"Человек читающий". Диалог-час ко Дню знаний.
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Мигулина Анна Семеновна

Данный материал предназначен для обучающих 1-4 классов. Представлен в форме диалога.Способствует развитию у детей любви к чтению, к книге. Предлагаемый материал раскрывает рассмотрение истории книги. Автор приглашает к размышлению над занимательными вопросами и заданиями, призванными показать значимость книги и чтения для человека. Ведь книги для человечества – то же, что память для человека. В них наша история. В них – открытие истины, в них – накопленные знания и вековой опыт. Они живописуют диковинные земли и прекрасные создания природы; они выручают из беды, утешают в печали и заглушают боль, превращая часы тоски в мгновения восторга, наполняя разум глубокими и добрыми мыслями и возвышая душу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Человек читающий. Классный час121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор презентации: Мигулина Анна Семеновна

учитель начальных классов,

 МБОУ «Ломовская СОШ» Белгородской области

2020

«Человек читающий»

Диалог-час

Слайд 1

 Добрый день, дорогие друзья! Рада поздравить вас с Днём Знаний, с началом учебного года и пожелать терпения в учёбе, хороших и качественных знаний и всего доброго в новом учебном году!!!

     А кто знает, как появился этот праздник?

     Тысячелетние традиции празднования 1 сентября восходят ещё к Древней Иудее, где в этот день отмечали праздник жатвы. По Евангелию, в этот день Иисус Христос впервые обратился к народу с проповедью, а уже в 312 г. в этот самый день император Константин одержал судьбоносную победу, поведя в бой свои войска под знаменем с изображением Христа. После победоносного 1 сентября окончились преследования христиан, и началось их шествие по Византии. На Руси впервые стали праздновать 1 сентября как начало Нового года в 1492 г. по указу Ивана III, который перенёс Новый год с 1 марта на осень.

     В 1700 г. в России произошли новые реформы: Петр I велел перейти на гражданский счёт лет и вместо 7200 г. от сотворения мира писать 1700 г. от Рождества Христова, а празднование Нового года вновь перенести – теперь уже на 1 января. Официально этот праздник был учреждён Верховным Советом СССР 1 сентября 1984 г. как Всесоюзный день знаний.

А сейчас отгадайте загадки:

Слайд 2

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

                                                                                                      (Книга)

Чёрные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд – сей час говорят.

                                                                                                      (Буквы)

Без души родился, народу пригодился. Дам пить – пьёт, попрошу – отдаёт.

                                                                                                     (Перо)

Чёрные чернизины, как они нанизаны; засмотрелся Фома, понабрался ума.

                                                                                                     (Буквы)

    Молодцы! Вы, конечно же, уже поняли, о чем сегодня пойдет наш разговор. Посвящен он книгам и чтению.

Слайд 3

    Книги для человечества – то же, что память для человека. В них наша история. В них – открытие истины, в них – накопленные знания и вековой опыт. Они живописуют диковинные земли и прекрасные создания природы; они выручают из беды, утешают в печали и заглушают боль, превращая часы тоски в мгновения восторга, наполняя разум глубокими и добрыми мыслями и возвышая душу.

    Вы когда-нибудь задумывались о том, для чего же люди, собственно, всегда читали и продолжают читать книги? Ведь не просто для того, чтобы занять свободное время, отдохнуть, расслабиться.

Слайд 4

Совершенно очевидно, что чтение книг значительно расширяет кругозор человека. Но это всего лишь толика той пользы, которую оказывает сама книга и её чтение как таковое в нашем современном веке компьютеризации. Для того чтобы отдохнуть, мы читаем художественную классику. А что можно почитать, чтобы почерпнуть знания? (ответ) Можно почитать энциклопедии. Для общего развития, как говорят, стоит почитать произведения какого-нибудь современного автора. Люди беднеют от того, что начинают меньше читать или перестают читать совсем.

    Всю свою жизнь человек получает огромное количество информации извне. Огромную часть информации мы получаем при помощи чтения. Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни.

    Какое бы произведение, заметку, или просто текст мы бы ни читали и какую бы цель не преследовали, мы обязательно узнаём что-то новое. Будь то рекламный щит или лозунг, мы его обязательно прочтём и извлечём для себя информацию. Этот процесс может происходить неосознанно, но он происходит всегда.

