Рабочая программа
рабочая программа
Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vogspitatelnoy_rabote.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Островского района Костромской области
«Островская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа классного руководителя по
воспитательной работе 1 – 4 классы
«Школа радости и здоровья»
Срок реализации 4 года
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитания |
Назначение программы | Программа является организационной основой развития и воспитания классного коллектива |
Основание для разработки программы | Закон «Об образовании» Конвенция о правах ребёнка Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» ФГОС |
Цель программы | создание условий для самореализации творческой личности через организацию КТД и совместную деятельности взрослых и детей. |
Основные задачи |
|
Принципы реализации программы |
|
Сроки реализации программы. Место реализации | Сроки реализации программы: 2015 – 2017уч.г. Место реализации программы: Костромская область, п. Островское, пер. Школьный д 3 МКОУ Островская СОШ |
Контингент учащихся | Учащиеся 3 – 4 классов |
Перечень основных направлений программы | Программа воспитательной работы в начальной школе состоит из разделов:
|
Методы и формы работы с классным коллективом | беседы и наблюдения; тематические классные часы; тематические праздники и вечера; сотрудничество с учреждениями дополнительного образования ; экскурсии, походы и поездки ; конкурсы; игры, соревнования; родительские собрания в различных формах. |
Этапы успешной реализации программы | I этап – Познай самого себя (1 класс) II этап – Учись дружить (2класс) III этап – Азбука коллективной жизни (3 класс) IV этап – Вместе мы сила (4 класс) |
Ожидаемые результаты | К концу 4 класса ученики видятся личностью:
К концу 4 класса классный коллектив представляется как:
|
Контроль за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляет администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе) |
Программа воспитания « Школа радости и здоровья».
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии со школьной программой воспитания и социализации основного общего образования МКОУ Островская СОШ.
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном процессе является одним из ключевых аспектов в современной системе образования, обусловленным многими факторами, среди которых можно выделить не только отсутствие у молодого поколения чётких положительных жизненных ориентиров, но и отсутствие целенаправленной деятельности общества по воспитанию в данном направлении. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране делают процесс воспитания еще более трудным.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, разработанная в МКОУ Островская СОШ , направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Актуальность воспитательной программы классного коллектива.
В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания. Результатами образования сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование коммуникативной компетенций. В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся возраст 7-10 лет является самым продуктивным периодом для развития коммуникативных способностей. Для начальной школы проблема развития коммуникативных умений актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Наиболее благоприятной для формирования коммуникативных навыков является КТД (коллективная творческая деятельность) с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
В свою программу я постаралась включить следующие инновации:
- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;
- возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
- заинтересованность участников образовательного процесса в реализации данной программы;
- согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
Цель прораммы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию КТД и совместную деятельности взрослых и детей.
Задачи программы:
- изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
- создание максимума условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного саморазвития учащегося;
- создание условий для КТД (коллективной творческой деятельности), развитие творческих способностей учащихся;
- профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в классном коллективе;
- обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
- развитие взаимоотношений с родителями учащихся, организация совместной деятельности в процессе воспитания.
Принципы реализации программы:
Принцип общественной направленности: школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Прогнозируемые результаты:
К концу 4 класса ученики видятся личностью:
- духовной;
- активной и инициативной;
- творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
- способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
- способной к саморазвитию, самовоспитанию.
- свободно владеющей всеми видами общения;
- коммуникативной.
К концу 4 класса классный коллектив представляется как:
- коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, взаимопонимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители
Основания для разработки Программы
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).
- Региональная стратегия действий в интересах детей Костромской области на 2012-
2017 годы (утверждена постановлением администрации Костромской области от 10 октября 2012 г. № 408-а)
- Концепция гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020 года(утверждена Губернатором Костромской области Ситниковым С.К. от 10 июля 2014г.)
- Ведомственной целевой программы «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014-2016 годы» (Приказ ДО № 1873 от 25.10.2013г)
Характеристика класса .
На начало 2015 учебного года в классе 21 человек. 11 девочек , 10 мальчиков. Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят подвижные игры, спортивные соревнования.
Отношения между ребятами дружные, хотя они еще не полностью чувствуют себя одним коллективом, одной командой. Все дети активно принимают участие в школьных мероприятиях, посещают творческие кружки по интересам.
Среди детского коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между собой как в школе, так и за ее пределами.
