Рабочая программа 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания
Характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократическо - гражданского общества основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества…
Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение имеет, работа развития детей в начальных классах, являющаяся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Разработана программа ФГОС для детей с речевыми нарушениями. Как правило, такие дети имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гиперактивны, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Часто у детей с задержкой речевого развития, не развита мелкая моторика, у них плохо развиты движения кисти руки. Таким образом, коррекционно – развивающие занятия для детей с задержкой речевого развития должно быть комплексным, что означает создание условий для стимуляции речевой деятельности, развития неречевых психических функций, а также общей и мелкой моторики. Воспитательные занятия предусматривают способности детей разного уровня развития, это позволяет дифференцированно подходить к нагрузке каждого ребенка и творчески реализовать поставленные задачи.
Программа соответствует требованиями следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Принципы:
- Принцип индивидуального подхода. Каждый ребенок – личность. А личность индивидуальна и нет похожих друг на друга детей.
- Принцип научности. Четкое осмысление и понимание цели занятия, которое должно быть доведено до детей для организации данной деятельности.
- Принцип систематичности необходим для достижения определенных целей в обучении. Развивает память, трудолюбие, упорство, приучает к дисциплине.
- Принцип доступности. Занятие должно соответствовать возрастным особенностям детей.
Цель: Создание условий для развития личности воспитанника и его самореализации в соответствии с требованиями современного общества.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающей действительности их связи и зависимости;
- воспитывать и развивать у детей природоохранные умения и навыки правильного поведения в природной и социальной сфере;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- прививать культурно – гигиенические навыки;
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- формировать нравственные качества. Такие как патриотизм, честности, порядочность, гуманность;
- способствовать развитию трудовых навыков.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных воспитателем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и воспитателя.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя;
- проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
-учиться работать по предложенному воспитателем плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с воспитателем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью воспитателя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную от воспитателя.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-читать и пересказывать текст;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Воспитательная работа выстроена по следующим основным направлениям:
Личностное развитие:
- познавательная деятельность;
- нравственно – правовая деятельность;
- ценностно – ориентационная деятельность;
- экологическая деятельность
Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:
- спортивно – оздоровительная деятельность;
- просветительная работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению здоровья;
- занятия по пожарной безопасности;
- предупреждению дорожно – транспортного травматизма
Трудовое воспитание:
- трудовая, общественно – полезная деятельность;
- самообслуживание;
- совместные творческие дела;
- хозяйственно – бытовой труд;
- труд в природе
Эстетическое воспитание:
- творческая деятельность, участие в творческих конкурсах;
- посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений;
- художественно – эстетическая деятельность: оформление и дизайн класса, школы, участие в проведении праздников
Условия реализации программы
Практика показывает, что глубокое усвоение какого либо материала требует определенных условий. Педагог сталкивается с трудностями донести в полном объеме материал, если отсутствует наглядность, дидактический материал, спортивный инвентарь, звукозаписи или соответствующая территория, где должно проходить занятие.
Место проведения занятия | Оснащение |
1.Классная комната
| Мебель, светильники, доска, софит. Наглядные пособия, ТСО, дидактический материал, игрушки. |
2. Спортивный зал | Спортивный инвентарь: снаряды для подтягивания, канат, разновидности мячей, обручи, скакалки, волейбольные щиты. |
3. Актовый зал | Сцена, занавес, освещение, зрительские места. ТСО, диски со звукозаписями. |
4. Зимний сад | Разновидности комнатных растений, лейки, кашпо, опрыскиватели, посадочный материал. |
5. Живой уголок | Аквариумные рыбки, насекомые, Инвентарь для ухода за животными, корм.
|
6. Школьная территория | Беседки, детский городок со спортивными снарядами, качели, футбольное поле, футбольные ворота |
7. Библиотека | Учебники, художественная литература, наглядные пособия, ТСО. |
Сетка занятий
Дни недели | Мероприятия |
Понедельник | Личностное развитие |
Вторник | Охрана здоровья |
Среда | Кружковая работа |
Четверг | Развитие творческого воображения |
Пятница | Трудовая деятельность |
Психолого - педагогическая характеристика
В классе 12 учащихся, из них 4 девочки. Все дети имеют ОНР различного уровня. Некоторые учащиеся воспитываются в не полных семьях это – Лера П., Мирослав Т. У Вани Х. опекуном является бабушка.
Не все дети относятся к учебе положительно. Уровень работоспособности у всех разный. Класс можно дифференцировать на три подгруппы:
Первая подгруппа: Юра Б., Владик Б., Юля Ц., Батор Б., Мирослав Т. - эти учащиеся более самостоятельны во всем. У них хорошо развита мелкая моторика, творческое воображение, они лучше других владеют санитарно-гигиеническими навыками, умеют себя обслуживать, выполняют режимные моменты.