Слайд 5,6,7

    Основным источником знаний и опыта, памяти и фантазии остаётся книга. Книги прошли большой путь развития до того момента как приобрели ту форму, которую мы можем видеть сейчас. Начиналось всё с наскальных рисунков, росписи стен храмов, глиняных и деревянных табличек и свитков из папируса. В средние века в Европе, а позднее и на Руси  появились печатные книги (благодаря кому? - Ивану Федорову). Вот примерно в этом виде мы их можем лицезреть на полках наших библиотек и книжных магазинов.

     Но на этом история книг не остановилась, бумажные книги хоть и занимают доминирующие позиции на книжном рынке, но их уже начал теснить новый конкурент – электронные книги.

Слайд 8

Многие считают, что со временем электронные книги вытеснят печатные книги, ведь затраты на их производство, доставку, хранение несравненно выше. Но приведёт ли это к исчезновению печатных книг или нет, покажет только время…

Слайд 9

    Первое, что привлекает людей и побуждает к чтению – это эстетическая привлекательность книги. Многие книги просто приятно подержать в руках, даже не зная, о чём в ней идёт речь. А красиво и грамотно написанное произведение заставляет читателя с головой погрузиться в атмосферу происходящего. Кроме эстетического удовлетворения, что немаловажно и является одним из ключевых факторов в чтении книг, существует ещё множество положительных факторов, побуждающих людей к чтению. Очень часто в книгах можно найти ответы на многие волнующие человека вопросы, а порой и пути решения каких-либо проблем, связанных не только с романтическими отношениями, как это может показаться на первый взгляд, но и с глобальными проблемами поиска смысла жизни, выбора правильного пути.

Слайд 10

    Это связано с тем, что в героях книг мы зачастую можем обнаружить не чуждые нам черты характера, мировоззрения и отношения к жизни. Ведь не зря же у большого количества людей есть свои любимые литературные герои, прочитав о которых на страницах того или иного литературного произведения, человек узнаёт, познаёт себя, обнаруживает скрытые возможности своего характера. Таким образом, сами того не замечая, люди находят в книгах ответы на давно волнующие их вопросы или даже способы решения тех или иных житейских проблем.

Слайд 11

    Чтение произведений хороших авторов заставляет мыслить человека так же складно, как на страницах книги. Постепенно из лексикона исчезают слова-паразиты, а речь становится более грамотной и связной, быстрее и легче пишутся письма. Стоит несколько недель почитать какое-нибудь серьёзное произведение, как человек, ранее испытывающий трудности в изъяснении своих мыслей, станет легче их излагать и гораздо свободней разговаривать. Любители читать стихи могут и сами гораздо легче сочинить небольшой стишок.

    Сейчас, к огромному сожалению, большинство молодых людей практически не притрагиваются к книгам после окончания школы или вуза, считая эти источники знаний пережитками прошлого. Да и многие взрослые люди заменили книги газетами, журналами и телевизионными передачами. А ведь когда-то нашу страну считали «самой читающей в мире».

Слайд 12

 На протяжении многих веков книги были практически единственным способом передачи информации друг другу, от поколения к поколению. Теперь сознанием масс управляют интернет и СМИ. Конечно, в интернете можно бесплатно найти практически все интересующие вас книги в электронном варианте, но этот способ чтения, как правило, весьма неудобен. К тому же, следует помнить о том, какой значительный вред может нанести чтение с монитора вашим глазам, особенно, если они не натренированны.

    В общем-то, ничего страшного нет, если вам и правда проще и удобнее распечатать текст или читать с монитора. Но даже в этом случае не стоит отказываться от книг, полагая, что на бескрайних просторах интернета можно пополнять свою голову всей необходимой информацией. Ведь, с повсеместным внедрением интернета в жизнь всё большего количества людей, качество информации, в большинстве случаев, совсем не поспевает за её количеством. Приходилось вам с этим сталкиваться?

Слайд 13

    Ещё одна крайность современности – это замена книг художественными фильмами и, вообще, телевизором. Но если посмотреть со стороны на результаты просмотра телевизора и результаты чтения книг, то выбор становится очевидным. Книги обогащают внутренний мир и расширяют кругозор. Телевизор же только отупляет. Хотите проверить на собственном опыте? Тогда попробуйте несколько дней подряд, в свободное время, просто сидеть и смотреть телевизор, а потом попробуйте написать какое-нибудь письмецо. Вероятно, что вы долго будете сидеть и думать, чтобы сочинить хотя бы одну строчку. Если после этого вы захотите «вернуть себе мозги», возьмите какую-нибудь хорошую и умную книгу и почитайте ее, хотя бы несколько дней. Уверяю вас – вы снова станете мастером составления красивых предложений.

