"Читающая мама - читающая семья"
проект (1 класс)
Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населению. Определенное снижение интереса к чтению детей и подростков – это сегодня общемировая тенденция.
Эта проблема носит масштабный характер.
Проект «Читающая мама – читающая семья» проводится в рамках реализации Всероссийского проекта «Читающая мама – читающая нация», Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.»
Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Одна из задач материнского чтения сегодня состоит в том, чтобы не упустить время раннего детства для привития любви к книге и чтению – предпосылки развития ума и сердца ребенка, его творческого потенциала. Материнское чтение призвано сблизить мать и дитя в сердечном общении на материале читаемой книги.
Лучший способ наладить отношения с детьми, вырастить из них людей с чутким сердцем и отзывчивой душой – стать для них читающей мамой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitayushchaya_mama.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский проект «Читающая мама – читающая семья» на 2016-2020 годы
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населению. Определенное снижение интереса к чтению детей и подростков – это сегодня общемировая тенденция.
Эта проблема носит масштабный характер.
Проект «Читающая мама – читающая семья» проводится в рамках реализации Всероссийского проекта «Читающая мама – читающая нация», Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.»
Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Одна из задач материнского чтения сегодня состоит в том, чтобы не упустить время раннего детства для привития любви к книге и чтению – предпосылки развития ума и сердца ребенка, его творческого потенциала. Материнское чтение призвано сблизить мать и дитя в сердечном общении на материале читаемой книги.
Лучший способ наладить отношения с детьми, вырастить из них людей с чутким сердцем и отзывчивой душой – стать для них читающей мамой.
Цели проекта:
- Формирование в обществе позитивного имиджа читающей матери и обеспечение право ребенка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения;
- Усилить включенность библиотеки в организации материнского чтения в систему читательского всеобуча молодых матерей.
- Улучшить на фундаменте материнского чтения качество семейных взаимоотношений – важнейшего условия повышения качества жизни в целом;
- Популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семье средствами книги и чтения, использовать многообразие форм включения матерей в реализацию проекта;
- Создать в общественном сознании привлекательный образ мамы, читающей своему ребенку.
Ожидаемый результат: интеллектуальный рост и нравственное оздоровление молодого поколения через повышение престижа книги и чтения и навыков читательской деятельности, полученных в процессе общения с читающей мамой.
Задачи проекта:
- Обоснование лидирующей роли матери в духовном развитии и воспитании ребенка средствами книги и чтения;
- Просвещение молодых мам о ценности приобщения ребенка к книге и чтению с младенческого возраста;
- Разработка комплексных мер, направленных на обучение практическим навыкам чтения ребенку вслух и организация общения на этой основе;
- Ознакомление мам с разными видами детской литературы с учетом возрастных ступеней развития ребенка;
- Интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка;
- Освоение читательского опыта знаменитых женщин как воспитателей своих детей;
- Обеспечение библиотечного содействия материнскому чтению.
Целевая аудитория:
- Учащиеся 1 класса,
- Родители учащихся 1 класса,
- Школьная библиотека – Попова М.В.,
- Сельская библиотека – Алексеева Н.Л.,
- МБДОУ д/с «Кэскил» - воспитанники и родители.
Продолжительность проекта:
4 учебных года
- 2016-2017 уч.гг.
- 2017-2018 уч.гг.
- 2018- 2019 уч.гг.
- 2019-2020 уч.гг.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап – организационный – с февраля 2016-2017 уч.гг.
Организационное собрание (классный руководитель, Попова М.В., Алексеева Н.Л.);
Оповещение родителей учащихся 1 класса о начале реализации проекта;
Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся о значимости проекта;
Выявление информационных потребностей родителей;
Составление графиков проведение мероприятий;
Анкетирование родителей, с целью уточнения мотивов руководства чтением детей;
Выявление библиографической потребности родителей о детской литературе;
Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;
Разработка и выпуск буклетов, анкет, вопросников.
2 этап – основной – с марта 2017-2018 уч.гг., 2018-2019уч.гг.
Предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий, направленных на всесторонние развития личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа этого этапа состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
3 этап – заключительный – второе полугодие 2019-2020 уч.гг.
Заключительное собрание (классный руководитель, Попова М.В., Алексеева Н.Л.);
Проведение итогового мероприятия с участием родителей и детей (выступления, выставка, отчет проведенной работы).
Блок - литературная мастерская “Радостные чтения”
Периодичность – один раз в месяц реализации проекта.
В литературной мастерской
- Учащихся знакомят с творчеством детских писателей.
- Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии.
- Ведется работа с текстом.
