"Читающая мама - читающая семья"
проект (1 класс)

Саввинова Надежда Иннокентьевна

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населению. Определенное снижение интереса к чтению детей и подростков – это сегодня общемировая тенденция.

Эта проблема носит масштабный характер.

Проект «Читающая мама – читающая семья» проводится в рамках реализации Всероссийского проекта «Читающая мама – читающая нация», Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.»

Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

Одна из задач материнского чтения сегодня состоит в том, чтобы не упустить время раннего детства для привития любви к книге и чтению – предпосылки развития ума и сердца ребенка, его творческого потенциала. Материнское чтение призвано сблизить мать и дитя в сердечном общении на материале читаемой книги.

Лучший способ наладить отношения с детьми, вырастить из них людей с чутким сердцем и отзывчивой душой – стать для них читающей мамой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayushchaya_mama.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский проект «Читающая мама – читающая семья» на 2016-2020 годы

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населению. Определенное снижение интереса к чтению детей и подростков – это сегодня общемировая тенденция.

Эта проблема носит масштабный характер.

Проект «Читающая мама – читающая семья» проводится в рамках реализации Всероссийского проекта «Читающая мама – читающая нация», Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.»

Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

Одна из задач материнского чтения сегодня состоит в том, чтобы не упустить время раннего детства для привития любви к книге и чтению – предпосылки развития ума и сердца ребенка, его творческого потенциала. Материнское чтение призвано сблизить мать и дитя в сердечном общении на материале читаемой книги.

Лучший способ наладить отношения с детьми, вырастить из них людей с чутким сердцем и отзывчивой душой – стать для них читающей мамой.

Цели проекта:

  • Формирование в обществе позитивного имиджа читающей матери и обеспечение право ребенка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения;
  • Усилить включенность библиотеки в организации материнского чтения в систему читательского всеобуча молодых матерей.
  • Улучшить на фундаменте материнского чтения качество семейных взаимоотношений – важнейшего условия повышения качества жизни в целом;
  • Популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семье средствами книги и чтения, использовать многообразие форм включения матерей в реализацию проекта;
  • Создать в общественном сознании привлекательный образ мамы, читающей своему ребенку.

Ожидаемый результат: интеллектуальный рост и нравственное оздоровление молодого поколения через повышение престижа книги и чтения и навыков читательской деятельности, полученных в процессе общения с читающей мамой.

Задачи проекта:

  • Обоснование лидирующей роли матери в духовном развитии и воспитании ребенка средствами книги и чтения;
  • Просвещение молодых мам о ценности приобщения ребенка к книге и чтению с младенческого возраста;
  • Разработка комплексных мер, направленных на обучение практическим навыкам чтения ребенку вслух и организация общения на этой основе;
  • Ознакомление мам с разными видами детской литературы с учетом возрастных ступеней развития ребенка;
  • Интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка;
  • Освоение читательского опыта знаменитых женщин как воспитателей своих детей;
  • Обеспечение библиотечного содействия материнскому чтению.

Целевая аудитория:

  • Учащиеся 1 класса,
  • Родители учащихся 1 класса,
  • Школьная библиотека – Попова М.В.,
  • Сельская библиотека – Алексеева Н.Л.,
  • МБДОУ д/с «Кэскил» - воспитанники и родители.

Продолжительность проекта:

4 учебных года

  • 2016-2017 уч.гг.
  • 2017-2018 уч.гг.
  • 2018- 2019 уч.гг.
  • 2019-2020 уч.гг.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап – организационный – с февраля 2016-2017 уч.гг.

Организационное собрание (классный руководитель, Попова М.В., Алексеева Н.Л.);

Оповещение родителей учащихся 1 класса о начале реализации проекта;

Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся о значимости проекта;

Выявление информационных потребностей родителей;

Составление графиков проведение мероприятий;

Анкетирование родителей, с целью уточнения мотивов руководства чтением детей;

Выявление библиографической потребности родителей о детской литературе;

Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;

Разработка и выпуск буклетов, анкет, вопросников.

2 этап – основной – с марта 2017-2018 уч.гг., 2018-2019уч.гг.

Предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий, направленных на всесторонние развития личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа этого этапа состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.

3 этап – заключительный – второе полугодие 2019-2020 уч.гг.

Заключительное собрание (классный руководитель, Попова М.В., Алексеева Н.Л.);

Проведение итогового мероприятия с участием родителей и детей (выступления, выставка, отчет проведенной работы).

Блок - литературная мастерская “Радостные чтения”

Периодичность – один раз в месяц реализации проекта.