Слайд 14

     Книги, в отличие от телевидения, свободны от корыстных целей. Телевидение существует за счет рекламы (если не сказать «для рекламы»), поэтому оно пропитано пропагандой ложных ценностей и стремится нас научить только, как правильно что-то купить. Автору же книги не нужно вставлять рекламные блоки между строк своего произведения для того, чтобы заработать больше денег. Особенно это касается классических произведений. Вот здесь и следует сделать одну важную пометку: польза книг бесспорна, но только хороших книг.

Слайд 15

    Во-первых, книга должна быть написана понятным, доступным, интересным текстом, должна увлекать читателя своим содержанием, чтобы чтение доставляло удовольствие. При всём при этом, текст книги должен быть орфографически и лексически грамотен (к сожалению, в наше время это зависит не только от писателя, но и от издательства), а также написан разнообразным и богатым языком. Скажу по секрету, если вы в детстве прочитали несколько книг таких писателей как Л.Н. Толстой или, например, Ф.М. Достоевский, то в школе русский язык можно было и не учить. Вот показатель очевидной просветительской цели хороших книг. В хорошей книге почти всегда заключен глубокий смысл, а не поверхностное суждение. Необычные, оригинальные идеи и стиль написания автора тоже прибавляют плюс любой книге.

     Разумеется, в оценке ценностей той или иной книги я не рассматриваю частные случаи, хотя и их порой стоит учитывать. Например, книга, написанная для детей, должна соответствовать уровню их развития и вызывать у них дополнительный интерес к чтению, т.е. иметь красочную обложку, содержать достаточное количество иллюстраций к тексту, чтобы ребёнку было легче понять содержание рассказа, ведь детям очень важны книги для развития.

Слайд 16

Любопытное исследование было проведено среди жителей США и Канады, которое подтвердило важность чтения для развития детей. Согласно его результатам, у людей, которые любили читать в детстве, больше шансов сделать карьеру и достичь материального достатка. Сами любители книг называют себя инициативными и остроумными людьми с богатым воображением. Исследование показало, что:

- канадские и американские педагоги предпочитали  в детстве читать биографии;

- бухгалтеры любили книги о таинственном и загадочном;

- водители грузовиков и менеджеры – книги по истории;

- военные – художественную литературу;

- специалисты в области торговли и инженеры – волшебные сказки;

- мальчики предпочитали книги о приключениях, истории, научную фантастику и классические произведения детской литературы («Алиса в Стране Чудес» Льюиса Керролла);

- девочки отдавали предпочтение детской классике, волшебным сказкам и книгам о таинственных приключениях.

Слайд 17

     Что же касается Интернета, как источника литературы, то тут главным минусом является неудобство чтения и значимый урон, наносимый зрению. А в остальном, если произведение найдено в Интернете, и вам проще и, возможно, удобнее читать его с монитора или распечатать, то ничего страшного я в этом не вижу. Но не стоит отрекаться от чтения книг, мотивируя это восполнением необходимой информации на огромных просторах Интернета. К слову, количество информации не всегда, а в последнее время довольно редко, соответствует её качеству.

     Кстати, не всегда полезно прислушиваться к мнению со стороны по поводу выбора того или иного произведения. Критика, равно как и положительные отзывы в печатных изданиях, зачастую направлены на рекламу автора, и не всегда достоверно отражают качество произведения. Каждый человек самостоятельно подходит к выбору литературы, но стоит отметить, что может пройти очень и очень много времени, прежде чем вы найдёте то направление, которое действительно будет играть в вашей жизни важную роль.

Какую последнюю книгу вы прочитали?

Слайд 18

     Чтение может быть направлено на получение нужной информации (информативное чтение), для приобщения к культуре и впитывания её, может быть направлено на создание эмоционально-чувственного состояния (у себя или у других) – это чтение художественной литературы или художественное чтение; чтение может быть для развлечения, чтобы провести время и др. Большинство людей не задумываются всерьёз, для чего они читают – они читают не для чего, а потому, у них процессное чтение.

   Люди, живущие более осознанно, перед чтением определяют свои цели и отслеживают результаты после каждой прочитанной книги.

     Часто мне приходилось слышать такую фразу: «А мне читать некогда, времени нет». Конечно, чтобы много читать, нужно тратить на это много времени. Но ведь это ничто по сравнению с полученными знаниями.