- Предлагается участие в викторинах, конкурсах чтецов, чтениях по ролям.
- Прослушиваются аудиозаписи художественных произведений в исполнении мастеров слова.
- Проводится просмотр художественных и мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей.
- Проводится контроль прочитанного через анкеты, викторины, конкурсы.
- Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.
- Создается классная библиотечка.
- Проводится цикл «Литературное слушание».
- Факультатив «В мире книг».
Блок “Массовые мероприятия”
Периодичность – два раза в год.
Проводятся конкурсы:
- «Читающая мама – читающая семья» - Попова М.В.
- Конкурс чтецов «Унылая пора! Очей очарованье!» - Саввинова Н.И.
- «Лучшая домашняя библиотека» - Саввинова Н.И.
- «Знатоки детской литературы» - Алексеева Н.Л.
- «Лучший отзыв о книге» - Саввинова Н.И.
- «Сочиняем сказку вместе» - Алексеева Н.Л. и мамы.
- Конкурс Рисунков: «Моя семья», «Любимый литературный герой», «Нам хорошо вместе» - Попова М.В.
- «Мальчишки и девчонки, а также их родители» в рамках праздника «Лучшая читающая семья года».
– Саввинова Н.И., Попова М.В., Алексеева Н.Л.
- Конкурс творческих работ «Книга в моей семье», рассказов о домашней библиотеке «Моя заветная полка» - Саввинова Н.И.
- Статья в газету о прадедушке – участнике ВОВ – Алексеева Н.Л.
- Конкурс «Сказки якутских писателей» - Попова М.В.
Проводятся
- Игровой тренинг “Нам весело”.
- Познавательные викторины по прочитанным произведениям.
- Читательские конференции.
- Интерактивные викторины по любимым детским изданиям «Колокольчик», «Кэскил», «Бэлэм буол».
- Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям детских писателей.
- Литературные праздники: “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей, “Как хорошо уметь читать”, “Подрастаю с книжкой я”, “Возьмите книгу в круг семьи”.
- Студия по ФГОС “В мире книг”.
Блок “Родительские собрания”
Периодичность – четыре раза в год.
Задачи
- Пробуждение и развитие у мам устойчивой потребности в повышении уровня педагогических знаний, информированности в области детской литературы.
- Показать зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня образованности, степени приобщенности к книге старшего поколения.
1. Темы родительских собраний:
- Роль чтения в формировании личности ребенка.
- Что мешает и что содействует чтению детей: “Важные советы”.
- Чтение – праздник души.
- Что и как читать детям.
- Как беседовать с детьми о книгах.
- Книга и игра.
- Книга и рисование.
- “Мы читаем перед сном” - литературно-творческое занятие.
2. Цикл психолого-педагогического обучения родителей “Школа родительской грамотности”.
3. Психологическая подготовка родителей к творческому сотрудничеству со своими детьми “Как стать родителями читающего ребенка”.
- Круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”.
- Разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по книгам.
- Консультирование родителей по организации домашней библиотеке.
- Целенаправленная помощь в определении круга детского чтения.
- Цикл бесед о культуре чтения.
- Индивидуальные беседы с родителями по вопросам семейного чтения.
- Разработка дней творческого семейного общения.
- Экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.
- Проведение анализа чтения детей для родительской аудитории.
- Совместная конференция с привлечением детской библиотеки по проблемам семейного чтения.
Блок “Рекомендательная библиография”
Периодичность: три раза в год – каникулы.
Цель
- Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.
- Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка.
Проводится
- Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения.
- Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
- Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей.
- Рекламирование новых книг для младших школьников.
- Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
- Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.
Блок “Анкетирование, тестирование, диагностика”
Периодичность: два раза в год – начало и конец учебного года.
Цель
- Привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий, во время совместных посещений библиотеки.
Проводятся
Исследования для родителей, библиотекарей, учителей:
- “Ваш ребенок в зеркале чтения”
- “Детское чтение в семье”
- Блиц - опросы учащихся, анкетирование родителей для выявления мотивов руководства чтением детей.
- Тестирование родителей и учащихся
Блок “Рекламная деятельность”
Периодичность: один раз в год по разным формам.
Проводятся
- Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы (Попова М.В.)
- Освещение проекта на районном семинаре библиотекарей (Попова М.В., Алексеева Н.Л.)
- Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения (Саввинова Н.И.)
- Размещение проекта на сайте школы (Слепцов К.К.)
Ожидаемые результаты
За время реализации проекта
- Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.
- Чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге.
- Увеличится количество посещений в школьной библиотеке.
- Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их родителей.