Вторая группа учащихся: Ирина В., Артемий В., Лера П., Ваня Х. - этим учащимся для выполнения каких либо заданий требуется небольшая коррекция и контроль со стороны педагогов. Санитарно-гигиенические навыки развиты.
Третья группа: Амина Ц., Егор К., Кирилл К. – эти дети до сих пор не умеют читать, не могут самостоятельно выполнять домашнее задание, не владеют необходимыми умениями и навыками. У Егора К. и Амины Ц., неплохо получаются творческие работы.
У второй и первой подгрупп учащихся, наблюдается недостаточный уровень сформированности познавательной активности. Уровень работоспособности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности, не соответствует норме.
Все дети с желанием участвуют в жизни класса и всей школы, принимают участие в мероприятиях республиканского уровня.
В настоящее время, можно считать, что детский коллектив сложился. Дети знают друг друга и дружат, знают, что такое чувство ответственности, взаимовыручки. В классе царит атмосфера взаимопонимания и сплоченности.
Личностное развитие
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому познавательная деятельность детей в основном построена на темах нравственного воспитания, сохранения здорового образа жизни.
Экологическое воспитание
Одной из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Экологическое воспитание помогает детям строить свои отношения с природой правильно, по - новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе.
На занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Экологическое воспитание поможет воспитанникам бережно, заботливо, гуманно относится к природе.
Цель: Воспитание ответственности за сохранение окружающей среды.
Задачи:
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
- рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
- формировать осознанно – правильное отношение к планете Земля (наш общий дом). И к человеку как части природы;
- формирование представления детей о правилах поведения в природе.
Ожидаемые результаты:
-первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Нравственное воспитание
В системе воспитания подрастающего поколения наряду с умственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием по-прежнему важное место занимает нравственное воспитание. Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности.
Цель: Создание условий для гармоничного духовного развития личности детей и привитие им основополагающих принципов нравственности.
Задачи:
- научить различать хорошие и плохие поступки;
- научить правилам поведения в школе, семье, общественных местах;
- научить уважительному отношению к старшим, доброжелательному отношению к сверстникам и младшим;
- установить дружеские взаимоотношение в коллективе, которые устанавливаются на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- прививать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- научить правилам вежливого поведения, владению культурной речью, умению пользоваться «волшебными» словами, быть опрятными, чистыми, аккуратными.
Ожидаемые результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- хорошие взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми и взрослыми;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.
Гражданско – патриотическое воспитание
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях своего народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю.
Задачи:
- расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края;
- воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины;
- пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы;
- закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.
Ожидаемые результаты:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.
Содержание | дата | ЗУН | Методы формы | Коррекционная работа | |
1. | «Здравствуй школа». | 07.09. | Рассказать о местонахождении школы, адрес. Формировать умение рассказывать о себе и о своей семье. | Беседа. Иллюстрационный. | Развитие внимания, речи. |
2. | Поведение в школе «Зачем мы ходим в школу?» | 14.09. | Познакомить детей с правилами поведения в школе. Формировать представление о школьной дисциплине. | Беседа | Воспитывать устойчивое внимание. |
3. | «Крестьянский труд. Осенние работы на огороде» | 21.09. | Закрепить знания детей о труде крестьянина, заинтересовать детей работой на земле, воспитывать бережное отношение к природе. | Объяснительный, практичес кий. | Развитие памяти, мышления, речи |
4. | «Наши имена» | 28.09. | Учить правильному произношению имен и фамилии. Обработка моделей коммуникативного общения. | Словесно-игровой | Развитие речи. |
5. | «Волшебные слова». | 05.10. | Знать слова выражающие просьбу, благодарность, извинения. Знать их значение. Уметь употреблять в речи, с учетом ситуации. Добиваться правильного произношения. | Игровой. Практичес кий. | Развитие речи, памяти. |
6. | «Обиженные вещи». | 19.10. | Учить детей бережному отношению к школьному имуществ и личным вещам. | Игра-беседа. | Развитие речи. |
7. | «Правила поведения в школе». | 26.10. | Учить правилам этикета в школе, формировать навыки этического поведения на уроке и воспитательских занятиях. Также учить правилам поведения на перемене, в столовой и спальной комнате. | Беседа-рассуждение. | Развитие внимания, памяти. |