Слайд 19

 Найти время для чтения – серьёзная проблема для очень многих деловых людей. Они совершенно чётко понимают, что читать надо, но времени на чтение у них катастрофически не хватает. Другое дело, когда человек занят «плеванием в потолок», но времени на книгу у него не хватает так же, как если бы он решал судьбу государства. Люди не читают, мотивируя это: «Зачем читать? Не проще ли посмотреть фильм?». Конечно, проще. Но большинство утверждающих умников, увы, забывают, что в фильме описаны события – лишь подобие тех, которые описаны в книге, т.к. режиссёр в своей картине очерчивает действия, которые имеют смысл только в его виденье, а не в виденье массы.

     Для чего нужны книги? Они дают нам пищу для размышлений. Фильм же исчерпал себя уже спустя час (в лучшем случае) после просмотра. Не хочу сетовать на современный кинематограф, но он не передаёт того, что способна передать книга. Наша фантазия – вещь весьма любопытная. Она создаёт нам те образы, которые интересны именно нам. В фильме же предпочтено только то, что интересно работающей над фильмом группе. Ведь и актёрский состав они подбирают тот, который, по их мнению, наиболее подходящий. Но соображения у всех людей разные. Конечно, режиссёры преследуют цель создать киноленту, которая понравится определённому контингенту, но лучше самого зрителя этот фильм не создаст никто. Даже если речь идёт не о воплощении этого фильма на экраны, а просто формировании его у себя в голове.

    С этим понятно. Теперь разберёмся, что же служит причиной столь неблагоприятного для развития культуры, частичного, а то и полного отказа от книги. Считается, что виной всему в первую очередь является высокий уровень развития техники. Если перед человеком стоит выбор: заблудиться во всемирной паутине компьютерных сетей, либо прочитать произведение мирового классика, не сложно догадаться, в сторону чего будет существенный перевес. Об этом мы уже поговорили. Перед человечеством, благодаря техническому прогрессу, открываются новые горизонты. Увлекательные, интересные.

Слайд 20

Я не говорю, что это плохо, это прекрасно, но в результате этого мы забыли о книгах, оставили их пылиться на полках. Ещё одна причина – высокие цены на книги. Давно ли вы заходили в книжный магазин? Проходя мимо киоска, непроизвольно открываешь рот. Конечно, при такой стоимости мало кто может себе позволить не то что иметь маленькую домашнюю библиотеку, а просто приобрести давно полюбившуюся книгу мирового классика. Но выход есть – библиотеки!

Слайд21

9 фактов о пользе чтения

1. Чтение делает взгляд острее.

    Вы будете лучше понимать окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё, так как вы наверняка увидите там что-то новое.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье.

    Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду.

    Если вы читаете книгу, значит дерево, из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, заняты делом, не болтаетесь по улицам, что ведет к сокращению необдуманных поступков.

4. Чтение научит вас общаться.

    Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает проводить свободное время.

    Вам никогда не надоест читать книги, потому что их огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщите «свою книгу», ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие.

    Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребенка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.

7. Чтение помогает сконцентрироваться.

    Читать можно и под музыку, читать и не обращать внимания на суету вокруг. При желании вы можете читать в транспорте.

8. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре.

    Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты, так что вам не придётся «заедать» скуку.

9. Чтение полезно для родителей.

    Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

Слайд 22

     Конечно же, преимущества чтения вообще, чтения книг в частности и хороших книг в особенности, можно обсуждать довольно долго. Польза чтения, в независимости от того где и как вы читаете, всегда будет актуальной для человека. Кроме того, научно доказан факт, что даже 15 минут чтения значительно улучшают наши грамматические и стилистические навыки. А о словарном запасе и говорить не стоит! Ведь при чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни – т.е. развитие словарного запаса налицо. Известно, что чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению. Начитанность, в большинстве случаев, есть признак развитости. А беднота языка, присущая нечитающим людям, просто обескураживает. Грамотный, разумный человек постоянно ищет способ самосовершенствоваться, развиваться. А книги – лучшее для того средство. Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успеха, признаются, что ни на что не променяют свои библиотеки и возможность почитать любимую книгу.

    Только читая, мы можем, не вставая с удобного дивана, побывать в самых экзотических странах, понять образ мышления их жителей, а самое главное – пропустить всю информацию через свою душу.

Слайд 23

     Время, истраченное на чтение, обязательно окупится с лихвой, потому что книга учит человека мыслить, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни.

Хороших вам книг и увлекательного чтения!