- Увеличится количество выданных книг в школьной библиотеке.
- Повысится уровень мотивации семейного чтения.
- У учащихся возрастет интерес к чтению художественной литературы советских и зарубежных детских писателей, к чтению книг о родном крае кубанских писателей.
- У учащихся повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения.
- Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознано выбирать и осмысленно читать.
Побывав на литературных праздниках, КВН, учащиеся получат призы, подарки, буклеты, которые покажут своим друзьям. Это оставит приятные воспоминания и послужит стимулом чтения. У детей будет возможность вернуться к мероприятиям в воспоминаниях, посмотреть фотографии. Благодаря возможностям цифрового фотоаппарата фотографии будут размещены в компьютере школьной библиотеке и впоследствии, по желанию участнику их можно напечатать.
Будут консолидированы усилия родителей, школьных библиотекарей, педагога по повышению престижа чтения.
Популяризируется и активизируется деятельность школьной библиотеки по пропаганде семейного чтения.
Будет обобщен и распространен опыт, выработанный в ходе реализации проекта.
Планируется
- Создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
- Проведение мониторинга детского чтения и анализ состояния чтения позволит дать рекомендации по дальнейшей работе по повышению престижа семейного чтения.
- Освещение реализации проекта даст возможность распространить опыт по проведению мероприятий, направленных на повышение престижа семейного чтения.
- Создание фотоальбома мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
Механизм отслеживания количественных и качественных результатов
При оценке качественных результатов следует учитывать, что инвестиции в чтение не дают процентов прибыли. Это инвестиции в будущее, в воспитание умного, грамотного человека с богатой эмоциональной палитрой.
Количество заполненных анкет, анализ читательских формуляров, учетной документации библиотеки школы и наслега.
- Количество участников мониторинга, выпущенных буклетов, памяток, закладок и т.д.
- Фотоотчет
- Лист посещения на родительских собраниях.
- Протоколы проведенных мероприятий.
- Публикации в СМИ.
- Отзывы участников проекта.
Примерная план – сетка планируемой работы по проекту
«Читающая мама – читающая семья»
2016-2017уч.гг.
Февраль | Март | Апрель | Май | Весенние каникулы |
Родительские собрания | Массовые мероприятия | Родительские собрания | Рекомендательная библиография | |
Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Летние каникулы |
Анкетирование, тестирование, диагностика | Анкетирование, тестирование, диагностика |
2017-2018уч.гг.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Родительские собрания | Массовые мероприятия | Родительские собрания | Рекламная деятельность | Родительские собрания | Массовые мероприятия | Родительские собрания | ||||
Анкетирование, тестирование, диагностика | Анкетирование, тестирование, диагностика | Анкетирование, тестирование, диагностика | ||||||||
Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | ||
Осенние каникулы | Зимние каникулы | Весенние каникулы | Летние каникулы | |||||||
Рекомендательная библиография | Рекомендательная библиография | Рекомендательная библиография |
2018-2019уч.гг.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Родительские собрания | Массовые мероприятия | Родительские собрания | Рекламная деятельность | Родительские собрания | Массовые мероприятия | Родительские собрания | ||
Анкетирование, тестирование диагностика | Анкетирование, тестирование, диагностика | Анкетирование, тестирование, диагностика | ||||||
Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения |
Осенние каникулы | Зимние каникулы | Весенние каникулы | Летние каникулы | |||||
Рекомендательная библиография | Рекомендательная библиография | Рекомендательная библиография |
2019-2020уч.гг.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Родительские собрания | Массовые мероприятия | Родительские собрания | Рекламная деятельность | Родительские собрания | Массовые мероприятия | Родительские собрания | ||
Анкетирование, тестирование, диагностика | Анкетирование, тестирование, диагностика | Анкетирование, тестирование, диагностика | ||||||
Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения | Литературная мастерская Радостные чтения |
Осенние каникулы | Зимние каникулы | Весенние каникулы | Летние каникулы | |||||
Рекомендательная библиография | Рекомендательная библиография | Рекомендательная библиография |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
Родительское собрание-конкурс ...
Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"
Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...
"Папа, мама, я - читающая семья!"
Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...
Папа, мама и я- читающая семья.
Библиотечный конкурс....
Внеклассное мероприятие "Мама, папа и я -читающая семья"
Праздник проводится для учеников 3-4 классов и их родителей. Ведут праздник сами ребята.Они читают стихи, показывают сценки, проводят викторины и конкурсы для участников соревнования и болельщиков. Це...
Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"
Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...
Классный час "Папа,мама,я-читающая семья"
разработка классного часа с родителями...