РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и Умницы» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся начальных классов и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от _______2019г Протокол №_____ | Принято Педагогическим советом от _________2019г Протокол №_____ | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Умники и Умницы» (общеинтеллектуальное направление)
1Б класс
Горбачёва Светлана Викторовна,
высшая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29. 12. 2012 года.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования №373 от 06. 10. 2009 года.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1 классах.
Формы организации деятельности
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Основные виды деятельности обучающихся:
¬ решение занимательных задач;
¬ оформление математических газет;
¬ кроссворды, шарады, ребусы, головоломки;
¬ участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
¬ знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
У обучающегося будут сформированы:
- умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,
- сотрудничество с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- осознание себя членом коллектива, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, нравственные представления и этические чувства; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире, установка на безопасный здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся начальных классов и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Раздел 1. Математика – это интересно.
1.1. Вводное занятие. «Давайте познакомимся!». Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
1.2. Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. Выполнение заданий тренажёра.
Раздел 2. Числа и операции над ними.
2.1. Интересные приемы устного счёта. Устный счёт.
2.2. Сравнение предметов по свойству. Выделение признаков. Различие. Сходство.
2.3. Целое и часть. Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.
2.4. Признаки предметов и значение признаков. Выделение главных свойств предметов. Закономерность в расположении фигур и предметов.
2.5. Описание последовательности действий. Упорядочивание серии предметов по разным признакам.
2.6. Числа и цифры. Их работа.
2.7. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.
2.8. Творческая работа «Праздник числа100».
Раздел 3. Мир занимательных задач.
3.1. Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.
3.2. Одно действие, применяемое к разным предметам. Логическая операция «и».
3.3. Задачи, допускающие несколько способов решения. Цепочка рассуждений.
3.4. Нестандартные задачи. Конструирование нестандартных задач. Игра «Муха».
3.5. Задачи, решаемые способом перебора. А если решить так…!
3.6. Истинные и ложные высказывания. «Кто так делает?»
3.7. Решение задач - шуток. Практикум «Подумай и реши».
Раздел 4. Геометрическая мозаика.
4.1. Геометрические фигуры. Из истории геометрии. Презентация по теме.
4.2. Пространственные представления. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
4.3. Понятия прямоугольник и круг.
4.4. Графический диктант. «Догони точку».
4.5. Разрезание и составление фигур из разных частей. (прямоугольник и круг).
4.6. Пространственные представления. «Путешествие точки». Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму, (ракету, рыбку).
4.7. Групповая работа. Построение конструкции по заданному образцу. Весёлая геометрия.
Раздел 5. Проектная деятельность.
5.1. Развитие творческого воображения. Построение « математических» пирамид: «Действуем в пределах 1000».
5.2. Поиск информации для газеты «Волшебная линейка».
5.3. Выполнение мини – проектов. Групповая работа :проекты по теме: «Конструирую будущее».
Раздел 6. Математические фокусы, игры, головоломки, ребусы.
6.1. Составление простейших ребусов. Математические ребусы.
6.2. Решение простых математических кроссвордов.
6.3. Творческий отчёт «Я фантазирую».
Раздел 7. Олимпиады, конкурсы.
7.1. Олимпиадные задачи. Задачи – смекалки.
7.2.Олимпиада «Кенгуру».
Раздел 8. Подводим итоги.
8.1. Интерактивная игра «За страницами учебника математики»
8.2. Защита проектов «Я люблю математику
Тематическое планирование внеурочной деятельности.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | аудиторных занятий | внеаудиторных активных занятий | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Раздел 1. Математика – это интересно. 4 3 1 | ||||||
1.1. | Вводное занятие «Давайте познакомимся!». Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | 2 | 2 | 03.09 08.09 | ||
1.2. | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. Выполнение заданий тренажёра. | 2 | 1 | 1 | 10.09 15.09 | |
Раздел 2. Числа и операции над ними. | 16 | 3 | 13 | |||
2.1. | Интересные приемы устного счёта. Устный счёт. | 2 | 1 | 1 | 17.09 22.09 | |
2.2. | Сравнение предметов по свойству. Выделение признаков. Различие. Сходство. | 2 | 2 | 24.09 29.09 | ||
2.3. | Целое и часть. Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | 2 | 2 | 01.10 06.10 | ||
2.4. | Признаки предметов и значение признаков. Выделение главных свойств предметов. Закономерность в расположении фигур и предметов. | 2 | 1 | 1 | 08.10 13.10 | |
2.5. | Описание последовательности действий. Упорядочивание серии предметов по разным признакам. | 2 | 2 | 20.10 22.10 | ||
2.6. | Числа и цифры. Их работа. | 2 | 1 | 1 | 27.10 29.10 | |
2.7. | Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам. | 2 | 2 | 03.11 05.11 | ||
2.8. | Творческая работа «Праздник числа100». | 2 | 2 | 10.11 12.11 | ||
Раздел 3. Мир занимательных задач. 14 2 12 | ||||||
3.1. | Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. | 1 | 1 | 17.11 19.11 | ||
3.2. | Одно действие, применяемое к разным предметам. Логическая операция «и». | 2 | 24.11 01.12 | |||
3.3. | Задачи, допускающие несколько способов решения. Цепочка рассуждений. | 1 | 1 | 03.12 08.12 | ||
3.4. | Нестандартные задачи. Конструирование нестандартных задач. Игра «Муха». | 2 | 10.12 15.12 | |||
3.5. | Задачи, решаемые способом перебора. А если решить так…! | 2 | 17.12 22.12 | |||
3.6. | Истинные и ложные высказывания. «Кто так делает?» | 2 | 24.12 29.12 | |||
3.7. | Решение задач - шуток. Практикум «Подумай и реши». | 2 | 12.01 14.01 | |||
Раздел 4. Геометрическая мозаика. | 14 | 4 | 10 | |||
4.1. | Геометрические фигуры. Из истории геометрии. Презентация по теме. | 1 | 1 | 19.01 21.01 | ||
4.2. | Пространственные представления. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | 1 | 26.01 28.01 | ||
4.3. | Понятия прямоугольник и круг. | 1 | 1 | 02.02 04.02 | ||
4.4 | Графический диктант. «Догони точку». | 2 | 09.02 11.02 | |||
4.5. | Разрезание и составление фигур из разных частей. (прямоугольник и круг). | 2 | 16.02 18.02 | |||
4.6. | Пространственные представления. «Путешествие точки». Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму, (ракету, рыбку). | 2 | 02.03 04.03 | |||
4.7. | Групповая работа. Построение конструкции по заданному образцу. Весёлая геометрия. | 1 | 1 | 09.03 11.03 | ||
Раздел 5. Проектная деятельность. | 6 | 3 | ||||
5.1. | Развитие творческого воображения. Построение « математических» пирамид: «Действуем в пределах 1000». | 2 | 16.03 18.03 | |||
5.2. | Поиск информации для газеты «Волшебная линейка». | 2 | 23.03 25.03 | |||
5.3. | Выполнение мини – проектов. Групповая работа: проекты по теме: «Конструирую будущее». | 2 | 30.03 01.04 | |||
Раздел 6. Математические фокусы, игры, головоломки, ребусы. | 6 | 2 | 4 | |||
6.1. | Составление простейших ребусов. Математические ребусы. | 1 | 1 | 06.04 08.04 | ||
6.2. | Решение простых математических кроссвордов. | 2 | 13.04 20.04 | |||
6.3. | Творческий отчёт «Я фантазирую». | 1 | 1 | 22.04 27.04 | ||
Раздел 7. Олимпиады, конкурсы. | 4 | 4 | ||||
7.1. | Олимпиадные задачи. Задачи – смекалки. | 2 | 29.04 04.05 | |||
7.2. | Олимпиада «Кенгуру». | 2 | 06.05 11.05 | |||
Раздел 8. Подводим итоги. | 4 | 4 | ||||
8.1. | Интерактивная игра «За страницами учебника математики» | 2 | 13.05 18.05 | |||
8.2. | Защита проектов «Я люблю математику». | 2 | 20.05 25.05 |
Учебно–методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания, название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Москва: РОСТ книга, 2010 г
| Методическое пособие для 1 класса. Программа курса «РПС» |
2. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
3. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
4. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания, название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Москва: РОСТ книга, 2010 г
| Рабочие тетради в 2-х частях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе програ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» общеинтеллектуальное направление, 1 класс
Настоящая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Умники и умницы» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы" для 1 класса
Программа по внеурочной деятельности «Умники и Умницы» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1-4 классы
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1-4 классы
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1-4 классы
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам»....