      Книги бывают свои, чужие и библиотечные. Любая книга требует бережного обращения, но чужая или библиотечная – вдвойне. Руки, держащие книгу, должны быть безупречно чистыми. Книги не любят, когда их используют в качестве подставки под горячее, подушки и т.п. А ещё книгам не нравится подолгу жить на чужих полках.

…Пригласив гостей, муж прячет часть книг.

- Зачем? – удивляется жена. – Неужели ты боишься, что они их украдут?

- Что за глупости? Нет, конечно… Но ведь они их могут узнать!..

Викторина

  1. На каком материке нет рек? (Антарктида)
  2. Какая река дважды на своём пути пересекает экватор? (Конго)
  3. Какая река две тысячи лет тому назад была приговорена к смертной казни, и приговор этот привели в исполнение? (Река Диала (Ирак). По повелению персидского царя Кира она была наказана за то, что при переправе в ней утонул конь царя. Воины прорыли 360 каналов и река исчезла в песках почти на тысячу лет. Но потом пески засыпали каналы, и река вновь вернулась в своё русло)
  4. Какие вы знаете «цветные» моря? (Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое, Мраморное)
  5. В какое озеро, находящееся на территории нашей страны, впадает 336 рек, а вытекает одна? (Байкал. В нём берет своё начало река Ангара)
  6. В каком море ловят рыбу жители трёх частей света? (Средиземное)
  7. Какой пролив разделяет два моря, два океана, два полуострова, две части света, два государства? (Берингов пролив разделяет Берингово и Чукотское моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны, Чукотский полуостров и полуостров Сьюард, Азию и Америку, Россию и США)
  8. У каких трёх великих писателей есть одноимённые произведения? (Пушкин и Лермонтов – авторы поэм «Кавказский пленник», а Толстой написал рассказ с таким же названием)
  9. Кто и в каком произведении написал адрес: «На деревню дедушке»? (Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька»)
  10. Какие три известных произведения названы кличками собак? (И. Тургенев «Муму», А.П. Чехов «Каштанка» и «Белолобый»)
  11. Какое название полуострова говорит о его величине? (Ямал)
  12. В названии какого города 1 имя мальчика и 100 имён девочек? (Севастополь)
  13. Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля)
  14. Название какой рыбы при чтении наоборот даёт название итальянского города? (Налим)
  15. Какая военная хитрость помогла завершить Троянскую войну? (Царь маленького острова Итака Одиссей предложил изготовить большого деревянного коня, внутри которого укрылся греческий отряд. Троянцы, считая коня подарком греков, которые за 10 лет устали воевать, втащили его в город. Ночью греки вышли из коня и открыли своим отрядам городские ворота. Так, захватом и уничтожением Трои, закончилась Троянская война.)
  16. Как звали неуязвимого воина, погибшего от отравленной стрелы, попавшей ему в пятку? (Ахилл (Ахиллес))
  17. Назовите три древних способа ведения морского сражения. (Проплыв – бортом корабля ломали вёсла корабля противника; таран – проламывание борта корабля противника носовым «бивнем»; абордаж – сцепление кораблей специальными мостиками и рукопашная схватка.)
  18. В какой войне участвовала царь-пушка? (Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли)
  19. Этот человек, родившись хилым и болезненным, с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Десять лет прослужил он простым солдатом, а закончил службу генералиссимусом. Назовите его имя. (Александр Васильевич Суворов)
  20. Объясните поговорку «Солдат спит, а служба идёт». (С петровских времён берёт начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик – его записывали в полк. Посапывает «гвардеец» в своей люльке, пелёнки пачкает, а срок службы идёт, чины расту. К десяти годам в офицеры произведут, а там и до генерала недалеко. Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идёт»).
  21. Какое заклинание должен был сказать Иванушка Сивке-бурке, чтобы вызвать его к себе? (Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой)
  22. Где была смерть Кощея Бессмертного из сказки «Царевна-лягушка»? (Смерть на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо -  в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, тот ларец – на вершине старого дуба, а дуб тот в дремучем лесу растёт).
  23. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)
  24. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  25. Где находится крыша мира? (Памир в переводе на русский язык означает «крыша мира»).
  26. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Часовым поясом).
  27. Какая страна носит такое же название, что и головной убор? (Панама).
  28. Как звали Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (Иван Александрович).
  29. Как звали героя рассказа И.С. Тургенева «Муму»? (Герасим).
  30. Каких рыб за ценность называют красными, хотя мясо у них белое, а икра – чёрная? (Рыб из семейства осетровых).
  31. Где у рыбы находится нос? (Орган обоняния у рыбы находится на голове. Это два мешочка, которые расположены в специальных углублениях на черепе. С их помощью рыба чувствует запахи).
  32. «Оказаться у разбитого корыта» - из какой сказаки пришло к нам это выражение? (А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»).
  33. «Есть ещё порох в пороховницах» - откуда эти слова? (из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Означает, что у человека достаточно ещё энергии, душевных сил).