Можно отметить, что все с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу. Нужно отметить и недисциплинированность отдельных учащихся, которая проявляется как на уроке, так и на перемене
Дети активны как в общественной жизни, так и в учёбе. Диагностика мотивации к обучению показала, что сами желают учиться и это им нравится – 18 человек, но есть и такие дети, которых заставляют родители. Для повышения интереса к обучению у этих детей необходимо продумать индивидуальные приемы в воспитательно-образовательной работе.
Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности.
В полном составе выбран родительский комитет для работы. Родители принимают активное участие в жизни класса, оказывают необходимую помощь в проведении и организации внеклассных мероприятий.
В классе проводятся:
• Классные часы (тематические два раза в месяц);
• классные собрания (один раз в четверть);
• различные экскурсии познавательного и развлекательного характера;
• трудовые дела (участие в субботниках);
• спортивные соревнования;
Вся работа направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.
Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.
В классе несколько положительных лидеров: Ваня Ч., Олеся К., Элиза Т., Валя Х..
Аутсайдеров нет, все дети общительны, помогают и поддерживают друг друга.
Познавательный потенциал и познавательная активность обучающихся.
Обучающихся на уроке не всегда внимательны, не все выполняют домашние задания.
В классном коллективе есть ученики с неустойчивым, рассеянным вниманием – Кирилл К., Миша В... Эти дети плохо работают самостоятельно, им нужна помощь учителя. Есть в классе учащиеся с очень высоким потенциалом, у них хорошая память – Вика К., Арина С., Денис С..
В целом, коллектив работоспособный, владеют навыками самостоятельного умственного труда.
Творческий потенциал и творческая активность обучающихся.
Дети активно проявляют себя при проведении классных и школьных мероприятий, вместе с родителями участвуют в творческих конкурсах.
Этапы реализации программы
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Методы и формы работы с классным коллективом:
- беседы и наблюдения;
- тематические классные часы;
- тематические праздники и вечера;
- сотрудничество с городскими учреждениями и учреждениями дополнительного образования экскурсии, походы и поездки;
- конкурсы;
- игры, соревнования;
- родительские собрания в различных формах.
Основные направления работы
- «Я и Отечество»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
- формировать правовую культуру;
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способности к нравственному саморазвитию;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
- проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственностью и противоправными поступками людей.
Содержание:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения к ним;
- организация внеклассных мероприятий;
- сотрудничество с правовыми организациями;
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;
- развитие патриотических чувств учащихся через внеклассные мероприятия;
- организация встреч с истинными гражданами и патриотами;
- создание условий для проявления патриотических чувств к Родине, школе;
- посещение Музея и памятных мест в городе и за его пределами;
- привлечение уч-ся к работе в общественных организациях;
- формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма
Основные мероприятия:
Занимательный урок «Пишем письма в будущее» (октябрь)
Беседа о правах ребёнка( ноябрь)
Классный час «Конституция – основной закон»(декабрь)
Классный час «О героях былых времён» (февраль)
Классный час «Откуда мы родом» (март)
Правила поведения в общественных местах (апрель)
Классный час «Нам дороги эти позабыть нельзя …» (май)
- «Я и окружающий меня мир»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; представление о вере, духовной культуре и светской этике; толерантность, свобода совести и вероисповедания.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Задачи:
- создать условия для проявления уч-ся нравственных знаний, умений;
- изучать нравственные традиции семьи и прошлых поколений;
- развивать потребность в совершении нравственных поступков;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
-воспитывать бережное отношение к своей родной земле, планете; формировать экологическое сознание школьников.
Содержание:
- изучение нравственной воспитанности уч-ся школы;
- изучение нравственного климата в семьях и классных коллективах;
- учет возрастных особенностей в организации деятельности;
- поощрение уч-ся, совершающих нравственные поступки;
-участие в экологических конкурсах; создание кружковых объединений экологической направленности.
Основные мероприятия:
Проект «Осенний календарь природы» (сентябрь)
День учителя, участие в праздничном концерте (октябрь)
Мастерская Деда Мороза: Проект « Подарок другу, близким людям» (декабрь)
Познавательно-развлекательная программа « Все работы хороши» (январь)
Вперёд мальчишки»! Спортивный праздник (февраль)
Праздничный концерт «Цветы для мамы» (март)
Проект « Красивая клумба на пришкольном участке» (апрель)
Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения» (май)
- «Я и школа»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость, трудолюбие.
