РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» общеинтеллектуальное направление, 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Денисенко Виктория Анатольевна

Настоящая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Умники и умницы»  разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

·                    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_umniki_i_umnitsy_1_klass.docx74.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                   Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЕСОШ №7

О.Казанского  ___________/О. В. Авилова/

приказ от «___»   _____________20___г. №   ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        

по внеурочной деятельности

                 «Умники и  умницы»

        общеинтеллектуальное  направление

Уровень общего образования (класс): начальное  образование, 1 «А» класс

Количество часов: 33

Педагог дополнительного образования: Денисенко Виктория Анатольевна

Год составления: август 2016 г.

        

        

ст.  Егорлыкская

Ростовская область

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Умники и умницы»  разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Срок реализации учебной программы - 1 год.

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений.

Ученик научится :

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .

Ученик получит возможность:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Ученик получит возможность научится:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Ученик получит возможность:

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.

Ученик научится :

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

Ученик получит возможность научиться:

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

  1. Содержание курса

  • Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) (1 час)
  • Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления .Графический диктант (5 часов)
  • Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления .Графический диктант (5 часов)
  • Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления .Графический диктант (6 часов)
  • Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.(6 часов)
  • Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.(4 часа)
  • Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.(4 часа)
  • Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.(1 час)

Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1 минута).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

        РАЗМИНКА (2 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которогоэффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызватьинтерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (10минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА(2 минуты)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

  1. Тематическое планирование

Содержание курса

Кол-во часов

теоретических

практических

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

0,5

0,5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

1

Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций.

1

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек

1

1

Развитие логического мышления.Совершенствование мыслительных операций

1

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

0,5

0.5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления

1

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

1

Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций

1

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек

1

1

Развитие логического мышления.Совершенствование мыслительных операций.

1

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

0,5

0,5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек

1

1

Развитие логического мышления.Совершенствование мыслительных операций.

1

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

0,5

0,5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

1

Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

1

1

Итого:

33ч

10ч

23ч

5.Календарно - тематическое планирование

Тема,

форма проведения

Кол-во часов

Дата проведения

 по плану

Дата проведения

 по факту

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

1.09

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант

1

8

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

15

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант

1

22

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

29.09

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

6.10

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

13

8

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант

1

20

9

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

27.10

10

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант

1

10.11

11

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

2

17.11

24.11

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

1.12

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант

1

8.12

15

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант

1

15.12

16

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

22.12

17

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант

1

12.01

18

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

19

19

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

26.01

20

 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

02.02

21

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант

1

16.02

22

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

02.03

23

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

09.03

24

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант

1

16.03

25

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

30.03

26

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

06.04

27

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

13.04

28

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

20.04

29

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

27.04

30

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант

1

04.05

11.05

31

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

32

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

18.05

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

1

25.05

Итого:

33ч

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского

от «____» ___________ 20___г. № ________

Председатель МС

___________________/С.В. Скурихина/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

«____» ___________ 20___г.

        

  1. Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 1 класс по УМК "Школа России"

1. Пояснительная записка.2. календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 2 класс

1 Пояснительная записка2. Календарно -  тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1 класс

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе програ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...