Составь пословицы

Участники игры, используя попарно соединённые слова, должны оставить пословицы, в которых эти слова встречаются.

Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья)

Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)

Лает – кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает)

Журавль – синица (Не сули журавля в небе, дай синицу в руки)

Руки – скука (Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки)

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

Дело – потеха (Делу время, потехе час)

Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом)

Шило – мешок (Шила в мешке не утаишь)

Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)

Коса – камень (Нашла коса на камень)

Свет – тьма (Ученье – свет, а неученье - тьма)

Шуточные вопросы

  1. В каких словах по 100 согласных? (Стол, стог, стон, сток, стой, стоп)
  2. В каком слове сорок гласных? (Сорока)
  3. Когда мальчика называют женским именем? (Соня (когда он любит спать))
  4. Чем заканчиваются как день, так и ночь? (Мягким знаком)
  5. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)
  6. Какой город летает? (Орёл)
  7. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля)

Буриме

    "Буриме"  (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла во Франции в ХУП в.

     Участникам предлагаются готовые рифмы, используя которые они должны сочинить небольшое стихотворение.

воздух - отдых  игра - топора  недуг - досуг  земля – рубля поэт  -  нет души -  пиши

Дым – горим Гори – фонари  Конь – огонь Белое – спелое Спел – ел Едим – звеним

 Звени – они Она – спорна Спорное – чёрное ручей - лучей лучам - шатрам шатёр - простор просторе – море Муха – ухо Ушам – снам Сон – слон роса – небеса пес – принес

краски-сказки ветерки-мотыльки у реки – глубоки в лесу – принесу колдуны - не страшны

холодна - у окна мгновенье – ты виденье – красоты очарован – с ней избалован – моей

может – совсем тревожит – ничем преобразила – уныл светила – полюбил новоселье – веселье слова – безделье мечты – грёзы цветы – розы ребёнок – надо пелёнок - пригляда

воздух - отдых

игра - топора

недуг - досуг

земля – рубля

поэт  -  нет

души -  пиши

дым – горим

гори – фонари

конь – огонь

белое – спелое

спел – ел

едим – звеним

звени – они

она – спорна

спорное – чёрное

ручей - лучей

лучам – шатрам

шатёр - простор

просторе – море

муха - ухо

ушам – снам

сон – слон

роса – небеса

пес – принес

краски-сказки

ветерки-мотыльки

у реки – глубоки

в лесу – принесу

колдуны - не страшны

холодна - у окна

мгновенье – ты

виденье – красоты

очарован – с ней

избалован – моей

может – совсем

тревожит – ничем

преобразила – уныл

светила – полюбил

новоселье – веселье

слова – безделье

мечты – грёзы

цветы – розы

ребёнок – надо

пелёнок - пригляда

Будешь книги читать – будешь всё знать.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

Испокон века книга растит человека.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга для ума, что тёплый дождь для всходов.

Книга подобна воде: дорогу пробьёт везде.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Не красна книга письмом, красна умом.

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.

Книги не говорят, а правду сказывают.

С книгой поведёшься – ума наберёшься.

Чтенье – лучшее ученье.

Кто много читает, тот много знает.

Читать, не размышляя, что есть не пережёвывая.

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

Век живи, век учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Пословицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Букварный период или читающие и не читающие дети на одном уроке в 1 классе.

Как быть, если в букварный период несколько детей читающие, а остальные нет......

Сценарий общешкольного мероприятия "Да здравствует человек читающий"

Внеклассное общешкольное мероприятие проводится в рамках Недели детской книги  и предметной недели литературного чтения в начальных классах....

Инновационный проект "Читающая семья - читающий ребенок "

Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали д...

Младший школьник - «человек читающий»

В статье представлен опыт работы по формированию читательской компетенции младшего школьника через ведение дневника юного читателя....

Акция "Человек читающий"

Отчёт о проведённой  акции "Человек читающий"...

"Читающая мама - читающая семья"

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали ...

Беседа –диалог «Хороший поступок-душа человека»

Знакомоство  с понятиями «хороший поступок», «плохой поступок - проступок»,  их значением в жизни человека....