых.

– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 20 лет с тех пор, как Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович — взяли в семью первых пятерых сирот…

7) Всероссийский день семьи.

В России существует праздник Всероссийский день семьи. Отмечают его 8 июля.

Праздник совсем молодой, отмечать его стали  с 2008 года.  Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви. К Всероссийскому дню семьи, любви и верности были созданы памятные медали "За любовь и верность". На одной стороне медалей изображен символ праздника - ромашка, на другой - лики святых Петра и Февронии.

Историческая справка.

Феврония крестьянка деревни Ласковой Рязанской области, дочь «древолазца» добывающего дикий мед. Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, умела лечить недуги была красивой, благочестивой, доброй девушкой.

Петр за несколько лет до княжения заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. По легенде во сне Петру было открыто, что его может излечить Феврония. В качестве оплаты за лечение она потребовала от Петра, чтобы он на ней женился, после излечения они поженились.

Когда Петр после брата унаследовал княжение, то бояре не захотели княгиню простолюдинку, потребовали чтоб Петр ее отпустил или уехали из Мурома. Князь взял лодку и уплыл с женой по реке. Они стали жить с простыми людьми, радуясь, что они вместе и Бог им помогал. В Муроме началась смута, многие стали домогаться престола, начались убийства, тогда бояре попросили князя Петра вернуться с женой. Феврония в дальнейшем заслужила любовь горожан.

 

8) СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ.

Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы?

А традиция эта появилась благодаря  французскому художнику и конструктору Дагеру, который в  1829 году изобрёл фотографию.

Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» — поётся в одной из песен.

9) СТАРИННЫЕ ВЕЩИ

У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

 

– Ребята, у кого дома хранится самая древняя вещь?

 

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

5. Итог занятия.

Какие понятия мы отнесем к семейным цнностям?

верность традициям           забота        любовь   сквернословие        

фамилия      общее увлечение     добрые дела     драка        

общие предки     подарки           праздник      ссора   обида        

сходство   взаимопонимание

Что не вошло в перечень семейных ценностей?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

Открытое занятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений".

Открытое занятие по ОРКЭСФирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классов ГБОУ СОШ №1738 имени авиаконструктора М.Л.Миля Тема:  Род и семья – исток нравственных отношений.Цель  урока: ф...

Занятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"...

Светская этика, 4 класс ,урок «Род и семья – исток нравственных отношений»

Светская этика урок "Род и семья-исток нравственных отношений"...

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...

Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...