РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» (Информатика, логика, математика) 1 – 4 классы
рабочая программа (1, 2, 3 класс)
Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Туймазы
Республики Башкортостан
Рассмотрено руководитель ШМО __________/________/ Протокол № ___ от «___»_____2020 г. | Согласовано Заместитель директора ___________/_______/ «____»______ 2020 г. | Утверждено Директор школы _______/__________/ Приказ№ от«____»_______ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
(Информатика, логика, математика)
1 – 4 классы
Составила: Билалова Р.Т.
учитель начальных классов
г.Туймазы, 2020 г.
Пояснительная записка
Программа курса «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления.
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Приказом МО и науки РФ №1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений ФГОС от 17.12.2010г. №1897№, Типовым положением об общеобразовательном учреждений, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Ф3 от 29.12.2012 «273-Ф3»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373, зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785;
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
Содержание курса с 1-4 классы
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
1 класс
Название раздела | Количество часов | ||
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Развитие восприятия.. | 5 | 5 |
2 | Развитие памяти. | 5 | 5 |
3 | Развитие внимания | 7 | 7 |
4 | Развитие мышления. | 6 | 6 |
5 | Развитие речи. | 10 | 10 |
2-4 классы
Название раздела | Количество часов | ||
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Развитие восприятия.. | 5 | 5 |
2 | Развитие памяти. | 6 | 6 |
3 | Развитие внимания | 7 | 7 |
4 | Развитие мышления. | 6 | 6 |
5 | Развитие речи. | 10 | 10 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса с 1 по 4 класс
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование занятий в 1 классе
№ заня тия | Тема | Примечание | ЭКОР | Дата | ||
план | факт | |||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | УНТ | ||||
2 | Развитие концентрации внимания. | УНТ | ||||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | УНТ | ||||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | |||||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | УНТ | ||||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | |||||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | |||||
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | УНТ | ||||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | УНТ | ||||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | УНТ | ||||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | УНТ | ||||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | |||||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | УНТ | ||||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |||||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | |||||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | УНТ | ||||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | УНТ | ||||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | |||||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | УНТ | ||||
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | УНТ | ||||
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
| |||||
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | УНТ | ||||
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | |||||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Тематическое планирование занятий во 2 классе
№ заня тия | Тема | Примечание | ЭКОР | Дата | ||
план | факт | |||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | УНТ | ||||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||||||
3 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
4 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
5 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | УНТ | ||||
6 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | УНТ | ||||
7 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
8 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
9 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
10 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
11 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
12 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | УНТ | ||||
13 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | |||||
14 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
15 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
16 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
17 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||||
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | |||||
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
22 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
23 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей . | УНТ | ||||
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | |||||
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей | УНТ | ||||
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | |||||
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | УНТ | ||||
29 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
30 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | |||||
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | |||||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | |||||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Тематическое планирование занятий в 3 классе
№ заня тия | Тема | Примечание | ЭКОР | Дата | ||
план | факт | |||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | УНТ | ||||
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | |||||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | УНТ | ||||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | |||||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | |||||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.. Задание по перекладыванию спичек. | УНТ | ||||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
17 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | |||||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | |||||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | |||||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | УНТ | ||||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | |||||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
Тематическое планирование занятий в 4 классе
№ заня тия | Тема | Примечание | ЭКОР | Дата | ||
план | факт | |||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | УНТ | ||||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
3 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
4 | Тренировка слуховой памяти.Развитие умения решать нестандартные задачи. | |||||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | УНТ | ||||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | |||||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
10 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | |||||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | УНТ | ||||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | |||||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | |||||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
23 | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | УНТ | ||||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | |||||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек | УНТ | ||||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | УНТ | ||||
32 | Тренировка слуховой и зрительной памяти. | |||||
33 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" в 3 - Б классе
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» общеинтеллектуальное направление, 1 класс
Настоящая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Умники и умницы» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» (Информатика, логика, математика) 1 – 4 классы
Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» (Информатика, логика, математика) 1 – 4 классы
Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и Умницы» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся начальных классов и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.В ос...