Задачи:
- знакомить с различными интеллектуальными достижениями людей;
- создавать условия для развития и совершенствования интеллектуальных возможностей на основе учета индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей и учебных возможностей;
- поощрять инициативу и стремление уч-ся к интеллектуальному самосовершенствованию;
- давать возможность уч-ся проявлять свои интеллектуальные достижения за пределами школы;
- создавать условия для выбора собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию и выполняемой деятельности.
Содержание:
- изучение интеллектуальных возможностей уч-ся (уровень обученности);
- формирование культуры умственного труда;
- развитие творческой инициативы и активности уч-ся в интеллектуальной и трудовой деятельности;
- создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности в подготовке к внеклассным мероприятиям;
- стимулирование и поощрения достижений уч-ся;
- контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для развития интеллекта уч-ся и их творческих способностей.
Ожидаемые результаты:
- практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни;
- участии в конкурсах и олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Основные мероприятия:
Запись в кружки и секции по интересам.
Классный час «Как вести школьный дневник» (сентябрь)
День именинника (осень) (октябрь)
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» (ноябрь)
Конкурс новогодних открыток и игрушек.(декабрь)
День именинника(зима) (январь)
«Классный час « Как я умею преодолевать трудности» (февраль)
День именинника (весна,лето) (апрель)
Конкурсная прграмма « Прощай 3 класс» (май)
- «Я и моё здоровье».
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни; здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к своему здоровью;
- создавать условия для развития культуры сохранения здоровья;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек.
Содержание:
- изучение состояния физического здоровья учащихся, преодоление физического нездоровья;
- изучение отношения родителей к данной проблеме;
- изучение спортивных интересов;
- просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям спортом;
- поощрение учащихся, активно занимающихся спортом;
- контроль результативности занятий физкультурой и спортом;
- привлечение родителей для пропаганды здорового образа жизни.
Основные мероприятия:
День Здоровья. Весёлые старты. (сентябрь)
Акция «Внимание дети». «Что расскажет светофор» (октябрь)
Конкурс полезных советов « Если хочешь быть здоров» (ноябрь)
День Здоровья. Цикл бесед о правильном питании. (декабрь)
Зимние забавы. (лыжная пргулка) Беседа: « Почему важно не забыть о гигиене?» (январь)
Дискуссия « Здоровый нищий счастливее больного короля» (февраль)
Путешествие в «Страну Здоровья» (март)
Практическое занятие « Дорога в школу» (апрель)
Правила поведения в лесу, у водоёма. Инструктажи на каникулы (май)
Ожидаемые результаты:
- низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;
- умение противостоять вредным привычкам;
- умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);
- выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.
- «Я и мой внутренний мир»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота, гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Задачи:
- развивать творческие способности, таланты;
- создавать кружки по интересам учащихся;
- демонстрировать достижения учащихся;
- воспитывать справедливое отношение к способностям и талантам уч-ся;
- предоставлять родителям информацию об участии ребенка в жизни школы и класса.
Содержание:
-изучение интересов и запросов уч-ся, их способностей;
-изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов уч-ся;
-поддержка инициативы и творческих начинаний уч-ся;
-демонстрация достигнутых успехов в школе и социуме;
-соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий.
Основные мероприятия:
Час общения « Путешествие в страну именин» (сентябрь)
Классный час «Путешествие в страну справедливости» (октябрь)
Классный час «Что значит быть ответственным» (ноябрь)
Я чувствую себя счастливым, когда …. ( беседа – рассуждение) (декабрь)
Беседа «О вреде сквернословия» (январь)
Классный час « Как я умею преодолевать трудности» (февраль)
Праздничная программа « При солнышке тепло, при матери Добро» (март)
Беседа – представление» Я и мои таланты» (апрель)
- « Я и моя семья»
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне
Ценности: уважение родителей; уважение достоинства человека; равноправие; ответственность и чувство долга; милосердие, забота и помощь; забота о старших и младших.
Задачи:
- взаимодействие семьи и школы в воспитании;
- формирование семейных ценностей;
- демонстрация положительного опыта в воспитании детей в семье;
- создание условий для духовного общения детей и родителей;
- создание целенаправленной воспитательной работы для просвещения родителей и для совместного досуга.
Содержание:
- создание банка данных о семьях уч-ся;
- изучение взаимоотношений детей и родителей;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями;
- создание благоприятной атмосферы общения;
- разностороннее просвещение родителей;
- организация совместного досуга детей и родителей;
- привлечение родителей к активному участию в жизни школы;
- демонстрация достижений родителей в воспитании детей;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Ожидаемые результаты: тесный контакт с родителями, взаимопонимание общих проблем, участие в жизни класса и школы.
Основные мероприятия:
Классный час «Откуда пришла моя фамилия» (сентябрь)
Проект «Наш семейный альбом» (октябрь)
День матери (ноябрь)
Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья» (декабрь)
«Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки» (январь)
День Защитника Отечества (февраль)
Классный час «Кем были мои прадеды?» (март)
Игра «Реклама семейных праздников» (апрель)
Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы
Индивидуальная работа с учащимися
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
- Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся.
- Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.
- Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.
- Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, само- воспитанию, самоопределению.
- Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений
Работа с родителями
Цель: совместное обучение и воспитание детей при установлении взаимоотношений между семьёй и школой.
Задачи:
- установить единство стремлений, взглядов в воспитательном процессе;
- выработать общие цели, пути достижения намеченных результатов;
- помочь лучше узнать ребёнка;
- организовать и найти наиболее эффективные способы педагогического просвещения .
Методы и приёмы:
- использование индивидуальных форм работы с родителями;
- приглашение родителей в школу,
- проведение «родительского дня»,
- индивидуальные беседы, посещение семей (по мере возникновения проблем).
Примерное планирование работы с родителями учащихся класса
месяц | содержание |
сентябрь | 1. Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете (РК) класса и школы. 2. Знакомство с планом ВР на учебный год |
Октябрь | 1. Встреча РК с администрацией СОШ. 2. Знакомство с планированием и задачами СОШ на учебный год |
Ноябрь | 1. Посещение занятий дополнительного образования с целью изучения результативности участия в занятиях 2. Совместное посещение экскурсионной программы |
Декабрь | 1. Подготовка сценария празднования Нового года 2. Оформление подарков и сюрпризов для учащихся |
Январь | 1. Подведение итогов работы РК за 1 полугодие. Определение неотложных задач на 2 полугодие 2. Отчёт РК перед родителями о проделанной работе |
Февраль | 1. Подготовка праздника – День Защитника Отечества. Поздравление |
Март | 1. Смотр – конкурс «Моя лучшая работа». Анализ отношений семьи к ведению тетрадей и отношению к учебникам 2. Подготовка совместно с классным руководителем концертной программы «Любимые песни мам и бабушек». Поздравление с праздником. |
Апрель | 1. Индивидуальные консультации для родителей от психолога. 2. Встреча с учителями, преподающими в классе. |
Май | 1. Участие родителей в неделе Открытых уроков 2. Участие родителей в ремонтных работах по кабинету, в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году 3. Годовой отчёт о работе РК |
Программа «Ученье»
Сентябрь | Консультации для родителей «Как нужно проверять выполнение домашнего задания у учеников младшего школьного возраста» |
В течение учебного года | Совместно с учителем создать группу взаимопомощи по отдельным предметам |
Систематически | Посещение уроков для правильного руководства процессом выполнения домашнего задания |
Октябрь | Консультация с учителями иностранного языка «Как ребятам правильно готовить домашнее задание по ин. языку?» |
В течение учебного года | Доверительный разговор с учителем «Даю шанс …» |
По итогам триместра | Родительское собрание «Мы – единомышленники» (итоги успеваемости) |
Программа «Общение»
В начале учебного года | Подготовить совместно с медработником рекомендации для учащихся «Мой режим дня» |
Ноябрь | Педагогическая консультация для родителей «Духовная жизнь Вашего ребёнка. Вам бы хотелось об этом узнать?» |
декабрь | Родительское собрание «Это важно знать». Причины и последствия детской агрессии |
В течение учебного года | Индивидуальные беседы с родителями о поощрениях и наказаниях детей в семье. Выработка совместных требований и правил. |
Активное участие в работе класса и помощь учителю оказывают 80% родителей. Мероприятия, проведённые совместно, сближают детей, родителей, классного руководителя, укрепляют взаимоотношения.
Одна из задач на учебный год – поиск новых путей и методов работы с родителями, которые укрепят сотрудничество, совместные действия и не потеряют взаимопонимание.
Литература:
- Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2011.
- Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности, М., «Вербум», 20012.
- Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
- Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 2009.
- Ковалёв С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 2008.
- Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 2011.
- Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 2012.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2009.
- Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 2010.
- Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2010.
- Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 2012.
- Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 2011.
- Педагогика Орленка в терминах и понятиях. Собеседник, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...