88888 | «Золотая волшебница осень». | 02.11. | Ознакомить детей с признаками осени; воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие природных явлений. | Экскурсия по осеннему лесу. | Развитие восприятия, речи. |
9. | «Как помочь птицам зимой». | 09.11. | Познакомить детей с видами птиц, рассказать о перелетных птицах, и о тех, которые остаются зимовать у нас в Сибири, воспитывать бережному отношению к живой природе родного края. | Словесно-иллюстративный | Коррекция звукопроизноше ния,речи. |
10. | «Мы идем в гости». | 16.11. | Рассказать о правилах поведения в гостях. | Сюжетно-ролевая игра. | Развитие речи, коррекция звукопроизношения. |
11. | «У меня зазвонил телефон». | 23.11. | Познакомить детей с правилами разговора по телефону. | Сюжетно-ролевая игра. | Развитие памяти, коррекция звукопроизношения. |
12. | «Учимся играть в шашки». | 30.11. | Познакомить детей с шашками и шахматной доской, изучить правила игры. | Словесно-объяснитель ный, игровой. | Развитие логического мышления. |
13. | «Белая страна». | 07.12. | Рассказать о смене времен года, формировать представление о перемене погоды в течении года, рассказать почему это происходит. Изучить последовательность названий месяцев. | Беседа. Наблюдения. | Развитие внимания. Коррекция произношения. |
14. | «Стихотворения русских потов о зимнем времени года». | 14.12. | Познакомить с творчеством известных поэтов и писателей и приемам заучивания стихов. | Словесно-иллюстративный. | Развитие речи, коррекция звукопроизношения. |
15. | «Скоро Новый Год». | 21.12. | Развивать умение читать, заучивать наизусть прочитанное стихотворение. | Конкурс заученных стихов о зиме. | Развитие памяти, коррекция звукопроизношения. |
16. | «Зима» | 11.01 | Активизировать словарь по теме зима | Словесно-иллюстративный | Развитие памяти, мышления |
17. | «Как животных цвет защищает» Дикие животные в зимнее время года | 18.01 | Побуждать детей к заботе о животных, расширять представление об экологии, о природе | Словесно-иллюстративный | Коррекция звукопроизношения. Развитие памяти |
18. | Рассказы М. Пришвина. «Экологические правила для детей» | 25.01 | Закрепить умение читать, побуждать к заботе о животных и растениях. Познакомить с экологическими правилами. Воспитывать любовь к природе. | Словесно – иллюстративный. Игра-беседа | Развитие речи, логического мышления |
19. | «Моя Родина Россия» - символика Российской Федерации | 01.02 | Формирование представления о символике России – герб, флаг, гимн. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважения её традиций и историческому наследию | Словесно - иллюстративный | Развитие речи, памяти внимания |
20. | «Сагаалган» | 08.02 | Приобщить детей к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа | Беседа. Словесно -иллюстративный | Развитие памяти, внимания |
21. | «День защитника отечества» | 15.02 | Познакомить с происхождением праздника, с его происхождением. Заучивание стихов | Тематическая беседа | Развитие речи, внимания. |
22. | «Путешествие в страну Синих льдов» | 22.02 | Дать представление о географии нашей планеты, о явлениях природы. Познакомить с картой мира и глобусом. | Словесно-иллюстративный. | Развитие памяти, мышления. Знакомство с новыми словами. Коррекция звукопроизношения |
23. | «8 Марта» Начало весны | 01.03 | Активизировать словарь по теме весна. Заучивание стихов. | Тематическая беседа | Развитие речи, памяти. |
24. | «Масленница» | 15.03 | Познакомить с традициями праздника | Игра. | Развитие речи. Памяти. |
25. | «Откуда пришла бумага» Деревья нашей страны. | 22.03 | Познакомить с технологией производства бумаги. Призвать к бережному отношению к бумаге. | Словесно-иллюстративный. Тематическая беседа | Развитие мышления, памяти |
26. | «Учимся игре в шашки» | 05.04 | Познакомить с правилами игры в шашки, шахматной доской. | Игра. Объяснительный. | Развитие логического мышления, памяти. |
27. | « Труд крестьянина весной» Пословицы о труде | 12.04 | Дать понятие о труде на земле. Кто такой крестьянин? | Словесно-иллюстративный. | Развитие памяти, внимания. |
28. | «Весна-красна» | 19.04 | Знакомство с поэзией и авторами, стихи о весне. Заучивание стихов. | Словесно-иллюстративный. | Развитие памяти, речи. |
29. | «Хлеб-всему голова» | 26.04 | Знакомство с профессией хлебороба | Словесно-иллюстративный | Развитие памяти, речи. |
30. | «Профессия геолога, археолога» | 17.05 | Расширить круг знаний о профессиях. | Словесно-иллюстративный | Развитие мышления, памяти. |
31. | «Басни И. Крылова Мы играем в школу» | 24.05 | Формировать умение находить своё место в ролевых играх, помочь понять содержание басни. | Сюжетно-ролевая игра | Развитие речи |
Охрана здоровья и физическое развитие детей
Заботясь о всестороннем развитии детей, нужно обращать внимание на формирование физического совершенства. Растить детей физически совершенными – значит добиваться того, чтобы они уже с самых ранних лет отличались хорошим здоровьем, с раннего детства приучать к закаливанию, для того чтобы дети не имели отклонений от соответствующего возраста и уровня физического развития.
Цель: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического и психического саморазвития.
Задачи:
- научить детей бережно относиться к собственному здоровью, умению применять полученные знания на практике.
- научить понимать важность физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся должны приобрести первоначальный опыт здоровь - сберегающей деятельности;
- приобрести навыки самообслуживания;
- должны самостоятельно, без подсказки взрослого, выполнять гимнастические упражнения по утрам, соблюдать правила личной гигиены,которые становятся необходимостью.
Формы контроля:
- практические, физические занятия;
- наблюдение.
№ | Содержание | Дата | ЗУН | Методы и формы | Коррекционная работа |
1 | Режим школьника | 08.09 | Познакомить детей с режимом дня. Учить планировать своё время. | Беседа. Иллюстрации. | Развитие памяти, внимания. |
2 | «Вместе весело играть» | 22.09 | Познакомить детей с новыми играми, научить действовать по правилам | Объяснение, игра | Развитие памяти, мышления. |
3 | «В гостях у Мойдодыра» | 29.09 | Учить простейшим навыкам ухода за своим телом. | Игра - беседа | Развитие памяти, внимания. |
4 | «Хорошо быть здоровым» | 20.10 | Дать представление о хорошем и плохом самочувствии, о здоровье и болезни. | Видеофильм. Обсуждение. | Развитие речи, внимания. |
5 | «Если ты остался дома один» | 27.10 | Познакомить детей с основными службами помощи (скорая медицинская, пожарная, газовая, полиция) | Беседа, видеоматериал. | Развитие мышления, речи. |
6 | «Вредные привычки» | 17.11 | Формировать представление детей о вреде и пользе привычек. Прививать детям ответственное отношение к своему здоровью. | Ролевая игра, беседа. | Развитие внимания, мышления. |
7 | Путешествие в королевство «Будь здоров!» | 01.12 | Актуализировать знания детей о здоровом образе жизни. | Конкурс - игра | Развитие речи, памяти. |
8 | «Чтобы зубы, не болели» | 01.12. | Углубить знания детей о средствах гигиены полости рта. Научить чистить зубы. Способствовать формированию потребности ежедневно заботиться о здоровье зубов. | Наглядность, практическое занятие. | Развитие внимания, мышления. |
9 | «Одевайся по сезону» | 22.12. | Учить одеваться по погоде. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. | Беседа, наглядный материал. | Развитие речи, мышления. |
10 | «Друзья Вода и Мыло» | 20.12. | Обогащать знания детей о личной гигиене. Совершенствовать умения пользоваться предметами личной гигиены. | Беседа. Практическое занятие. | Развитие речи, внимания. |
11 | «Витаминная семья» | 19.01. | Акцентировать внимание на продуктах содержащих полезные вещества. Учить бережному отношению к своему здоровью. | Наглядный материал. Беседа. | Развитие речи, внимания. |
12 | «Ваша посильная помощь при несчастном случае» | 09.02. | Формировать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях. Научить принимать правильное решение. | Игра, беседа. | Развитие речи, внимания. |
13 | «В гостях у Айболита» | 09.03. | Познакомить детей с работой медицинского персонала, воспитывать уважение к труду людей в белых халатах. | Рассказ, наглядный материал. | Развитие речи, мышления. |
14 | «Береги себя сам!» | 29.03. | Расширять представления детей об опасностях, которые могут детей подстерегать и как можно избежать их. | Видеоматери ал, обсуждение. | Развитие речи, мышления. |
15 | «Забота о глазах» | 20.04. | Формировать представление детей об органах чувств. Познакомить с основными правилами для сохранения зрения, учить гимнастике глаз. | Беседа, практическое занятие. | Развитие памяти, речи. |
16 | «По одежке встречают» | 27.04. | Познакомить детей с правилами подбора, ношения и хранения одежды. | Игра – беседа. | Развитие мышления, памяти. |
17 | «Почему нужно есть больше овощей и фруктов в весеннее время года» | 18.05. | Систематезировать и расширять знания о пользе овощей и фруктов. Какие витамины они содержат и почему они полезны человеку. | Беседа с иллюстрациями. | Развитие мышления, речи, памяти. |
18 | «Профилактиканесчастных случаев на воде» | 25.05. | Рассказать о правилах поведения вблизи водоёмов и на воде. | Беседа, видеоматериал. | Развитие внимания, мышлени. |
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма у детей
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо формировать у детей навыки правильного поведения на улицах. Знакомить с правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей.
Цель: Воспитание культуры поведения на дорогах.
Задачи:
- формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
- знакомство с историей ПДД;
- развитие дорожной грамотности детей;
-подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного движения;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
-воспитание ответственности у детей за своё поведение
К концу учебного года дети должны знать:
- Дорожные знаки
- Сигналы светофора
- Виды транспорта
- Как безопасно перейти улицу
- Причины ДТП (где можно играть, кататься на санях, и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта).
- Обязанности пассажиров
Должны овладеть навыками:
- практическими навыками поведения в различных ситуациях;
- умением определять опасные дорожные ситуации и пути безопасного решения;
- знать основные знаки и термины дородного движения;
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать своё поведение на дорогах;
- уметь пользоваться общественным транспортом
Формы контроля:
_ ответы на вопросы;
- разрешение дорожных ситуаций по картинкам;
- сюжетно – ролевая игра, викторины.
№ | Содержание | Дата | ЗУН | Методы и формы | Коррекционная работа | |
1. | Дорога в школу | 01.09 | Расширить представление детей о назначении дороги, о правилах движения машин и пешеходов | Беседа. Тренировка на разметке. | Развитие внима ния. | |
2. | Путешествие в страну дорожных знаков | 13.10 | Расширить представление детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешехода. | Беседа, наглядные пособия | Развитие внимания и наблюдательности | |
3. | На наших улицах | 10.11 | Расширить и закрепить представление детей о внешнем виде различных машин и их назначении, о существовании ПДД. | Беседа, наглядные пособия. | Развитие речи, памяти. | |
4. | Мы пассажиры | 15.12 | Познакомить с правилами поведения в транспорте, Показать, как нужно обходить трамвай и автобус. | Сюжетно – ролевая игра | Развитие речи, памяти. | |
5. | Где можно играть | 12.01 | Закрепить знания детей о безопасности при проведении подвижных игр на улице, убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части. | Беседа с примерами поведения детей. | Развитие мышления, речи. | |
6. | Мы учимся соблюдать правила дорожного движения | 16.02 | Закрепить правила уличного движения. Рассказать о назначении тротуарной дорожки, и что делать, если её нет? | Беседа, тренировка на разметке. | Развитие внимания. | |
7. | Правила движения для велосипедистов | 16.03 | Познакомить учащихся с правилами движения велосипедистов. Развивать внимание и наблюдательность. | Беседа. Показ видеоролика. | Развитие внимания и наблюдательности. | |
8. | Викторина «Как мы знаем ПДД» | 11.05 | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. | Викторина – соревнование. | Развитие внимания и наблюдательности |
Противопожарная безопасность
Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще. Во многом зависит от его просвещенности, в том числе о осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах готовности противостоять опасностям огня , которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния, степные пожары), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легковоспламеняющиеся жидкости, пожароопасные объекты и т.п) – повсюду, где мы живём, трудимся, отдыхаем.
В век новейших технологий, увеличением электрических бытовых приборов, большой разновидности пиротехники, предлагаемой порой незаконно, мы – взрослые, должны предостеречь и защитить наших детей от неминуемой беды – пожара.
Цель: Знакомство с причинами возникновения пожаров, умение правильно действовать в случае обнаружения пожара.
Задачи:
- разъяснить возможные варианты вызова помощи при пожаре;
- научить действиям правильного выхода из горящего помещения;
- рассказать об опасных последствиях при самостоятельном и неумелом пользовании электрическими приборами и пиротехникой;
- познакомить с назначением спичек, с опасными последствиями игры с ними, с самовольным разжиганием костров;
- дать понятие, что такое печное отопление и чем опасно оно;
- познакомить с ситуациями, в которых необходимо срочно покинуть опасное помещение.
№ | Содержание | Дата | Знания, умения, навыки | Методы | Коррекционная работа |
1. | Природная стихия огонь | 15.09 | Закрепить знание правил пожарной безопасности | Чтение Рисование | Развитие памяти, речи.. |
2. | «Лесные пожары» | 06.10 | Повторить с детьми как, избежать лесных пожаров. Кто страдает от пожаров в лесу. Прививать любовь и чувство жалости к лесным жителям. | Объяснительный Наглядный | Развитие памяти, мышления, воображения. |
3. | «Ты остался дома один» | 03.11 | Учить соблюдать правила пожарной безопасности. Звонить «01», методы самосохранения, осторожного обращения с огнем. | Наглядный Рисование | Развитие мышления. |
4. | «Спички детям не забава» | 08.12 | Продолжать работу с детьми по правилам пожарной безопасности. Объяснить, что спички детям не игрушки. | Рисование Объяснительный | Развитие воображения, мышления |
5. | Если возник пожар | 26.01 | Отработать последовательность действий | Практический | Развитие мышления, речи. |
6. | От маленькой искры возгорится пламя | 02.02 | Тренировать умение находить решение в чрезвычайных ситуациях | Сюжетно-ролевая игра | Развитие логического мышления |
7. | Какие действия предпринять при пожаре? | 02.03 | Отработка навыков вызова по телефону пожарной службы 01, 010,112. | Сюжетно-ролевая игра | Развитие речи, памяти |
8. | «Осторожно – электричество!» | 06.04 | Рассказать, как может возникнуть пожар в результате не исправных электроприборов | Беседа. Наглядный метод. | Развитие памяти, речи |
9. | «А сам, чуть не сгорел!» Итоговое занятие | 04.05 | Закрепить приобретенные детьми знания о противопожарной безопасности через игровые формы. Способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся и переносу полученных знаний в реальную жизнь | КВН – «Мы юные пожарники» | Развитие речи, мышления, памяти. |
Развитие творческого воображения
Для успешного обучения в школе, в детях необходимо развивать наблюдательность, эстетическое восприятие прекрасного в окружающей действительности и искусстве. Это даёт детям возможность самостоятельно рассматривать предметы, наблюдать явления. Дети учатся сравнивать, анализировать свойства предметов, что обогащает их сенсорный опыт и помогает передавать предметы в рисунке, лепке, аппликации с натуры.
Дети будут изображать характерную форму, цвет, пропорции, предварительно обследуя предмет. Они учатся сравнивать полученное изображение с натурой.
Цель: Развитие эстетического вкуса и художественного мышления обучающихся.
Задачи:
- развивать творческое воображение обучающихся, их фантазии, художественный вкус, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- научить умению пользоваться ножницами, всеми видами клея;
- научить использовать природный материал при изготовлении панно и других поделок;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие;
- совершенствовать технические умения и навыки.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся к концу учебного года должны овладеть:
- начальными навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования;
- стараться передать в рисунке, лепке, аппликации сходство с реальными
предметами или явлениями.
Формы контроля:
- выставки детского творчества в классе и школе.
№ | Содержание | Дата | Знания, умения, навыки | Методы формы | Коррекционная работа |
1. | «Мир красок. Радуга» | 03.09. | Познакомить детей с основными цветами спектра. Формировать умение смешивать краски. Развивать у учащихся навыки учебного сотрудничества. | Беседа Практическая работа | Развитие мышления, памяти |
2. | «Путешествие в осень» | 10.09. | Представить многоцветье осени, учить выражать свой эмоциональный настрой с помощью рисунка | Наглядный материал Практическая работа | Развитие памяти, общей моторики. |
3. | «Урок пластики» | 24.09. | Обучить технике работы с белой глиной. | Объясни тельный Практический | Развитие мышления, мелкой моторики. |
4. | «Ковер из осенних листьев» | 01.10. | Познакомить детей с техникой «набрызгивание» и «печатание» | Иллюстрационный, практический. | Развитие творческого мышления. |
5. | «Волшебни ца Осень» | 08.10.
| Обобщить и закрепить знания детей об осени. Изготовление панно из засохших растений. Закреплять умение детей создавать сюжетную, декоративную композицию. Упражнять детей в создании коллективной композиции. | Словесно-иллюстративный | Развитие творческого воображения |
6. | «Любимое животное» | 15.10. | Воспитывать любовь к животным. Учить передавать в рисунке характерные особенности животных. | Словесно-объяснительный Практический. | Развитие образного мышления. |
7. | «Мое настроение в цвете». | 22.10. | Учить детей передавать свое настроение с помощью цвета и абстрактного рисунка | Словесно-объяснительный Практический | Развитие мышления и речи. |
8. | «Природа –матушка» | 29.10. | Научить детей изготавливать аппликацию с помощью природных материалов. Способствовать развитию фантазии и изобретательности. | Объяснительный. Практический | Развитие мышления |
9. | «Чудо – бумага» | 05.11. | Формировать умение изготавливать бумажные игрушки из бумаги по выкройке. Развивать творческие способности детей. | Практический. | Развитие внимания, моторики. |
10. | Техника оригами «Бумажная сказка» | 12.11. | Познакомить с техникой изготовления предметов из бумаги. | Рассказ Практическая работа | Развиватие внимания, мелкой моторики. |
11. | Квиллинг «Бумажная сказка» | 19.11. | Познакомить детей с техникой квиллинга. | Практическая работа | Развитие мелкой моторики, воображения. |
12. | «Волшебная комната» | 26.11 | Научить моделированию комнаты и обстановки в ней. Конструированию и моделированию из кубиков и лего. | Иллюстративный. Практический | Развитие творческого воображения |
13. | «Празднечное полотенце» Рисование восковыми мелками с нанесением фона акварелью | 03.12. | Учить детей видеть красоту народного быта. Учить создавать узор на полосе, чередовать два цвета. Бурятский орнамент. | Словесно-иллюстративный Практический | Развитие творческого воображения |
14. | Готовимся к празднику | 10.12. | Научить детей делать новогодние игрушки из цветной бумаги. Приучить детей к алгоритму трудовой деятельности. Воспитывать самостоятельность. | Словесный. Практический. | Развитие творческого мышления, воображения. |
15. | «Снеговик». Аппликация. Детальное вырезание. | 17.12. | Научит творчески мыслить, приобретению навыков работы с ножницами, бумагой и клеем. | Объяснительный, Практический, наглядный. | Развитие воображения, мышления. |
16. | «Украшение варежек Снегурочки» Рисование красками. | 24.12. | Побуждение к эстетическим преобразованиям, развитие творческого мышления. | Практический. | Развитие мышления, моторики. |
17. | «Кухонная посуда». Предметная лепка с натуры. | 14.01. | Познакомить с техникой лепки пластилином. Уметь передавать размерные признаки предмета. | Объяснительный. Практический. | Развитие мелкой моторики. |
18. | «Ягодки на тарелочке, грибы в корзинке, фрукты в вазочке». Лепка из пластилина по представлению. | 21.01 | Познакомить детей с сюжетной композицией. Составление композиции из отдельных работ. | Практический. Коллективный. | Развитие мышления. |
19. | «Бурятский орнамент». Рисунок на пластилине. | 28.01. | Приобщать детей к духовной культуре. Познакомить с специфическими приемами рисунка. | Практический. | Развитие мелкой моторики. |
20. | «Папин праздник». Аппликация. | 04.02. | Научить работать с ножницами. Изготавливаем подарочную открытку для папы. | Практический. | Развитие мышления, воображения. |
21. | «Животные» Лепка по представлению «Домашние животные» | 11.02. | Научить изображать животных увиденных во дворе, зоопарке, на улице. Научить передавать образ предмета, который они когда-то наблюдали. | Практический. | Развитие памяти. |
22. | «Животные» Лепка по представлению «Дикие животные» | 18.02. | Научить изображать животных увиденных во дворе, зоопарке, на улице. Научить передавать образ предмета, который они когда-то наблюдали. | Практический. | Развитие памяти, мышления. |
23. | «Цветочек с листиками». Подарок для мамы. Аппликация. Работа с цветной бумагой и клеем. | 25.02. | Дать понятие, что такое аппликация. Показать на примере как изготавливается аппликация. Учить равномерно распределять элементы аппликации на поверхности бумаги. Составить заданный рисунок. Учить равномерно наносить клей на элементы. Воспитывать аккуратность. | Практический. | Развитие мелкой моторики, воображения. |
24. | «Склеим яйцо». | 04.03. | Познакомить детей с техникой «папье-маше». | Практический. | Развитие мелкой моторики, творческого воображения. |
25. | «Распишем яйцо». | 11.03. | Развивать творческое мышление, совершенствование навыков работы с акварельными красками. | Практический. | Развитие мелкой моторики. |
26. | «Красный, желтый, зеленый». Аппликация «Светофор». | 18.03. | Повторить правила дорожного движения. Познакомить с сигналами светофора. | Словесно- иллюстративный. | Развитие мелкой моторики, внимания. |
27. | «Трава на лугу». Рисование. | 08.04. | Учить рисовать короткими штрихами, располагать штрихи (траву) по всей нижней поверхности листа. | Практический. | Способствовать обогащению словарного запаса. Обратить внимание на сложные слова. |
28. | «Чудо - мячики». Изготовление мягкой игрушки. | 15.04. | Познакомить со способом изготовления мягкой игрушки из поролона. | Практический. | Развитие мелкой моторики. |
29. | «Ковер для Барби». | 22.04. | Познакомить со способом прямого плетения из полосок бумаги. | Практический. | Развитие мелкой моторики. |
30. | «Бумажные куклы и наряды для них». | 29.04. | Учить детей, складывая бумагу в несколько слоев, вырезать сразу много фигур, закреплять навыки пользования клеем, навыки наклейки. Закрепить технику вырезания. | Практический. Объяснительный. | Формирование мышления. |
31. | «Робот- загадочная кукла» Работа с конструктором. | 13.05. | Учить самостоятельно принимать решение, догадываться, экспериментировать. | Практический. | Развитие мышления. |
32. | «Автомобиль будущего». Рисование. | 20.05. | Учить творческому подходу к решению поставленной задачи, проявляя выдумку, совершенствовать навыки рисования. | Практический. | Развитие мышления. |
Трудовая деятельность
Труд - это источник существования человека и общества, источник материальных и духовных благ. Подготовка к труду начинается задолго до самой трудовой деятельности. Становление человека как личности, его самоопределение неразрывно связано с поэтапным познанием окружающего мира, начиная с рождения и на протяжении всей жизни. Школьные годы- это период колоссального развития талантов, навыков, которые дальнейшем он применяет и корректирует. Поэтому вопрос трудовой деятельности в школе не теряют своей актуальности и в современном мире.
Трудовая деятельность школьника, начинается с простых действий по самообслуживанию и с выполнения поручений. Воспитательная ценность работы детей заключается в том, что они приучаются выполнять обязанности, испытывать радость для общей пользы, труда для других; дети приобщаются к простейшим формам сотрудничества: помощь друг другу, более слабому, справедливое распределение работы. Нравственная сторона трудовой деятельности детей имеет первостепенное значение.
Цель: Расширять представление о формах труда, развивать трудовые навыки, формировать психологическую готовность трудиться.
Задачи:
- формировать представление о всех видах труда;
- формировать нравственно – эстетическое отношение к целям, процессу, и результатам труда;
- воспитывать аккуратность во всем, самостоятельность, желание и умение довести начатое дело до конца.
Ожидаемый результат: обучающиеся к концу учебного года должны овладеть элементарными навыками в доступных им видах хозяйственной деятельности., том числе, труда в природе и ручного труда.
№ | Содержание
| Дата | ЗУН | Методы формы | Коррекционная работа. |
1. | Уход за растениями и за живым уголком класса. | Первая, четвертая пятница каждого месяца. 04.09 25.09 02.10 23.10 27.11 04.12 25.12 22.01 05.02 26.02 05.03 26.03 02.04 23.04 07.05 28.05 | Изучить названия декоративных рыб и птиц, их разновидности, место и среду обитания. Научиться способам чистки аквариума, как правильно это делать. Назначить ответственных. Изучить литературу о данных животных и уходу за ними. Овладеть навыками ухода за животными. Расширять представления детей о растениях, приучать заботиться о комнатных растениях.
| Практический. Объяснительный. | Развитие мышления, внимания, памяти. |
2. | «Генеральная уборка» класса. | Вторая пятница каждого месяца. 11.09. 09.10. 13.11. 11.12. 12.02. 12.03. 09.04. 14.05. | Рассказать о последовательности действий при уборке в классе или дома. Рассказать, какими моющими средствами можно пользоваться и как. Объяснить, какие предметы нельзя намачивать при уборке. Научить умениям пользоваться бытовыми и электро-нагревающими приборами. Научить, как предохранить руки от вредного воздействия на кожу моющих средств. | Практический. | Развитие речи, памяти, мышления. |
3. | «Порядок на книжной полке» Приводим в порядок учебники, тетради, художественные книги». | Третья пятница каждого месяца. 18.09. 16.10. 20.11. 18.12. 15.01. 19.02. 19.03. 16.04. 21.05. | Научить ремонтировать книги, работать с клеем, скотчем, оберточным материалом. Научить заклеивать порванные странички. Выбрать ответственного за учебники и классную библиотеку. | Практический. Объяснительный. | Развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику. |
Формы контроля:
- поручение посильной самостоятельной работы;
-организация дежурства.
Методическая работа
№ | Содержание | Сроки | Мероприятия |
1. | Методическая проблема: «Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста». | Ноябрь месяц, каникулярное время. | Выступление с сообщением на методическом объединении. |
2. | Тема самообразования: «Формирование экологических знаний и представлений у детей младшего школьного возраста». | Март месяц, каникулярное время. | Выступление с докладом на методическом объединении. |
Работа с родителями
Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Общение с родителями, вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, организованная деятельность по формированию ценностно – ориентированных отношений между семьёй и школой – важная задача для педагогов. Следствием такой организации педагогического воздействия становится активное участие родителей в воспитании и формировании ценностных ориентиров не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители, как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Первое и решающее условие положительного направления взаимодействия – доверительные отношения между воспитателем и родителями, как самостоятельная ценность, формируемая в процессе сотрудничества семьи и школы. Чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность в успехе, уверенность в своих силах. Я использую следующие формы организации:
- консультативно – рекомендательная;
- информационно - просветительная;
- организация родительских консультаций, дней открытых дверей;
- посещение семей;
- наглядная пропаганда;
- родительские собрания.
Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому, или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
План работы с родителями на 2020 -2021 учебный год
№ | Мероприятие | Задачи | Сроки |
1. | Ознакомительная беседа | Выяснить социальное положение, место работы родителей. Составить социальный паспорт. Ознакомить с режимными моментами, разъяснить требования к школьным принадлежностям, предметам личной гигиены. Разработать план мероприятий с участием родителей. Выбрать родительский актив. | Сентябрь |
2. | «Воспитание культуры поведения школьников» Тематическая беседа | Дать дополнительные знания родителям. Сопоставить прежние знания с новыми. | 1 четверть |
3. | «Физическое воспитание детей школьного возраста» | Дополнительная информация. Практические советы. | 2 четверть |
4. | «Здоровый быт в семье» | Практические советы. Рассказать, как создать содержательный досуг детей. | 3 четверть |
5. | Итоговое родительское собрание | Подвести итоги учебного года, анализ совместной работы с родителями. | 4 четверть |
6. | Посещение учащихся на дому | Обследование домашних бытовых условий. | В течении учебного года, по мере необходимости. |
7. | Выпустить уголок для родителей несущий полезную информацию | Дополнительные знания. | В течении учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края" на 2020-2021 учебный год
Программа внеурочной деятельности на 2020- 2021 учебный годНазвание программы: Природа родного краяНаправление программы: эколого-биологическоеКласс 2 Рабочая программа пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...
Рабочие программы 2020-2021/ 1 класс/ вариант 7.2
Вариант 7.2 адаптированной программы необходим обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально ...
Рабочая программа 2020-2021/1 класс
Рабочие программы для 1 класса по предметам: математика, обучение грамоте, окружающий мир, технология, ИЗО, родной русский язык, литературное чтение на родном языке....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год
Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного об...
Рабочая программа 2020-2021 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального закона РФ "Об образовании", Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", в соответствии с требовани...