В литературной мастерской

  • Учащихся знакомят с творчеством детских писателей.
  • Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии.
  • Ведется работа с текстом.
  • Предлагается участие в викторинах, конкурсах чтецов, чтениях по ролям.
  • Прослушиваются аудиозаписи художественных произведений в исполнении мастеров слова.
  • Проводится просмотр художественных и мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей.
  • Проводится контроль прочитанного через анкеты, викторины, конкурсы.
  • Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.
  • Создается классная библиотечка.
  • Проводится цикл «Литературное слушание».
  • Факультатив «В мире книг».

Блок “Массовые мероприятия”

Периодичность – два раза в год.

Проводятся конкурсы:

  • «Читающая мама –  читающая семья» - Попова М.В.
  • Конкурс чтецов «Унылая пора! Очей очарованье!» - Саввинова Н.И.
  • «Лучшая домашняя библиотека» - Саввинова Н.И.
  • «Знатоки детской литературы» - Алексеева Н.Л.
  • «Лучший отзыв о книге» - Саввинова Н.И.
  • «Сочиняем сказку вместе» - Алексеева Н.Л. и мамы.
  • Конкурс Рисунков: «Моя семья», «Любимый литературный герой», «Нам хорошо вместе» - Попова М.В.
  •  «Мальчишки и девчонки, а также их родители» в рамках праздника «Лучшая читающая семья года».

                                                                                                      – Саввинова Н.И., Попова М.В., Алексеева Н.Л.

  • Конкурс творческих работ «Книга в моей семье», рассказов о домашней библиотеке «Моя заветная полка» - Саввинова Н.И.
  • Статья в газету о прадедушке – участнике ВОВ – Алексеева Н.Л.
  • Конкурс «Сказки якутских писателей» - Попова М.В.

Проводятся

  • Игровой тренинг “Нам весело”.
  • Познавательные викторины по прочитанным произведениям.
  • Читательские конференции.
  • Интерактивные викторины по любимым детским изданиям «Колокольчик», «Кэскил», «Бэлэм буол».
  • Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям детских писателей.
  • Литературные праздники: “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей, “Как хорошо уметь читать”, “Подрастаю с книжкой я”, “Возьмите книгу в круг семьи”.
  • Студия по ФГОС “В мире книг”.

Блок “Родительские собрания”

Периодичность – четыре раза в год.

Задачи

  • Пробуждение и развитие у мам устойчивой потребности в повышении уровня педагогических знаний, информированности в области детской литературы.
  • Показать зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня образованности, степени приобщенности к книге старшего поколения.

1. Темы родительских собраний:

  • Роль чтения в формировании личности ребенка.
  • Что мешает и что содействует чтению детей: “Важные советы”.
  • Чтение – праздник души.
  • Что и как читать детям.
  • Как беседовать с детьми о книгах.
  • Книга и игра.
  • Книга и рисование.
  • “Мы читаем перед сном” - литературно-творческое занятие.

2. Цикл психолого-педагогического обучения родителей “Школа родительской грамотности”.

3. Психологическая подготовка родителей к творческому сотрудничеству со своими детьми “Как стать родителями читающего ребенка”.

  • Круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”.
  • Разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по книгам.
  • Консультирование родителей по организации домашней библиотеке.
  • Целенаправленная помощь в определении круга детского чтения.
  • Цикл бесед о культуре чтения.
  • Индивидуальные беседы с родителями по вопросам семейного чтения.
  • Разработка дней творческого семейного общения.
  • Экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.
  • Проведение анализа чтения детей для родительской аудитории.
  • Совместная конференция с привлечением детской библиотеки по проблемам семейного чтения.

Блок “Рекомендательная библиография”

Периодичность: три раза в год – каникулы.

Цель

  • Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.
  • Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка.

Проводится

  • Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения.
  • Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
  • Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей.
  • Рекламирование новых книг для младших школьников.
  • Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
  • Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

Блок “Анкетирование, тестирование, диагностика”

Периодичность: два раза в год – начало и конец учебного года.

Цель

  • Привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий, во время совместных посещений библиотеки.

Проводятся

Исследования для родителей, библиотекарей, учителей:

  • “Ваш ребенок в зеркале чтения”
  • “Детское чтение в семье”
  • Блиц - опросы учащихся, анкетирование родителей для выявления мотивов руководства чтением детей.
  • Тестирование родителей и учащихся

Блок “Рекламная деятельность”

Периодичность: один раз в год по разным формам.

Проводятся

  • Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы (Попова М.В.)
  • Освещение проекта на районном семинаре библиотекарей (Попова М.В., Алексеева Н.Л.)
  • Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения (Саввинова Н.И.)
  • Размещение проекта на сайте школы (Слепцов К.К.)

