Младший школьник - «человек читающий»
статья на тему
В статье представлен опыт работы по формированию читательской компетенции младшего школьника через ведение дневника юного читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mladshiy_shkolnik-.docx | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Младший школьник - «человек читающий»
И. В. Аракчеева
В статье представлен опыт работы по формированию читательской компетенции младшего школьника через ведение дневника юного читателя.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для становления «ученика - читателя». В дошкольном возрасте происходит первичное знакомство с книгой, это знакомство организует мама или папа, бабушка, воспитатель. А вот начальная школа – это ступень выше, она предполагает формирование самостоятельности в чтении, но чтобы сформировать эту самостоятельность необходимо каждодневное обращение к книге, ее прочтение и анализ прочитанного.
Одной из форм развития читательской самостоятельности является ведение дневника юного читателя, который заводится в начале года и заполняется учеником каждый день, предполагая ежедневное чтение.
Ведение читательского дневника позволяет мне решить следующие задачи:
- формировать основы читательской самостоятельности и читательской компетенции;
- формировать осознанность и правильность чтения;
- увеличить темп чтения;
- обрабатывать полученную информацию при чтении, извлекать главное, делать выводы;
- пользоваться словарями и справочниками;
- развивать ежедневную потребность в чтении,
- способствовать развитию нравственных качеств и эстетического вкуса;
- расширить кругозор младшего школьника.
Для каждого ученика мною составляется список книг для прочтения (здесь я использую личностно-ориентированный подход, учитывая интересы детей), который ребенок читает в течение четверти. Поскольку я работаю в школе-интернате, в котором дети находятся пять рабочих дней, то организую «Час читателя» во второй половине дня, где ребенок может почитать книгу и заполнить дневник.
Дневник юного читателя содержит следующие вопросы:
- Кто главный герой? Напиши свое мнение о нем.
- Какой эпизод тебе понравился, опиши его.
- Какие незнакомые слова ты встретил в тексте, выпиши их, узнай их значение.
- Какова главная мысль произведения?
- На какого героя ты хочешь быть похож? Почему?
- Какую пословицу можно подобрать к этому произведению?
- Напиши продолжение произведения
- Нарисуй иллюстрацию к произведению
Вопросы выстроены так, что ребенок может проанализировать прочитанное, выразить свое отношение к герою, охарактеризовать его поступки, соотнести со своими, обращают к словарям и справочникам, позволяют развивать устную и письменную речь, а самое главное размышлять над прочитанным
Один раз в две недели юные читатели выпускают листовку «Книга - ключ к знанию», в которой описывают свои впечатления от прочитанных книг, рассказывают, что нового они прочитали и узнали - это позволяет сделать чтение – значимым делом в жизни ребенка, помогает раскрыть творческие способности и приобщить других детей к чтению. Данная листовка находит распространение и в других классах, дети обмениваются мнениями, впечатлениями.
Опыт работы показывает, что дети приобщаются к книге, читают больше, осознанно, задаются вопросами и самое интересное - начинают читать совместно с родителями. И это самое ценное!
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск,1990.
- Бунеева Е. В. Развитие интеллектуально.речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности. //Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 8
- Вербицкмй А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции.-М.: ЛОГОС,2009
- Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// Начальная школа. – 1994. – №6.
- Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
- Козлова С. А. Развитие мышления детей 7–10 лет на основе анализа текста и графической модели текстовой задачи. // Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 8
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. –М.: АПК и ППРО, 2002.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: т действия к мысли. Пособие для учителя /под редакцией А.С. Асмолова. –М.: Просвещение, 2011.
- Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8
- Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 9
- Светловская Н.Н. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь –справочник. –М.: Экон – Информ, 2011.
- Секачёва И.Н. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 11
- Чиндилова О. В., Бунеева Е. В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. // Начальная школа плюс До и После. - № 8
- Шуляпова О. В. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения.// Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 1
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.: Педагогика,1996
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ф.И.О. автора | Аракчеева Ирина Викторовна |
Место работы (ВУЗ) | |
Должность, кафедра без сокращений, ученая степень, ученое звание | Учитель начальных классов |
Адрес рабочий, домашний | г. Новокузнецк, ул. Кутузова 90 ул. Дружбы 4а-19 |
irina_slastena@mail.ru | |
Телефон рабочий, домашний, мобильный | 89505889037 |
Тема статьи | Младший школьник - «человек читающий» |
Шифр конференции | |
Номер секции | |
Количество страниц в докладе автора | 2 |
Требуемое количество экземпляров сборника | 1 |
Сумма и дата оплаты | |
Адрес, на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и фамилии получателя) | г. Новокузнецк, ул. Дружбы 4а-19 |
Источник, из которого Вы узнали о ЦРНС | |
Требуется ли предоставить справку о принятии материалов к публикации (100 руб.)? | |
Требуется ли предоставить сертификат участника конференции? 250 руб |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
Родительское собрание-конкурс ...
Букварный период или читающие и не читающие дети на одном уроке в 1 классе.
Как быть, если в букварный период несколько детей читающие, а остальные нет......
Сценарий общешкольного мероприятия "Да здравствует человек читающий"
Внеклассное общешкольное мероприятие проводится в рамках Недели детской книги и предметной недели литературного чтения в начальных классах....
Инновационный проект "Читающая семья - читающий ребенок "
Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали д...
Акция "Человек читающий"
Отчёт о проведённой акции "Человек читающий"...
"Человек читающий". Диалог-час ко Дню знаний.
Данный материал предназначен для обучающих 1-4 классов. Представлен в форме диалога.Способствует развитию у детей любви к чтению, к книге. Предлагаемый материал раскрывает рассмотрение истории книги. ...
"Читающая мама - читающая семья"
Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали ...