Использование игровых технологий в работе учителя начальных классов и воспитателя ГПД
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Корнилова Надежда Анатольевна

Технологический замысел педагога и его реализация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

.                                                                                           Корнилова Надежда Анатольевна

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                 ГБОУ СОШ №588                                                                  

                                                                                 Колпинского  района Санкт-Петербурга

Урок математики с использованием игровых технологий: технологический замысел педагога и его реализация

«Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»  В.А.Сухомлинский.

В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики необходимо задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Как можно заставить учащихся поверить в свои силы? В связи с этим, основная задача, которую я ставлю перед собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики. Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

Основная цель моей работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Считаю, что математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Математическая игра, включенная в занятие, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

На уроках математики можно использовать широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:  Задачи в стихах;  Занимательный квадрат;  Задачи – шутки;  Математический фокус;  Математическая эстафета;  Головоломки;  Ребусы;  Задачи на смекалку и многое др.

Предлагаю несколько игр, которые я использую в своей работе.

«Построим аквариум для рыбок» Дидактическая цель: формирование числовых и пространственных представлений, понятий «столько же», «сколько».

Учащимся предлагается выложить из полосок бумаги аквариум. Опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем маленькие. Учащиеся должны сосчитать сколько больших рыбок, сколько маленьких, сколько красных, сколько жёлтых? Одна рыбка (большая) плывёт слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз и т.д.

«Геометрическая мозаика» Дидактическая цель: уточнить представление о простейших геометрических фигурах, усвоить понятия «вверху», «слева», «справа», «между», «рядом»; учить классифицировать фигуры по одному или нескольким признакам.

Ребята используют геометрический материал из касс цифр. Детям предлагается положить фигуры в определённом порядке. Например: положите зелёный кружок, справа от него жёлтый треугольник, слева - жёлтый квадрат, выше красный треугольник, ниже красный квадрат. За жёлтым треугольником положите зелёный квадрат, а рядом красный кружок. Затем по этому рисунку можно повторить понятия «форма», «цвет», «порядок» и т.д. - Какая фигура следует за зелёным квадратом? - Какая фигура предшествует жёлтому треугольнику? - Какая фигура находится между двумя зелёными? - Посчитайте, сколько треугольников? - Посчитайте, сколько зелёных фигур? И т.д. По характеру познавательной деятельности, эти игры можно отнести к группе игр, требующих от детей исполнительской деятельности, т.е. с помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Эти игры я применяю при объяснении нового материала, а так же на уроках закрепления, где дети проявляют больше самостоятельности и проверяют друг друга сами, т.е. осуществляют работу в парах и самоконтроль. Потом я игры изменяю: меняю рисунок, количество рыбок и т.д.

«Составим поезд» Дидактическая цель: познакомить ребят с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Учащиеся составляют у себя на партах поезд из 10 вагончиков, располагая их по порядку от 1 до 10, сначала определяя номер вагона по количеству геометрических фигур, расположенных на вагончиках. Учащиеся «цепляя» вагончики, называют номера по порядку, составляют пример 1 + 1 = 2 и т.д. Затем учащиеся «отцепляют» вагончики и составляют примеры: 3 без 1 получится 2 и т.д. На основе этой игры учащимся предлагается считать вагоны слева направо и справа налево, сделать вывод, что считать можно в любом направлении, но нельзя пропускать предметы или называть дважды. Если в классе много слабых учащихся или игра для них новая, то хорошо не только объяснить, как играть, но и провести игру у доски со всем классом. Надо помнить, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

«Звёздное небо» На доске изображение звёздного неба. Учитель предлагает посчитать звёзды на небе. Налетела тучка и закрыла звёзды. Затем тучку отодвигает и спрашивает6 «А сколько теперь звёзд» и т.д.

«По грибы – по ягоды» Вместе с Красной шапочкой отправимся в лес по ягоды и по грибы. На доске располагаются деревья, грибы, ягоды. У Красной шапочки корзина, куда она складывает грибы или ягоды. Путешествуя вместе с девочкой по тропинкам, дети рассказывают, в каком направлении они идут, подсчитывают число собранных грибов и ягод, встреченных на пути деревьев. Дети дают им правильное название и, если можно, сравнивают по размеру. Разгадывают загадки о лесе, деревьях. (играть можно несколько раз, меняя направление пути, количество грибов и ягод). При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» я использую прежде всего такие игры, с помощью которых учащиеся осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяю игру «Составим поезд» С помощью этой игры, ребята понимают, что каждое следующее число образуется путём прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путём вычитания единицы из предыдущего. Эту игру можно использовать на этапе объяснения нового материала.

«Угадай» Учащиеся угадывают, какое число стоит между двумя другими. Например: «Мой сосед справа…, мой сосед слева . . .». Кто живёт в домике справ, слева?

«Зоопарк» Каждый ученик получает конверт, где находятся клетки и примеры, написанные на фигурках животных. Учащиеся решают примеры и распределяют животных по клеткам (номер клетки-ответ примера).

«Лыжная эстафета» На доске изображена лыжня (плакат с прорезями), отдельно набор пронумерованных зверей. Они проводят лыжную эстафету. Надо расставит зверей по порядку номеров, назвать, кто едет последним, первым, между, перед, после и т.д.

«Неуклюжий медвежонок» На доске примеры с пропущенными цифрами и знаками. Рядом листья, знаки, медвежонок. Медвежонок решал примеры, а ответы записывал на листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Как же быть медвежонку? Надо помочь медвежонку вернуть все листочки на место. При изучении нумерации в пределах 20, можно выделить четыре этапа образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа; образование чисел из десятка и единицы; анализ состава чисел в пределах 20; письменная нумерация в пределах 20. С помощью игры «Составим поезд» учащиеся на большом отрезке чисел воспроизводят принцип образования каждого числа. После знакомства с разрядами единиц и десятков я провожу игру «Математическая эстафета». В этой игре ученик иллюстрирует двузначное число с помощью геометрических фигур, другой называет число, третий анализирует десятичный состав, четвёртый показывает число с помощью цифр на карточках.

«Математический футбол» На доске слева и справа размещаются рисунки ворот, ниже карточки с примерами и между воротами карточки с числами. Ученик должен взять мяч, ударить по воротам (решить пример) и перенести мяч к числу, т.е. к ответу. В игре поочерёдно участвуют игроки каждой команды. Выигрывает та команда, которая не допустила ни одной ошибки и забила в ворота голы.

«Посади бабочку на цветок» Дидактическая цель: закреплять приёмы сложения и вычитания в пределах 20. На доске цветы, на лепестках записаны числа. У учащихся бабочки с примерами. Надо прикрепить бабочку на нужный цветок. Можно играть по командам. Сложение и вычитание в пределах 100 наиболее сложный раздел программы, поэтому с целью формирования вычислительных навыков мы играем в такие игры как «Зоопарк», «Математический футбол», «Точно по курсу» и многие другие.

Считаю, что математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.

Математическая игра, включенная в занятие, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают заметное положительное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

Список использованной литературы:

  1.  Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках, математика. - Волгоград, 2008.
  2. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г
  3. Ляшова М.Н., Кумскова Е.Н. и др. Математика, открытые уроки. - Волгоград, 2005.
  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
  5. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М, 1990.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

www.openclass.ru, www.igrobank.ru, www.naurok.ru, www.yspu.yar.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"

Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Мастер класс «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результат...

Применение игровой технологии в работе учителя начальных классов

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В...

Проект. «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда»

Паспорт проектаТема проекта: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».Вид проекта: долгосрочный.Тип: коррекционный, информационный, творческий, педагогич...