Ожидаемые результаты

За время реализации проекта

  • Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.
  • Чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге.
  • Увеличится количество посещений в школьной библиотеке.
  • Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их родителей.
  • Увеличится количество выданных книг в школьной библиотеке.
  • Повысится уровень мотивации семейного чтения.
  • У учащихся возрастет интерес к чтению художественной литературы советских и зарубежных детских писателей, к чтению книг о родном крае кубанских писателей.
  • У учащихся повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения.
  • Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознано выбирать и осмысленно читать.

Побывав на литературных праздниках, КВН, учащиеся получат призы, подарки, буклеты, которые покажут своим друзьям. Это оставит приятные воспоминания и послужит стимулом чтения. У детей будет возможность вернуться к мероприятиям в воспоминаниях, посмотреть фотографии. Благодаря возможностям цифрового фотоаппарата фотографии будут размещены в компьютере школьной библиотеке и впоследствии, по желанию участнику их можно напечатать.

Будут консолидированы усилия родителей, школьных библиотекарей, педагога по повышению престижа чтения.

Популяризируется и активизируется деятельность школьной библиотеки по пропаганде семейного чтения.

Будет обобщен и распространен опыт, выработанный в ходе реализации проекта.

Планируется

  • Создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
  • Проведение мониторинга детского чтения и анализ состояния чтения позволит дать рекомендации по дальнейшей работе по повышению престижа семейного чтения.
  • Освещение реализации проекта даст возможность распространить опыт по проведению мероприятий, направленных на повышение престижа семейного чтения.
  • Создание фотоальбома мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.

Механизм отслеживания количественных и качественных результатов

При оценке качественных результатов следует учитывать, что инвестиции в чтение не дают процентов прибыли. Это инвестиции в будущее, в воспитание умного, грамотного человека с богатой эмоциональной палитрой.

Количество заполненных анкет, анализ читательских формуляров, учетной документации библиотеки школы и наслега.

  • Количество участников мониторинга, выпущенных буклетов, памяток, закладок и т.д.
  • Фотоотчет
  • Лист посещения на родительских собраниях.
  • Протоколы проведенных мероприятий.
  • Публикации в СМИ.
  • Отзывы участников проекта.


Примерная план – сетка планируемой работы по проекту

«Читающая мама – читающая семья»

2016-2017уч.гг.

Февраль

Март

Апрель

Май

Весенние каникулы

Родительские собрания

Массовые мероприятия

Родительские собрания

Рекомендательная библиография

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Летние каникулы

Анкетирование, тестирование, диагностика

Анкетирование, тестирование, диагностика

2017-2018уч.гг.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Родительские собрания

Массовые мероприятия

Родительские собрания

Рекламная деятельность

Родительские собрания

Массовые мероприятия

Родительские собрания

Анкетирование, тестирование, диагностика

Анкетирование, тестирование, диагностика

Анкетирование, тестирование, диагностика

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Осенние каникулы

Зимние каникулы

Весенние каникулы

Летние каникулы

Рекомендательная библиография

Рекомендательная библиография

Рекомендательная библиография

2018-2019уч.гг.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Родительские собрания

Массовые мероприятия

Родительские собрания

Рекламная деятельность

Родительские собрания

Массовые мероприятия

Родительские собрания

Анкетирование, тестирование диагностика

Анкетирование, тестирование, диагностика

Анкетирование, тестирование, диагностика

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Осенние каникулы

Зимние каникулы

Весенние каникулы

Летние каникулы

Рекомендательная библиография

Рекомендательная библиография

Рекомендательная библиография

2019-2020уч.гг.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Родительские собрания

Массовые мероприятия

Родительские собрания

Рекламная деятельность

Родительские собрания

Массовые мероприятия

Родительские собрания

Анкетирование, тестирование, диагностика

Анкетирование, тестирование, диагностика

Анкетирование, тестирование, диагностика

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Литературная мастерская Радостные чтения

Осенние каникулы

Зимние каникулы

Весенние каникулы

Летние каникулы

Рекомендательная библиография

Рекомендательная библиография

Рекомендательная библиография


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...

"Папа, мама, я - читающая семья!"

Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...

Папа, мама и я- читающая семья.

Библиотечный конкурс....

Внеклассное мероприятие "Мама, папа и я -читающая семья"

Праздник проводится для учеников 3-4 классов и их родителей. Ведут праздник сами ребята.Они читают стихи, показывают сценки, проводят викторины и конкурсы для участников соревнования и болельщиков. Це...

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Классный час "Папа,мама,я-читающая семья"

разработка классного часа с родителями...